УИД 58RS0012-01-2021-002879-29
Судья Седова Н.В. № 33-650/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 марта 2023 г. г. Пенза
Судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Жуковой Е.Г.,
судей Мисюра Е.В., Усановой Л.В.,
при секретаре Гольтяпиной О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда гражданское дело №2-47/2022 по иску Бабыбиной М.В., Бояркиной Е.Н., Суворовой Н.А. к ГБУЗ «Каменская МРБ», Министерству здравоохранения Пензенской области о защите трудовых прав
по апелляционной жалобе Бабыбиной М.В., Бояркиной Е.Н., Суворовой Н.А. на решение Каменского городского суда Пензенской области от 01.08.2022, которым постановлено:
В удовлетворении иска Бабыбиной М.В., Бояркиной Е.Н., Суворовой Н.А. к ГБУЗ «Каменская МРБ», Министерству здравоохранения <адрес> о защите трудовых прав отказать.
Заслушав доклад судьи Жуковой Е.Г., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Бабынина М.В., Бояркина Е.Н., Суворова Н.А. обратились в суд с иском к ГБУЗ «Каменская МРБ» о защите трудовых прав, указав, что они работают врачами-педиатрами участковыми в кабинетах врачей-педиатров участковых педиатрического отделения ГБУЗ «Каменская МРБ».
В соответствии с пунктами 6.2, 6.2.1 Положения о системе оплаты труда работников государственных бюджетных, автономных и казенных учреждений, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Министерство здравоохранения Пензенской области, утв. постановлением Правительства Пензенской области от 05.06.2018 № 303-пП, истцы имеют право на выплату за высокие результаты работы в размере 10 000 руб., начисляемой на основании оценки результатов работы за месяц при условии выполнения показателей результативности работы, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Пензенской области от 27 декабря 2018 г. № 383.
Среди показателей результативности работы врача-педиатра участкового п. 3 названного выше приказа установлен такой показатель, как: доля детей декретированных возрастов, которым проведены профилактические осмотры в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.08.2017 № 514н «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» должна составлять не менее 95%.
Аналогичные показатели указаны в трудовых договорах (дополнительных соглашениях от ДД.ММ.ГГГГ) истцов. Истцы осуществляют свою медицинскую деятельность в структурных подразделениях педиатрического отделения учреждения – кабинетах врачей-педиатров участковых. К основным функциям кабинета врача-педиатра участкового, отнесена, в том числе, организация проведения профилактических медицинских осмотров детей (приложение № 1 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям).
Согласно условиям трудовых договоров (п. 10.41 дополнительных соглашений) в трудовые обязанности истцов входит организация и проведение профилактических медицинских осмотров детей.
Как следует из п. 10 Порядка проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних, профилактические осмотры обучающихся в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, осуществляются в образовательной организации либо в случаях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в медицинской организации. Для прохождения профилактических осмотров обучающихся в образовательной организации эта образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания указанной помощи.
Пунктом 22 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям установлено, что оказание медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.112013 № 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях».
Согласно пункту 13 Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, первичная медико-санитарная помощь обучающимся оказывается врачами-педиатрами, врачами по гигиене детей и подростков, фельдшерами и медицинскими сестрами отделения медицинской помощи обучающимся.
Врачи-педиатры участковые среди указанных категорий не отмечены.
Первичная медико-санитарная помощь обучающимся, нуждающимся в лечении, реабилитации и оздоровительных мероприятиях оказывается врачами-педиатрами, врачами по гигиене детей и подростков, врачами-специалистами, фельдшерами и медицинскими сестрами отделения организации медицинской помощи обучающимся (п. 14 Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях).
Здесь также отсутствует указание на врачей-педиатров участковых.
Целью деятельности отделения медицинской помощи обучающимся является оказание обучающимся первичной медико-санитарной помощи в экстренной форме и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, а также профилактика заболеваний (п. 3 Положения об отделении организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, утв. приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.11.2013 № 822н).
Как видно из п. 12 указанного в предыдущем абзаце Положения, отделение медицинской помощи обучающимся осуществляет, в том числе: организацию и проведение ежегодных скрининг-обследований, периодических медицинских осмотров обучающихся; организацию профилактических медицинских осмотров обучающихся, анализ полученных по результатам профилактических медицинских осмотров данных с целью контроля за состоянием здоровья несовершеннолетних и разработку рекомендаций по профилактике заболеваний и оздоровлению обучающихся; организацию проведения медицинских осмотров несовершеннолетних перед началом и в период прохождения производственной практики в организациях, работники которых подлежат медицинским осмотрам; взаимодействие с врачами-педиатрами участковыми, врачами-специалистами медицинских организаций, психологами и педагогами образовательных организаций по вопросам определения профессиональной пригодности несовершеннолетних.
Врач-педиатр (фельдшер) отделения медицинской помощи обучающимся осуществляет, в том числе: организацию и проведение ежегодных скрининг-обследований, периодических медицинских осмотров обучающихся; организацию профилактических медицинских осмотров обучающихся, анализ полученных по результатам профилактических медицинских осмотров данных с целью контроля за состоянием здоровья несовершеннолетних и разработку рекомендаций по профилактике заболеваний и оздоровлению обучающихся; разработку индивидуального плана профилактических и оздоровительных мероприятий обучающихся с учетом группы состояния здоровья, медицинской группы для занятий физической культурой на основании результатов профилактических медицинских осмотров, данных осмотров врачей-специалистов и текущего наблюдения; организацию медицинских осмотров несовершеннолетних перед началом и в период прохождения производственной практики в организациях, работники которых подлежат медицинским осмотрам (пункт 4 Положения об организации деятельности врача-педиатра (фельдшера) отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях).
Приказом Министерства здравоохранения Пензенской области от 27.12.2018 № 383 утверждены показатели результативности работы как врача-педиатра участкового, непосредственно оказывающего первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях (таблица № 26), так и врача-педиатра, непосредственно оказывающего первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях в отделении оказания медицинской помощи обучающимся (таблица № 24.5).
Из приведенных выше обстоятельств и нормативных предписаний следует, что в трудовые обязанности по основной должности врача-педиатра участкового входит организация и проведение профилактических медицинских осмотров детей, не обучающихся в образовательных учреждениях, т.н. «неорганизованных» и именно достижение 95%-ой доли охвата этой категории детей профилактическими осмотрами является одним из условий начисления истцам выплаты за высокие результаты работы, предусмотренной п.п. 6.2, 6.2.1 Положения о системе оплаты труда. Организация и проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных учреждениях в обязанности истцов по основной должности не входят, и выполнение этой работы должно оформляться в порядке, предусмотренном ст. 60.2 ТК РФ для выполнения дополнительной работы.
Как видно из п.п. 6.2, 6.2.1 Положения о системе оплаты труда, выплата в размере 10 000 руб. начисляется за высокие результаты работы за месяц, а не за дополнительную работу. Этим же Положением о системе оплаты труда не установлено, что результаты работы врача-педиатра участкового за месяц могут признаваться высокими лишь при выполнении дополнительной работы. Соответственно, наличие либо отсутствие указанной дополнительной работы не должны влиять на оценку результатов работы истцов за месяц для начисления указанной выплаты.
Как видно из Показателей результативности работы врача-педиатра участкового, непосредственно оказывающего первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях, в июле, августе, сентябре (за исключением Бояркиной Е.Н.) 2021 г. им было сокращена выплата за высокие результаты работы в части оплаты по третьему показателю результативности работы – доля детей декретированных возрастов, которым проведены профилактические осмотры в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.08.2017 № 514н «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» – не менее 95%.
Со слов заведующего педиатрическим отделением указанное сокращение произошло в связи с непроведением истцами профилактических осмотров несовершеннолетних, обучающихся в общеобразовательных учреждениях. Однако ссылка в показателе № 3 на декретированные возрасты детей, которым проведены профилактические осмотры в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.08.2017 № 514н «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» не означает, что истцы, как врачи-педиатры участковые, по основной своей должности обязаны проводить профилактические осмотры несовершеннолетних, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, поскольку, для организации и проведения профилактических осмотров данной категории детей приняты специальные нормы и определены отдельные структурные подразделения и специалисты. Отсутствие в ГБУЗ «Каменская МРБ» отделения медицинской помощи обучающимся не означает автоматического возложения на истцов обязанности по организации и проведению профилактических осмотров несовершеннолетних, обучающихся в общеобразовательных учреждениях. Проведение таких осмотров должно быть оформлено как дополнительная работа.
Из приложенных расчетных листков за 2020 г. видно, что работа по организации и проведению профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных учреждениях в 2020 г. оплачивалась истцам в размере 20% должностного оклада, как за дополнительную работу. Без объяснения причин в 2021 г. указанная оплата ответчиком была прекращена, но требования по их проведению остались.
Кроме того, в настоящее время в штате ГБУЗ «Каменская МРБ» существуют кабинеты организации медицинской помощи несовершеннолетним в каждом общеобразовательном учреждении района, а до 2019 г. существовала должность врача-педиатра отделения оказания медицинской помощи несовершеннолетним, обучающимся в общеобразовательных учреждениях. По изложенным выше обстоятельствам действия ответчика являются незаконными и нарушают наши права на получение заработной платы своевременно и в полном объеме.
Как следует из расчетных листков и показателей результативности работы врача-педиатра участкового недоплата по показателю «Доля детей декретированных возрастов, которым проведены профилактические осмотры в соответствии с приказом Минздрава России от 10 августа 2017 г. № 514», составила: Бояркина Е.Н. по основной работе – август 2021 г. (за июль) – 2500 руб.; сентябрь 2021 г. (за август) – 568,18 руб. (с учетом нахождения в отпуске), итого: 3068,18 руб.; Бояркина Е.Н. по совместительству – август 2021 г. (за июль) – 1250 руб.; сентябрь 2021 года (за август) – 284,09 руб. (с учетом нахождения в отпуске), итого: 1534,09 руб.; Бабынина М.В. – август 2021 года (за июль) – 2500 руб.; сентябрь 2021 года (за август) – 625 руб., октябрь 2021 г. (за сентябрь) – 2500 руб., итого: 5625 руб.; Бабынина М.В. по совместительству – август 2021 г. (за июль) – 1250 руб.; сентябрь 2021 г. (за август) – 1250 руб., итого: 2500 руб.; Суворова Н.А. – август 2021 г. (за июль) – 1704,55 руб. (с учетом нахождения в отпуске); сентябрь 2021 го. (за август) – 1931,82 руб.(с учетом периода временной нетрудоспособности), октябрь 2021 г. (за сентябрь) – 1590,91 руб., итого: 5226 руб..
На основании изложенного, истцы с учетом дополнения их требований представителем Котельниковым И.В. просили признать незаконными действия ГБУЗ «Каменская МРБ» по учету при оценке результатов основной работы истцов за месяц для начисления стимулирующей выплаты за высокие результаты работы в размере 10 000 руб., предусмотренной п. в.2) трудовых договоров в редакции дополнительных соглашений от ДД.ММ.ГГГГ по показателю результативности работы «Доля детей декретированных возрастов, которым проведены профилактические осмотры в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.08.2017 № 514н «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних должна составлять не менее 95%», результатов профилактических осмотров несовершеннолетних, обучающихся в общеобразовательных учреждениях;
обязать ГБУЗ «Каменская МРБ» при оценке результатов основной работы за месяц для начисления выплаты за высокие результаты работы в размере 10000 руб., предусмотренной пунктом в.2) трудовых договоров в редакции дополнительных соглашений от ДД.ММ.ГГГГ по показателю результативности работы «Доля детей декретированных возрастов, которым проведены профилактические осмотры в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.08.2017 №514н «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» должна составлять не менее 95%», учитывать только результаты профилактических осмотров несовершеннолетних, не обучающихся в общеобразовательных учреждениях;
признать дискриминационным установление Минздравом Пензенской области различий, имеющих своим результатом нарушение равенства возможностей между истцами и врачами-педиатрами участковыми учреждений здравоохранения Пензенской области, в штате которых имеются подразделения по оказанию медицинской помощи несовершеннолетним, обучающимся в общеобразовательных учреждениях, в оценке выполнения ими такого показателя результативности работы, как «доля детей декретированных возрастов, которым проведены профилактические осмотры в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.08.2017 № 514н «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» должна составлять не менее 95%, при котором истцы по своей основной работе, в отличие от врачей-педиатров участковых учреждений здравоохранения Пензенской области, в штате которых имеются подразделения по оказанию медицинской помощи несовершеннолетним, обучающимся в общеобразовательных учреждениях, могут получить соответствующую стимулирующую выплату по указанному показателю результативности работы только с учетом проведения профилактических осмотров детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях;
взыскать с ГБУЗ «Каменская МРБ» в пользу Бояркиной Е.Н. 3068,18 руб. недополученной заработной платы по основной работе, 1534,09 руб. недополученной заработной платы за работу по совместительству, 7000 руб. компенсации морального вреда; взыскать с ГБУЗ «Каменская МРБ» в пользу Бабыниной М.В. 5625 руб. недополученной заработной платы по основной работе, 2500 руб. недополученной заработной платы за работу по совместительству, 7000 руб. компенсации морального вреда; взыскать с ГБУЗ «Каменская МРБ» в пользу Суворовой Н.А. 5226 руб. недополученной заработной платы, 7000 руб. компенсации морального вреда.
В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего требований относительно предмета спора, привлечена Государственная инспекция труда в Пензенской области, в качестве ответчика Министерство здравоохранения Пензенской области.
Каменский городской суд Пензенской области постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Бабынина М.В., Бояркина Е.Н., Суворова Н.А. просят решение суда отменить принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов сослались на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно указали, что в указанных судом правовых нормах, положений локальных нормативных актов, условиях трудовых договоров определяется только общая обязанность врачей-педиатров участковых проводить профилактические осмотры детей всех декретированных возрастов безотносительно к факту их обучения в образовательных учреждениях. Вывод суда о том, что истцы при осуществлении своих трудовых функций в соответствии с профессиональным стандартом, должностной инструкцией, заключенными трудовыми договорами по своей основной работе обязаны были организовывать и проводить профилактические осмотры несовершеннолетних детей, обучающихся в образовательных учреждениях, правовыми нормами не обоснован. Суд первой инстанции ограничился лишь общими условиями выполнения нормативных предписаний, запрещающих дискриминацию в сфере труда, отказался от оценки фактических обстоятельств, изложенных представителем истцов в ходе судебного разбирательства. Судом не было оценено письмо Министерства здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Судом не была дана надлежащая оценка доводу истцов, что работа по проведению профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных учреждениях в 2020 г. оплачивалась истцам в размере 20 % от должностного оклада как за дополнительную работу.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель Министерства здравоохранения Пензенской области по доверенности Воеводин А.А. просил решение суда оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия определила о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании трудовых договоров № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ (том. 1 л.д. 60-66), с учетом дополнительных соглашений к ним от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 67-77а), истцы Бабынина М.В., Бояркина Е.Н., Суворова Н.А. работают в должности врача-педиатра-участкового педиатрического отделения поликлиники ГБУЗ «Каменская МРБ».
В соответствии с п. в2 раздела IV дополнительных соглашений от ДД.ММ.ГГГГ к трудовым договорам (том 1 л.д. 67-77а), истцам предусмотрена выплата стимулирующего характера за высокие результаты работы в размере 2 500 руб., которая начисляется пропорционально отработанному времени на основании оценки результатов работы за месяц при условии выполнения работником следующих показателей результативности работы не менее 95% доли детей декретированных возрастов, которым проведены профилактические осмотры в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.08.2017 № 514н «О порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних».
Как следует из имеющихся в материалах дела расчетных листов и показателей результативности работы врача-педиатра участкового непосредственно оказывающего первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях (том 1 л.д.78-84, 94-105), истцам не выплачивалась указанная стимулирующая выплата, в связи с невыполнением показателей результативности работы не менее 95% доли детей декретированных возрастов, которым проведены профилактические осмотры.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных истцами требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что ответчиком истцам правомерно не выплачена стимулирующая выплата за высокие результаты работы по показателю результативности «Доля детей декретированных возрастов, которым проведены профилактические осмотры в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.08.2017 №514н «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних», в связи с невыполнением соответствующих показателей.
Указанный вывод суда первой инстанции является правильным, соответствует требованиям трудового законодательства, а также представленным в ходе рассмотрения дела доказательствам.
В силу абз. 7 ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно статье 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей. Правительство Российской Федерации вправе утверждать требования к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, в том числе в части установления (дифференциации) окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, перечней выплат компенсационного характера, стимулирующих выплат, условий назначения выплат компенсационного характера, стимулирующих выплат.
В силу п.п. 3, ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» одними из основных принципов охраны здоровья является приоритет охраны здоровья детей, приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.
Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается, в том числе, путем проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4 ст. 12 указанного выше Федерального закона).
На основании ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
При этом, ч. 2 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
В соответствии с ч. 3 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организация оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляется органами исполнительной власти в сфере здравоохранения. Первичная медико-санитарная помощь оказывается обучающимся медицинскими организациями, а также образовательными организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья. Оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта и дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области искусств, осуществляется в образовательной организации либо в случаях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в медицинской организации. При оказании первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательной организации эта образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания указанной помощи.
В силу п. 2 Порядка проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних, утвержденного Приказом Минздрава России от 10.08.2017 № 514н (далее - Порядка проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних), профилактические осмотры проводятся в установленные возрастные периоды в целях раннего (своевременного) выявления патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития, немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также в целях определения групп здоровья и выработки рекомендаций для несовершеннолетних и их родителей или иных законных представителей.
Согласно п.п. 7, 10 Порядка проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних, профилактические осмотры проводятся медицинскими организациями в объеме, предусмотренном перечнем исследований при проведении профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних согласно приложению № 1 к настоящему Порядку (далее - Перечень исследований); профилактические осмотры проводятся медицинскими организациями независимо от их организационно-правовой формы, оказывающими первичную медико-санитарную помощь несовершеннолетним и имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) в том числе по «медицинским осмотрам профилактическим», «педиатрии» или «общей врачебной практике (семейной медицине)». Профилактические осмотры обучающихся в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, осуществляются в образовательной организации либо в случаях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в медицинской организации. Для прохождения профилактических осмотров обучающихся в образовательной организации эта образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания указанной помощи
В п. 12 Порядка проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних указано, что в целях организации проведения профилактических осмотров врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами) (далее - врач, ответственный за проведение профилактического осмотра) медицинской организации, в которой несовершеннолетний получает первичную медико-санитарную помощь, составляются поименные списки несовершеннолетних (за исключением несовершеннолетних старше 2 лет, подлежащих диспансеризации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, первичная медико-санитарная помощь включает в себя, в том числе, профилактические медицинские осмотры несовершеннолетних.
Профилактические осмотры проводятся медицинскими организациями в год достижения несовершеннолетними возраста, указанного в Перечне исследований (0-17 лет) (п. 16 Порядка проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних).
В силу п. 6.2.1 Положения о системе оплаты труда работников государственных бюджетных, автономных и казенных учреждений, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Министерство здравоохранения Пензенской области, утвержденного Постановлением Правительства Пензенской обл. от 05.06.2018 № 303-пП, выплата за высокие результаты работы устанавливается медицинским работникам, непосредственно оказывающим первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях, как по основному месту работы, так и по совместительству в том числе, врачам-педиатрам участковым в размере 10 000 руб., и начисляется пропорционально отработанному времени на основании оценки результатов их работы за месяц при условии выполнения показателей результативности работы, утвержденных нормативным правовым актом Министерства здравоохранения Пензенской области. Выплата за высокие результаты работы не начисляется за тот месяц, в котором медицинский работник был подвергнут дисциплинарному взысканию в порядке, установленном ст.ст. 192, 193 ТК РФ.
Согласно таблице 26 указанного выше Положения…, одним из показателей результативности работы врача-педиатра участкового, непосредственно оказывающего первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях, является доля детей декретированных возрастов, которым проведены профилактические осмотры в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.08.2017 № 514н «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» - критерии оценки не менее 95%, размер выплаты 2 500 руб.
В силу п.п. «в» п. 4.1 Критериев оценки эффективности работы врача-педиатра участкового, утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 19.04.2007 №283, при оценке эффективности профилактической работы врачей-педиатров участковых по показателю полнота охвата профилактическими осмотрами детей, рекомендуется данный показатель рассчитывать путем умножения числа осмотренных детей во время профилактических осмотров на 100 и деления на число детей соответствующего возраста, подлежащих профилактическим осмотрам. Полнота охвата детей профилактическими осмотрами должна составлять не менее 95% от общего числа детей соответствующего возраста, подлежащих профилактическим осмотрам, в том числе на первом году жизни ребенка - 100% (в 1 месяц, 3 месяца, 6 месяцев, 9 месяцев, 12 месяцев жизни ребенка).
На основании изложенного суд пришел к верному выводу, что спорная ежемесячная выплата врачам-педиатрам в размере 10000 руб. относится к выплатам стимулирующего характера, входит в систему оплаты труда, при этом она не носит обязательный характер, а выплачивается в зависимости от показателей работы сотрудника, оцененная по установленным критериям.
В соответствии с дополнительными соглашениями от ДД.ММ.ГГГГ к трудовым договорам (том 1 л.д. 67-77а) к трудовым функциям по занимаемой должности истцов отнесено, в числе прочих, проведение профилактических мероприятий, в том числе санитарно-просветительной работы среди детей и их родителей (п. 2.1.4 Раздела I), в связи с чем, на истцов возложена, обязанность по организации и проведению профилактических медицинских осмотров детей (п. 10.41 Раздела II).
Должностной инструкцией врача-педиатра участкового (том 1 л.д. 85-93), с которой истцы были ознакомлены, предусмотрено, что трудовые действия врача-педиатра участкового предусматривают, в числе прочих, организацию и проведение профилактических осмотров детей (п. 3.34), который должен уметь организовывать и обеспечивать проведение профилактических медицинских осмотров детей с учетом их возраста и состояния здоровья в соответствии с действующими нормативными правовыми актами (п. 1.11).
Согласно п. 3.1.4 Профессионального стандарта «Врач-педиатр участковый», утвержденного Приказом Минтруда России от 27.03.2017 № 306н (зарегистрировано в Минюсте России 17.04.2017 № 46397) одной из трудовых функций врача-педиатра участкового является: проведение профилактических мероприятий, в том числе санитарно-просветительной работы, среди детей и их родителей, которая включает в себя трудовые действия по организации и проведению профилактических медицинских осмотров детей; необходимые умения: организовывать и обеспечивать проведение профилактических медицинских осмотров детей с учетом их возраста и состояния здоровья в соответствии с действующими нормативными правовыми актами; и необходимые знания нормативных правовых актов, регламентирующих порядок проведения медицинских осмотров несовершеннолетних, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, прохождения диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказания медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях.
Проанализировав указанные документы, суд, вопреки доводам апелляционной жалобы, обоснованно исходил из того, что при осуществлении своих трудовых функций истца обязаны организовывать и проводить профилактические осмотры несовершеннолетних детей декретированных возрастов, в том числе обучающихся в образовательных учреждениях в рамках своих должностных обязанностей.
Согласно сообщению Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № на запрос суда, Порядком оказания педиатрической помощи, утвержденным приказом Минздрава России от 16.04.2012 № 366н, определены Правила организации деятельности детской поликлиники (отделения) (далее - Правила). Согласно пункту 8 Правил поликлиника осуществляет проведение профилактических осмотров детей, в том числе в образовательных учреждениях. Оказание профилактической, консультативно-диагностической и лечебной помощи осуществляется прикрепленному детскому населению. Таким образом, в должностные обязанности врача-педиатра участкового входит организация и проведение профилактических осмотров прикрепленного детского населения как обучающегося (организованных), так и не обучающегося в общеобразовательных учреждениях (не организованных). При установлении выплат стимулирующего характера за достижение конкретных результатов деятельности медицинского работника нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, локальными нормативными актами медицинской организации и трудовыми договорами с работниками медицинской организации предусматриваются показатели и критерии эффективности деятельности указанных работников.
Как следует из штатных расписаний за июль, август, сентябрь 2021 г. в ГБУЗ «Каменская МРБ» имеются кабинеты организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных и дошкольных образовательных учреждениях, где в штате предусмотрена должность медицинской сестры, должность врача-педиатра в указанных учреждениях в штатных расписаниях не предусмотрена.
В штатных расписаниях за июль, август, сентябрь 2021 г. также имеется детское поликлиническое отделение, куда структурно входят 10 кабинетов врачей-педиатров участковых.
Как правильно указал суд, доказательств поручения истцам в спорный период другой работы в порядке ст.ст. 60.1, 60.1 ТК РФ, не входящей в должностные обязанности врача-педиатра участкового, стороной истцов не представлено.
То обстоятельство, что ранее истцам производились спорные выплаты за высокие результаты работы не свидетельствует о наличии оснований для указанных выплат в спорный период.
На основании представленных по делу доказательств судебная коллегия соглашается с выводом суда, что проведение профилактических осмотров детей декретированных возрастов, обучающихся в образовательных учреждениях, непосредственно входит в должностные обязанности врача-педиатра участкового и не свидетельствует о выполнении истцами дополнительной работы по другой профессии (должности), поскольку трудовыми договорами с учетом дополнительных соглашений на врача-педиатра участкового возложены обязанности по организации и проведению профилактических медицинских осмотров детей независимо от того, обучаются ли несовершеннолетние в образовательных учреждениях.
В силу ч. 5 ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в том числе с учетом профессиональных стандартов. При этом, как было указано выше, профессиональным стандартом «Врач-педиатр участковый» предусмотрены трудовые функции, трудовые действия и необходимые знания, в том числе, в сфере профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, прохождения диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказания медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях.
Отсутствие врача-педиатра в штатах кабинета организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных учреждениях, не освобождает врача-педиатра участкового от проведения профосмотра несовершеннолетних образовательных учреждений.
При этом суд обоснованно учел, что взыскание с работодателя заработной платы за совмещение должностей, выполнение дополнительного объема работы возможно в случае, если сам факт выполнения такой работы надлежащим образом подтвержден, работа выполнялась по поручению работодателя и с согласия работника, при этом между сторонами имеется соглашение о размере такой доплаты, ее объеме и сроке выполнения. Между тем указанных обстоятельств установлено не было.
Допрошенная в качестве свидетеля ФИО9, заведующая педиатрическим отделением поликлиники ГБУЗ «Каменская МРБ», суду показала, что за проведение медицинских профилактических осмотров детей отвечает приказ №, в котором указано, что все дети декретированных возрастов подлежат профилактическим осмотрам вне зависимости от того, ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░; ░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░. ░░░░░ ░░░░░░░, 800 ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░░░░ ░░░. ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░. ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 67 ░░░░░ ░ ░░░░░ - ░░░ 100%, ░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ 95% - ░░░ ░░░░░░░░ 60-63 ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ «░░░░░░».
░░░░░░░░░ ░░░10, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░» (░░░░░░░ ░░░░░░░░░) ░░░░░░░░, ░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ «░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░. ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░. ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ 800 ░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ 67 ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░.
░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ «░░░░░░», ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░, ░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░» ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ 95% ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░. ░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░. ░░. 328, 329 ░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 01.08.2022 ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28.03.2023.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░