Решение по делу № 2-276/2023 (2-2499/2022;) от 21.09.2022

                                                                                    Дело

                                                        №УИД-91RS0-34

    РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

    20 февраля 2023 года                                                     <адрес>

    Феодосийский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи Быстряковой Д.С., при секретаре ФИО3, с участием истца ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Администрации <адрес> о признании права собственности на земельный участок, третьи лица ФИО1, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, -

                                             УСТАНОВИЛ:                УСТАНОВИЛ:

    ФИО2 обратился в суд с исковым заявлением к Администрации <адрес> Республики Крым, в котором просит признать за ним право собственности на земельный участок, площадью 11200 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.

    Исковые требования мотивированы тем, что решением 19 сессии 4 созыва Насыпновского сельского совета <адрес> АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ «О разрешении на сбор материалов предварительного согласования месторасположения земельного участка для ведения личного крестьянского хозяйства» ФИО2, проживающему в <адрес>, дано разрешение на сбор материалов предварительного согласования места расположения земельного участка для ведения личного крестьянского хозяйства по адресу: <адрес>, площадью 1,12 га в границах <адрес>.

    Решением 26 сессии 4 созыва Насыпновского сельского совета <адрес> АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Акта выбора и обследования земельного участка и даче разрешения на выполнение проекта землеустройства по отводу земельного учаска для ведения личного крестьянского хозяйства» ФИО2 утвержден акт выбора и обследования земельного участка и дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка для ведения личного крестьянского хозяйства в <адрес>, площадью 1,12 га.

    Решением 38 сессии 5 созыва ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ «О продлении сроков выполнения землеустроительной документации юридическими и физическими лицами, согласно решений сессий Насыпновского сельского совета» отложено продление срока предоставления землеустроительной документации по оформлению права пользования земельным участком ФИО2 до окончания работ по инвентаризации земель <адрес>.

    На обращение ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении указанного земельного участка в собственность в порядке завершения оформления прав в соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Переоформление или завершение оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым» Администрацией <адрес> Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ за был дан ответ о том, что согласно ч. 7 ст. 13 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» заявление о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав может быть подано не позднее ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем заявление ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ подлежит возврату без рассмотрения.

    Поскольку спорный земельный участок сформирован, его границы определены, его правообладателем является Администрация <адрес>, истец, считает, что у него имеется право на получение на бесплатной основе в собственность данного земельного участка.

               Определением Феодосийского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечена ФИО1.

               Определением Феодосийского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечен Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.

             Истец ФИО2 в судебном заседании поддержал исковые требования, пояснил, что решением 19 сессии 4 созыва Насыпновского сельского совета <адрес> АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ г. ему в собственность предоставлен земельный участок площадью <данные изъяты> га по адресу: АР Крым, <адрес>. На основании данного решения ему был выдан Государственный акт на право собственности на указанный земельный участок. Указанный земельный участок и расположенные на нем строения он продал ФИО1. Рядом с земельным участком площадью <данные изъяты>м по адресу: АР Крым, <адрес>, находится земельный участок площадью <данные изъяты>.м с таким же адресом, т.е. это два разных земельных участка.

             Ответчик Администрация <адрес> Республики Крым, при надлежащем извещении, представителя в судебное заседание не направила, предоставила заявление о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя, возражает против удовлетворения исковых требований.

          Третье лицо Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, при надлежащем извещении, представителя в судебное заседание не направил, о причинах неявки не сообщил, об отложении судебного разбирательства не просил.

           Третье лицо ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом по месту регистрации, судебные извещения возвращены по истечении срока хранения.

              Информация о дате и времени проведения судебного заседания заблаговременно размещена на официальном сайте Феодосийского городского суда в Интернет-портале.

             Пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите основных прав человека и основных свобод (заключена в Риме ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрено, что каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

            Часть 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки надувательными.

             По смыслу данного норма права, разбирательство гражданского дела происходит в судебном заседании с обязательным извещением участвующих в деле лиц, при этом судебное заседание выступает не только в качестве процессуальной формы проведения судебного разбирательства, но и является гарантией соблюдения принципов гражданского процессуального права и процессуальных прав участвующих в деле лиц на данной стадии гражданского процесса.

             По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.

             Учитывая задачи судопроизводства, принцип правовой определенности и полномочия суда, распространение общего правила, закрепленного в ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, об отложении судебного разбирательства в случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, при отсутствии заявления об отложении судебного разбирательства по уважительным причинам, не соответствовало бы конституционным целям гражданского судопроизводства, что, в свою очередь, не позволит рассматривать судебную процедуру в качестве эффективного средства правовой защиты в том смысле, который заложен в ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст.ст. 7,8 и 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.

             То, что надлежащим образом извещенные участники процесса не явились в судебное заседание, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.

               В связи с изложенным, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

      Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

    Судом установлено, что решением 19 сессии 4 созыва ФИО7 <адрес> АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ «О разрешении на сбор материалов предварительного согласования месторасположения земельного участка для ведения личного крестьянского хозяйства» ФИО2, проживающему в <адрес>, дано разрешение на сбор материалов предварительного согласования места расположения земельного участка для ведения личного крестьянского хозяйства по адресу: <адрес>, площадью 1,12 га в границах <адрес>.

    Решением 26 сессии 4 созыва Насыпновского сельского совета <адрес> АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Акта выбора и обследования земельного участка и даче разрешения на выполнение проекта землеустройства по отводу земельного учаска для ведения личного крестьянского хозяйства» ФИО2 утвержден акт выбора и обследования земельного участка и дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка для ведения личного крестьянского хозяйства в <адрес>, площадью <данные изъяты>

    Строения на данном земельном участке отсутствуют.

     Вышеуказанный земельный участок не был поставлен на кадастровый учет.

    На обращение ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении указанного земельного участка в собственность в порядке завершения оформления прав в соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Переоформление или завершение оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым» Администрацией <адрес> Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ за был дан ответ о том, что согласно ч. 7 ст. 13 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» заявление о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав может быть подано не позднее ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем заявление ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ подлежит возврату без рассмотрения.

     Истцом не предоставлено сведений о том, что он до ДД.ММ.ГГГГ обращался в Администрацию <адрес> Республики Крым относительно завершения оформления прав на спорный земельный участок.

    При этом, согласно материалам дела                                                решением 19 сессии 4 созыва <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ г. ФИО2 в собственность предоставлен земельный участок площадью <данные изъяты> га по адресу: АР Крым, <адрес>. На основании данного решения ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ был выдан Государственный акт на право собственности на земельный участок серии ЯА , подтверждающий право собственности на земельный участок по адресу: <адрес>.

    Вышеуказанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет и присвоен кадастровый , категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства. На данном земельном участке находятся строения – жилой дом с кадастровым номером , нежилое здание – котельная с кадастровым номером .

    Указанные земельный участок и строения по адресу: <адрес>, ФИО2 на основании договора купли-продажи жилого дома, нежилого здания и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ продал ФИО1.

    Таким образом, имеется иной земельный участок с таким же адресом как земельный участок, на который истец просит признать право собственности.

              Статьей 2 Конституции Российской Федерации определено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина и человека – обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18 Конституции РФ).

            Наделение органов местного самоуправления распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления, предусматривает обязательный характер принятых ими решений для лиц, в отношении которых они вынесены.                            Органы местного самоуправления, принимая правовые акты, которыми регулируются правоотношения, связанные с реализацией определенных субъективных прав и охраняемых законом интересов, выступают гарантом стабильности общественных отношений между самими органами и гражданами.

             Реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов, которые не могут избирательно подходить к принятым ими же решениям.

             В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

              Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым регулируются Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее – Закон -ЗРК).

            Согласно ст. 7 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона.

       Согласно ч.1 ст. 13 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.

      Согласно ч.5 ст. 13 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым.

      Согласно ч.6 ст. 13 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, являются:

    1) наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи;

    2) несоответствие месторасположения объекта недвижимого имущества документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до ДД.ММ.ГГГГ, в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории;

    3) наличие заключения органа местного самоуправления или исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета, подтверждающего принятие решения об утверждении документации по землеустройству в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено решением о разрешении на разработку документации, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве, выдачу государственного акта на право собственности на земельный участок или заключение договора аренды земельного участка, а также регистрацию права на земельный участок за физическим или юридическим лицом в Государственной регистрационной службе или в Едином государственном реестре недвижимости.

             Согласно части 7 статьи 13 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» заявление о предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, может быть подано не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

            Пунктом 19 статьи 39.16 Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии такого основания как - предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.

              Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок переоформления прав или завершения прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее – Порядок ).

              Пунктом 1 Порядка установлено, что настоящий Прядок устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона ФКЗ, на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона -ЗРК.

               В соответствии с пунктом 4 Порядка, завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органов местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройств относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (далее – решение о разрешении на разработку документации, документация по землеустройству), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.

              Согласно пункта 5 Порядка для завершения оформления или переоформления прав на земельные участка заинтересованное лицо подает заявление о предоставлении земельного участка в соответствующий уполномоченный орган: в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований – в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

              Постановлением Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Переоформление прав или завершение оформления прав на земельный участок на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, в новой редакции» утвержден Административный регламент «Переоформление прав или завершение оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым».

             Истцом не представлено доказательств обращения с заявлением о предоставлении в порядке завершения оформления прав в собственность земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, до ДД.ММ.ГГГГ, и отказа в удовлетворении данного заявления по каким-либо основаниям.

    Кроме того, исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

    Согласно части 1 статьи 13 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона -ФКЗ, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.

    Законом ограничен круг решений, на основании которых возможно завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона -ФКЗ, а именно принятых с ДД.ММ.ГГГГ.

    В соответствии с действовавшим ранее законодательством Украины, а именно пунктом 3 Переходных положений Закона Украины от ДД.ММ.ГГГГ -VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам строительства» решения органа местного самоуправления либо органа исполнительной власти о согласовании места расположения объекта или о даче разрешения на разработку проекта отвода земельного участка, принятые и не исполненные до ДД.ММ.ГГГГ, утрачивают свою силу по истечении двух лет со дня вступления в силу указанного Закона.

    Следовательно, решения, принятые до ДД.ММ.ГГГГ и не реализованные до ДД.ММ.ГГГГ, утратили свою силу еще до принятия Федерального конституционного закона -ФКЗ.

    Как видно из дела, ФИО2 дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу спорного земельного участка с последующей передачей в частную собственность решением 26 сессии 4 созыва Насыпновского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ, то есть принятым до ДД.ММ.ГГГГ.

    Таким образом, решение, которым ФИО2 было дано разрешение на разработку землеустроительной документации утратило свою силу и не может являться основаниям для предоставления спорного земельного участка в собственность ФИО2 в порядке завершения оформления прав.

             Поскольку решение, которым ФИО2 было дано разрешение на разработку землеустроительной документации утратило свою силу и не может являться основаниям для предоставления спорного земельного участка в собственность ФИО2 в порядке завершения оформления прав и с заявлением о предоставлении в порядке завершения оформления прав в собственность спорного земельного участка, истец обратился в Администрацию <адрес> по истечении ДД.ММ.ГГГГ и этот срок является пресекательным, то суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

             Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

                                             Р Е Ш И Л:

    В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Администрации <адрес> о признании права собственности на земельный участок, - отказать.

    Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

            Председательствующий                                        Быстрякова Д.С.

2-276/2023 (2-2499/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Гребенщиков Александр Анатольевич
Ответчики
Администрация города Феодосии
Другие
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым
Шагинян Елена Викторовна
Суд
Феодосийский городской суд Республики Крым
Судья
Быстрякова Дианна Святославовна
Дело на странице суда
feodosiya.krm.sudrf.ru
21.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.09.2022Передача материалов судье
27.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.11.2022Судебное заседание
28.12.2022Судебное заседание
20.02.2023Судебное заседание
22.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее