2а-158/2021
10RS0004-01-2020-002002-97
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 января 2021 года | г. Кондопога |
Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Бахориной М.А.,
при секретаре Бахаревой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Кондопожского района, поданное в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кондопожского района Республики Карелия обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по сетевому адресу: <...> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Представитель административного истца Гордеева К.А. в судебном заседании поддержала иск по изложенным в нем основаниям. Дополнительно указала, что на сегодняшний день страницы сайта в едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» отсутствуют.
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Роскомнадзора по Республике Карелия своего представителя, извещенного о рассмотрении дела надлежащим образом, в процесс не направила, представили письменный отзыв, в котором указали о возможности признания сайта, указанного в иске, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации; сведения об интернет-ресурсе в едином реестре отсутствуют.
Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 265 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
В соответствии с взаимосвязанными положениями ч. 2 ст. 17, ч. 4 ст. 29 Конституции РФ право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом неотчуждаемо и принадлежит каждому от рождения.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 1, п. 1 ст. 3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» № 149-ФЗ от 27.07.2006 (далее Закон) данным Законом регулируются отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, правовое регулирование которых основывается на принципах свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом.
Регулируемые данным Законом общественные отношения, связанные с ограничением и запрещением доступа к информации в силу взаимосвязанных положений п.п. 17, 18 ст. 2, ч. 1, п. 4 ч. 3 ст. 5, ч. 6 ст. 10, ст. 15.1 Закона, как не основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, предполагающие реализацию публично-властных полномочий по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к лицам, обладающим, производящим, распространяющим (в том числе, владельцам сайтов), ищущим и получающим информацию, а равно содействующим им в этом (в том числе, провайдерам хостингов и оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») являются объектом регулирования публичных правоотношений, в связи с чем вопрос о признании информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ.
Согласно п. 6 ст. 10 Закона запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу п. 5 ст. 15 Закона, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии со ст. 6.11, 6.12 КоАП РФ занятие проституцией, получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией являются административными правонарушениями.
Согласно ст. 241 УК РФ деяния, направленные на организацию занятия проституцией другими лицами, а равно содержание притонов для занятия проституцией или систематическое предоставление помещений для занятия проституцией, являются уголовно-наказуемым деянием.
Частью 1 ст. 9 Закона предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.
16.12.2020 в ходе проведённого прокуратурой Кондопожского района Республики Карелия мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» обнаружено доменное имя <...>, осуществляющее размещение информации о занятии проституцией в г. Петрозаводске, содержится информация о лицах, оказывающих услуги сексуального характера, перечень оказанных услуг, прейскурант цен на данные услуги.
Данная информация направлена на пропаганду проституции, нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних детей; формирует у неограниченного круга лиц отношение к проституции как к приемлемому общественному явлению, способствует укоренению в обществе мнения об обыденности этого явления и успешности лиц, занимающихся проституцией и пользующихся их услугами. Указанный сайт находится в свободном доступе, адресован неопределенному кругу лиц; предоставление возможности пользоваться данными услугами с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в т.ч. сети «Интернет», фактически является распространением информации, связанной с организацией и занятием проституцией.
Частью 1 ст. 15.1 Закона в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в соответствии с критериями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
По сведениям Управления Роскомнадзора по Республике Карелия сведения об Интернет-ресурсе <...>, в Едином реестре отсутствуют.
Информация о собственнике сайта, разработчиках, о представительствах регистратора в Российской Федерации, их контактных адресах на указанных интернет страницах отсутствуют.
Оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи с приведенными нормами действующего законодательства, установив факт нарушения норм действующего законодательства, суд пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора.
Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению (ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ).
Руководствуясь статьями 175-180, 265.5, 295-298 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск удовлетворить.
Признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет», размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по сетевому адресу: <...>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указателя сайтов: <...>, в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Кондопожский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья | М.А. Бахорина |
Мотивированное решение изготовлено 28.01.2021