Дело №
№УИД-91RS0№-34
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 февраля 2023 года <адрес>
Феодосийский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи Быстряковой Д.С., при секретаре ФИО3, с участием истца ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Администрации <адрес> о признании права собственности на земельный участок, третьи лица ФИО1, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, -
УСТАНОВИЛ: УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с исковым заявлением к Администрации <адрес> Республики Крым, в котором просит признать за ним право собственности на земельный участок, площадью 11200 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.
Исковые требования мотивированы тем, что решением 19 сессии 4 созыва Насыпновского сельского совета <адрес> АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «О разрешении на сбор материалов предварительного согласования месторасположения земельного участка для ведения личного крестьянского хозяйства» ФИО2, проживающему в <адрес>, дано разрешение на сбор материалов предварительного согласования места расположения земельного участка для ведения личного крестьянского хозяйства по адресу: <адрес>, площадью 1,12 га в границах <адрес>.
Решением 26 сессии 4 созыва Насыпновского сельского совета <адрес> АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Акта выбора и обследования земельного участка и даче разрешения на выполнение проекта землеустройства по отводу земельного учаска для ведения личного крестьянского хозяйства» ФИО2 утвержден акт выбора и обследования земельного участка и дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка для ведения личного крестьянского хозяйства в <адрес>, площадью 1,12 га.
Решением 38 сессии 5 созыва ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ № «О продлении сроков выполнения землеустроительной документации юридическими и физическими лицами, согласно решений сессий Насыпновского сельского совета» отложено продление срока предоставления землеустроительной документации по оформлению права пользования земельным участком ФИО2 до окончания работ по инвентаризации земель <адрес>.
На обращение ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении указанного земельного участка в собственность в порядке завершения оформления прав в соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Переоформление или завершение оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым» Администрацией <адрес> Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ за № был дан ответ о том, что согласно ч. 7 ст. 13 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» заявление о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав может быть подано не позднее ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем заявление ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ № подлежит возврату без рассмотрения.
Поскольку спорный земельный участок сформирован, его границы определены, его правообладателем является Администрация <адрес>, истец, считает, что у него имеется право на получение на бесплатной основе в собственность данного земельного участка.
Определением Феодосийского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечена ФИО1.
Определением Феодосийского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечен Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
Истец ФИО2 в судебном заседании поддержал исковые требования, пояснил, что решением 19 сессии 4 созыва Насыпновского сельского совета <адрес> АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ г. № ему в собственность предоставлен земельный участок площадью <данные изъяты> га по адресу: АР Крым, <адрес>. На основании данного решения ему был выдан Государственный акт на право собственности на указанный земельный участок. Указанный земельный участок и расположенные на нем строения он продал ФИО1. Рядом с земельным участком площадью <данные изъяты>м по адресу: АР Крым, <адрес>, находится земельный участок площадью <данные изъяты>.м с таким же адресом, т.е. это два разных земельных участка.
Ответчик Администрация <адрес> Республики Крым, при надлежащем извещении, представителя в судебное заседание не направила, предоставила заявление о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя, возражает против удовлетворения исковых требований.
Третье лицо Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, при надлежащем извещении, представителя в судебное заседание не направил, о причинах неявки не сообщил, об отложении судебного разбирательства не просил.
Третье лицо ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом по месту регистрации, судебные извещения возвращены по истечении срока хранения.
Информация о дате и времени проведения судебного заседания заблаговременно размещена на официальном сайте Феодосийского городского суда в Интернет-портале.
Пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите основных прав человека и основных свобод (заключена в Риме ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрено, что каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
Часть 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки надувательными.
По смыслу данного норма права, разбирательство гражданского дела происходит в судебном заседании с обязательным извещением участвующих в деле лиц, при этом судебное заседание выступает не только в качестве процессуальной формы проведения судебного разбирательства, но и является гарантией соблюдения принципов гражданского процессуального права и процессуальных прав участвующих в деле лиц на данной стадии гражданского процесса.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Учитывая задачи судопроизводства, принцип правовой определенности и полномочия суда, распространение общего правила, закрепленного в ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, об отложении судебного разбирательства в случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, при отсутствии заявления об отложении судебного разбирательства по уважительным причинам, не соответствовало бы конституционным целям гражданского судопроизводства, что, в свою очередь, не позволит рассматривать судебную процедуру в качестве эффективного средства правовой защиты в том смысле, который заложен в ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст.ст. 7,8 и 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.
То, что надлежащим образом извещенные участники процесса не явились в судебное заседание, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.
В связи с изложенным, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Судом установлено, что решением 19 сессии 4 созыва ФИО7 <адрес> АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «О разрешении на сбор материалов предварительного согласования месторасположения земельного участка для ведения личного крестьянского хозяйства» ФИО2, проживающему в <адрес>, дано разрешение на сбор материалов предварительного согласования места расположения земельного участка для ведения личного крестьянского хозяйства по адресу: <адрес>, площадью 1,12 га в границах <адрес>.
Решением 26 сессии 4 созыва Насыпновского сельского совета <адрес> АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Акта выбора и обследования земельного участка и даче разрешения на выполнение проекта землеустройства по отводу земельного учаска для ведения личного крестьянского хозяйства» ФИО2 утвержден акт выбора и обследования земельного участка и дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка для ведения личного крестьянского хозяйства в <адрес>, площадью <данные изъяты>
Строения на данном земельном участке отсутствуют.
Вышеуказанный земельный участок не был поставлен на кадастровый учет.
На обращение ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении указанного земельного участка в собственность в порядке завершения оформления прав в соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Переоформление или завершение оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым» Администрацией <адрес> Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ за № был дан ответ о том, что согласно ч. 7 ст. 13 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» заявление о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав может быть подано не позднее ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем заявление ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ № подлежит возврату без рассмотрения.
Истцом не предоставлено сведений о том, что он до ДД.ММ.ГГГГ обращался в Администрацию <адрес> Республики Крым относительно завершения оформления прав на спорный земельный участок.
При этом, согласно материалам дела решением 19 сессии 4 созыва <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ г. № ФИО2 в собственность предоставлен земельный участок площадью <данные изъяты> га по адресу: АР Крым, <адрес>. На основании данного решения ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ был выдан Государственный акт на право собственности на земельный участок серии ЯА №, подтверждающий право собственности на земельный участок по адресу: <адрес>.
Вышеуказанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет и присвоен кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства. На данном земельном участке находятся строения – жилой дом с кадастровым номером №, нежилое здание – котельная с кадастровым номером №.
Указанные земельный участок и строения по адресу: <адрес>, ФИО2 на основании договора купли-продажи жилого дома, нежилого здания и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ продал ФИО1.
Таким образом, имеется иной земельный участок с таким же адресом как земельный участок, на который истец просит признать право собственности.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации определено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина и человека – обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18 Конституции РФ).
Наделение органов местного самоуправления распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления, предусматривает обязательный характер принятых ими решений для лиц, в отношении которых они вынесены. Органы местного самоуправления, принимая правовые акты, которыми регулируются правоотношения, связанные с реализацией определенных субъективных прав и охраняемых законом интересов, выступают гарантом стабильности общественных отношений между самими органами и гражданами.
Реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов, которые не могут избирательно подходить к принятым ими же решениям.
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым регулируются Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее – Закон №-ЗРК).
Согласно ст. 7 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона.
Согласно ч.1 ст. 13 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
Согласно ч.5 ст. 13 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым.
Согласно ч.6 ст. 13 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, являются:
1) наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи;
2) несоответствие месторасположения объекта недвижимого имущества документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до ДД.ММ.ГГГГ, в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории;
3) наличие заключения органа местного самоуправления или исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета, подтверждающего принятие решения об утверждении документации по землеустройству в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено решением о разрешении на разработку документации, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве, выдачу государственного акта на право собственности на земельный участок или заключение договора аренды земельного участка, а также регистрацию права на земельный участок за физическим или юридическим лицом в Государственной регистрационной службе или в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно части 7 статьи 13 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» заявление о предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, может быть подано не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 19 статьи 39.16 Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии такого основания как - предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок переоформления прав или завершения прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее – Порядок №).
Пунктом 1 Порядка № установлено, что настоящий Прядок устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона № ФКЗ, на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона №-ЗРК.
В соответствии с пунктом 4 Порядка, завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органов местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройств относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (далее – решение о разрешении на разработку документации, документация по землеустройству), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
Согласно пункта 5 Порядка для завершения оформления или переоформления прав на земельные участка заинтересованное лицо подает заявление о предоставлении земельного участка в соответствующий уполномоченный орган: в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований – в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Постановлением Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Переоформление прав или завершение оформления прав на земельный участок на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, в новой редакции» утвержден Административный регламент «Переоформление прав или завершение оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым».
Истцом не представлено доказательств обращения с заявлением о предоставлении в порядке завершения оформления прав в собственность земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, до ДД.ММ.ГГГГ, и отказа в удовлетворении данного заявления по каким-либо основаниям.
Кроме того, исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 13 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона №-ФКЗ, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
Законом ограничен круг решений, на основании которых возможно завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона №-ФКЗ, а именно принятых с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с действовавшим ранее законодательством Украины, а именно пунктом 3 Переходных положений Закона Украины от ДД.ММ.ГГГГ №-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам строительства» решения органа местного самоуправления либо органа исполнительной власти о согласовании места расположения объекта или о даче разрешения на разработку проекта отвода земельного участка, принятые и не исполненные до ДД.ММ.ГГГГ, утрачивают свою силу по истечении двух лет со дня вступления в силу указанного Закона.
Следовательно, решения, принятые до ДД.ММ.ГГГГ и не реализованные до ДД.ММ.ГГГГ, утратили свою силу еще до принятия Федерального конституционного закона №-ФКЗ.
Как видно из дела, ФИО2 дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу спорного земельного участка с последующей передачей в частную собственность решением 26 сессии 4 созыва Насыпновского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ, то есть принятым до ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, решение, которым ФИО2 было дано разрешение на разработку землеустроительной документации утратило свою силу и не может являться основаниям для предоставления спорного земельного участка в собственность ФИО2 в порядке завершения оформления прав.
Поскольку решение, которым ФИО2 было дано разрешение на разработку землеустроительной документации утратило свою силу и не может являться основаниям для предоставления спорного земельного участка в собственность ФИО2 в порядке завершения оформления прав и с заявлением о предоставлении в порядке завершения оформления прав в собственность спорного земельного участка, истец обратился в Администрацию <адрес> по истечении ДД.ММ.ГГГГ и этот срок является пресекательным, то суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Администрации <адрес> о признании права собственности на земельный участок, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Быстрякова Д.С.