11RS0001-01-2024-001493-76 дело №2-3564/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Саенко О.Л.,
при секретаре Крыжевской А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 29 марта 2024 года дело по иску Поповой Людмилы Витальевны к администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка под многоквартирным домом направить проект соглашения об изъятии недвижимости,
установил:
Попова Л.В. обратилась в суд с иском о возложении на администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанности принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, расположенного под многоквартирным домом ..., и направить ей проект соглашения об изъятии недвижимости с определением размера возмещения за жилое помещение (...).
В обоснование требований указала, что в 2021 году многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, однако, ответчик бездействует в решении вопроса об изъятии земельного участка и принадлежащей ей квартиры в аварийном доме в соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца требования поддержал.
Представитель ответчика иск не признала.
Истец в суд не явилась.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что квартира №... принадлежит на праве собственности истцу.
На основании заключения межведомственной комиссии от ** ** ** постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** №... многоквартирный дом №... признан аварийным и подлежащим сносу. Этим же постановлением определен срок до 2028 года для принятия мер по расселению граждан, проживающих в многоквартирном доме.
** ** ** администрация МО ГО «Сыктывкар» направила в адрес жильцов дома письмо с предложением жилых помещений маневренного фонда, указав также что расселение дома ... планируется после 2025 года.
Истец в иске указывает, что администрация бездействует в решении вопроса об изъятии земельного участка под аварийным домом ... и жилых помещений для муниципальных нужд, в течение длительного периода не выкупает аварийное жилье у собственников.
Защита прав собственников помещений, расположенных в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в порядке, установленном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 ЖК РФ).
Согласно части 6 статьи 32 ЖК РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Частью 8 статьи 32 ЖК РФ предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение
При этом жилищное законодательство не предусматривает возможность возложения на государственный орган (орган местного самоуправления) обязанности по заключению таких соглашений с собственниками жилых помещений многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу. Соглашения заключаются добровольно в рамках процедуры изъятия жилых помещений путем выкупа.
В силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 настоящей статьи.
Таким образом, признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является основанием для начала процедуры, предусмотренной частью 10 статьи 32 ЖК РФ, без соблюдения которой решение об изъятии жилого помещения принято быть не может. При этом, установление срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока по расселению граждан, проживающих в аварийном многоквартирном доме, относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления.
Представитель ответчика в судебном заседании указала, что требования о сносе аварийного дома №... в адрес собственников помещений Управлением ЖКХ еще не направлялись, но будут направлены в ближайшее время.
Следовательно, возможность соблюдения ответчиком процедуры изъятия земельного участка и жилых помещений в настоящее время не утрачена.
С учетом изложенного, разрешение вопроса о понуждении ответчика принять постановление об изъятии земельного участка для муниципальных нужд до окончания срока, установленного для сноса аварийного дома, суд считает преждевременным.
Доводы истца о невозможности проживания в доме в силу его аварийного состояния с учетом конкретных обстоятельств дела не являются безусловным основанием для удовлетворения заявленных требований и понуждению ответчика к безотлагательному принятию решения об изъятии земельного участка и жилых помещений.
Частью 3 статьи 95 ЖК РФ установлено, что гражданам, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, предоставляются жилые помещения маневренного фонда, предназначенные для временного проживания.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2009 №376-О-П в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
Таким образом, в соответствии с положениями части 3.1 статьи 95, части 3.1 статьи 106 ЖК РФ истец вправе обратиться к ответчику с требованием о предоставлении жилого помещения маневренного фонда до завершения процедуры по изъятию земельного участка и выкупу жилых помещений в доме №....
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в настоящее время основания для удовлетворения требований истца отсутствуют.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении требований Поповой Людмилы Витальевны (...) к администрации МО ГО «Сыктывкар» (...) о возложении обязанности принять решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд, направить проект соглашения об изъятии недвижимости - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение одного месяца со дня составления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 05 апреля 2024 года.
Председательствующий О.Л. Саенко