Решение по делу № 2-1214/2022 от 04.05.2022

Дело № 2-1214/2022                                <данные изъяты>

УИД     74RS0037-01-2022-001189-92                             

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Сатка                                 27 июня 2022 года

Саткинский городской суд Челябинской области в составе:

Председательствующего Патраковой Е.Б.             при секретаре Горшковой М.А.    

с участием прокурора                 Соловьевой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому Саткинского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Промресурс» о понуждении к исполнению закона,

У С Т А Н О В И Л:

Саткинский городской прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Промресурс» (далее по тексту ООО «Промресурс») о возложении обязанности заключить договор на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов 1 и 2 классов опасности с федеральным оператором (ФГУП «Федеральный экологический оператор») либо с привлеченным им оператором по обращению с отходами 1 и 2 классов опасности в Челябинской области в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование исковых требований указывает, что Саткинской городской прокуратурой проведена проверка исполнения требований земельного законодательства при обращении с отходами 1 и 2 классов опасности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которой выявлены нарушения закона. ООО «Промресурс» осуществляет управление жилыми многоквартирными домами, расположенными на территории Саткинского муниципального района. В процессе жизнедеятельности собственников и пользователей помещений в жилых многоквартирных домах образуются отходы, относящиеся к 1 и 2 классам опасности. Однако, на момент проверки управляющей организацией договор на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение таких отходов с федеральным оператором либо оператором по обращению с отходами 1 и 2 классов опасности в регионе не заключен.

Прокурор Соловьева Е.Г. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала по указанным в нем основаниям.

Представитель ответчика ООО «Промресурс» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания надлежаще извещен. В письменном ходатайстве просил дело рассмотреть в его отсутствие, указал, что против заявленных требований не возражает.

Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. ст. 1 и 12 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство основывается, в том числе на принципах приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды, охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат. Целями охраны земель являются, в том числе предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы.

Охрана земель представляет собой деятельность, в том числе юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

Федеральный закон № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» устанавливает, что охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно- противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

В соответствии со ст. ст. 8. 11, 28 и 55 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Во всех видах организациях должны выполняться требования санитарного законодательства. За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

Статьями 23 и 51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что юридические лица в процессе своей деятельности не должны оказывать негативное воздействие на окружающую среду. К одному из видов негативного воздействия на окружающую среду относится размещение отходов производства и потребления.

Согласно ст. ст. 1 и 13 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. К отходам производства и потребления относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды, здоровья населения и среды обитания.

Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 242 от 22 мая 2017 года, Федеральный классификационный каталог отходов представляет собой перечень образующихся в Российской Федерации отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков: происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую среду. Все виды отходов в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов относятся к отходам определенного класса опасности. Отработанные ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки при этом отнесены к первому классу опасности для окружающей природной среды с очень высокой степенью вредного воздействия на окружающую среду.

Малогабаритные ртутные лампы, входящие в состав офисной компьютерной техники (ЛСД-мониторы, ноутбуки, сканеры, ксероксы). батарейки также являются отходами оборудования и прочей продукции, подлежащей особому контролю (1 класс опасности для окружающей природной среды с очень высокой степенью вредного воздействия на окружающую среду).

Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации № 2314 от 28 декабря 2020 года, определяют потребителей ртутьсодержащих ламп как юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, не имеющих лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов 1-4 класса опасности, а также физических лиц, эксплуатирующих осветительные устройства с ртутным заполнением.

Не допускается самостоятельное обезвреживание, использование, транспортирование и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп потребителями отработанных ртутьсодержащих ламп, а также их накопление.

Сбор у потребителей, размещение отработанных ртутьсодержащих ламп в целях их обезвреживания, последующей переработки и использования переработанной продукции осуществляют специализированные организации.

Согласно ст. ст. 161 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или за обеспечение готовности инженерных систем.

По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в том числе собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Правила содержания обшего имущества собственников в многоквартирных домах утверждены постановлением Правительства Российской Федерации №491от 13 августа 2006 года.

В соответствии с п. п. 2 и 10 указанных Правил в состав общего имущества входят помещения в многоквартирном доме, в том числе мусороприемные камеры, мусоропроводы. Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем в том числе: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг.

С 01 марта 2022 года вступили в силу изменения в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года в части обращения с отходами 1 и 2 классов опасности (ст. ст. 14.1-14.4), в соответствии с которыми сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов 1 и 2 классов опасности с указанной даты осуществляется федеральным оператором - ФГУП «Федеральный экологический оператор», который вправе осуществлять деятельность самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с отходами 1 и 2 классов опасности в регионах. Указанная организация также является оператором государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами 1 и 2 классов опасности, которая начинает функционирование с 01 марта 2022 года.

     Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы 1 и 2 классов опасности, передают данные отходы федеральному оператору в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с отходами 1 и 2 классов опасности. Заключение договоров является обязательным (за исключением случаев, когда объекты обезвреживания и (или) размещения отходов находятся в собственности образователей отходов или используются ими на ином основании) и осуществляется через Федеральную государственную информационную платформу.

ООО «Промресурс» осуществляет управление жилыми многоквартирными домами, расположенными на территории Саткинского муниципального района. В процессе жизнедеятельности собственников помещений в жилых многоквартирных домах образуются отходы, в том числе, относящиеся к 1 и 2 классам опасности.

В судебном заседании установлено, что управляющей организацией договор на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение таких отходов с федеральным оператором либо оператором по обращению с отходами 1 и 2 классов опасности в регионе не заключен.

Указанные нарушения могут повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, проживающих в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО « Промресурс», попаданием токсичных отходов в землю, и, как следствие, причинением ей ущерба.

По результатам проверки городской прокуратурой в адрес руководителя управляющей организации внесено представление об устранении нарушений закона. По результатам рассмотрения представления указанные нарушения закона фактически устранены не были.

Учитывая, что установлены нарушения ответчиком требований законодательства, которые до настоящего времени не устранены, а также полное признание исковых требований, требования прокурора подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Саткинского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Промресурс» о понуждении к исполнению закона удовлетворить.

Возложить на Общество с ограниченной ответственностью «Промресурс» обязанность заключить договор на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов 1 и 2 классов опасности с федеральным оператором (ФГУП «Федеральный экологический оператор») либо с привлеченным им оператором по обращению с отходами 1 и 2 классов опасности в Челябинской области в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Саткинский городской суд.

Председательствующий    (подпись)     Е.Б. Патракова

Мотивированное решение изготовлено 01 июля 2022 года

ВЕРНО:

Судья: Е.Б. Патракова

Секретарь:      М.А. Горшкова

2-1214/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Саткинский городской прокурор
Ответчики
ООО "Промресурс"
Суд
Саткинский городской суд Челябинской области
Судья
Патракова Е.Б.
Дело на странице суда
satka.chel.sudrf.ru
04.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.05.2022Передача материалов судье
05.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.06.2022Судебное заседание
01.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.10.2022Дело оформлено
27.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее