Судья Ельчанинов А.С. адм. дело № 33а–917/2016
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Самара 29 января 2016 года
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Захарова С.В.,
судей Шилова А.Е., Лазаревой М.А.,
при секретаре Бирюковой Л.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Г. на решение Кошкинского районного суда Самарской области от 3 ноября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Г. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области № 63-00-119/15-100154 от 26 августа 2015 г. об отказе в учете изменений объекта недвижимости, возложении обязанности осуществить государственный кадастровый учет земельного участка, мотивировав свои требования тем, что основанием для отказа в учете изменений объекта недвижимости являются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащиеся в представленных для осуществления кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости.
По мнению Г., решение органа кадастрового учета об отказе в учете изменений объекта недвижимости является незаконным, поскольку оснований для отказа во внесении изменений в объект недвижимости не имелось, так как межевание границ земельного участка проводилось в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Г. просил суд признать незаконным решение ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области № 63-00-119/15-100154 от 26 августа 2015 г. об отказе в учете изменений объекта недвижимости, возложить на ответчика обязанность осуществить государственный кадастровый учет испрашиваемого земельного участка.
Решением Кошкинского районного суда Самарской области от 3 ноября 2015 г. административное исковое заявление Г. к ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области о признании незаконным решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости № 63-00-119/15-100154 от 26.08.2015 г., возложении обязанности осуществить кадастровый учет земельного участка удовлетворено частично.
Признано незаконным решение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области о приостановлении осуществления кадастрового учета № 63-00-119/15-100154 от 26.08.2015 г. В остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Г. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Г. доводы апелляционной жалобы поддержал и просил жалобу удовлетворить.
Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Выслушав объяснения административного истца, проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит изменению.
Согласно статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из материалов дела видно, что 21.05.2015 г. муниципальный район Елховский Самарской области в лице представителя И. обратился в ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области с заявлением о постановке на кадастровый учет земельного участка, местоположение: Самарская область, Елховский район, предоставив межевой план, подготовленный кадастровым инженером Г. в результате выполнения кадастровых работ.
По данному заявлению ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области принято решение № 63-00-119/15-64635 от 07.07.2015 г. об отказе в снятии приостановления осуществления кадастрового учета на основании ч. 9 ст. 26 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», поскольку по данным картографической основы и по ортогональным фотографическим планам государственного кадастра недвижимости земельный участок располагается в границе леса.
В решении орган кадастрового учета указал, что вопрос о проведении государственного кадастрового учета земельного участка может быть разрешен после получения ответа из Министерства лесного хозяйства охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
Из ответа Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области 23.06.2015 г., предоставленного на запрос кадастрового инженера Г. о принадлежности земельного участка к лесным участкам земель лесного фонда, следует, что согласно прилагаемой таблице координат указанный земельный участок к землям лесного фонда не относится (л.д. 113-116).
Решением ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области № 63-00-119/15-100154 от 26.08.2015 г., в учете изменений объекта недвижимости отказано в связи с истечением срока приостановления осуществления кадастрового учета и не устранением обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении. В решении указано, что ответ из Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области на запрос филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области – Отдел кадастрового учета № 1 не поступал (л.д. 96).
Вместе с тем, кадастровым инженером представлен ответ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования от 23.06.2015 г. № 05-02-30/260 с приложением Схемы и координат участка, в соответствии с которым спорный участок к землям лесного фонда не относится.
В силу положений п. 4 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», непредставление необходимых для кадастрового учета документов или сведений, которые запрашиваются в порядке межведомственного взаимодействия, не может служить основанием для приостановления кадастрового учета.
В соответствии с ч. 9 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 ноября 2008 г. № 412, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 декабря 2008 г., утверждены требования к подготовке межевого плана, устанавливающие правила оформления межевого плана.
Согласно п. 70.1 Требований к подготовке межевого плана, выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в части 9 статьи 38 Закона. Реквизиты таких документов приводятся в реквизите «1» раздела «Исходные данные».
При отсутствии указанных документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся графической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) картами (планами), представляющими собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающими фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет.
Следовательно, при установлении местоположения границ земельного участка кадастровый инженер должен прежде всего использовать в первую очередь материалы архива правоудостоверяющих документов на наличие сведений, определяющих местоположение границ этого земельного участка.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости (за исключением случаев, если при осуществлении такого кадастрового учета вносятся изменения в указанные кадастровые сведения).
Согласно п. 6 ч. 2 ст. 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.
Установлено, что документы, содержащие сведения, на основании которых в соответствии с ч. 9 ст. 38 Закона о кадастре определяется местоположение границ земельного участка при их уточнении, в орган кадастрового учета в установленный срок были представлены.
Разрешая заявленные Г. требования о признании незаконным решения филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области № 63-00-119/15-100154 от 26.08.2015 г., суд первой инстанции правильно исходил из того, что земельный участок не относится к землям лесного фонда, поэтому оснований для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета не имелось.
При данных обстоятельствах, суд правомерно признал решение ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области № 63-00-119/15-100154 от 26.08.2015 г. незаконным.
Согласно ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия – ч. 9 ст. 227 КАС РФ.
Вместе с тем, удовлетворяя заявленные требования, суд в резолютивной части решения указал только о признании незаконным решения филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области № 63-00-119/15-100154 от 26.08.2015 г., в связи с этим в целях восстановления нарушенного права необходимо изменить решение Кошкинского районного суда Самарской области от 03.11.2015 г. путем дополнения резолютивной части решения указанием о возложении на ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области обязанности возобновить работу по заявлению № 63-0-1-26/3201/2015-267 от 21.05.2015 г. о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости.
Доводы апелляционной жалобы Г. о том, что при удовлетворении заявленных требований необходимо было возложить на орган кадастрового учета обязанность осуществить государственный кадастровый учет испрашиваемого земельного участка, не могут быть приняты во внимание, поскольку соответствующее решение принимается кадастровым органом по результатам рассмотрения обращения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309–310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Кошкинского районного суда Самарской области от 3 ноября 2015 года изменить, дополнить резолютивную часть решения суда следующим:
Обязать ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области возобновить работу по заявлению № 63-0-1-26/3201/2015-267 от 21.05.2015 г. о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи