Решение по делу № 2а-763/2018 от 24.04.2018

2а-763/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 августа 2018 года с. Николо-Березовка РБ

Краснокамский межрайонный суд Республики Башкортостан

в составе председательствующего судьи Р.Р. Зиязтинова

при секретаре Камаловой Л.А.

рассмотрев административное исковое заявление Шаяпова Р.Х. к Заместителю главного государственного инспектора <адрес> по использованию и охране земель Ахметшину Г.С. о признании предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ № *** от ДД.ММ.ГГГГ, № *** от ДД.ММ.ГГГГ незаконными,

У С Т А Н О В И Л:

Представитель Шаяпова Р.Х., Богомазов А.А., действующий на основании доверенности, обратился в суд с вышеуказанным иском к Заместителю главного государственного инспектора Калтасинского<адрес> по использованию и охране земель Ахметшину Г.С. о признании, с учетом уточнений, предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ № *** от ДД.ММ.ГГГГ, № *** от ДД.ММ.ГГГГ незаконными, указывая, что предписанием об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ № *** от ДД.ММ.ГГГГ Шаяпову Р.Х. предписано оформить в установленном порядке права пользования земельным участком или освободить самовольно используемый земельный участок с кадастровым номером ***. ДД.ММ.ГГГГ Шаяпову Р.Х. тем же должностным лицом выдано аналогичное предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ № ***, содержащее такие же требования. Постановлением о назначении административного наказания по делу *** Шаяпов Р.Х., признан виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в самовольном занятии земельного участка, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5 000 рублей. Решением по административному делу Краснокамского межрайонного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ постановление *** отменено, дело возвращено на новое рассмотрение. С вынесенным в отношении Шаяпова Р.Х. предписанием не согласен, поскольку оно вынесено в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении, постановление по которому отменено. Между тем должностным лицом, вынесшим оспариваемое постановление, не исследованы в полном объеме доказательства и не дана надлежащая оценка доказательствам по делу. Шаяпову Р.Х. на праве аренды был выделен земельный участок с кадастровым номером *** по адресу: <адрес>, сельское поселение <адрес>, примерно в 1400 м на восток от д. <адрес>, по договору ***зем от ДД.ММ.ГГГГ В последующем данный участок был предоставлен Шаяпову Р.Х. в собственность на основании договора купли-продажи. На момент заключения договора аренды к данному земельному участку примыкала водная поверхность (озеро). На водной поверхности был расположен мост. Ему стало известно, что мостик строили местные жители <адрес>. Они предложили ему выкупить у них этот мостик. В одно время с заключением договора аренды земельного участка был заключен договор купли-продажи с одним из жителей д. Саузово. Согласно договору мост перешел в его собственность. Данные объяснения были приложены к материалам при рассмотрении дела об административном правонарушении. В связи с вышесказанным самовольного занятия земельного участка с кадастровым номером *** им не производилось. Данным мостом пользуются, в том числе жители д. Саузово для рыбалки, прогулок. Согласно ч. 3 ст. 6 Земельного Кодекса РФ земельный участок представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Однако территория, обозначенная под кадастровым номером *** фактически является водной поверхностью, а не земельным участком. Соответственно, размещение моста на водной поверхности не может расцениваться как самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1 КоАП РФ). Также Управление Росреестра по РБ не доказало факт того, что мост возведен им и используется исключительно им. Производство по делу возбуждено на основании обращения исполнительного директора некоммерческого партнерства «Охотничье-рыболовный клуб «Охотники за трофеями» ФИО3 Однако согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Таким образом, НП «ОРК «Охотники за трофеями» вправе обратиться в суд за защитой своих прав с негаторным иском, а при рассмотрении настоящего дела публично-правовые интересы не затронуты. Просит признать предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ № *** от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное заместителем главного государственного инспектора <адрес> по использованию и охране земель Ахметшиным Г.С. и предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ № *** от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное заместителем главного государственного инспектора <адрес> по использованию и охране земель Ахметшиным Г.С. незаконными.

Административный истец Шаяпов Р.Х. извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

В судебном заседании представитель административного истца Шаяпов Р.Х. Тимофеева Д.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, доводы административного искового заявления поддержала в полном объеме по указанным в исковом заявлении основаниям.

Административный ответчик заместитель главного государственного инспектора <адрес> по использованию и охране земель Ахметшин Г.С., исковые требования не признал, просил в иске отказать, по доводам, изложенным в возражении.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав предоставленные суду материалы, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст.218 КАС РФ предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч.9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок и основания принятия оспариваемого решения, в случае, если такой порядок установлен, а такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решения, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Согласно ч.1 ст.71 Земельного кодекса РФ под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.

В соответствии с положениями части 2 названной статьи Земельного кодекса РФ государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (далее также - органы государственного земельного надзора).

Согласно п.5.1.14 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01 июня 2009 года №457, а также п.2 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02 января 2015 года №1, к полномочиям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии отнесено, в том числе, осуществление государственного земельного надзора.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Росреестра по Республики Башкортостан ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ*** проведена внеплановая выездная проверка соблюдения Шаяповым Р.Х. обязательных требований земельного законодательства. Лицом, уполномоченным на проведение проверки, назначен Ахметшин Г.С. - заместителем главного государственного инспектора <адрес> по использованию и охране земель.

Поводом к возбуждению проверки послужило обращение исполнительного директора некоммерческого партнерства «Охотничье-рыболовный Клуб «Охотники за трофеями» ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ о том, что часть земельного участка используемого на праве аренды самовольно занято и используется Шаяповым Р.Х. незаконно.

В соответствии с ч.6 ст.71.1 Земельного кодекса РФ внеплановые проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации проводятся в случаях, в том числе, выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность; поступления в орган государственного земельного надзора обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан.

В соответствии с п.п.«а» п.3 вышеназванного Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02 января 2015 года №1, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор, кроме прочего и за соблюдением требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.

На основании пунктов 1, 5 ст.71 Земельного кодекса РФ должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право: осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации; выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.

Таким образом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ, в лице заместителем главного государственного инспектора <адрес> по использованию и охране земель Ахметшина Г.С., имело право производить проверку.

Согласно пунктам 57, 68, 71, 79, 81, 82 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 №486, о проведении внеплановой проверки гражданин уведомляется не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом; юридическим фактом - основанием для начала подготовки к внеплановой проверке является распоряжение о проведении проверки; по результатам внеплановой проверки должностным лицом Росреестра, проводящим проверку, составляется акт проверки в двух экземплярах; в случае нарушений требований законодательства Российской Федерации должностные лица выдают проверяемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений; к акту проверки прилагаются объяснения проверяемого лица, на которого возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, предписания об устранении выявленных нарушений, и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

Из представленных Управлением Росреестра по РБ отдел по <адрес> материалов внеплановой проверки в отношении Шаяпова Р.Х. усматривается, что процедура проведения проверки в отношении Шаяпова Р.Х. Управлением Росреестра по РБ отдел по <адрес> осуществлена с соблюдением требований действующего законодательства, в том числе положений вышеуказанного Административного регламента. Управлением Росреестра по РБ отдел по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ издано распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки, в котором указано в отношении кого проводится проверка (Шаяпов Р.Х.), в каких целях, кем проводится проверка (Ахметшиным Г.С. заместителем главного государственного инспектора <адрес> по использованию и охране земель), срок проведения проверки (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). Уведомление о проведении предстоящей проверки ДД.ММ.ГГГГ истцу было вручено в срок установленный законодательством.

По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ составлен Акт проверки ***, из которого следует, что указанная выездная проверка осуществлена в присутствии представителя Шаяпова Р.Х., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Богомазова А.А. и исполнительного директора некоммерческого партнерства «Охотничье-рыболовный Клуб «Охотники за трофеями» ФИО3, действующего на основании протокола заседания правления *** от ДД.ММ.ГГГГ, при осмотре земельного участка, установлено, что земельный участок с кадастровым номером ***, отнесен к землям для размещения объектов сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий, с разрешенным использованием по документу - Размещение охотничье рыболовной базы и кормовых полей. Земельный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Согласно регистрационной записи *** от ДД.ММ.ГГГГ.. в Едином государственном реестре прав (далее - ЕГРП) земельный участок с кадастровым номером ***, площадью    93166 кв.м.,    расположенный по адресу: <адрес> с/с, примерно в 1.5 км., на восток от д. <адрес> используется на праве аренды Некоммерческим партнерством "Охотничье- рыболовный Клуб "Охотники за трофеями",( ИНН: ***, ОГРН: *** на основании договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ *** и дополнительного соглашения о продлении договора аренды земельного участка *** от ДД.ММ.ГГГГ. от ДД.ММ.ГГГГ №б/н, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, *** Срок договора аренды по ДД.ММ.ГГГГ. На расстоянии 145м. от берега расположен участок в виде полуострова до которого сооружен пешеходный мост. На площадке установлен навес со скамейками. Согласно обращения исполнительного директора некоммерческого партнерство "Охотничье- рыболовный Клуб "Охотники за трофеями", ФИО3 данный пешеходный мост с площадками без разрешения, с самовольным захватом территории построил гр. Шаяпов Р.Х.. Площадь пешеходного моста с площадками составляет 496 кв.м. Согласно предоставленного договора купли- продажи от ДД.ММ.ГГГГ. данный пешеходный мост с площадкой принадлежит Шаяпову Р.Х. При этом в акте проверки отмечено, что правоустанавливающих документов на землю, оформленных в соответствии со ст.26 Земельного кодекса РФ, согласно которой права на земельные участки удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральной законом «О государственной регистрации недвижимости», на земельный участок под пешеходным мостом и площадкой у Шаяпова Р.Х. не имеются. Из указанного акта проверки усматривается, что представитель Шаяпова Р.Х., Богомазов А.А., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, с ним ознакомлен, копию документа получил ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ административному истцу выдано предписание *** об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, которым Шаяпову Р.Х. предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить указанное нарушение (оформить в установленном порядке право пользования земельным участком или освободить самовольно используемый земельный участок).

ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки по выполнению ранее выданного предписания, административному истцу выдано предписание *** об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, которым Шаяпову Р.Х. предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить указанное нарушение (оформить в установленном порядке право пользования земельным участком или освободить самовольно используемый земельный участок).

По утверждению Шаяпова Р.Х. оспариваемые предписания являются незаконными, нарушающими его права и законные интересы.

Анализируя указанные выше нормы права в их совокупности с установленными по делу доказательствами, суд приходит к выводу о том, что процедура проведения проверки в отношении Шаяпова Р.Х. уполномоченным на то органом назначена и проведена в соответствии с требованиями закона, предписание №*** от ДД.ММ.ГГГГ и предписание № *** от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации вынесено заместителем главного государственного инспектора <адрес> по использованию и охране земель в пределах его компетенции, по результатам выявленных в ходе проверки нарушений земельного законодательства.

Само по себе проведение проверки и выяснение обстоятельств, изложенных в предписаниях о нарушении правил землепользования, не влечет каких-либо нарушений прав проверяемого гражданина.

Из имеющихся материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении Шаяпова Р.Х. был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 7.1 КоАп РФ. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Шаяпов Р.Х. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушение предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей. Указанное постановление было обжаловано и решением *** межрайонного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ дело было направлено на новое рассмотрение. Далее, решение *** межрайонного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ было обжаловано заместителем главного государственного инспектора <адрес> по использованию и охране земель Ахметшиным Г.С. Решением Верховного Суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ жалоба заместителя главного государственного инспектора <адрес> и <адрес> Республики Башкортостан по использованию и охране земель Ахметшина Г.С. удовлетворена частично. Постановление заместителя главного государственного инспектора <адрес> и <адрес> по использованию и охране земель Ахметшина Г.С. *** от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи *** межрайонного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Шаяпова Р.Х., отменено, производство по делу прекращено на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. При этом как следует из решения ВС РБ от ДД.ММ.ГГГГ (л.4), Шаяпов использует часть земельного участка не имея предусмотренных законодательством РФ прав на указный земельный участок, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, факт самовольного занятия земельного участка Шаяповым Р.Х. имел место, правоустанавливающие документы на занятый земельный участок, площадью 496 кв.м. отсутствуют, о чем составлен акт и протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ Факт нахождения, принадлежащего (договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ) и используемого административным истцом пешеходного моста и площадок, на данном земельном участке, не отрицается и самим Шаяповым Р.Х. При таких обстоятельствах должностное лицо имело право требовать устранения выявленных нарушений (оформить в установленном порядке право пользования земельным участком или освободить самовольно используемый земельный участок).

При таких обстоятельствах, исследовав и оценив все представленные материалы дела и приведенные участвующими в деле лицами доводы, приняв во внимание доказанность факта использования административным истцом части земельного участка без правоустанавливающих документов, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемых предписаний Управления Росреестра по РБ отдел по <адрес> незаконными, в связи с чем административные исковые требования Шаяпова Р.Х. считает необоснованными и подлежащими отклонению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь, ст., ст. 175-180, 227, 228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления Шаяпова Р.Х. к Заместителю главного государственного инспектора <адрес> по использованию и охране земель Ахметшину Г.С. о признании предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ № *** от ДД.ММ.ГГГГ, № *** от ДД.ММ.ГГГГ незаконными, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан через Краснокамский межрайонный суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Председательствующий: Судья: Р.Р. Зиязтинов

Изготовлено и подписано 3.08.2018г.

2а-763/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Шаяпов Р.Х.
Ответчики
Заместитель главного государственного инспекторап Калтасинского, Краснокамского районов, города Нефтекамск и Агидель по использованию и охране земель
Другие
Богомазов А.А.
Суд
Краснокамский районный суд Республики Башкортостан
Дело на странице суда
krasnokamsky.bkr.sudrf.ru
24.04.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
24.04.2018[Адм.] Передача материалов судье
26.04.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
26.04.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.05.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее