Решение
Именем Российской Федерации
02 апреля 2018 года город Саратов
Кировский районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Кравцовой Ю.Н.,
при секретаре Ткачевой А.И.,
с участием представителя истца Чеботаревой Ю.К.,
представителя ответчика Ильченко Е.И., Ворониной Н.А.,
представителя третьего лица Шиловского В.И.,
Представителя третьего лица Ермолаевой Н.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, о признании государственного контракта действительным,
установил:
Истца Ларин И.Ю., Ларина С.П., Сафонова Е.А., Ларин П.И., обратились с указанным иском к Министерству строительства ЖКХ по Саратовской области, мотивируя требования тем, что 05 июня 2017 года между Министерством строительства и жилищно - коммунального жззяйства Саратовской области и Лариной Светланой Павловной, действующая как от своего имена, так и от имений своих несовершеннолетних детей Сафоновой Е.А., Ларина П.И. как их законный представитель, а также ФИО1, был заключен государственный контракт №_135964.
Предметом вышеуказанного контракта являлось приобретение ответчиком посредством аукциона в электронной форме жилого помещения (однокомнатная квартира, находящаяся по адресу: <адрес>, отвечающего характеристикам вышеуказанного контракта.
Согласно п. 1.6 контракта срок для передачи права собственности на объект недвижимости ответчику был установлен сторонами до 30.06.2017 года. При этом п.1.5 контракта было установлено, что право собственности у ответчика на объект возникает с момента государственной регистрации перехода право собственности в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
21 июня 2017 года представитель истцов ИП «Шиловский В.И.», в рамках переданных ему на основании доверенностей от 24.05.2017 года №<адрес>1 от 24.05.2017 года №<адрес>2 полномочий по осуществлению сделки в отношении принадлежащего истцам объекта недвижимости, передал подписанный между истцами и ответчиком государственный контракт от 05.06.2017 года №_135964 для регистрации перехода права собственности на объект недвижимости в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области. Однако, 22 июня 2017 года УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> было вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации прав.
Причиной вышеуказанного приостановления стало нарушение положений п.5 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" а именно не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. При этом уведомление о приостановлении регистрации была направлено всем лицам, участвующим в сделке, а именно: Тепину Д.В., представителю субъекта публичного права - Саратовская область: Шиловскому В.И., представителю Ларина И.Ю.. Лариной С.П., Сафоновой Е.А., Ларина П.И.); собственникам объекта недвижимости. Ларину И.Ю., Лариной С.П., Сафоновой Е.А., Ларину П.И. Принимая во внимание, что объект недвижимости, в отношении которого был заключен государственный контракт, принадлежит на праве общей долевой собственности Лариной С.П., несовершеннолетнему Ларину И.Ю., несовершеннолетней Сафоновой Е.А., Ларину П.И. в равных долях по 1/4 доле каждому, в соответствии с п.1 ст.42 Федерального Закона от 13.07.2015 г. №215-ФЗ сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей в одной сделки, подлежат нотариальному удостоверению. Более того, согласно п.2 ст. 54 Федерального закона №215-ФЗ сделки, связанные с распоряжением недвижимым имуществом на условиях опеки, а также сделки по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетним гражданам или гражданам, признанным недееспособным подлежат нотариальному удостоверению.
Таким образом, согласно требованиям законодательства о государственной регистрации недвижимости, контракт, заключенный между истцами и ответчиком, должен быть нотариально удостоверен и в последствии передан в орган, осуществляющий государственную регистрацию перехода права собственности. Именно по причине отсутствия нотариального удостоверения контракта, регистрация перехода права собственности на объект недвижимости была приостановлена.
07 августа 2017 года Шиловский В.И. направил письменное уведомление в адрес заместителя министра строительства и ЖКХ Саратовской области Артемьевой Ю.И. о необходимости нотариального удостоверения государственного контракта 05 июня 2017 года №_135964, однако ответчик не ответил на данное уведомление и не осуществил каких-либо действий по нотариальному удостоверению контракта.
Полагая, что в силу требований Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" осуществление нотариального удостоверения контракта невозможно, 31.08.2017 года ответчик обратился за разъяснениями в Министерство экономического развития Саратовской области.
12.09.2017 года Министерство экономического развития предоставила в адрес Министерства строительства и ЖКХ Саратовской области разъяснения, в которых выразило свою позицию о возможности и необходимости осуществить нотариальную регистрацию сделки, как это требует действующее законодательство РФ. При этом считает необходимым заметить, что согласно Положению о министерстве экономического развития Саратовской области, утвержденному Постановлением Правительства Саратовской области от 29.08.2016 года №459-П, министерство экономического развития осуществляет регулирование и контрольв сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд области (раздел 6 Положения).
Таким образом, орган государственной власти, наделенный полномочиями по надзору за исполнением требований Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" учреждениями, находящихся на территории области, разъяснил ответчику о возможности и необходимости исполнить установленные законом требования о нотариальном удостоверении сделки, невзирая на особенности законодательства РФ об осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 1 ст.165 ГК РФ, если одна из сторон полностью или частично исполнила сделку, требующую нотариального удостоверения, а другая сторона уклоняется от такого удостоверения сделки, суд по требованию исполнившей сделку стороны вправе признать сделку действительной. В этом случае последующее нотариальное удостоверение сделки не требуется.
Во исполнение возложенных на истцов обязательств по контракту ими были исполнены следующие обязательства по вышеуказанному контракту, а именно: поддержание имущества в надлежащем техническом состоянии до настоящего периода; в установленные контрактом сроки ответчику была передана техническая документация на объект недвижимости; во исполнение сделки по купле - продаже объекта недвижимости истцами были оформлены все необходимые для этого разрешения (Постановление Администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области от 22.05.2017 года №461, доверенность на Шиловского В.И. по осуществлению юридически значимых действий в рамках проведения закупки объекта недвижимости в электронной форме); 21 июня 2017 года были переданы в полном объеме документы для осуществления государственной регистрации перехода права собственности недвижимого объекта в УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, до настоящего времени истцы осуществляют оплату жилищно-коммунальных услуг объекта недвижимости. Таким образом, истцы со своей стороны частично выполнили обязательства по заключенному контракту и совершили все необходимые для этого действия, однако ответчик, несмотря на проведенную процедуру заключения контракта в электронной форме бездействует и не предпринимает каких-либо действий для нотариального удостоверения сделки, что является по своей сути уклонением от ее нотариального удостоверения. 21 ноября 2017 года представитель истцов Шиловский В.И. направил в адрес ответчика досудебную претензию, в которой просил осуществить со стороны Министерства строительства и ЖКХ Саратовской области необходимы действия для проведения нотариального удостоверения сделки в срок не позднее 10 декабря 2017 года, однако до настоящего времени ответчик вышеуказанные действия по нотариальному удостоверению сделки не осуществил.
На основании изложенного истцы просят суд признать государственный контракт между Лариной С.П., Лариным И.Ю., Сафоновой Е.А., Лариным П.И. и Министерством строительства и ЖКХ Саратовской области от 05.06.2017 года №_135964 действительным (нотариально удостоверенным).
Истцы извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, в представленных заявлениях просят рассмотреть дело без их участия.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, просила в удовлетворении иска отказать.
Представители третьих лиц……..
Суд, исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии с ч. 1 ст.165 ГК РФ, если одна из сторон полностью или частично исполнила сделку, требующую нотариального удостоверения, а другая сторона уклоняется от такого удостоверения сделки, суд по требованию исполнившей сделку стороны вправе признать сделку действительной. В этом случае последующее нотариальное удостоверение сделки не требуется.
Соглано п.5 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с п. 1 ст. 42 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" - Государственная регистрация возникновения, перехода, прекращения, ограничения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах и обременения такого помещения одновременно является государственной регистрацией возникновения, перехода, прекращения, ограничения неразрывно связанных с ним права общей долевой собственности на общее имущество и обременения такого имущества. Сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, подлежат нотариальному удостоверению, за исключением сделок, связанных с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд или приобретаемым для включения в состав паевого инвестиционного фонда, сделок по отчуждению земельных долей, сделок по отчуждению и приобретению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество при заключении договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" (кроме случая, предусмотренного частью девятнадцатой статьи 7.3 указанного Закона).
В соответствии с п. 2 ст. 54 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" - Сделки, связанные с распоряжением недвижимым имуществом на условиях опеки, а также сделки по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным, подлежат нотариальному удостоверению.
В судебном заседании установлено, что 05 июня 2017 года между Министерством строительства и жилищно - коммунального жззяйства Саратовской области и ФИО2, действующая как от своего имена, так и от имений своих несовершеннолетних детей Сафоновой Е.А., Ларина П.И. как их законный представитель, а также ФИО1, был заключен государственный контракт №_135964 (л.д. 11-16).
Предметом вышеуказанного контракта являлось приобретение ответчиком посредством аукциона в электронной форме жилого помещения (однокомнатная квартира, находящаяся по адресу: <адрес>, отвечающего характеристикам вышеуказанного контракта.
Согласно п. 1.6 контракта срок для передачи права собственности на объект недвижимости ответчику был установлен сторонами до ДД.ММ.ГГГГ. При этом п.1.5 контракта было установлено, что право собственности у ответчика на объект возникает с момента государственной регистрации перехода право собственности в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
21 июня 2017 года представитель истцов ИП «Шиловский В.И.», в рамках переданных ему на основании доверенностей от 24.05.2017 года №64АА1973561 от 24.05.2017 года №64АА1973562 полномочий по осуществлению сделки в отношении принадлежащего истцам объекта недвижимости, передал подписанный между истцами и ответчиком государственный контракт от 05.06.2017 года №_135964 для регистрации перехода права собственности на объект недвижимости в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области.
Однако, 22 июня 2017 года УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области было вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации прав (л.д. 20-22).
Причиной вышеуказанного приостановления стало нарушение положений п.5 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" а именно не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
При этом уведомление о приостановлении регистрации была направлено всем лицам, участвующим в сделке, а именно: Тепину Д.В., представителю субъекта публичного права - Саратовская область: Шиловскому В.И., представителю Ларина И.Ю.. Лариной С.П., Сафоновой Е.А., Ларина П.И.); собственникам объекта недвижимости. Ларину И.Ю., Лариной С.П., Сафоновой Е.А., Ларину П.И. Принимая во внимание, что объект недвижимости, в отношении которого был заключен государственный контракт, принадлежит на праве общей долевой собственности Лариной С.П., несовершеннолетнему Ларину И.Ю., несовершеннолетней Сафоновой Е.А., Ларину П.И. в равных долях по 1/4 доле каждому, в соответствии с п.1 ст.42 Федерального Закона от 13.07.2015 г. №215-ФЗ сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей в одной сделки, подлежат нотариальному удостоверению.
Более того, согласно п.2 ст. 54 Федерального закона №215-ФЗ сделки, связанные с распоряжением недвижимым имуществом на условиях опеки, а также сделки по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетним гражданам или гражданам, признанным недееспособным подлежат нотариальному удостоверению.
Таким образом, согласно требованиям законодательства о государственной регистрации недвижимости, контракт, заключенный между истцами и ответчиком, должен быть нотариально удостоверен и в последствии передан в орган, осуществляющий государственную регистрацию перехода права собственности.
Именно по причине отсутствия нотариального удостоверения контракта, регистрация перехода права собственности на объект недвижимости была приостановлена.
07 августа 2017 года Шиловский В.И. направил письменное уведомление в адрес заместителя министра строительства и ЖКХ Саратовской области Артемьевой Ю.И. о необходимости нотариального удостоверения государственного контракта 05 июня 2017 года №_135964 (л.д. 25), однако ответчик не ответил на данное уведомление и не осуществил каких-либо действий по нотариальному удостоверению контракта.
Полагая, что в силу требований Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" осуществление нотариального удостоверения контракта невозможно, 31.08.2017 года ответчик обратился за разъяснениями в Министерство экономического развития Саратовской области (л.д. 35).
12.09.2017 года Министерство экономического развития предоставила в адрес Министерства строительства и ЖКХ Саратовской области разъяснения, в которых выразило свою позицию о возможности и необходимости осуществить нотариальную регистрацию сделки, как это требует действующее законодательство РФ. При этом считает необходимым заметить, что согласно Положению о министерстве экономического развития Саратовской области, утвержденному Постановлением Правительства Саратовской области от 29.08.2016 года №459-П, министерство экономического развития осуществляет регулирование и контрольв сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд области (л.д. 34) (раздел 6 Положения).
Таким образом, орган государственной власти, наделенный полномочиями по надзору за исполнением требований Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" учреждениями, находящихся на территории области, разъяснил ответчику о возможности и необходимости исполнить установленные законом требования о нотариальном удостоверении сделки, невзирая на особенности законодательства РФ об осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд.
Во исполнение возложенных на истцов обязательств по контракту ими были исполнены следующие обязательства по вышеуказанному контракту, а именно:
поддержание имущества в надлежащем техническом состоянии до настоящего периода;
в установленные контрактом сроки ответчику была передана техническая документация на объект недвижимости;
во исполнение сделки по купле - продаже объекта недвижимости истцами были оформлены все необходимые для этого разрешения (Постановление Администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области от 22.05.2017 года №461 (л.д. 17), доверенность на Шиловского В.И. по осуществлению юридически значимых действий в рамках проведения закупки объекта недвижимости в электронной форме);
21 июня 2017 года были переданы в полном объеме документы для осуществления государственной регистрации перехода права собственности недвижимого объекта в УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, до настоящего времени истцы осуществляют оплату жилищно-коммунальных услуг объекта недвижимости.
Таким образом, истцы со своей стороны частично выполнили обязательства по заключенному контракту и совершили все необходимые для этого действия, однако ответчик, несмотря на проведенную процедуру заключения контракта в электронной форме бездействует и не предпринимает каких-либо действий для нотариального удостоверения сделки, что является по своей сути уклонением от ее нотариального удостоверения.
21 ноября 2017 года представитель истцов Шиловский В.И. направил в адрес ответчика досудебную претензию (л.д. 26), в которой просил осуществить со стороны Министерства строительства и ЖКХ Саратовской области необходимы действия для проведения нотариального удостоверения сделки в срок не позднее 10 декабря 2017 года, однако до настоящего времени ответчик вышеуказанные действия по нотариальному удостоверению сделки не осуществил.
Согласно ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанном на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Анализируя вышеприведенные нормы права и все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, о признании государственного контракта действительным подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
признать государственный контракт между Лариной С.П., Лариным И.Ю., Сафоновой Е.А., Лариным П.И. и Министерством строительства и ЖКХ Саратовской области от 05.06.2017 года №_135964 действительным (нотариально удостоверенным).
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Саратова.
Судья Ю.Н. Кравцова