Судья Малкова Я.В. дело № 33-283/2019
учёт № 127г
Рђ Рџ Р• Р› Р› РЇ Р¦ Р Рћ Рќ Рќ Рћ Р• Рћ Рџ Р Р• Р” Р• Р› Р• Рќ Р Р•
21 января 2019 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Фахрутдиновой Р.А.,
судей Гайнуллина Р.Г., Моисеевой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Каримове С.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Фахрутдиновой Р.А. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства образования и науки Республики Татарстан Зайнуллина А.Р. на решение Вахитовского районного суда города Казани от 23 октября 2018 года, которым постановлено:
Рсковые требования удовлетворить частично.
Обязать Министерство образования и науки Республики Татарстан предоставить Егорову Д.А. благоустроенное жилое помещение на основании договора найма специализированного жилого помещения на территории городаКазани, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, в котором оно предоставляется, не обремененное правами третьих лиц и не находящееся под арестом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика Министерства образования и науки Республики Татарстан Борисовой Е.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истца Егорова Д.А., возражавшего доводам жалобы, судебная коллегия
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р› Рђ:
Егоров Д.А. обратился с иском к Министерству образования и науки Республики Татарстан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда.
В обоснование иска указано, что Егоров Д.А. обладает статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Жилое помещение истец до настоящего времени не получил.
Внеочередное предоставление жилого помещения не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь. Полагает, что ответчики не реализовали обязательства, возложенные на них нормативно-правовыми актами и не обеспечили надлежащей реализации прав и законных интересов истца по вопросам получения благоустроенного жилого помещения.
На основании изложенного, Егоров Д.А. просил возложить на Министерство образования и науки Республики Татарстан, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан обязанность предоставить ему благоустроенное жилое помещение на основании договора найма специализированного жилого помещения на территории города Казани, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, в котором оно предоставляется, не обремененное правами третьих лиц и не находящееся под арестом.
В суде первой инстанции истец Егоров Д.А. заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика Министерства образования и науки Республики Татарстан иск не признал.
Судом исковые требования удовлетворены, постановлено решение в приведенной выше формулировке.
Р’ апелляционной жалобе представитель Министерства образования Рё науки Республики Татарстан РїСЂРѕСЃРёС‚ отменить решение СЃСѓРґР° Рё принять РЅРѕРІРѕРµ решение РѕР± отказе РІ удовлетворении РёСЃРєР°. Р’ жалобе отмечается, что РёСЃРє Егоровым Р”.Рђ. заявлен преждевременно, поскольку РѕРЅ обучается РЅР° очном отделении РљРќРРўРЈ-РљРђР РґРѕ 31 августа 2019 РіРѕРґР°, соответственно, подлежит обеспечению жильём РїРѕ завершению обучения. РљСЂРѕРјРµ того, подателем жалобы указывается, что истцом РЅРµ соблюдён заявительный характер предоставления жилого помещения. Р’ жалобе также отмечается, что указание РІ решении СЃСѓРґР° Рѕ возложении обязанности предоставить жилое помещение РІ пределах конкретного населённого пункта - РіРѕСЂРѕРґР° Казани противоречит требования закона.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Министерства образования и науки Республики Татарстан Борисова Е.С. поддержала доводы апелляционной жалобы, истец Егоров Д.А. возражал доводам жалобы.
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителя не направило, извещено, в связи с чем судебная коллегия в соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя данного лица.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со статьёй 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения с изложением в иной редакции его резолютивной части.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
В силу пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996года № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Пунктом 8 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно статье 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Порядок обеспечения детей-сирот жилыми помещениям установлен Законом Республики Татарстан от 12 января 2013 года № 8-ЗРТ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан
«Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан», а также подзаконными актами.
Так, в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 475 от 20 сентября 2007 года «О Порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Татарстан»:
1.3. Уполномоченными органами по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Татарстан являются Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, государственные унитарные предприятия и государственные учреждения Республики Татарстан, за которыми специализированный жилищный фонд закреплен на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, государственные учреждения, подведомственные Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, по поручению Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, а также органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов - в случае их наделения соответствующими государственными полномочиями Республики Татарстан (далее - уполномоченные органы).
6.2. Приобретение жилых помещений для предоставления их детям-сиротам осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан по формированию и управлению специализированным жилищным фондом для детей-сирот.
6.3. Договор найма специализированного жилого помещения с ребенком-сиротой или его законным представителем заключает уполномоченный орган исполнительной власти Республики Татарстан по работе с детьми-сиротами по их обеспечению жилыми помещениями сроком действия на пять лет.
Пунктом 1 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
№ 312 от 04 мая 2013 года «О мерах по реализации Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года № 8-ЗРТ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» определено:
Министерство образования и науки Республики Татарстан является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по их обеспечению жилыми помещениями;
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан по формированию и управлению специализированным жилищным фондом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По делу установлено, что Егоров Д.А. на основании решения Министерства образования и науки Республики Татарстан от 20 марта 2018 года № 35 включён в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Министерство образования и науки Республики Татарстан направило Егорову Д.А. сообщение, что по состоянию на 14 сентября 2018 года все квартиры в городе Казани, сданные в эксплуатацию в текущем году, предоставлены лицам из числа детей, оставшимися без попечения родителей. В наличии имеются квартиры специализированного жилищного фонда в городе Чистополь и Азнакаевском муниципальном районе. Министерством предложено истцу написать заявление на предоставление квартиры в одном из вышеуказанных районов.
До настоящего времени жилое помещение Егорову Д.А. не предоставлено.
Перечисленные обстоятельства, а также само право истца на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда сторонами не оспаривались.
Суд, с учётом установленных обстоятельств, в соответствии с требованиями вышеуказанных нормативных документов пришёл к обоснованному выводу о наличии оснований для возложения на Министерство образования и науки Республики Татарстан обязанности предоставить Егорову Д.А. жилое помещение на основании договора найма специализированного жилого помещения.
Разрешая возникший спор и принимая решение об удовлетворении заявленных Егоровым Д.А. требований, суд первой инстанции исходил из того, что истец относится к числу детей-сирот, жилым помещением не обеспечивался, имеет право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Судебная коллегия выводы суда первой инстанции признает правильными.
Довод апелляционной жалобы Рѕ том, что обязанность Министерства образования Рё науки Республики Татарстан РїРѕ предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда истцу возникнет только СЃ момента окончания его обучения РІ РљРќРРўРЈ-КАРсудебная коллегия отклоняет.
Согласно справке в„– 13721 РѕС‚ 10 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2017 РіРѕРґР° Егоров Р”.Рђ. является студентом 1 РєСѓСЂСЃР° магистратуры РљРќРРўРЈ-РљРђР, форма обучения: очная, бюджет, обучается СЃ 01 сентября 2017 РіРѕРґР° РїРѕ 31 августа 2019 РіРѕРґР°.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ предусматривает обязанность обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по достижении возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (статья 8).
Указанным Законом предусматривается возможность обеспечения жилыми помещения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и позже наступления совершеннолетия, но по заявлению самих лиц указанной категории (абзац третий пункта 1 статьи 8). В таких случаях жилое помещение может быть предоставлено:
после окончания срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования;
после окончания прохождения военной службы по призыву;
после окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу изложенного, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств.
Таким образом, предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от обучения в образовательном учреждении.
Р’ материалах дела заявление Егорова Р”.Рђ. Рѕ предоставлении ему жилого помещения после окончания образовательного учреждения отсутствует, ему исполнилось 18 лет, Рё несмотря РЅР° то, что РѕРЅ продолжает обучение РІ РљРќРРўРЈ-РљРђР, обязанность обеспечения истца жилым помещением Сѓ ответчика наступила.
При этом, вопреки доводам апелляционной жалобы, отдельного заявления о предоставлении гражданину жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, помимо заявления о включении в список, не требуется, за исключением случая, предусмотренного в абзаце третьем пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года
№ 159-ФЗ, когда в заявлении лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, само просит предоставить ему жилое помещение по окончании обучения, лечения, службы в армии и в других перечисленных в Законе случаях.
Право на обеспечение жилым помещением было реализовано ЕгоровымД.А. путём обращения в уполномоченный орган в сфере жилищных отношений с заявлением о принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, и принятием его 20 марта 2018 года на соответствующий учёт.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с указанием судом в резолютивной части обжалуемого решения на обязанность ответчика предоставить истцу благоустроенное жилое помещение на основании договора найма специализированного жилого помещения исключительно на территории города Казани.
В силу пункта 2 статьи 1 Закона Республики Татарстан от 12 января 2013года № 8-ЗРТ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан», граждане, указанные в части 1 данной статьи, однократно подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан по месту жительства, а в случае невозможности определения их постоянного места жительства - по месту пребывания указанных лиц в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, создаваемых в установленном законодательством порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В случае отсутствия на момент предоставления жилого помещения детям-сиротам жилых помещений специализированного жилищного фонда по месту их жительства в границе соответствующего населенного пункта указанным лицам с их согласия предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда в другом населенном пункте в границах Республики Татарстан (пункт 3).
Как следует из материалов дела, Министерство образования и науки Республики Татарстан направило Егорову Д.А. сообщение, что по состоянию на 14 сентября 2018 года все квартиры в городе Казани, сданные в эксплуатацию в текущем году, предоставлены лицам из числа детей, оставшимися без попечения родителей. В наличии имеются квартиры специализированного жилищного фонда в городе Чистополь и Азнакаевском муниципальном районе. Министерством предложено истцу написать заявление на квартиру в одном из вышеуказанных районов.
Как следует из иска, пояснений Егорова Д.А., на получение жилого помещения за пределами границ города Казани он не согласен.
Вместе с тем, из анализа приведённых норм права следует, что законодатель не определяет обязательную необходимость предоставления лицам из числа детей, оставшимися без попечения родителей, жилого помещения исключительно по месту их жительства в пределах границ соответствующего населенного пункта. Законом предусмотрена возможность предоставления жилого помещения, с согласия лица, поставленного на учёт, в другом населенном пункте в границах Республики Татарстан.
Таким образом, согласие лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление ему жилого помещения за пределами населённого пункта, в котором он проживает, должно устанавливаться уполномоченным органом в каждом конкретном случае отдельно, с учётом предложенных ему вариантов, до получения его согласия на предоставление такого жилого помещения либо до предоставления ему жилого помещения в границах населенного пункта, в котором он проживает.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции не имелось оснований для указания в резолютивной части обжалуемого решения на обязанность Министерства образования и науки Республики Татарстан предоставить
Егорову Д.А. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения исключительно на территории города Казани, поскольку это противоречит положениям пункта 3 статьи 1 Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года № 8-ЗРТ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» и ограничивает право истца на выбор жилого помещения, расположенного в другом населенном пункте, в дальнейшем.
В связи с изложенным, судебная коллегия, признавая в целом решение суда первой инстанции правильным, полагает необходимым изложить абзац второй его резолютивной части в следующей редакции: возложить на Министерство образования и науки Республики Татарстан обязанность предоставить ЕгоровуД.А. специализированное жилое помещение в порядке, установленном Законом Республики Татарстан от 12 января 2013 года № 8-ЗРТ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан «Обадресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» и постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 312 от 04 мая 2013 года «О мерах по реализации Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года № 8-ЗРТ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан».
Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
Рћ Рџ Р Р• Р” Р• Р› Р Р› Рђ:
решение Вахитовского районного суда города Казани от 23 октября 2018 года по данному делу оставить без изменения, изложив абзац второй его резолютивной части в следующей редакции: возложить на Министерство образования и науки Республики Татарстан обязанность предоставить Егорову Даниилу Александровичу специализированное жилое помещение в порядке, установленном Законом Республики Татарстан от 12 января 2013 года № 8-ЗРТ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» и постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан
№ 312 от 04 мая 2013 года «О мерах по реализации Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года № 8-ЗРТ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан».
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё