Решение по делу № 2а-1573/2020 от 05.06.2020

Дело № 2а-1573/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Белгород                        05 августа 2020 года

Белгородский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи        Лукьяновой Л.Н.

при секретаре                    Коротких М.С.

с участием административного истца Трофимовой Е.А. и ее представителя Тарасова А.М., представителя административного ответчика по доверенности Носатовой Г.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Трофимовой Елены Александровны к администрации Белгородского района о признании незаконным и отмене уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта ИЖС установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке.

УСТАНОВИЛ:

Трофимова Е.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит:

- признать незаконным уведомление от 26.02.2020 № (номер обезличен) о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке;

- обязать администрацию Белгородского района выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении административного истца от 18.02.2020 о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке и представленных административным истцом документов.

В обоснование заявленных требований указала на то, что она является собственником ? доли земельного участка, расположенного по адресу: Белгородская область, Белгородский район, п. Политотдельский, ул. Новая,30.

18.02.2020 в соответствии со ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации ею было подано в администрацию Белгородского района уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

По результатам рассмотрения указанного уведомления, административным ответчиком 26.02.2020 принято уведомление № (номер обезличен) о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым (номер обезличен).

Основанием для отказа в принятии уведомления послужили обстоятельства, указанные в п.3 уведомления № (номер обезличен) от 26.02.2020, а именно то, что уведомление подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием прав на земельный участок, так как в соответствии с п.1 ст. 246 Гражданского кодекса Российской Федерации распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности осуществляется по соглашению всех ее участников.

Трофимова Е.А. полагает, что решение административного ответчика, оформленное в форме Уведомления о несоответствии № (номер обезличен) от 26.02.2020 нарушает ее права и законные интересы и является незаконным, поскольку уведомление подано собственником земельного участка.

В судебном заседании административный истец и его представитель административные исковые требования поддержали, административный ответчик возражал против удовлетворения административного искового заявления.

Заслушав лиц, участвующих в деле, и исследовав обстоятельства дела по представленным доказательствам, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, статья 218 Кодекса об административном судопроизводстве (далее - КАС РФ) предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (ч. 2 ст. 62, ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

Судом установлено и подтверждено выпиской из ЕГРП, что административный истец является собственником ? доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером (номер обезличен), расположенный по адресу: (адрес обезличен). Сособственником ? доли указанного участка является Трокаль Д.В., что не оспаривалось сторонами.

При этом реального раздела земельного участка между сособственниками земельного участка не производилось. Доказательств иного суду не предоставлено и материалы дела не содержат.

19.02.2020 в администрацию Белгородского района Трофимовой Е.А. было подано уведомление от 18.02.2020 о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома по адресу: Белгородский район, п. Политотдельский, ул. Новая, 30, согласно которому Трофимова Е.А. уведомляла администрацию о строительстве объекта индивидуального жилищного строительства.

К данному уведомлению Трофимовой Е.А. были приложены копии следующих документов: технический паспорт домовладения от 04.09.2004, решение Белгородского районного суда Белгородской области от 10.02.2014, выписка из ЕГРН, заключение строительно-технической экспертизы по разделу жилого дома, хозяйственных построек и земельного участка в натуре № (номер обезличен) от 10.09.2018, выполненного ООО «СП»Гарант», технического паспорта домовладения на объект незавершенного строительства по состоянию на 07.09.2004.

При этом в графе «Сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок» Трофимовой не были указаны сведения о долевом собственнике земельного участка.

В то время как согласно выписке из ЕГРП в отношении земельного участка зарегистрировано право долевой собственности Трофимовой Е.А. и Трокаль Д.В. по 1/2 доле за каждым.

Документов, подтверждающих реальный раздел земельного участка между долевыми собственниками земельного участка, административным истцом к уведомлению не были приложены. Такие документы не были представлены и суду.

Уведомлением административного ответчика о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 26.02.2020 № (номер обезличен), Трофимова Е.А. была уведомлена о том, что уведомление подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием прав на земельный участок по следующим основаниям: в соответствии с п.1 ст. 246 Гражданского кодекса Российской Федерации распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности осуществляется по соглашению всех ее участников.

Вопросы строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, объектов индивидуального жилищного строительства урегулированы Градостроительным кодексом Российской Федерации.

В силу ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относятся, в том числе, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на соответствующих межселенных территориях; направление уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7, пунктом 3 части 8 статьи 51.1 и пунктом 5 части 19 статьи 55 настоящего Кодекса, при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов на земельных участках, расположенных на соответствующих межселенных территориях.

Согласно п.п. 26 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях муниципальных, городских округов.

В соответствии с частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), содержащее следующие сведения:

1) фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица);

2) наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

3) кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка;

4) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц);

5) сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома);

6) сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка;

7) сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости;

8) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком;

9) способ направления застройщику уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7 и пунктом 3 части 8 настоящей статьи.

Форма уведомления о планируемом строительстве утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (ч. 2 статьи 51.1 ГрК РФ).

Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации 19 сентября 2018 г. издан приказ №591/пр «Об утверждении форм уведомлений, необходимых для строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома».

В приложении № 3 к Приказу содержится форма уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (далее - Форма уведомления).

Форма уведомления содержит, в том числе основания, по которым лицо, подавшее уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома или уведомление об изменении параметров планируемого строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомляется: о несоответствии параметров, указанных в уведомлении, предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства (пункт 1); о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (пункт 2); о том, что уведомление подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием прав на земельный участок (пункт 3); о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения (пункт 4).

Частью 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень случаев, при которых застройщику направляется уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке и который не может быть расширен органом, уполномоченным на выдачу разрешений на строительство.

Так, согласно части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации Уведомление о несоответствии направляется если:

1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным данным кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;

4) в срок, указанный в части 9 этой статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

Как следует из части 13 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, получение застройщиком уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объект, индивидуального жилищного строительства установленным параметрам допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке от уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и считается согласованием указанными органами строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства и дает право застройщику осуществлять строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении о планируемом строительстве, в течение десяти лет со дня направления застройщиком такого уведомления о планируемом строительстве в соответствии с частью 1 настоящей статьи.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

Согласно положениям статьи 246 Гражданского кодекса Российской Федерации, распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.

В силу пункта 1 статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.

Из системного толкования вышеуказанных положений следует, что владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.

Таким образом, в случае нахождения земельного участка в общей долевой собственности, заявителю, помимо правоустанавливающих документов на земельный участок, необходимо представлять в уполномоченный орган согласие всех участников долевой собственности на строительство (реконструкцию) дома, расположенного на таком земельном участке.

В связи с тем, что административным истцом подано уведомление о строительстве индивидуального жилого дома, расположенного в границах земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, его строительство (реконструкция) должны производиться с согласия сособственников земельного участка.

Трофимовой Е.А. при подаче уведомления о планируемых строительстве и реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 18.02.2020, не было представлено согласия всех сособственников земельного участка, а именно Трокаль, на проведение строительства (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства (жилого дома) по адресу: (адрес обезличен).

Поскольку Трофимова Е.А. не является собственником всего земельного участка с кадастровым номером (номер обезличен) площадью 1875 кв.м., расположенного по адресу: (номер обезличен) а является собственником лишь только 1/2 доли данного земельного участка, и реальный раздел вышеуказанного земельного участка не производился, то при подаче уведомления о планируемых строительстве (реконструкции) жилого дома, расположенного на земельном участке, находящемся в долевой собственности, административному истцу необходимо было представить согласие второго собственника земельного участка, что ею не было сделано.

Вопреки доводам административного истца, оспариваемое уведомление органа местного самоуправления основано на нормах действующего законодательства и не противоречит его положениям.

При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие необходимой совокупности условий (несоответствие обжалуемого решения закону и нарушение прав либо свобод административного истца) для признания незаконным оспариваемого уведомления, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного иска Трофимовой Елены Александровны к администрации Белгородского района о признании незаконным и отмене уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта ИЖС установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Белгородского областного суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Белгородский районный суд.

Судья                                Л.Н.Лукьянова

Мотивированный текст решения изготовлен 19 августа 2020 года.

2а-1573/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Трофимова Елена Александровна
Ответчики
Администрация Белгородского района
Суд
Белгородский районный суд Белгородской области
Дело на странице суда
belgorodsky.blg.sudrf.ru
17.06.2020Регистрация административного искового заявления
17.06.2020Передача материалов судье
17.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
17.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.06.2020Подготовка дела (собеседование)
05.06.2020Регистрация административного искового заявления
08.06.2020Передача материалов судье
10.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
10.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.06.2020Подготовка дела (собеседование)
26.06.2020Подготовка дела (собеседование)
15.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.07.2020Судебное заседание
20.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее