Дело №2-6542/2023
22RS0068-01-2023-007912-63
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 декабря 2023 года г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Аникиной Л.А.,
при секретаре Синкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Павловского района Алтайского края в интересах ФИО6 в лице законного представителя ФИО7 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Павловского района Алтайского края в интересах ФИО8. в лице законного представителя ФИО9 обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (далее – ОСФР по Алтайскому краю) о возложении обязанности, о взыскании сумм, об оспаривании бездействия.
В обоснование требований указано, что по результатам проведения прокуратурой Павловского района Алтайского края проверки по обращению ФИО10 о нарушении прав по обеспечению техническим средством реабилитации ее мужа ФИО11 установлено, что ФИО1 является инвалидом.
Индивидуальной программой реабилитации инвалида (далее – ИПРА) ФИО1 рекомендованы технические средства реабилитации (далее – ТСР) подгузники для взрослых, размер L (объем талии/бедер до 150 см.), с полным влагопоглощением не менее 1450 г: З шт. (в сутки).
В нарушение вышеуказанных положений законодательства, поставка подгузников в рамках указанных программ реабилитации происходила нерегулярно и не в полном объеме.
Так, обеспечение ФИО12 названным техническим средством реабилитации не осуществлялась в следующие периоды:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (количество неполученных подгузников: 135);
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (количество неполученных подгузников: 12);
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (количество неполученных подгузников: 24);
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (количество неполученных подгузников: 246);
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (количество неполученных подгузников: 138);
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (количество неполученных подгузников: 75);
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (количество неполученных подгузников: 45);
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (количество неполученных подгузников: 291);
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (количество неполученных подгузников: 165);
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (количество неполученных подгузников: 21);
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (количество неполученных подгузников: 111).
Всего за анализируемый период ФИО1 не выдано подгузников в количестве 1263 штук.
Факт нравственных страданий ФИО1 в результате противоправного бездействия должностных лиц ответчика подтверждается характером его заболевания, наличием ограничений способности к самообслуживанию и передвижению, причиненным физическим дискомфортом, невозможностью длительное время пользоваться гарантированными государством техническими средствами реабилитации, приобретением их за счет собственных средств, при отсутствии дополнительных источников дохода, что привело к сокращению семейного бюджета и невозможности удовлетворения иных потребностей.
На основании изложенного, прокурор просит взыскать с ответчика в пользу ФИО13 компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> руб.
В судебном заседании представитель процессуального истца настаивала на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика ОСФР по Алтайскому краю возражала против удовлетворения требований, пояснила, что мероприятия, проводимые по обеспечению подгузниками, осуществлялись в рамках предусмотренного законодательством механизма. Представитель ФИО14 не обращалась за компенсацией, не представлено доказательств, что средства приобретались за свой счет. Моральный вред не может быть взыскан, поскольку ФИО15 лежачий больной, не испытывает дискомфорт передвижения, кроме того, он не мог это осознавать.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав пояснения явившихся участников процесса, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие в Российской Федерации по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при этом в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых норм и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 11 вышеуказанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.
Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 указанного Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Во исполнение положений указанного Федерального закона, постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
В абзаце втором п. 2 названных Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом "а" п. 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу абзаца первого п. 4 данных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
В соответствии с абзацем первым п. 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в п. 4 данных правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Согласно ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 названного федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
В пункте 15(1) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определено, что в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с Правилами.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (далее - Порядок выплаты компенсации, документ действовал в спорный период не обеспечения), в пункте 3 которого установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им следующих документов: документа, удостоверяющего личность, индивидуальной программы реабилитации инвалида, страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС). Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации (п. 5 Порядка выплаты компенсации).
Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., установлена первая группа инвалидности сроком до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем Бюро медико-социальной экспертизы № ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по ....» Минтруда России разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида № на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 повторно установлена инвалидность бессрочно. В связи с чем, разработана новая индивидуальная программа реабилитации инвалида №.14.22/2020. Срок проведения реабилитационных мероприятий установлен с ДД.ММ.ГГГГ — бессрочно.
В соответствии с ИПРА инвалида выданной ДД.ММ.ГГГГ Бюро медико-социальной экспертизы №, ФИО1 подлежит обеспечению ТСР: подгузники для взрослых, размер L (объем талии/бедер до 150 см.), с полным влагопоглощением не менее 1450 г: 3 шт. (в сутки).
В соответствии с ИПРА инвалида выданной ДД.ММ.ГГГГ Бюро медико-социальной экспертизы №, ФИО1 подлежит обеспечению ТСР: подгузники для взрослых, размер L (объем талии/бедер до 150 см.), с полным влагопоглощением не менее 1450 г: 3 шт. (в сутки).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением об обеспечении ТСР – в том числе, подгузники для взрослых, размер L, 3 шт. в сутки.
В рамках указанных ИПРА по государственным контрактам ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 не в полном объеме обеспечен подгузниками.
Согласно ст.150 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (ч.1 ст.151 ГК РФ).
Как разъяснено в п.14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» под нравственными страданиями следует понимать страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, невозможностью продолжать активную общественную жизнь.
Несоблюдение государственными органами, учреждениями нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.
По общему правилу, ответственность за причинение морального вреда возлагается на лицо, причинившее вред (п. 1 ст. 1064 ГК РФ). В случаях, предусмотренных законом, обязанность компенсировать моральный вред может быть возложена судом на лиц, не являющихся причинителями вреда (например, на Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации, муниципальное образование - за моральный вред, причиненный в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов (статьи 1069, 1070 ГК РФ) (п. 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»).
Определяя размер компенсации морального вреда, суду необходимо, в частности, установить, какие конкретно действия или бездействие причинителя вреда привели к нарушению личных неимущественных прав заявителя или явились посягательством на принадлежащие ему нематериальные блага и имеется ли причинная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими негативными последствиями, форму и степень вины причинителя вреда и полноту мер, принятых им для снижения (исключения) вреда (п. 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»).
Вышеуказанными правовыми нормами регламентирован механизм реализации права инвалида на обеспечение его ТСР или выплату компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР. При этом действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов ТСР в натуре за прошлый период либо выплаты компенсации в случае их непредоставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине. В такой ситуации право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации техническими средствами реабилитации осуществляется путем выплаты инвалиду денежной компенсации только за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации.
Отношения, связанные с обеспечением инвалидов ТСР урегулированы специальным законом, а также принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, и в случае непредоставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине технических средств реабилитации в соответствии с ИПРА его право на обеспечение за счет средств федерального бюджета ТСР осуществляется путем выплаты денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации.
Таким образом, в период, когда ФИО1 уполномоченным органом по каким-либо причинам не был обеспечен (обеспечен не в полном объеме) ТСР, предусмотренными ИПРА, его право на получение указанных мер социальной поддержки могло быть реализовано путем выплаты уполномоченным органом в порядке, установленном законом, денежной компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидом технические средства реабилитации.
Из материалов дела следует, что попечитель ФИО1 в спорные периоды для своего супруга ТСР покупала за счет собственных денежных средств, однако чеки не сохранила, к ответчику с заявлением о выплате денежной компенсации не обращалась.
При таких обстоятельствах, оснований компенсировать истцу моральный вред, заключающийся в неисполнении ответчиком обязанности по обеспечению истца ТСР в полном объеме, не имеется, поскольку его право на получение данной меры социальной поддержки могло быть реализовано и путем выплаты денежной компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации.
Он и его попечитель таким правом не воспользовались, при этом вины ответчика в этом не имеется.
Более того, из дела следует, что решением .... от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 <данные изъяты>
Как следует из решения суда, согласно заключению амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, у ФИО1 имеются признаки психического расстройства в форме «Органического непсихотического расстройства сосудистого генеза», умеренное когнитивное снижение. Выявлены снижение уровня личности, астенический симтокомплекс, затруднённость и малопродуктивность речевого контакта, недостаточность уровня внимания, памяти, интеллекта, замедленность мышления и др.
Таким образом, не ясно, в чем именно выразились физические и нравственные страдания ФИО1 в период, когда он уполномоченным органом не был обеспечен в полном объеме ТСР, при том, что его попечитель, как следует из дела, потребность в ТСР фактически восполняла.
Поскольку положениями ст. 151 ГК РФ возможность компенсации морального вреда поставлена в зависимость от противоправных действий причинителя вреда и его вины, а такие обстоятельства не установлены, учитывая, что в ходе рассмотрения дела факт нарушения личных неимущественных прав либо нематериальных благ истца не нашел своего подтверждения, оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда не установлено.
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора .... в интересах ФИО1 в лице его законного представителя о компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора .... в интересах ФИО1 в лице законного представителя ФИО2 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Л.А. Аникина
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>