ГАГАРИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
дело № 92RS0002-01-2021-002458-02производство № 2-2542/2021 |
25 августа 2021 года г. Севастополь
Гагаринский районный суд города Севастополя
под председательством судьи МОЦНОГО Н.В.,
при секретаре судебного заседания МОВСЕСЯН А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Фарафоновой Натальи Альбертовны к Департаменту архитектуры и градостроительства г. Севастополя о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии;
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя,
у с т а н о в и л:
В мае 2021 года Фарафонова Н.А. обратилась в суд с иском в котором просила сохранить жилое помещение - <адрес>, расположенную по <адрес> в <адрес>А в г. Севастополе, общей площадью 56,2 кв.м., жилой площадью 27,4 кв.м., в перепланированном состоянии в соответствии с техническим описанием, содержащимся в техническом паспорте от 21.10.2016 года.
Исковые требования мотивированы тем, что Фарафонова Н.А. является собственником <адрес>-А в г. Севастополе, общей площадью 55,2 кв.м., на основании договора купли-продажи от 09.11.2001 г. № 9861 (сведения зарегистрированы КП БТИ ГРОНИ СГС в реестровой книге №100, реестровый № 4144 от 10.11.2001 г.).
Собственником произведены работы по увеличению общей площади квартиры, выразившееся в увеличении балкона, в связи с чем общая площадь квартиры составила 56,2 кв.м., жилая 27,4 кв.м.
18.12.2020 года представитель истца обратилась в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя с заявлением о согласовании работ выполненных в жилом помещении, расположенном по адресу: г. Севастополь, <адрес>-А, <адрес>.
В своем ответе от 29.04.2021 года Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя принял решение об отказе в сохранении помещения в реконструированном виде и рекомендовал обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением.
Согласно доводам иска, увеличение размеров балкона возведена в габаритах квартиры по высоте и по фасаду жилого дома, не затрагивает интересы жильцов рядом и выше расположенных жилых квартир.
При проведении перепланировки жилого помещения не нарушены санитарно-эпидемиологические требования, предъявляемые к жилым помещениям и действующим нормам, установленные п. 9.1 «СП 54.13330.2016. Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Правила проектирования. Актуализированная редакция СниП 31.01.2003». Общедомовые инженерные сети не затронуты. Система вентиляции жилого помещения не изменена, сечение вентканалов не уменьшено. Так же, вышеуказанное помещение не создаёт угрозы жизни и здоровью граждан, в соответствии с п. 4 ст. 29 ЖК РФ.
Пристройка к квартире истца была возведена на земельном участке, который находится в собственности собственников помещений указанного многоквартирного дома.
Истец указывает, что поскольку в результате реконструкции в <адрес>А в г. Севастополе, не ухудшилось техническое состояния несущих конструкций дома, при этом отсутствует угроза для жизни и здоровья граждан, произведенная реконструкция не угрожает обрушением здания, не создает неудобств при его эксплуатации, не затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности данного объекта, то жилое помещение квартиры, по мнению истца, подлежит сохранению в настоящем состоянии.
В судебное заседание истец Фарафонова Н.А. не прибыла, о времени и месте рассмотрения дела извещалась в установленном порядке, что в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ не является препятствием к рассмотрению дела.
Департамент архитектуры и градостроительства г. Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя о времени и месте рассмотрения дела извещались в установленном порядке, явку представителей не обеспечили, о причинах неявки не известили, что в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела.
Исследовав материалы дела и доводы искового заявления, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В соответствии с п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" положения статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.
По смыслу статьи 222 ГК РФ и приведенных разъяснений созданием нового объекта является изменение характеристик, индивидуализирующих объект недвижимости (высоты, площади, этажности и пр.).
Как установлено судом в ходе рассмотрения дела истец Фарафонова Н.А. является собственником <адрес>-А в г. Севастополе, общей площадью 55,2 кв.м, на основании договора купли-продажи от 09.11.2001 г. № 9861.
Собственником Фарафоновой Н.А. без получения соответствующих разрешений фактически произведены работы по реконструкция квартиры, а именно увеличение площади балкона (возведение пристройки), в связи с чем общая площадь квартиры составила 56,2 кв.м., жилая 27,4 кв.м.
Согласно технического паспорта, выполненного 21.10.2016 года ГУПС «Бюро технической инвентаризации» в квартире самовольно произведены работы по увеличению площади балкона.
Согласно экспертному заключению № 2542 от 21.07.2021 года судебной строительно-технической экспертизы, проведенной экспертом ООО «Межрегиональный центр специализированной экспертизы», по результатам натурного осмотра, а также сведениям БТИ по состоянию на 03.10.2000 года и на 21.10.2016 года, в <адрес> расположенной по <адрес> в <адрес>А в г. Севастополе произведены следующие работы (при описании использована нумерация помещений в соответствии со сведениями БТИ по состоянию на 03.10.2000 г.):
- объединены помещения № 1 и № 3 путем демонтажа перегородки между ними;
- объединены помещения № 1 и № 6 путем демонтажа перегородок между ними;
- перенос перегородки между помещением № 1 и помещением № 2;
- перенос перегородок помещений № 4 и № 5 в сторону помещения № 1 (коридор); помещения № 4 и № 5 объединены и используются в качестве совмещенного санузла;
- в помещении № 8 путем устройства перегородок образовано помещение площадью 2,4 кв.м, (помещение № 6 согласно тех. паспорту от 21.10.2016 г.);
- оборудован оконный проем вместо дверного проема между помещениями № 8 и балконом;
- оборудован дверной проем вместо проема оконного между помещениями № 7 и балконом;
- увеличен балкон путем переноса наружных стен (основание выполнено предположительно из железобетона с применением стальных балок, стены выполнены из блоков газобетонных). Площадь балкона стала составлять 11,7 кв.м., (ранее площадь балкона составляла 5,8 кв.м.).
В ходе визуального обследования повреждений в конструкциях квартиры не выявлено. Результат проведенных работ в квартире соответствует требованиям строительных норм и обязательных правил, санитарно-эпидемиологическим и противопожарным требованиям, правилам эксплуатации жилищного фонда за исключением положений абзаца 8 пункта 4.2.4.9 Постановления Госстроя России № 170 от 27 сентября 2003 «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда» согласно которому не допускается самовольная установка козырьков, эркеров, балконов, лоджий и застройка межбалконного пространства.
Проведенным исследованием экспертом установлено, что реконструкция <адрес>, расположенной в <адрес>А по <адрес> в г. Севастополь не затронула общее имущество собственников многоквартирного жилого дома в виде лестничных площадок, лестниц, лифтов, лифтовых и иных шахт, коридоров, технических этажей, чердаков и подвалов.
Однако, пристройка к <адрес>, в виде увеличенного балкона, занимает часть земельного участка под многоквартирным жилым домом, который согласно ст. 36 ЖК РФ и п. 2 Постановления Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 г. "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" является общим имуществом собственников помещений в многоквартирном жилом доме. Площадь такой занимаемой части земельного участка (увеличенного балкона) составляет 5,9 кв.м.
С материалов дела следует и подтверждено экспертом, что фактически работы, выполненные по увеличению площади балкона квартиры путем возведения пристройки, относятся к категории реконструкции, а, следовательно, для их проведения необходимо получение соответствующего разрешения.
В силу ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ реконструкцией является изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
Согласно ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан (пункт 3 данной статьи).
При этом реконструкцию жилого помещения следует отличать от переустройства и перепланировки, определяемых ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации. Переоборудование (переустройство) жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Как видно из дела, истец осуществил работы по увеличению площади балкона, путем возведения пристройки, расположенного на первом этаже многоквартирного дома, без получения соответствующих разрешений, за пределами здания на прилегающем земельном участке, что изменило не только параметры квартиры, но и всего объекта капитального строительства - многоквартирного <адрес>А по <адрес> в г. Севастополе.
В силу ч. 2 ст. 36 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
В случаях, когда речь идет об уменьшении размера общего имущества в многоквартирном доме путем его реконструкции или когда реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, то для этого необходимо согласие всех собственников помещений в данном доме (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ).
В подтверждение такого согласия, истцом в материалы дела доказательств в порядке ст. 56 ГПК РФ не предоставлено.
В силу Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" к общему имуществу многоквартирного дома относится, в том числе и земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Также следует учесть, что основания заявленных исковых требований по ч. 4 ст. 29 ЖК РФ о сохранении жилого помещения в переустроенном и перепланированном состоянии на основании решения суда, не подлежат удовлетворению, поскольку в силу положений приведенной нормы ЖК РФ, суд не наделен полномочиями разрешения вопросов относительно самовольно осуществленной реконструкции объектов капитального строительства – многоквартирного дома.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований иска.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Отказать в удовлетворении искового заявления Фарафоновой Натальи Альбертовны о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Мотивированный текст решения изготовлен 30.08.2021 года.
Председательствующий по делу
судья /подпись/ Н.В. Моцный
Решение не вступило в законную силу
Копия верна:
Судья Гагаринского районного
суда г. Севастополя Н.В. Моцный