Дело № 2а – 1270/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Кинешма 22 июня 2021 года
Кинешемский городской суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Шустиной Е.В.,
при секретаре Калининой Д.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а – 1270/2020 по административному иску Пантелеева Алексея Сергеевича к Призывной комиссии городского округа Кинешма, Военному комиссариату города Кинешма и Кинешемского района Ивановской области, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ивановской области» о признании решения о призвании на военную службу по призыву незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Пантелеев А.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к Призывной комиссии городского округа Кинешма об оспаривании решения призывной комиссии, в котором просит: признать незаконным решение призывной комиссии городского округа Кинешмы о призвании административного истца на военную службу по призыву; отменить решение призывной комиссии городского округа Кинешмы.
Определением от 25 мая 2021 года к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Военный комиссариат города Кинешма и Кинешемского района Ивановской области, Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Ивановской области».
Требования мотивированы тем, что административный истец Пантелеев А.С. состоит на воинском учете в военном комиссариате города Кинешма и Кинешемского района Ивановской области. При прохождении мероприятий, связанных с весенним призывом на военную службу 2021 года, его признали годным, была присвоена категория годности Б-3, решением призывной комиссии города Кинешма и Кинешемского района Ивановской области от 23.12.2020 он был призван на военную службу по призыву, была выдана повестка на ДД.ММ.ГГГГ на 15:00 для прохождения медицинского освидетельствования. На словах сказали, что будут отправлять его к месту несения военной службы.
С решением призывной комиссии города Кинешма и Кинешемского района Ивановской области не согласен, считает его незаконным, так как такое решение нарушает право на освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья.
Во время весеннего призыва 2021 года Пантелеев А.С. явился по повестке для прохождения медицинского освидетельствования, озвучивал имеющиеся у него жалобы на состояние здоровья, а именно: <данные изъяты>. Кроме того, он постоянно принимает гипотензивную терапию. В прошлом призыве ему была предоставлена отсрочка от военной службы по и. «в» ст. 43 <данные изъяты>).
В настоящее время достоверно установить диагноз административного истца не представляется возможным, в то время как в соответствии с п.4 ст 5.1. Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 29.05.2019) «О воинской обязанности и военной службе» в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
В соответствии с Приказом Министерства обороны Российской Федерации и Минздрава Российской Федерации от 23 мая 2001 г. № 240/168 «Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе» - врач-специалист, привлекаемый к медицинскому освидетельствованию призывника, изучив его анамнез, результаты клинико-инструментального исследования и оценив состояние здоровья, выносит заключение о категории его годности к военной службе.
На основании данного положения врач медицинской комиссии не имеет права ставить диагноз, а равно заниматься произвольной диагностикой.
Имеющиеся у административного истца жалобы соответствуют п «в» ст. 43 Расписания болезней (Приложением 1 к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 565), в соответствии с которой ему должна быть определена категория годности к военной службе - «В - ограниченно годен к военной службе». В связи с этим согласно п. «а» ч. 1 ст.23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» он должен быть освобожден от призыва на военную службу.
Таким образом, врачами-специалистами не были учтены данные по имеющимся жалобам на состояние здоровья, вследствие чего произошло неверное правоприменение при определении в отношении него категории годности к военной службе, что повлекло за собой принятие оспариваемого решения.
Считает, что при определении ему категории годности, нарушены нормы законодательства, а именно постановления Правительства от 04.07.2013 № 565 «Об утверждении положения о военно-врачебной экспертизе», следствием чего нарушено его право на получение освобождения от призыва на военную службу в ВС РФ и зачисление в запас.
Административный истец Пантелеев А.С. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д. 31,116).
Представитель административного ответчика Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Ивановской области» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещался надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении судебной повестки (л.д. 32), о причинах неявки суд не уведомил, заявлений, ходатайств не представил.
Представители административных ответчиков Призывной комиссии городского округа Кинешма, Военного комиссариата города Кинешма и Кинешемского района Ивановской области в судебное заседание не явились, направили письменные ходатайства с просьбой рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д. 33, 111).
Суд, в соответствии с требованиями ст.ст. 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным рассмотреть административное дело при данной явке лиц.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Обязанность доказывания законности нормативных правовых актов или решений возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо, которые обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений; по таким административным делам административный истец не обязан доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов или решений, но обязан: подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом или решением нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец ссылается как на основания своих требований (часть 2).
Согласно части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). При этом пунктом 2 части 9 названной статьи установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (часть 1 и 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации).
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляет Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее по тексту ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»)
Согласно пункту 4 статьи 26 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» определено, что воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Согласно статье 22 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента РФ (часть 1 статьи 25 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
Призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат посредством структурных подразделений (п. 2 Положения о призыве на военную службу граждан РФ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663).
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Согласно пункту 1 статьи 26 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
На призывную комиссию в соответствии с пунктом 1 статьи 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Согласно пункту 3 статьи 1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
От призыва на военную службу в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
В силу статьи 5.1 указанного Федерального закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
Согласно пункту 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе.
Пунктом 20 данного Положения установлено, что в случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование.
По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина.
В случае если обследование гражданина не может быть завершено до окончания работы призывной комиссии, освидетельствование указанного гражданина проводится в период следующего призыва граждан на военную службу с вынесением заключения о категории годности к военной службе.
Пунктом "В" ст. 43 Расписания болезней, утвержденного Постановлением Правительства РФ от дата № 565, предусмотрено, что "гипертоническая болезнь" соответствует категории годности "В" - ограниченно годен к военной службе (графы 1 и 2) и категории годности Б (по графе 3).
Между тем, как указано в применении к ст. 43 Расписания болезней, наличие гипертонической болезни у лиц, свидетельствуемых по графам I, II (категория годности к военной службе В) расписания болезней, должно быть подтверждено обследованием в стационарных условиях и результатами документально подтвержденного предыдущего диспансерного наблюдения в течение не менее 6 месяцев с обязательными, неоднократным выполнением суточного мониторирования артериального давления.
В каждом случае гипертонической болезни проводится дифференциальная диагностики с симптоматическими гипертензиями. Освидетельствование лиц с симптомами артериальной гипертензии проводится по основному заболеванию.
При выявлении ассоциированных с гипертонической болезнью заболеваний медицинское освидетельствование проводится также на основании соответствующих статей расписания болезней.
Таким образом, согласно Расписанию болезней, наличие гипертонической болезни у лиц, свидетельствуемых по графам I, II расписания болезней подтверждается только совокупностью двух видов медицинских документов: результатами документально подтвержденного предыдущего диспансерного наблюдения с условиями неоднократного выполнения суточного мониторирования артериального давления.
Как следует из материалов настоящего гражданского дела, личного дела призывника Пантелеева А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, административный истец состоит на учете в Военном комиссариате города Кинешма и Кинешемского района Ивановской области с 15 января 2014 года.
15.01.2014 при первоначальной постановке на воинский учет, при наличии жалоб и записей в амбулаторной карте, был направлен на обследование в детскую поликлинику <данные изъяты>. 24.02.2014 по результатам медицинского обследования на основания акта № было установлен диагноз: <данные изъяты> категория годности «Б»-4 ( кр.8.9), годен к военной службе с незначительными ограничениями (л.д. 49-52).
С 2015 года по 2020 год Пантелеев А.С. состоял на воинском учете в военном комиссариате Фрунзенском и Ленинском районов г. Иваново, где ему была предоставлена отсрочка до 01.07.2020 года на основании подп. «а» п. 2, ст. 24 Ф3 «О воинской обязанности и военной службе». Диагноз: <данные изъяты>. По статье 22-г, категория годности «Б»-4 (кр.8.9), годен к военной службе с незначительными ограничениями.
27.03.2020 Пантелеев А.С. был принят на воинский учет в Военный комиссариат г.Кинешма и Кинешемского района Ивановской области. При призыве осенью 2020 года при прохождении медицинского освидетельствования предъявил жалобы на <данные изъяты> На основании жалоб был направлен на обследование в <данные изъяты> (л.д. 68-69).
По результатам медицинского обследования были предоставлены медицинские заключения: <данные изъяты> (л.д. 68-71, 52-53).
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе», согласно которого наличие гипертонической болезни у лиц, освидетельствуемых по графам I, II расписания болезней, должно быть подтверждено обследованием в стационарных условиях и результатами документально подтвержденного предыдущего диспансерного наблюдения в течение не менее 6 месяцев с обязательным неоднократным выполнением суточного мониторирования артериального давления, административному истцу была предоставлена отсрочка по состоянию здоровья по подп. «а» п.1., ст.24, Статья 48.Г - временно не годен к военной службе сроком на 6 месяцев до 01.04.2021г, подлежит обследованию и лечению.
Как следует из отзыва административного ответчика Военного комиссариата города Кинешма и Кинешемского района Ивановской области Пантелеев А.С. за период отсрочки в Муниципальных учреждениях здравоохранения по поводу <данные изъяты> у врачей не наблюдался. Суточного мониторирования артериального давления не проводил. Но имеются в амбулаторной карте записи из частных лечебных учреждений: <данные изъяты>
Вместе с тем, частные лечебные учреждения не входят в перечень медицинских учреждений, в которых могут проводиться обследование (лечение) граждан РФ, проживающих на территории г.о. Кинешма и Кинешемского муниципального района, подлежащих призыву на военную службу осенью 2020 года. Перечень лечебных учреждений, утвержден 30.08.2020 Членом Правительства Ивановской области - директором Департамента здравоохранения Ивановской области А.Фокиным, исполняющим полномочия главы городского округа Кинешма В.Ступиным, Главой администрации Кинешемского муниципального района С.Герасимовым (л.д. 37).
В связи с этим Пантелеев А.С. был направлен для уточнения диагноза на медицинское обследование в <данные изъяты>, как вышестоящего муниципального учреждения здравоохранения Ивановской области.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Пантелеев А.С. проходил обследование в <данные изъяты>. По результатам обследования Пантелееву А.С. был установлен диагноз: <данные изъяты>. (л.д. 89-96).
На основании медицинского заключения <данные изъяты> медицинской комиссией был выставлен диагноз: <данные изъяты> Категория годности «Б»-4, (кр. 3,4,8,9,СН, ПС,) - годен к военной службе с незначительными ограничениями.
23.04.2021 призывной комиссий городского округа Кинешма, Панетелеев А.С. был призван на военную службу, предназначен в сухопутные войска, зачислен в команду № 65, по статье 22 Федерального закона от 28.03.1998г. №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» - Протокол № 2 от 23.04.2021 (л.д. 106).
Из материалов личного дела призывника Панетелеева А.С. усматривается, что диагноз «<данные изъяты> был установлен на основании медицинского освидетельствования, <данные изъяты> в амбулаторных условиях по направлению военного комиссариата.
В силу пункта «г» статьи 66, пункта «б» статьи 47, пункта «г» статьи 24 Расписания болезней (приложение к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года № 565), выявленные у Пантелеева А.С. вышеуказанные заболевания, влекут присвоение категории годности к военной службе Б-4 и не освобождают от прохождения военной службы.
Анализируя документы, имеющиеся в личном деле призывника Пантелеева А.С. суд приходит к выводу, что медицинское освидетельствование от 23 апреля 2021 года проведено в установленном законом порядке, оснований для направления административного истца на повторное углубленное медицинское обследование не имелось, врачами-специалистами при установлении диагноза учтены имеющиеся у Пантелеева А.С. жалобы, данные объективного исследования и анамнез.
При несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 года N 574 (пункт 8 указанного Положения).
Заключение независимой военно-врачебной экспертизы административным истцом не было представлено ни в призывную комиссию, ни в суд; ходатайств о назначении судебно-медицинской экспертизы в рамках рассмотрения настоящего административного дела административным истцом не заявлено.
Таким образом, довод административного истца о том, что имеющиеся у него жалобы соответствуют п. «В» ст. 43 Расписания болезней (Приложение№1 к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 565), в соответствии с которой ему должна быть определена категория годности к военной службе - «В - ограниченно годен к военной службе» и он должен быть освобожден от призыва на военную службу, ничем не подтвержден.
По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств; административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.
Однако, в нарушение статьи 62 КАС РФ административным истцом не представлено бесспорных и достоверных доказательств тому, что на момент прохождения медицинского освидетельствования он имел заболевания, препятствующие его призыву на военную службу.
Поскольку в ходе рассмотрения дела не установлено наличия совокупности обстоятельств, необходимых в силу ст. 227 КАС РФ для удовлетворения заявления о признании незаконным решения призывной комиссии городского округа Кинешма о призвании административного истца на военную службу по призыву, суд приходит к выводу о том, что ответчики действовали в рамках представленных им полномочий и в соответствии с положениями Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», в связи с чем, отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований административного истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований к Призывной комиссии городского округа Кинешма, Военному комиссариату города Кинешма и Кинешемского района Ивановской области, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ивановской области» о признании решения о призвании на военную службу по призыву незаконным, Пантелееву Алексею Сергеевичу отказать в полном объёме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме через Кинешемский городской суд Ивановской области.
Председательствующий Е.В.Шустина
Мотивированное решение составлено 06 июля 2021 года.