К О П И Я
дело №2-532/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 ноября 2017 года с. Малояз
Салаватский межрайонный суд РБ в составе: председательствующего судьи Юдин Ю.С., при секретаре Валеевой А.В., с участием представителя истца Хайрисламовой Е.Р., представителя ответчика ГУ-УПФР в <адрес> Зияловой М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вильдановой И.А, к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Вильданова И.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (далее по тексту - ГУ - УПФР в <адрес>) о признании отказа ГУ - УПФР в <адрес> в досрочном назначении Вильдановой И.А. пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью необоснованным, об обязании ГУ - УПФР в <адрес> включить периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, всего 3 месяца 27 дней в календарном исчислении в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, об обязании ГУ - УПФР в <адрес> назначить Вильдановой И.А. пенсию по старости досрочно с даты обращения о назначении пенсии по старости досрочно с ДД.ММ.ГГГГ и взыскании с ответчика в пользу истца судебных расходов в размере 5300 руб., указывая следующее.
Вильданова И.А. работает медицинской сестрой в Малоязовской центральной районной больнице, ее трудовая деятельность связана с лечебной деятельностью. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ - УПФР в <адрес> с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости. Решением ГУ - УПФР в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием 25-летнего стажа работы в сельской местности и 30-летнего смешанного стажа, связанного с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. На день обращения специальный стаж работы в сельской местности в льготном исчислении для назначения пенсии досрочно исчислен в 24 года 8 месяцев 8 дней. В стаж работы Вильдановой И.А., связанный с лечебной деятельностью по охране здоровья в сельской местности не зачтены периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 месяца 27 дней). Прохождение таких курсов является обязательным для выполнения работы, засчитываемой в специальный стаж. На день обращения в ГУ - УПФР в <адрес> с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости она выработала специальный стаж лечебной деятельности в сельской местности 25 лет 0 месяцев 5 дней.
Истец Вильданова И.А., извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, представила заявление с просьбой о рассмотрении дела без ее участия.
Суд, с учетом требований ст. 167 ГПК РФ, полагает о рассмотрении указанного дела в отсутствие неявившегося лица.
В судебном заседании представитель истца Хайрисламова Е.Р. исковые требования поддержала по изложенным основаниям, просила удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ - УПФР в <адрес> Зиялова М.И. в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 N 11-П в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения были закреплены в ранее действовавшем в период с 01.01.2002 до 01.01.2015 Федеральном законе N 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 7, п.п. 19 п. 1, п. 2 ст. 27).
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", п. "н" ст. 1 которого установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:
при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до ДД.ММ.ГГГГ
Исходя из анализа действующего пенсионного законодательства, установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусмотренное в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец Вильданова И.А. обратилась в ГУ - УПФР в <адрес> с заявлением об установлении досрочной трудовой пенсии по старости.
Решением ГУ - УПФР в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Вильдановой И.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях». Причиной отказа ответчик указал, что у истца отсутствует 25-летний стаж работы, связанной с лечебной и иной деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности. В решении ответчик указал, что в стаж работы, связанной с лечебной и иной деятельность по охране здоровья населения засчитаны следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (в том числе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – отпуск по беременности иродам) – медицинской сестрой зубоврачебного кабинета детского отделения и неврологического отделения Малоязовской ЦРБ. В итоге стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости составляет 24 года 8 месяцев 8 дней, что на дату обращения не дает оснований для назначения досрочной пенсии по старости. В стаж работы, связанной с лечебной и иной деятельность по охране здоровья населения не зачтены следующий периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (0 год 3 месяца 27 дней) – периоды нахождения на курсах повышения квалификации, а также период с 12.08.19954 по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 5 месяцев 28 дней) – периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком.
Согласно диплома ПТ № Златоустовского медицинского училища МПС, государственной квалификационной комиссией ДД.ММ.ГГГГ Вильдановой И.А. присвоена квалификация «медицинской сестры».
Согласно приложенных сертификатов подтверждается факт нахождения Вильдановой И.А. на курсах повышения квалификации в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Повышение работником квалификации с отрывом от работы по направлению работодателя является обязанностью работника, которая установлена трудовым законодательством и непосредственно связана с трудовой деятельностью, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением среднего заработка, с которого работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и подлежат зачету истцу в льготный стаж в календарном исчислении для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.
Таким образом, периоды нахождения на курсах повышения квалификации приравниваются к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, следовательно, исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
В связи с этим суд полагает, период нахождения истца на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с работой, связанной лечебной и иной деятельность по охране здоровья населения.
Таким образом, суд полагает, что исковые требования Вильдановой И.А, к ГУ - УПФР в <адрес> о назначении досрочной трудовой пенсии по старости подлежат удовлетворению.
Кроме того, требования в части возмещения расходов на оплату услуг представителя, подтверждающиеся квитанцией № от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом действий представителя по составлению искового заявления, участия в судебных разбирательствах, объема оказанных услуг, на основании положений ст.100 ГПК РФ подлежат удовлетворению в части в размере 2 000 руб., которые суд полагает разумными и, по мнению суда, соответствующими правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 382-О-О.
В силу ст. 98 ГПК РФ с ГУ - УПФР в <адрес> подлежит взысканию оплаченная истцом государственная пошлина в сумме 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 12, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Вильдановой И.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> по Республике о назначении досрочной трудовой пенсии по старости удовлетворить в полном объеме.
Признать отказ Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> в досрочном назначении Вильдановой И.А. пенсии по старости лет в связи с работой, связанной лечебной и иной деятельность по охране здоровья населения необоснованным.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> включить периоды нахождения Вильдановой И.А. на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, всего 3 месяца 27 дней, в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с работой, связанной лечебной и иной деятельность по охране здоровья населения.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> назначить Вильдановой И.А. пенсию по старости в связи с работой, связанной лечебной и иной деятельность по охране здоровья населения с даты письменного обращения в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> в пользу Вильдановой И,А. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. и услуг представителя в размере 2 000 руб., всего 2 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Салаватский межрайонный суд РБ.
Судья подпись Ю.С. Юдин
СОГЛАСОВАНО
Судья Ю.С. Юдин