Решение по делу № 33-283/2019 от 30.11.2018

Судья Малкова Я.В. дело № 33-283/2019

учёт № 127г

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

21 января 2019 года город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Фахрутдиновой Р.А.,

судей Гайнуллина Р.Г., Моисеевой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Каримове С.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Фахрутдиновой Р.А. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства образования и науки Республики Татарстан Зайнуллина А.Р. на решение Вахитовского районного суда города Казани от 23 октября 2018 года, которым постановлено:

Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать Министерство образования и науки Республики Татарстан предоставить Егорову Д.А. благоустроенное жилое помещение на основании договора найма специализированного жилого помещения на территории городаКазани, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, в котором оно предоставляется, не обремененное правами третьих лиц и не находящееся под арестом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика Министерства образования и науки Республики Татарстан Борисовой Е.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истца Егорова Д.А., возражавшего доводам жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Егоров Д.А. обратился с иском к Министерству образования и науки Республики Татарстан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда.

В обоснование иска указано, что Егоров Д.А. обладает статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.

Жилое помещение истец до настоящего времени не получил.

Внеочередное предоставление жилого помещения не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь. Полагает, что ответчики не реализовали обязательства, возложенные на них нормативно-правовыми актами и не обеспечили надлежащей реализации прав и законных интересов истца по вопросам получения благоустроенного жилого помещения.

На основании изложенного, Егоров Д.А. просил возложить на Министерство образования и науки Республики Татарстан, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан обязанность предоставить ему благоустроенное жилое помещение на основании договора найма специализированного жилого помещения на территории города Казани, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, в котором оно предоставляется, не обремененное правами третьих лиц и не находящееся под арестом.

В суде первой инстанции истец Егоров Д.А. заявленные требования поддержал.

Представитель ответчика Министерства образования и науки Республики Татарстан иск не признал.

Судом исковые требования удовлетворены, постановлено решение в приведенной выше формулировке.

В апелляционной жалобе представитель Министерства образования и науки Республики Татарстан просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. В жалобе отмечается, что иск Егоровым Д.А. заявлен преждевременно, поскольку он обучается на очном отделении КНИТУ-КАИ до 31 августа 2019 года, соответственно, подлежит обеспечению жильём по завершению обучения. Кроме того, подателем жалобы указывается, что истцом не соблюдён заявительный характер предоставления жилого помещения. В жалобе также отмечается, что указание в решении суда о возложении обязанности предоставить жилое помещение в пределах конкретного населённого пункта - города Казани противоречит требования закона.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Министерства образования и науки Республики Татарстан Борисова Е.С. поддержала доводы апелляционной жалобы, истец Егоров Д.А. возражал доводам жалобы.

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителя не направило, извещено, в связи с чем судебная коллегия в соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя данного лица.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со статьёй 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения с изложением в иной редакции его резолютивной части.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.

В силу пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996года № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Пунктом 8 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно статье 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Порядок обеспечения детей-сирот жилыми помещениям установлен Законом Республики Татарстан от 12 января 2013 года № 8-ЗРТ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан
«Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан», а также подзаконными актами.

Так, в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 475 от 20 сентября 2007 года «О Порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Татарстан»:

1.3. Уполномоченными органами по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Татарстан являются Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, государственные унитарные предприятия и государственные учреждения Республики Татарстан, за которыми специализированный жилищный фонд закреплен на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, государственные учреждения, подведомственные Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, по поручению Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, а также органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов - в случае их наделения соответствующими государственными полномочиями Республики Татарстан (далее - уполномоченные органы).

6.2. Приобретение жилых помещений для предоставления их детям-сиротам осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан по формированию и управлению специализированным жилищным фондом для детей-сирот.

6.3. Договор найма специализированного жилого помещения с ребенком-сиротой или его законным представителем заключает уполномоченный орган исполнительной власти Республики Татарстан по работе с детьми-сиротами по их обеспечению жилыми помещениями сроком действия на пять лет.

Пунктом 1 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
№ 312 от 04 мая 2013 года «О мерах по реализации Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года № 8-ЗРТ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» определено:

Министерство образования и науки Республики Татарстан является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по их обеспечению жилыми помещениями;

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан по формированию и управлению специализированным жилищным фондом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По делу установлено, что Егоров Д.А. на основании решения Министерства образования и науки Республики Татарстан от 20 марта 2018 года № 35 включён в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.

Министерство образования и науки Республики Татарстан направило Егорову Д.А. сообщение, что по состоянию на 14 сентября 2018 года все квартиры в городе Казани, сданные в эксплуатацию в текущем году, предоставлены лицам из числа детей, оставшимися без попечения родителей. В наличии имеются квартиры специализированного жилищного фонда в городе Чистополь и Азнакаевском муниципальном районе. Министерством предложено истцу написать заявление на предоставление квартиры в одном из вышеуказанных районов.

До настоящего времени жилое помещение Егорову Д.А. не предоставлено.

Перечисленные обстоятельства, а также само право истца на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда сторонами не оспаривались.

Суд, с учётом установленных обстоятельств, в соответствии с требованиями вышеуказанных нормативных документов пришёл к обоснованному выводу о наличии оснований для возложения на Министерство образования и науки Республики Татарстан обязанности предоставить Егорову Д.А. жилое помещение на основании договора найма специализированного жилого помещения.

Разрешая возникший спор и принимая решение об удовлетворении заявленных Егоровым Д.А. требований, суд первой инстанции исходил из того, что истец относится к числу детей-сирот, жилым помещением не обеспечивался, имеет право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Судебная коллегия выводы суда первой инстанции признает правильными.

Довод апелляционной жалобы о том, что обязанность Министерства образования и науки Республики Татарстан по предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда истцу возникнет только с момента окончания его обучения в КНИТУ-КАИ судебная коллегия отклоняет.

Согласно справке № 13721 от 10 ноября 2017 года Егоров Д.А. является студентом 1 курса магистратуры КНИТУ-КАИ, форма обучения: очная, бюджет, обучается с 01 сентября 2017 года по 31 августа 2019 года.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ предусматривает обязанность обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по достижении возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (статья 8).

Указанным Законом предусматривается возможность обеспечения жилыми помещения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и позже наступления совершеннолетия, но по заявлению самих лиц указанной категории (абзац третий пункта 1 статьи 8). В таких случаях жилое помещение может быть предоставлено:

после окончания срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования;

после окончания прохождения военной службы по призыву;

после окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В силу изложенного, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств.

Таким образом, предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от обучения в образовательном учреждении.

В материалах дела заявление Егорова Д.А. о предоставлении ему жилого помещения после окончания образовательного учреждения отсутствует, ему исполнилось 18 лет, и несмотря на то, что он продолжает обучение в КНИТУ-КАИ, обязанность обеспечения истца жилым помещением у ответчика наступила.

При этом, вопреки доводам апелляционной жалобы, отдельного заявления о предоставлении гражданину жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, помимо заявления о включении в список, не требуется, за исключением случая, предусмотренного в абзаце третьем пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года
№ 159-ФЗ, когда в заявлении лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, само просит предоставить ему жилое помещение по окончании обучения, лечения, службы в армии и в других перечисленных в Законе случаях.

Право на обеспечение жилым помещением было реализовано ЕгоровымД.А. путём обращения в уполномоченный орган в сфере жилищных отношений с заявлением о принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, и принятием его 20 марта 2018 года на соответствующий учёт.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с указанием судом в резолютивной части обжалуемого решения на обязанность ответчика предоставить истцу благоустроенное жилое помещение на основании договора найма специализированного жилого помещения исключительно на территории города Казани.

В силу пункта 2 статьи 1 Закона Республики Татарстан от 12 января 2013года № 8-ЗРТ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан», граждане, указанные в части 1 данной статьи, однократно подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан по месту жительства, а в случае невозможности определения их постоянного места жительства - по месту пребывания указанных лиц в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, создаваемых в установленном законодательством порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В случае отсутствия на момент предоставления жилого помещения детям-сиротам жилых помещений специализированного жилищного фонда по месту их жительства в границе соответствующего населенного пункта указанным лицам с их согласия предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда в другом населенном пункте в границах Республики Татарстан (пункт 3).

Как следует из материалов дела, Министерство образования и науки Республики Татарстан направило Егорову Д.А. сообщение, что по состоянию на 14 сентября 2018 года все квартиры в городе Казани, сданные в эксплуатацию в текущем году, предоставлены лицам из числа детей, оставшимися без попечения родителей. В наличии имеются квартиры специализированного жилищного фонда в городе Чистополь и Азнакаевском муниципальном районе. Министерством предложено истцу написать заявление на квартиру в одном из вышеуказанных районов.

Как следует из иска, пояснений Егорова Д.А., на получение жилого помещения за пределами границ города Казани он не согласен.

Вместе с тем, из анализа приведённых норм права следует, что законодатель не определяет обязательную необходимость предоставления лицам из числа детей, оставшимися без попечения родителей, жилого помещения исключительно по месту их жительства в пределах границ соответствующего населенного пункта. Законом предусмотрена возможность предоставления жилого помещения, с согласия лица, поставленного на учёт, в другом населенном пункте в границах Республики Татарстан.

Таким образом, согласие лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление ему жилого помещения за пределами населённого пункта, в котором он проживает, должно устанавливаться уполномоченным органом в каждом конкретном случае отдельно, с учётом предложенных ему вариантов, до получения его согласия на предоставление такого жилого помещения либо до предоставления ему жилого помещения в границах населенного пункта, в котором он проживает.

При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции не имелось оснований для указания в резолютивной части обжалуемого решения на обязанность Министерства образования и науки Республики Татарстан предоставить
Егорову Д.А. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения исключительно на территории города Казани, поскольку это противоречит положениям пункта 3 статьи 1 Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года № 8-ЗРТ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» и ограничивает право истца на выбор жилого помещения, расположенного в другом населенном пункте, в дальнейшем.

В связи с изложенным, судебная коллегия, признавая в целом решение суда первой инстанции правильным, полагает необходимым изложить абзац второй его резолютивной части в следующей редакции: возложить на Министерство образования и науки Республики Татарстан обязанность предоставить ЕгоровуД.А. специализированное жилое помещение в порядке, установленном Законом Республики Татарстан от 12 января 2013 года № 8-ЗРТ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан «Обадресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» и постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 312 от 04 мая 2013 года «О мерах по реализации Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года № 8-ЗРТ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан».

Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Вахитовского районного суда города Казани от 23 октября 2018 года по данному делу оставить без изменения, изложив абзац второй его резолютивной части в следующей редакции: возложить на Министерство образования и науки Республики Татарстан обязанность предоставить Егорову Даниилу Александровичу специализированное жилое помещение в порядке, установленном Законом Республики Татарстан от 12 января 2013 года № 8-ЗРТ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» и постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан
№ 312 от 04 мая 2013 года «О мерах по реализации Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года № 8-ЗРТ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан».

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.

Председательствующий

РЎСѓРґСЊРё

33-283/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Егоров Д.А.
Ответчики
МЗИО РТ
Министерство образования и науки РТ
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Судья
Фахрутдинова Р. А.
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
17.12.2018Судебное заседание
21.01.2019Судебное заседание
05.12.2018[Гр.] Судебное заседание
17.12.2018[Гр.] Судебное заседание
29.01.2019[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2019[Гр.] Передано в экспедицию
21.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее