Решение по делу № 2-653/2024 от 05.08.2024

Дело № 2-653/2024

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Дальнереченск                                     6 сентября 2024 г.

    Дальнереченский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи И. А. Тур, при секретаре Е. Н. Ганжа, с участием представителя истца помощника прокурора Т. С. Афанасьевой, истца М. А. Асатиани, представителя ответчика администрации Дальнереченского городского округа А. А. Столяровой, представителя ответчика КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» А. Н. Шмелева, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и. о. Дальнереченского межрайонного прокурора в интересах Асатиани М.А. к Администрации Дальнереченского городского округа, КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» о признании права на получение единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в связи с чрезвычайной ситуацией,

У С Т А Н О В И Л:

И. о. Дальнереченского межрайонного прокурора обратился в суд с иском в интересах М. А. Асатиани к администрации Дальнереченского городского округа, требуя признания за ним права на получение выплат в связи с чрезвычайной ситуацией, взыскания в его пользу выплат в связи с чрезвычайной ситуацией. В обоснование указано, что Дальнереченской межрайонной прокуратурой по обращению М. А. Асатиани проведена проверка соблюдения прав граждан на получение установленной законом единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по результатам которой установлено, что администрация Дальнереченского городского округа в нарушение норм, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -пп «Об утверждении Порядка оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» допустила нарушение прав истца в части лишения М. А. Асатиани права в назначении выплаты единовременной материальной помощи гражданину, пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации, в назначении выплаты финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации по основаниям не установления факта проживания последнего по адресу: <адрес>, подавшего в зону затопления, при том, что М. А. Асатиани зарегистрирован по указанному адресу, иного жилого помещения не имеет.

    В ходе рассмотрения дела истец исковые требования уточнил, привлёк в качестве соответчика КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>», просил признать за М. А. Асатиани право на получение единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданину, пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации; обязать включить М. А. Асатиани в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданину, пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации.

    Для участия в деле в качестве третьих лиц без заявления самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечены: <адрес> и Министерство труда и социальной политики <адрес>.

    Ответчик администрация Дальнереченского городского округа в письменных возражениях с требованиями не согласился по следующим основаниям. В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее Закон № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Согласно ч. 1 ст. 1 Закона № 68-ФЗ под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайные ситуации классифицированы на ситуации локального, муниципального, межмуниципального, регионального, межрегионального и федерального характера в зависимости от количества пострадавших людей, территории её распространения, размера материального ущерба. При введении режима чрезвычайной ситуации в зависимости от классификации чрезвычайных ситуаций, а также от иных факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, устанавливается, в том числе местный уровень реагирования - решением главы муниципального образования при возникновении чрезвычайной ситуации муниципального характера и привлечении к её ликвидации сил и средств организаций и органов местного самоуправления. В связи с нарушением жизнеобеспечения населения Дальнереченского городского округа на территории Дальнереченского городского округа ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы Дальнереченского городского округа за -пг на территории Дальнереченского городского округа был введён режим чрезвычайной ситуации муниципального характера. Из-за сложившейся обстановки на территории Дальнереченского городского округа в связи с подтоплением жилых домов из-за чрезвычайной ситуацией, постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -пг «О чрезвычайной ситуации регионального характера» на территории Дальнереченского городского округа был введён режим чрезвычайной ситуации регионального характера. ДД.ММ.ГГГГ постановлением <адрес> за -пп утверждён Порядок оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее Порядок -пп). Согласно п. 1.5 Порядка -пп лица, указанные в п. 1.2. настоящего Порядка, вправе обратиться за оказанием единовременной материальной помощи, финансовой помощи не позднее двух месяцев со дня введения режима чрезвычайной ситуации. В пункте п. 2.1. Порядка -пп указаны условия осуществления назначения единовременной материальной помощи, финансовой помощи: проживание заявителя в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации при введении режима ЧС; утрата заявителем частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника ЧС. Подтверждение фактов осуществляется комиссиями, создаваемыми органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес>, на основании критериев, утверждённых органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес>, на территории которых введён режим чрезвычайной ситуации (п. п. 2,2, 2.3 Порядка -пп). Соответствующие комиссии администрацией были созданы на основании Постановления от 24.056.2024 -па, с изменениями, внесёнными Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ -па. Факт проживания лиц в жилых помещениях, которые попали в зону чрезвычайной ситуации при введении режима чрезвычайной ситуации, устанавливается на основании следующих критериев: - представленные правоустанавливающие документы, подтверждающие право собственности на жилое помещение; - регистрация по месту жительства; - регистрация по месту пребывания; - наличие договора аренды; - наличие договора социального найма; - наличие справок с работы, учёбы, медицинских организаций; - наличие документов, подтверждающих оказаний медицинских, образовательных, социальных услуг и услуг почтовой связи; - иные сведения. Не позднее двух рабочих дня со дня принятия решения о регистрации заявления должностное лицо направляет в Комиссию перечень лиц (ФИО) с указанием адреса места проживания для проведения комиссионного обследования на предмет установления обстоятельств, являющихся основанием для назначения единовременной материальной помощи, финансовой помощи. Каких-либо других документов в комиссию не предоставляют. Комиссия несёт ответственность за достоверность сведений, указанных в заключениях Комиссии (п. 2.4. Порядка -пп). Заключение Комиссии о подтверждении факта проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации при введении режима чрезвычайной ситуации, и установлении факта нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации или о подтверждении факта проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации при введении режима чрезвычайной ситуации, и установлении факта утраты заявителем имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации направляется через ПГС в течение 14 рабочих дней со дня принятия решения о регистрации (п. 4.2. Порядка -пп). Решение о назначении единовременной материальной помощи или об отказе в назначении единовременной материальной помощи, решение о назначении финансовой помощи или об отказе в назначении финансовой помощи принимается структурным подразделением КГКУ в срок не более одного рабочего дня со дня получения всех документов (сведений), необходимых для его принятия, но не позднее 15 рабочих дней со дня принятия решения о регистрации (п. 4.3. Порядка -пп). Основаниями для отказа в назначении единовременной материальной, финансовой помощи является в том числе неподтверждение Комиссией факта проживания заявителя в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации (п. 4.4. Порядка -пп). После того как вода ушла из дома по адресу: <адрес> Комиссия приехала по данному адресу для составления заключений, предусмотренных действующим законодательством. На основании заявлений граждан Комиссия составила заключения, согласно которым был установлен факт проживания ФИО2 и ФИО1, а также факты нарушения условий жизнедеятельности в результате поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации муниципального характера и утраты имущества первой необходимости. Факт проживания М. А. Асатиан установлен не был. Считает, что в данном случае под местом жительства понимается не место регистрации, а с учётом п. 1 ст. 20 ГК РФ, место постоянного или преимущественного проживания гражданина в жилом помещении, которое попало в зону ЧС. В целях установления факта проживания/не проживания граждан Комиссией проводился визуальный осмотр вещей первой необходимости (одежды, обуви, зубной щетки, спального места). По результату обследования Комиссией был составлен акт обследования материально-бытовых условий проживания семьи, согласно которому факт проживания М. А. Асатиани в <адрес> не был установлен. При составлении Комиссией заключений и акта обследования материально-бытовых условий проживания семьи, М. А. Асатиана не находился в доме. Поскольку факт проживания М. А. Асатиани установлен не был, отсутствуют основания для признания за ним права на выплату единовременной материальной, финансовой помощи гражданину, пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации регионального характера на территории Дальнереченского городского округа в июне 2024 г.

Ответчик КГКУ «ЦСПН ПК» в письменных возражениях с требованиями не согласился, считает их не подлежащими удовлетворению. В обоснование указал, что Порядок оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуацией природного и техногенного характера, установлен постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -пп «Об утверждении Порядка оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее Порядок). Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -пг «О чрезвычайной ситуации регионального характера» обстановка, сложившаяся на территории Дальнереченского городского округа признана чрезвычайной ситуацией регионального характера. В соответствии с п. 3.3 Порядка ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в КГКУ «ЦСПН ПК» с заявлениями о назначении финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и о назначении единовременной материальной помощи. ДД.ММ.ГГГГ заявления были перенаправлены из КГКУ «ЦСПН ПК» в Администрацию Дальнереченского городского округа для подтверждения фактов проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации при введении режима чрезвычайной ситуации, нарушения условий жизнедеятельности, а также установления факта утраты имущества первой необходимости. ДД.ММ.ГГГГ из Администрации Дальнереченского ГО были получены заключения Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми факт проживания М. А. Асатиани по адресу: <адрес> установлен не был. На основании данных заключений КГКУ «ЦСПН ПК» в отношении М. А. Асатиани были вынесены решения об отказе в назначении единовременной материальной помощи, финансовой помощи. Считает выводы, содержащиеся в заключениях Комиссии обоснованными, поскольку члены комиссии устанавливают наличие (отсутствие) обстоятельств, соответствующих критериям, утверждённым постановлением администрации Дальнереченского ГО от ДД.ММ.ГГГГ, непосредственно при выездном обследовании. Истец при обследовании Комиссией отсутствовал. При таких условиях Комиссия объективно не могла установить обстоятельства, подтверждающие факт проживания. Право на получение единовременной материальной помощи, финансовой помощи, в соответствии с п. 2.1 Порядка возникает при соблюдении следующих условий: проживание лица в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации при введении режима чрезвычайной ситуации, нарушение условий его жизнедеятельности, утрата лицом частично или полностью имущества первой необходимости. Таким образом, одним из юридически значимых обстоятельств, подлежащих установлению в судебном заседании при определении права на получение выплат, является проживание гражданина при введении режима ЧС в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации. При этом суд при установлении факта проживания не связан нормами постановления администрации Дальнереченского ГО от ДД.ММ.ГГГГ об установлении критериев проживания, поскольку последнее регламентирует деятельность Комиссии. Как неоднократно указывал Конституционный Суд, место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов. В качестве единственного доказательства Истцом представлена регистрация по месту жительства, которая сама по себе не доказывает фактического проживания Истца в жилом помещении на дату введения режима ЧС - ДД.ММ.ГГГГ. Между тем, Комиссией ДД.ММ.ГГГГ дополнительно составлен акт материально-бытовых условий проживания лиц по адресу: <адрес>, в соответствии с которым факт проживания М. А. Асатиани в жилом помещении также не был установлен.

    Третье лицо <адрес> в письменном отзыве не согласно с требованиями истца, в обоснование доводов сослалось на: Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Порядок оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утверждённого Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -пп. Указало, что назначение выплаты единовременной материальной помощи, финансовой помощи осуществляется структурными подразделениями КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» по месту жительства лиц, указанных в пункте 1.2 Порядка. Структурным подразделением КГКУ был проведён анализ представленных документов, определён факт частичной утраты имущества и выплачены денежные средства в размере, соответствующем частичной утрате имущества первой необходимости. КГКУ действовал в полном соответствии с представленными документами, в том числе, заключением Комиссии ОМСУ. В случае неправильного заполнения комиссией заключения КГКУ не должен нести ответственность за указанные ошибки, поскольку оказывает государственную услугу в полном соответствии с представленными документами.

Третье лицо Министерство труда и социальной политики <адрес> в отзыве на исковое заявление с заявленными требованиями не согласилось. В обоснование указало, что отношения, связанные с предоставлением единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате ЧС природного и техногенного характера, регламентированы Порядком оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утверждённым Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -пп (далее - Порядок). Назначение единовременной материальной помощи в соответствии с подпунктом «а» пункта 2.1 Порядка осуществляется при соблюдении следующих условий: проживание заявителя в жилом помещении, которое попало в зону ЧС, при введении режима ЧС; нарушение условий жизнедеятельности заявителя в результате воздействия поражающих факторов источника ЧС. Согласно подпункту «б» пункта 2.1 Порядка назначение финансовой помощи при условиях: проживание заявителя в жилом помещении, которое попало в зону ЧС при введении режима ЧС; утрата заявителем частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника ЧС. Подтверждение (неподтверждение) фактов проживания в жилых помещениях, которые попали в зону ЧС, при введении режима ЧС, установление (неустановление) фактов нарушения условий жизнедеятельности в результате ЧС, утраты имущества первой необходимости в результате ЧС осуществляется комиссиями, создаваемыми органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> (пункт 2.2 Порядка). Право собственности на жилое помещение либо наличие регистрации по месту жительства/пребывания по жилому помещению, попавшему в зону ЧС, не влечёт автоматического возникновения права у граждан на получение финансовой помощи и единовременной материальной помощи. Комиссия ОМСУ дважды выходила по адресу: Дальнереченск, <адрес> целью установления факта проживания М. А. Асатиани и нарушений условий его жизнедеятельности в результате произошедшей ЧС и утраты имущества первой необходимости, однако ни разу комиссия факт проживания не установила. Доказательств обратного истцом не представлено.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора на требованиях настаивала в полном объёме, ссылаясь на доводы искового заявления. Просила обратить решение к немедленному исполнению, чтобы реализовать право М. А. Асатиани на получение выплат.

Истец М. А. Асатиани требования поддержал, просил иск удовлетворить полностью. Показал, что обучается на пятом курсе высшего учебного заведения в <адрес>, где в общежитие ежегодно до 15 июня имеет регистрацию по месту пребывания. Зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, куда приезжает постоянно в период каникул, на выходные и праздничные дни, пользуется предметами домашней обстановки. В доме постоянно находятся его спальное место, личные вещи, одежда. После окончания 4-го курса, с ДД.ММ.ГГГГ находился на практике, затем приехал домой в <адрес>, другого жилья не имеет. Обратил внимание, что другие мужчины, кроме него, в доме не проживают, поэтому всю мужскую работу в доме и на приусадебном участке выполняет он.

Представитель ответчика администрации Дальнереченского городского округа настаивала на доводах письменных возражений, просила в иске отказать. Считает, что одной регистрации по месту жительства недостаточно для назначения выплат в связи с ЧС, поскольку для установления факта проживания в жилых помещениях, которые попали в зону чрезвычайной ситуации при введении режима ЧС, гражданин должен представить все документы, отвечающие критериях, указанным в п. 6 Положения -па. Дом по <адрес> края находится в зоне затопления, внесён в Список улиц и домов, пострадавших в результате ЧС. Истцу было отказано во внесение в Список граждан, нуждающихся в оказании материальной помощи как пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации, так как он фактически по адресу регистрации не проживает, личных вещей в доме не имеет. По её мнению заключения Комиссии являются безупречными, составленными в соответствии с действующими требованиями.

Представить третьего лица КГКУ «ЦСПН ПК» настаивал на письменных доводах, считает, что оснований для удовлетворения требований нет. Выводы комиссии изложены в заключениях, являются объективными. ДД.ММ.ГГГГ был дополнительно составлен акт обследования материально-бытовых условий лиц, проживающих по <адрес>. Факт проживания М. А. Асатиани не зафиксирован. Право на включении в Список для выплат наступает в случае: установления факта проживания, нарушения условий жизнедеятельности, утраты имущества. На дату введения ЧС, как того требует Порядок -пп, М. А. Асатиани в доме не проживал.

Выслушав участвующих лиц, изучив доводы участвующих лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа.

В соответствии с п. «в» ч. 2 ст. 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее Закон № 68-ФЗ) координационными органами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на муниципальном уровне являются комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований.

В силу п. «б» ч. 8 ст. 4.1 Закона № 68-ФЗ решением главы местной администрации муниципального округа или решением главы местной администрации городского округа при возникновении чрезвычайной ситуации муниципального характера и привлечении к её ликвидации сил и средств организаций и органов местного самоуправления муниципального округа, городского округа устанавливается введении режима чрезвычайной ситуации в зависимости от классификации чрезвычайных ситуаций, а также от других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации.

Согласно ст. 5 Закона № 68-ФЗ границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.

В соответствии с пп. «л» ч. 1 ст. 11 Закона № 68-ФЗ органы государственной власти субъектов РФ, в том числе принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ в соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

В соответствии с п. 2.2. постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -пп «Об утверждении Порядка оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее Порядок -пп) подтверждение (неподтверждение) фактов проживания в жилых помещениях, которые попали в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации, установление (неустановление) фактов нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, утраты имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации осуществляется комиссиями, создаваемыми органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> (далее - Комиссии).

Согласно п. 4.1 Порядок -пп структурное подразделение КГКУ в течение 14 рабочих дней со дня принятия решения о регистрации осуществляет проверку документов и информации, указанных в заявлении, в том числе с использованием сведений, полученных в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

Администрацией Дальнереченского городского округа ДД.ММ.ГГГГ принято постановление -па «О создании Комиссий по подтверждению (неподтверждению) фактов проживания граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в жилом помещении при введении режима чрезвычайной ситуации, а также об установлении (неустановлении) фактов нарушения условий жизнедеятельности, утраты имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся на территории Дальнереченского городского округа, и утверждении положения о Комиссиях по подтверждению (неподтверждению) фактов проживания Граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в жилом помещении при введении режима чрезвычайной ситуации, а также установлению (неустановлению) фактов нарушения условий жизнедеятельности, утраты имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся на территории Дальнереченского городского округа» (с изменениями, внесенными постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ -па).

В соответствии с приложением к указанному Постановлению утверждено Положение «О комиссиях по подтверждению (неподтверждению) фактов проживания Граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в жилом помещении при введении режима чрезвычайной ситуации, а также установлению (неустановлению) фактов нарушения условий жизнедеятельности, утраты имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся на территории Дальнереченского городского округа» (далее – Положение -па).

В соответствии с п. 6 Положения -па факт проживания лиц в жилых помещениях, которые попали в зону чрезвычайной ситуации при введении режима чрезвычайной ситуации, устанавливается на основании, в числе прочих критериев, в случае, когда гражданин зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации при введении режима чрезвычайной ситуации.

Неправомерные действия комиссии администрации Дальнереченского городского округа, которые нарушили социальные права М. А. Асатиани на получение соответствующих выплат в полном объёме, явились основанием для обращения прокурора в суд с настоящим иском.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, истец М. А. Асатиани, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.

В настоящее время истец является студентом 4 курса очной формы обучения ФГБОУВО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения» по основной образовательной программе, предусмотренной ст. 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Подвижной состав железных дорог. Начало обучения ДД.ММ.ГГГГ, предполагаемая дата окончания обучения ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением главы Дальнереченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ -пг «О введении на территории Дальнереченского городского округа режима чрезвычайной ситуации муниципального характера» на территории Дальнереченский городского округа был введён режим чрезвычайной ситуации муниципального характера и установлен местный уровень реагирования.

Постановлением главы Дальнереченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ -пг «О внесении изменений в постановление главы Дальнереченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ -пг «О введении на территории Дальнереченского городского округа режима чрезвычайной ситуации муниципального характера» были утверждены границы зоны чрезвычайной ситуации, к которым в том числе относится <адрес>.

Согласно п. 2 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -пг «О чрезвычайной ситуации регионального характера» обстановка, сложившаяся на территории Дальнереченского, Партизанского городских округов, Партизанского, Пожарского муниципальных округов, связанная с подтоплением жилых домов и отдельных территорий, признана чрезвычайной ситуацией и установлен региональный уровень реагирования.

Решениями КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в назначении выплаты единовременной материальной помощи, гражданину, пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации, в назначении выплаты финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации М. А. Асатиани отказано в связи с не установлением факта проживания последнего по адресу: <адрес>.

При этом согласно заключениям Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт нарушений условий жизнедеятельности по адресу: <адрес> факт утраты имущества первой необходимости.

Допрошенная с согласия участников процесса в судебном заедании свидетель ФИО1 суду пояснила, что является материю истца М. А. Асатиани, который проживает в месте с ней по адресу: <адрес>. В доме есть его спальное место, рабочий стол, сезонные вещи и предметы личной гигиены. Представитель комиссии при проведении осмотра дома, не проявила желания смотреть данные вещи, сославшись на личное отсутствие М. А. Асатиани.

Факт утраты имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации подтверждается фотографиями, на которых зафиксировано затопление дома внутри, а также приусадебного участка снаружи. Согласно фотографиям, вещи находящиеся в доме сложены и упакованы в различные свёртки и мешки, подняты на высоту окон, что подтверждает факт попытки жильцов спасти хоть какую-то часть личных вещей и предметов быта.

Отказывая М. А. Асатиани в получение единовременной материальной помощи как гражданину, пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации регионального характера на территории Дальнереченского городского округа в июне 2024 год, сторона ответчика сослалась на п. 6 Положения -па, в соответствии с которым основанием для отказа в назначении единовременной материальной помощи является не подтверждение факта проживания истца по месту регистрации по <адрес>, а также на то обстоятельство, что в соответствии с этим пунктом гражданин должен предоставить всю совокупность указанных в нём документов.

Суд не принимает доводы ответчика об отсутствии у истца права на получение единовременной материальной помощи гражданину, пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации регионального характера на территории Дальнереченского городского округа в июне 2024 года, по причине отсутствия истца по месту жительства в момент проведения комиссией администрации Дальнереченского городского округа проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

Истец, являющийся гражданином Российской Федерации, зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ и проживает в жилом доме, расположенном на земельном участке по адресу: <адрес>, с момента его рождения, иного жилого помещения не имеет.

По общему правилу место жительство определяется по месту регистрации гражданина. Наличие регистрации по месту жительства исключает для такого гражданина необходимость устанавливать факт проживания по месту регистрации. Временное отсутствие по месту жительства, в данном случае в связи с обучением, не должно ограничивать гражданина в реализации предоставленных ему прав.

Пункт 6 Положения -па предусматривает перечень документов, на основании которых Комиссия устанавливает факт проживания гражданина в определённом жилом помещении для назначения выплат. Наличие регистрации по месту жительства является самостоятельным критерием, не требующим дополнительных подтверждений договорами аренды или социального найма, регистрацией по месту пребывания и прочее.

Поскольку истец, являясь гражданином Российской Федерации, имел регистрацию по месту жительства на территории Дальнереченского городского округа, являлся одним из членов семьи владельца жилого дома, попавшего в зону затопления, своевременно обратился с заявлением на выплату, он должен был быть включён в списки пострадавших граждан для рассмотрения вопроса об оказании единовременной материальной помощи гражданину, пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации регионального характера на территории Дальнереченского городского округа в июне 2024 год.

С учётом установленных по делу обстоятельств, подтверждающих право истца на получение материальной и финансовой помощи, требования иска подлежат полному удовлетворению.

Учитывая особые условия наступивших для истца М. А. Асатиани последствий вследствие чрезвычайной ситуации, решение подлежит немедленному исполнению по правилам ч. 1 ст. 212 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 10, 14, 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить полностью требования и. о. Дальнереченского межрайонного прокурора, действующего в интересах Асатиани М.А..

Признать за Асатиани М.А., гражданином Российской Федерации, родившимся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> края, паспорт серии 08 21 , выдан УМВД России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения 270-002, право на получение единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданину, пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации.

Обязать КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» (ИНН 2537108468, ОГРН 1142537005566) включить Асатиани М.А., гражданина Российской Федерации, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> края, паспорт серии 08 21 , выдан УМВД России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения 270-002, зарегистрированного по месту жительства по адресу: <адрес>, в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданину, пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Дальнереченский районный суд.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья                                              И. А. Тур

2-653/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Асатиани Малхаза Автондиловича
Дальнереченский межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация Дальнереченского городского округа
Суд
Дальнереченский районный суд Приморского края
Дело на странице суда
dalnerechensky.prm.sudrf.ru
05.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.08.2024Передача материалов судье
06.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.08.2024Подготовка дела (собеседование)
22.08.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.08.2024Предварительное судебное заседание
06.09.2024Подготовка дела (собеседование)
06.09.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.09.2024Судебное заседание
06.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.10.2024Дело оформлено
06.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее