Решение от 27.05.2020 по делу № 33а-4207/2020 от 12.05.2020

Судья Рогалев Е.В. Дело № 33а-4207/2020

25RS0029-01-2019-008405-27

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 мая 2020 года <адрес>

Судебная коллегия по административным делам <адрес>вого суда в составе:

председательствующего ФИО10

судей ФИО9, Туктамышевой О.В.

при секретаре ФИО4

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации Уссурийского городского округа в лице Управления имущественных отношений о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по апелляционной жалобе Управления имущественных отношений администрации Уссурийского городского округа на решение Уссурийского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым признано бездействие администрации Уссурийского городского округа в лице Управления имущественных отношений незаконным. На администрацию Уссурийского городского округа в лице Управления имущественных отношений возложена обязанность направить ФИО1 проект соглашения об изъятии недвижимости по адресу: <адрес>А <адрес>

Заслушав доклад судьи ФИО9, выслушав пояснения представителя Управления имущественных отношений администрации Уссурийского городского округа - ФИО5, представителя административного истца - ФИО6, судебная коллегия,

установила:

ФИО1 обратился в суд с административными исками, в которых просил признать незаконным бездействие администрации Уссурийского городского округа (далее администрация УГО) по поводу сноса части жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>А <адрес> признать незаконным бездействие администрации УГО, выраженное в неисполнении постановления № от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельного участка и жилого помещения, расположенных в <адрес>А» по изъятию у него путем выкупа земельного участка и жилого помещения, в обоснование своих требований указал, что он является собственником жилого помещения с кадастровым номером 25:346017001:11878, расположенного по адресу: <адрес>А <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ администрацией УГО было принято постановление № о признании многоквартирных жилых домов аварийными и подлежащими сносу, в том числе и по адресу: <адрес> А. Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ администрацией УГО было принято решение об изъятии жилого помещения путем выкупа в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд «Об изъятии земельного участка и жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес> А». ДД.ММ.ГГГГ в его адрес направлено требование о сносе дома с предупреждением о предстоящем изъятии земельного участка и выкупа жилого помещения. Решением Уссурийского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований администрации УГО к ФИО1 об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд путем выкупа на условиях соглашения, предложенного администрацией УГО, о прекращении права собственности ответчика на жилое помещение и признании права собственности УГО на жилое помещение отказано. Постановлением администрации УГО № от ДД.ММ.ГГГГ признаны утратившими силу постановления администрации УГО № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, в части жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>А. ДД.ММ.ГГГГ администрацией УГО принято постановление №, согласно которому решено об изъятии путем выкупа у него земельного участка с кадастровым номером 25:34:017001:15089 и жилого помещения, расположенных в <адрес>. Во исполнение указанного постановления подготовлен отчет об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому рыночная стоимость имущества, подлежащего выкупу, составила 4 138 922 рубля. Пункты «б» и «в» данного постановления до настоящего времени администрацией не исполнены, копия решения об изъятии недвижимости и проект соглашения об изъятии недвижимости ему не направлены. Полагает, что необходимо установить ответчику разумный срок для выплаты выкупной стоимости недвижимости, поскольку затягиванием сроков по изъятию имущества нарушаются его права как собственника на своевременное возмещение стоимости имущества, а также из-за действий лиц без определенного места жительства ввиду произошедшего возгорания в <адрес>, произошла порча общедомового имущества (крыша и другие места общего пользования), в связи с этим состояние принадлежащего ему имущества ухудшается.

Определением суда административные дела соединены в одно производство.

Уточнив исковые требования, просил признать незаконным бездействие администрации УГО, выраженное в неисполнении постановления № от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельного участка и жилого помещения, расположенных по адресу: <адрес>А», по изъятию у него путем выкупа земельного участка и жилого помещения, в части не направления ему копии решения и проекта соглашения об изъятии недвижимости. Возложить на администрацию УГО обязанность направить копию решения и проект соглашения об изъятии у него принадлежащей ему недвижимости по адресу: <адрес>А <адрес> десятидневный срок с даты принятия решения суда по выкупной стоимости 4138922 рубля.

Представитель административного истца в судебном заседании на требованиях настаивал по основаниям, указанным в иске.

Представитель администрации УГО и Управления имущественных отношений администрации УГО в судебном заседании с требованиями не согласился, просил в иске отказать, не оспаривал тот факт, что административному истцу направлено уведомление, но проект соглашения не направлялся, так как не было оценки, которая была изготовлена только ДД.ММ.ГГГГ.

Судом вынесено указанное выше решение, на которое администрацией Уссурийского городского округа <адрес>, подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, приходит к следующему выводу.

Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником жилого помещения (квартиры), находящейся по адресу: <адрес>А <адрес>.

Решением Уссурийского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу, установлено, что земельный участок, на котором расположен указанный дом, поставлен на кадастровый учет и имеет кадастровый №.

Согласно постановлению администрации УГО от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изъятии земельного участка и жилых помещений, расположенных в <адрес>А» земельный участок с кадастровым номером 25:34:017001:15089, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного на границах участка, адрес ориентира: <адрес> А, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование - многоквартирные жилые дома, площадью - 1178 кв.м., правообладатель - собственники помещений многоквартирного дома, вид права - общая долевая собственность, изъят для муниципальных нужд с целью сноса указанного дома, признанного аварийным и подлежащем сносу.

В соответствии с постановлением администрации УГО от ДД.ММ.ГГГГ № постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изъятии земельного участка и жилых помещений, расположенных в <адрес>А» утратило силу.

Согласно постановлению администрации УГО от ДД.ММ.ГГГГ № указанный выше земельный участок, а также принадлежащее на праве собственности ФИО1 жилое помещение №, расположенное в <адрес>А по <адрес> в <адрес> края, изъяты для муниципальных нужд путем выкупа с целью сноса дома, расположенного на указанном земельном участке, признанного аварийным и подлежащем сносу.

ФИО1 уведомлен об изъятии недвижимости ДД.ММ.ГГГГ № с направлением ему копии постановления от ДД.ММ.ГГГГ №.

В соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости жилого помещения и доли в праве общей долевой собственности на земельный участок № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненным индивидуальным предпринимателем ФИО7 (рег.№ от ДД.ММ.ГГГГ в реестре СРО), рыночная стоимость жилого помещения (квартиры), общей площадью 31,1 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>А <адрес> составляет 770 160 рублей, рыночная стоимость доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, общей площадью 1178 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>А, составляет 3287 420 рублей, убытки, причиненные собственнику жилого помещения, составили 81 342 рубля, итого выкупная цена недвижимости составила 4 138 922 рубля.

Экспертным заключением №/Владивосток от ДД.ММ.ГГГГ, составленным ФИО8 (рег.№ в реестре СРО), стоимость объектов оценки, определенной отчетом об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждена, поскольку соответствует требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки, а также стандартам и правилам оценочной деятельности, членом которой является оценщик, подписавший отчет об оценке (СПОД) и заданию на оценку.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд в адрес административного истца не направлялся.

В соответствии с ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

В силу ч. 2 ст. 32 Жилищного кодекса РФ изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Согласно ст. 279 Гражданского кодекса РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством. Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством. Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.

В соответствии с п. 1 ст. 56.7 Земельного кодекса РФ в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, организация, подавшая такое ходатайство осуществляют действия, предусмотренные положениями указанного пункта статьи 56.7 Земельного кодекса, в том числе направляют проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания.

Соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство (п. 1 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ); проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом, принявшим решение об изъятии, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества. Проект соглашения об изъятии недвижимости направляется правообладателю заказным письмом с уведомлением о вручении (п.п. 2,3); одновременно с проектом соглашения об изъятии недвижимости правообладателю изымаемой недвижимости направляется ряд документов, в том числе, отчет об оценке рыночной стоимости изымаемых участков, а также отчет об оценке размера убытков, причиняемых изъятием земельных участков (п. 4); проект соглашения об изъятии недвижимости считается полученным правообладателем изымаемой недвижимости со дня вручения ему заказного письма или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом «О почтовой связи» данного заказного письма (п.п. 6,7).

Таким образом, законом прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд направлять проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания.

Вместе с тем, ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции доказательств направления ФИО1 и получении им проекта соглашения об изъятии для муниципальных нужд недвижимого имущества с приложением отчета об оценке данного недвижимого имущества, либо отказа правообладателя в их получении, административным ответчиком не представлено.

При таких обстоятельствах, суд верно пришел к выводу о недобросовестном поведении органа местного самоуправления при проведении процедуры изъятия недвижимости для муниципальных нужд, выразившемся в затягивании сроков ее проведения путем направления правообладателю недвижимости проекта соглашения и отчета об оценке.

Довод апелляционной жалобы о том, что вывод суда об одномоментности направления решения об изъятии недвижимости и проекта соглашения об изъятии недвижимости противоречит нормам жилищного законодательства, основан на неправильном толковании норм права.

Нормы действующего законодательства, ч. 4 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, возлагают на уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления обязанность по направлению в адрес собственников жилых помещений, подлежащих изъятию, наряду с уведомлением о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, для государственных или муниципальных нужд проект соглашения об изъятии недвижимости.

Поскольку выводы суда о наличии незаконного бездействия административного ответчика по направлению проекта соглашения об изъятии недвижимости административному истцу являются правомерными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на надлежащей оценке совокупности собранных по делу доказательств и правильном применении норм материального права, учитывая, что нарушений норм процессуального права судом не допущено, судебная коллегия полагает, что обжалуемое решение суда первой инстанции является правильным.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-310 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 15.01.2020 ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33а-4207/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Кирсанов М.И.
Ответчики
Адм.Уссур.ГО
Суд
Приморский краевой суд
Судья
Горпенюк Оксана Валерьевна
Дело на сайте суда
kraevoy.prm.sudrf.ru
12.05.2020Передача дела судье
27.05.2020Судебное заседание
08.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.06.2020Передано в экспедицию
27.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее