Решение по делу № 33-8485/2022 от 26.08.2022

УИД 91RS0022-01-2022-001306-14

Дело в суде первой инстанции № 2-1302/2022 судья Бойко З.А.

Дело в суде апелляционной инстанции № 33-8485/2022

Резолютивная часть апелляционного определения оглашена 28.09.2022

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 05.10.2022

Апелляционное определение

28 сентября 2022 года                         г. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Лозового С.В.,

судей Хмарук Н.С., Калюбиной А.Г.,

при секретаре судебного заседания Дмитриковец Л.Д.,

с участием прокурора Шалевой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лозового С.В.

гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Феодосии Республики Крым в интересах Черненко Нины Михайловны к Администрации г. Феодосии Республики Крым о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма,

по апелляционной жалобе Администрации г. Феодосии Республики Крым на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 27 июня 2022 года, которым постановлено:

«Исковые требования заместителя прокурора города Феодосии Республики Крым удовлетворить.

Обязать Администрацию города Феодосии Республики Крым предоставить не позднее 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда Черненко Нине Михайловне ДД.ММ.ГГГГ года рождения (на состав семи 2 человека, в том числе: сын - Черненко Сергей Владимирович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не менее нормы предоставления в пределах муниципального образования городской округ Феодосия города Феодосии Республики Крым»,

установила:

Заместитель прокурора города Феодосии Республики Крым обратился в суд с иском в интересах Черненко Нины Михайловны к Администрации города Феодосии Республики Крым, в котором просил возложить на ответчика обязанность предоставить Черненко Н.М. на состав семьи 2 человека благоустроенное жилое помещение по договору социального найма не менее нормы предоставления в пределах муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым не позднее 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование иска истец указал, что прокуратурой города Феодосии Республики Крым проведена проверка по обращению Черненко Н.М., в ходе проведения которой установлено, что Черненко Н.М. зарегистрирована по адресу: <адрес>. Право собственности на указанную квартиру зарегистрировано за муниципальным образованием городской округ Феодосия Республики Крым. Постановлением администрации г. Феодосии от 16.01.2019 № 195 указанное жилое помещение признано непригодным для проживания и установлен срок отселения физических лиц из него до 01.12.2019. Вместе с тем, до настоящего времени Администрацией г. Феодосии Республики Крым истцу иное жилое помещение не представлено.

В судебном заседании суда первой инстанции прокурор просил иск удовлетворить по изложенным в нем основаниям.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных истцом требований.

Истец Черненко Н.М., третье лицо Черненко С.В., представитель третьего лица МКУ «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым» в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судом постановлено приведенное выше решение.

Не согласившись с решением суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в иске.

В частности апеллянт ссылается на то, что суд первой инстанции не принял во внимание то, что в настоящее время свободные жилые помещения, отвечающие санитарным и техническим требованиям, отсутствуют.

Также апеллянт указывает, что суд не учел, что постановлением Администрации г. Феодосия Республики Крым № 1021 от 05.04.2022 были внесены изменения в постановление № 195 от 16.01.2019, в соответствии с которым срок отселения граждан из аварийного жилья продлен до 01.04.2023.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.

Извещенные о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с требованиями ст. 113 ГПК РФ другие лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.

Исходя из приведенных обстоятельств и руководствуясь нормами ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, заслушав пояснения прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 195 ГПК Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Из существа разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» следует, что решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или права (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Обжалуемое решение суда первой инстанции соответствует вышеизложенным требованиям.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

Данная норма Закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

В соответствии с ч. ч. 1, 3 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, в том числе, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение признано непригодным для проживания.

Согласно разъяснениям, данным в п. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", по смыслу находящихся в нормативном единстве положений ст. 69 ЖК РФ и ч. 1 ст. 70 ЖК РФ лица, вселенные нанимателем жилого помещения по договору социального найма в качестве членов его семьи, приобретают равные с нанимателем права и обязанности при условии, что они вселены в жилое помещение с соблюдением предусмотренного ч. 1 ст. 70 ЖК РФ порядка реализации нанимателем права на вселение в жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи.

Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован ст. 86 - 89 ЖК РФ.

В силу положений ч. 1, 2 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.

В соответствии с п. 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ.

Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).

В соответствии с п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством РФ установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

Из разъяснений, данных Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года (ответ на вопрос 3), следует, что определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Черненко Н.М. зарегистрирована по адресу: <адрес>, и проживает в указанном жилом помещении на условиях социального найма.

Право собственности на указанную квартиру зарегистрировано в ЕГРН за муниципальным образованием городской округ Феодосия Республики Крым.

Постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 22.03.2012 № 1094 Черненко Н.М., состоящая на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, с составом семьи 2 человека, в том числе: заявитель - Черненко Н.М., сын - Черненко С.В., включена во внеочередной список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий согласно пункту 1 части 2 статьи 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации.

В настоящее время, Черненко Н.М. состоит в общегородском списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий под номером 1025, во внеочередном - под номером 6.

Постановлением администрации г. Феодосии от 16.01.2019 № 195, указанное жилое помещение признано непригодным для проживания и установлен срок отселения физических лиц из него до 01.12.2019.

Из технического заключения Ф.18.70-Т3, имеющегося в материалах дела (л.д. 14, 15) следует, что проживание в квартире <адрес> невозможно и опасно для жизни и здоровья.

Вместе с тем, Администрацией г. Феодосии Республики Крым истцу другое жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим требованиям, не было представлено в срок, указанный в постановлении от 16.01.2019 № 195.

05.04.2022 Администрацией г. Феодосии Республики Крым было принято постановление № 1021, которым внесены изменения в постановление Администрации г. Феодосии от 16.01.2019 № 195.

Согласно новой редакции указанного постановления, срок отселения физических лиц из жилого помещения <адрес> в <адрес> продлен до 01.04.2023. Однако, продление указанного срока должным образом ответчиком не мотивировано и не обосновано.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований, руководствуясь положениями ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст. 51, 57, 85 - 89 ЖК РФ, суд первой инстанции исходил из объективной нуждаемости истца в предоставлении жилого помещения, учитывая, что Черненко Н.М. является нанимателем жилого помещения, признанного в установленном законом порядке аварийным и непригодным для проживания, проживание в котором опасно для жизни и здоровья, истец имеет право на предоставление вне очереди другого жилого помещения по договору социального найма (то есть на том же праве, что и жилое помещение, принадлежащее ей в аварийном доме), которое должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте соответствующего населенного пункта.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они соответствуют фактически обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Доводы апеллянта об отсутствии свободных жилых помещений и о продлении срока отселения граждан из аварийного жилья отклоняются коллегией судей, поскольку проживание в жилом помещении, признанном аварийным и непригодным для проживания, опасно для жизни и здоровья, продление срока отселения ответчиком не мотивировано и не обоснованно. При этом, следует учитывать, что суд, принимая во внимание возражения ответчика, указал в решении на то, что предоставление жилого помещения должно быть осуществлено в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления судебного постановления в законную силу, т.е. учитывая, что решение суда вступает в силу 28.09.2022, обязанность ответчиком по предоставлению жилого помещения истца должна быть исполнена не позднее 28.03.2023, что свидетельствует о том, что суд учел обстоятельства настоящего дела и исходил из соблюдения баланса интересов спорящих сторон.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы, не могут служить поводом к его отмене или изменению, поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленным по делу доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, основания для признания результата оценки доказательств неправильным отсутствуют, нормы материального права судом применены верно, нарушений норм процессуального права не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 27 июня

2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Феодосии Республики Крым без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-8485/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Черненко Нина Михайловна
Заместитель прокурора г.Феодосии РК
Ответчики
Администрация г.Феодосия
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Лозовой Сергей Васильевич
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
26.08.2022Передача дела судье
28.09.2022Судебное заседание
19.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.10.2022Передано в экспедицию
28.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее