Дело № 2-207/18
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 июня 2018 года г. Советск
Советский городской суд Калининградской области
в составе:
председательствующего судьи Буряченко Т.С.,
при секретаре Мишиной Ю.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баужене Марины Александровны к Министерству финансов Российской Федерации, межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел России «Советский» Калининградской области о взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Баужене М.А. обратилась в суд с названным выше иском к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел России «Советский» Калининградской области (далее по тексту - МО МВД России «Советский») и Министерству финансов Российской Федерации, в котором просит взыскать с ответчика в его пользу в счёт компенсации морального вреда 60000 рублей. В обоснование своих исковых требований указала, что она, в период с 14 сентября 2005 года по 04 ноября 2005 года в общей сложности около 40 суток содержалась в изоляторе временного содержания (далее по тексту, также – ИВС) при МО МВД России «Советский» в условиях, не соответствующих законным требованиям. Нарушение своих прав при содержании в ИВС при ОВД г. Советска Баужене М.А. связывает с тем, что: прогулка при содержании в ИВС не предоставлялась; средства личной гигиены не выдавались; книги не предоставлялись для чтения; освещение в камерах было тусклым, дневной свет отсутствовал; отсутствовал бочок для питьевой воды; окно в камерах ИВС было маленькое, выложенное стеклоблоками; отсутствовали индивидуальные спальные места (спали по пять – шесть человек); не были обеспечены условия приватности при отправлении естественных нужд, с целью которых был оборудован бочок; не была проведена водопроводная вода и отсутствовал бочок для питьевой воды; отсутствовали стол и скамейка, вследствие чего пищу приходилось принимать стоя; постельное бельё не выдавалось; не было шкафа для хранения продуктов; отсутствовала вентиляция. Истец считает, что при таких условиях содержания в ИВС ей был причинён моральный вред в результате физических и нравственных страданий.
В соответствии с частью 3 статьи 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Министерство внутренних дел Российской Федерации.
В судебное заседание истец Баужене М.А. не явилась по объективным причинам - находится в местах отбывания наказания в виде лишения свободы в качестве осужденной за совершённое преступление. О времени, дате и месте рассмотрения судом дела истец извещёна заблаговременно и надлежащим образом. Притом, что нормы действующего процессуального законодательства не содержат специальных положений об обеспечении судом личного участия лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, в разбирательстве судом гражданского дела путём их доставки из соответствующих учреждений в суд по месту рассмотрения гражданского дела.
Правом на ведение дела через представителя, разъяснённым ей судом, истец Баужене М.А. не воспользовалась. Ходатайств об обеспечении её участия в судебном заседании по рассмотрению настоящего гражданского дела путём использования систем видеоконференц-связи в порядке, предусмотренном статьёй 155.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Баужене М.А. суду не представляла, несмотря на то, что возможность такого участия в судебном заседании ей была судом разъяснена при подготовке дела к судебному разбирательству.
Представители ответчиков: Министерства финансов Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и МО МВД России «Советский», надлежащим образом извещённые судом о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела, в судебное заседание не явились, возражений на иск Баужене М.А. не представили, в связи с чем, суд в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав доказательства по делу и дав им оценку в соответствии со статёй 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), суд находит исковые требования Баужене М.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению в части.
В Российской Федерации в силу статьи 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (статья 21 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьёй 53 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Согласно статьи 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 года и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
Условия и порядок содержания в изоляторах временного содержания регулируются Федеральным законом от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее по тексту – Федеральный закон №103-ФЗ).
В развитие закрепленных конституционных принципов статьёй 4 Федерального закона №103-ФЗ установлено, что содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В соответствии со статьёй 9 Федерального закона №103-ФЗ в редакциях, действующих на момент рассматриваемых правоотношений, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений.
В изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.
Согласно статье 13 данного Федерального закона подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца.
Основанием для такого перевода является постановление прокурора, следователя или лица, производящего дознание, либо решение суда.
В соответствии со статьёй 16 Федерального закона в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (далее - Правила внутреннего распорядка).
Статьёй 23 Федерального закона предусмотрено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Им предоставляется индивидуальное спальное место, выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы. Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
В соответствии со статьёй 24 Федерального закона администрация мест содержания под стражей обязана выполнять санитарно - гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Согласно Свидетельству о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ, Абрамова Марина Александровна и ФИО4 заключили брак ДД.ММ.ГГГГ. После заключения брака жене присвоена фамилия Баужене.
Приговором Советского городского суда от 24.10.2005 Абрамова М.А. признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст. 159 УК РФ, ей назначено наказание в виде лишения свободы сроком на один год семь месяцев с отбыванием наказания в колонии поселении. В срок отбывания наказания зачтено время содержания под стражей с 14.09.2005 по 24.10.2005.
Из материалов уголовного дела № следует, что Абрамова М.А. задержана 14.09.2005 с 14-00 в ИВС ОВД г. Советска, в соответствии со ст. 91, 92 УПК РФ по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 159 УК РФ.
15.09.2005 в отношении подозреваемой Абрамовой М.В. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
16.09.2005 Абрамовой М.А. предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 159 УК РФ.
22.09.2005 материалы уголовного дела направлены в Советский городской суд.
Согласно сведениям, представленным ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области, Абрамова М.А. поступила 23.09.2005.
Согласно сведениям, предоставленным ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Калининградской области, Абрамова М.А. убыла в ИВС 03.10.2005, возвращена 13.10.2005; убыла в ИВС 22.10.2005, возвращена 03.11.2005.
Итого, Баужене (Абрамова) М.А. содержалась в ИВС при ОВД г. Советска с 14.09.2005 по 04.11.2005, в общей сложности 33 суток.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что Баужене (Абрамова) М.А. действительно содержалась под стражей в ИВС г. Советска в вышеуказанные периоды.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделённые равными процессуальными средства защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны в соответствии со статьёй 56 ГПК РФ должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.
Истец Баужене М.А. не представила доказательств в подтверждение своих доводов по фактам несоответствия требованиям законодательства условий содержания в ИВС при ОВД г. Советска в указанные в иске периоды времени.
Исходя из ответа на запрос суда МО МВД России «Советский» Калининградской области от 30.03.2018 г. (исх. № 1823) следует, что документы, касающиеся содержания арестованных в 2005 году не сохранились. В ИВС имелось 5 камер общей площадью 49,2 кв.м., которые рассчитаны на 12 человек. Помещения ИВС не отвечали требованиям «Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД РФ СП 12-95г. и приказов МВД РФ №950-2005, №140дсп-2006, регламентирующих строительство и эксплуатацию помещений ИВС на тот период. В камерах ИВС отсутствовали краны с водопроводной водой и унитаз. Вместо них в каждой камере имелись емкости для оправления естественных надобностей и полиэтиленовые емкости для питьевой воды. Камеры оборудованы коллективными местами для сна типа «нары». Нормы содержания арестованных в камерах часто не выдерживались, в них содержалось более количество арестованных лиц, чем положено по нормативам (содержалось 14 – 18 арестованных). Постельным бельем, за исключением матраца, одеяла и подушки, арестованные не обеспечивались. Приготовление горячей пищи для содержащихся в ИВС производилось по договору в ООО «Еврокнтакт». Арестованные обеспечивались горячей пищей, состоящей из трёх блюд, один раз в день на обед, завтрак и ужин, как правило, состояли из горячего чая, сахара и хлеба. Ежедневные прогулки арестованным не проводились в связи с отсутствием в ИВС дворика для проведения прогулок. Помещения ИВС и все камеры были оборудованы принудительной вытяжной и естественной вентиляциями, встроенными в стены приборами освещения. Стены камер оштукатурены по «шубу». По договору с АНО «Межрайонная санитарно-эпидемиологическая профилактика» каждую декаду осуществлялась обработка дезсредствами всех помещений ИВС. Указанные условия содержания подозреваемых и обвиняемых в ИВС при ОВД г. Советска сохранялись до 2008 года, когда по решению Советского городского суда Калининградской области от 7 октября 2008 года эксплуатация ИВС была приостановлена до приведения условий содержания ИВС в соответствие с требованиями законодательства.
Вступившим в законную силу решением Советского городского суда Калининградской области от 7 октября 2008 года по иску прокурора г. Советска Калининградской области к Управлению внутренних дел Калининградской области о признании условий содержания в ИВС при ОВД по Советскому городскому округу не соответствующими ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и об устранении допущенных нарушений было установлено, что ИВС при ОВД по Советскому округу, согласно технического паспорта, включал в себя (как на 2008 год, так и ранее (1997-2000 года) следующие помещения: четыре камеры №№ 1,2,3 и 4, площадью 7,8 кв. м, 8,1 кв. м, 8,3 кв. м и 8,3 кв. м, соответственно, для содержания подозреваемых и обвиняемых; санузел (туалет – умывальник), площадью 3,4 кв. м; камера №5 административных задержанных площадью 14,1 кв. м; кладовую, площадью 7,4 кв. м; коридоры, площадью 32,1 кв. м; следственный кабинет, площадью 6,1 кв. м и кладовую, площадью 7,4 кв. м. Также судом установлено, что в соответствии с инструкцией по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД РФ СП-12-95 и Правилами внутреннего распорядка, утверждёнными приказом МВД РФ № 950 от 22 ноября 2005 года, ИВС должен иметь: комнату подогрева пищи и мытья столовой посуды; прогулочный дворик; кладовые для чистого и грязного белья, постельные принадлежности; кабинет медработника. Указанные помещения в ИВС при ОВД по Советскому городскому округу отсутствуют. Установлено, что при организации питания грубо нарушаются требования санитарных правил СП 2.3.6.1079-01 «Организация общественного питания», не соблюдалась санитарная норма площади помещения на одного задержанного. Суд пришел к выводу, что условия содержания в ИВС ОВД по Советскому городскому округу лиц, обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений, не соответствуют требованиям действующего законодательства в указанной области. Данным решением суд признал условия содержания в ИВС при ОВД по Советскому городскому округу не соответствующими Федеральному закону «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», и обязал Управление внутренних дел Калининградской области и Отдел внутренних дел по Советскому городскому округу устранить допущенные нарушения до 31 декабря 2008 года.
Из исследованных судом доказательств не нашли своё подтверждение доводы искового заявления Баужене М.А. в обоснование его требований взыскания денежной компенсации морального вреда в части отсутствия в камерах вентиляции, необеспечения её средствами личной гигиены, печатными изданиями.
Отсутствуют сведения об обращения Баужене М.А. в период содержания её в ИВС МО МВД России «Советский» с жалобами на имя начальника ИВС, начальника МО МВД России «Советский» либо к прокурору в связи с ненадлежащими условиями его содержания, а также в адрес Уполномоченного по правам человека в Калининградской области.
Несостоятельными признаёт суд и доводы истца, указывающие на нарушение её прав в связи с отсутствием в камерах ИВС шкафов для хранения личных вещей и продуктов. Поскольку на период её содержания в ИВС при ОВД г. Советска в нормах законодательства не содержались требования о наличии в камерах ИВС указанных предметов.
В то же время, судом установлено, что в связи с содержанием Баужене М.А. в камерах ИВС МО МВД России «Советский» в указанный выше период в приведённых выше условиях, не в полной мере соответствующих требованиям, установленных законом, ей были причинены нравственные страдания. Баужене М.А. не была обеспечена индивидуальным спальным местом, трехразовым горячим питанием и прогулкой по предусмотренным правовыми положениями нормам; условиями пребывания, отвечающими требованиям гигиены и санитарии.
Положениями статьей 151 и 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В соответствии со статьями 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению.
Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. От имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд находит, что исковые требования Баужене М.А. о возмещении причиненного ей морального вреда подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 3 статьи 9 названного выше Федерального Закона изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Согласно пункту 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов или должностных лиц этих органов выступает главный распорядитель средств федерального бюджета. Подпунктом 100 пункта 11 Положения «О Министерстве внутренних дел Российской Федерации», утвержденного Указом Президента Российской Федерации № 699 от 21 декабря 2016 года, определено, что Министерство внутренних дел осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, а также бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Таким образом, денежная компенсация причиненного истцу морального вреда подлежит возмещению за счёт казны Российской Федерации Министерством внутренних дел Российской Федерации.
При определении размера денежной компенсации причиненного истцу морального вреда суд принимает во внимание степень вины ответчика, объективные обстоятельства, влияющие на деятельность ИВС МО МВД России «Советский», правомерность помещения истца в ИВС, степень нравственных страданий истца исходя из её индивидуальных особенностей, учитывая, что отсутствуют данные, свидетельствующие о том, что в связи с ненадлежащими условиями содержания в рассматриваемые периоды в изоляторе временного содержания для истца наступили неблагоприятные последствия, был причинён вред её здоровья.
Учитывая требования разумности и справедливости, а также период содержания Баужене М.А. в условиях, не соответствующих требованиям закона, суд определяет размер денежной компенсации морального вреда, подлежащего возмещению истцу в 800 рублей.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 800 (░░░░░░░░░) ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 13 ░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░