Дело № 2-337/2022
УИД 86RS0018-01-2022-000388-98
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Междуреченский 09 июня 2022 года
Кондинский районный суд Ханты- Мансийского автономного округа -Югры в составе председательствующего судьи Косолаповой О.А.
при секретаре Загородниковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Междуреченский центр занятости населения» к Добрынину М.Ю. о возмещении незаконно полученного пособия, процентов за пользование чужими денежными средствами,
У С Т А Н О В И Л:
казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Междуреченский центр занятости населения» (далее Учреждение) обратилось в суд с иском к Добрынину М.Ю. о взыскании незаконно полученного пособия по безработице в сумме 70 769,48 руб. за период с 25 июня 2020 года по 01 октября 2020 года, процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 25 июня 2020 года по 31 января 2022 года в сумме 6 153,60 руб.
В обоснование исковых требований указано, что 25 июня 2020 года Добрынин М.Ю. обратился в центр занятости населения через портал Работа в России, заполнив заявление №2699021. Для назначения размера выплаты пособия по безработице Центром занятости населения был сделан электронный запрос в территориальный орган Пенсионного фонда о предоставлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях физического лица. Согласно информации поступившей из ПФР, сведений о трудовой деятельности Добрынина М.Ю. в 2020 году нет.
25 июня 2020г. в ответ на электронный запрос в ФНС России, поступила информация о прекращении с 18 июня 2020 года Добрыниным М.Ю. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Руководствуясь Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости населения), и отсутствием вариантов подходящей работы, Добрынин М.Ю. приказом от 03 июля 2020 года № 185Д17/2021 был признан безработным с 25 июня 2020 года с назначением пособия по безработице с 25.06.2020 по 24.09.2020 в фиксированном размере 24769,00 руб.
С 01.09.2020 приказом № 185П61/2021 от 03.07.2020 г. изменены размеры выплаты пособия по безработице: - с 01.09.2020 г. по 24.09.2020 г. фиксированный размер 15769,00 руб..
Приказом № 269П67/2021 от 25.09.2020 срок выплаты пособия по безработице увеличен на период с 25.09.2020 по 01.10.2020.
Сведения о факте осуществления трудовой деятельности в период с 01.06.2020 по 31.07.2020 поступили от ПФР 17.12.2020 по запросу КУ «Междуреченский центр занятости населения» с целью проведения перерегистрации Добрынина М.Ю. в качестве безработного. Учитывая данную информацию, в соответствие с пунктом 2 статьи 35 Закона о занятости населения Добрынин М.Ю. был снят с регистрационного учета с прекращением выплаты пособия по безработице, в связи с получением пособия по безработице обманным путем.
Сумма незаконно полученного пособия по безработице за период с 25.06.2020 по 01.10.2020 составила 70 769,48рублей:
Уведомление об установлении КУ «Междуреченский центр занятости населения» факта незаконного получения пособия по безработице, требование о возврате и расчетными реквизитами для перечисления суммы незаконно полученного пособия направлено в адрес Добрынина М.Ю. 21 декабря 2020г. заказным письмом. Факт получения заказного письма подтвержден личной подписью ответчика 28 декабря 2020г. на уведомлении о вручении.
Данное уведомление Добрынин М.Ю. оставил без внимания, по состоянию на 02 февраля 2022 г. незаконно полученное пособие по безработице не вернул.
Стороны надлежаще уведомлены о времени и месте разбирательства дела, в суд не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не ходатайствуют.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся истца и ответчика.
Исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 25 июня 2020 года Добрынин М.Ю. в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" обратился в Учреждение с заявлением № 2699021 о предоставлении гражданину государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2020 года № 460 "Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными", прикрепив к заявлению электронные образы необходимых документов (л.д. 12-19).
На основании поданного Добрыниным М.Ю. заявления 03 июля 2020 года приказом директора Учреждения № 185Д17/2021 от 03.07.2020 Добрынин М.Ю. был признана безработным, и ему назначено пособие по безработице с 25 июня 2020 года, а также установлены размеры и сроки выплаты пособия ( л.д. 28).
Приказом директора Учреждения № 185П61/2021 от 03.07.2020 Добрынину М.Ю. изменены размеры выплаты пособия по безработице - с 25.06.2020 по 31.08.2020 – в размере 24 769,00 руб. в месяц, с 01.09.2020 по 24.09.2020 в размере 15769,00 руб. в месяц ( л.д. 29).
Приказом директора Учреждения № 269П67/2021 от 25.09.2020 срок выплаты пособия по безработице Добрынину М.Ю. увеличен на период с 25.09.2020 по 01.10.2020 в размере 15 769,00 руб. (л.д.30).
Сведения о факте осуществления трудовой деятельности в период с 01.06.2020 по 31.07.2020 поступили из ПФР 17.12.2020 по запросу КУ «Междуреченский центр занятости населения» с целью проведения перерегистрации Добрынина М.Ю. в качестве безработного. Указанные сведения не содержат информации о месте и виде трудовой деятельности ответчика в указанный период ( л.д. 31).
17 декабря 2020 года на основании приказов директора Учреждения № 352Д22/2021, № 352П24/2021 Добрынин М.Ю. снят с регистрационного учета с 25.06.2020, ему прекращена выплата пособия по безработице с 25.06.2020. Основанием снятия Добрынина М.Ю. с учета и прекращения выплаты пособия послужило получение пособия по безработице обманным путем ( л.д.32-34).
Факт выплаты ежемесячного пособия по безработице ответчику в период с июня 2020 года по октябрь 2020 года подтверждается представленными документами ( л.д. 37-48).
Судом установлено, что в период признания ответчика безработным и назначения и выплаты ему пособия по безработице Добрынин М.Ю. с 01.06.2020 по 31.07.2020 осуществлял трудовую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается информацией из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (л.д.22-27).
Основанием исковых требований указано получение пособия Добрыниным М.Ю. обманным путем, за что установлена уголовная ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 159.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Доказательств привлечения Добрынина М.Ю. к уголовной ответственности за хищение денежных средств при получении пособия истцом суду не представлено.
Разрешая спор, суд принимает во внимание, что нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
При этом следует исходить из того, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.
Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26 февраля 2018 года № 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат.
Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1) настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Как следует из материалов дела, настоящий спор возник в связи с тем, что в период признания Добрынина М.Ю. безработным и выплаты пособия он осуществлял трудовую деятельность, что по мнению истца свидетельствует о незаконности получения им финансовой поддержки.
Излишне выплаченные ответчику суммы пособия в силу пункта 1 статьи 1102 и подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации должны быть возвращены получателем в случае установления недобросовестности с его стороны, в данном случае недобросовестности Добрынина М.Ю. - лица, которому это пособие было назначено, или счетной ошибки.
Следовательно, по данному делу юридически значимым с учетом исковых требований и регулирующих спорные отношения норм материального права является установление недобросовестности в действиях Добрынина М.Ю. при получении им пособия по безработице.
Поскольку добросовестность Добрынина М.Ю. по требованиям о взыскании сумм пособия предполагается (презюмируется), обязанность доказывания недобросовестности при получении пособия возлагается на истца Учреждение, требующего их возврата.
Между тем доказательств указанного обстоятельства суду не представлено.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (абзац 2 пункта 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации").
Пунктом 20 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2012 года N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях, к подбору подходящей работы", установлено, что снятие с регистрационного учета безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения в следующих случаях: а) признание гражданина занятым по основаниям, предусмотренным статьей 2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"; д) попытка получения либо получение пособия по безработице обманным путем.
В целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер по реализации гарантии государства конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2020 года N 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (далее по тексту - Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных), которыми устанавливается порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
В целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения (далее по тексту - центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (абзац 2 пункта 1 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
Регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме) (абзац 2 пункта 1 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" (далее по тексту - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (абзац 2 пункта 2 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
Согласно пункту 3 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы.
Решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме (пункт 8 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
В силу пункта 10 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных при постановке на регистрационный учет граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о том, что они зарегистрированы в качестве безработных в центре занятости населения.
Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о размере и сроках выплаты пособия по безработице (пункт 11 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
Пособие по безработице начисляется гражданам с 1-го дня признания их безработными (пункт 12 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
Пунктом 19 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных установлено, что в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.
В случае получения органами службы занятости сведений о наличии фактов трудовой или иной деятельности, совпадающей с периодом получения гражданином пособия по безработице, осуществляется возврат указанным гражданином полученного пособия по безработице за соответствующий период трудовой или иной деятельности в добровольном или судебном порядке (абзац 2 пункта 19 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
Обращаясь с иском в суд о взыскании с Добрынина М.Ю. незаконно полученного пособия по безработице, Учреждение ссылалось в обоснование своих требований на осуществление ответчиком в период получения пособия трудовой деятельности, что на момент подачи заявления и в дальнейшем ответчик скрыл.
В то же время Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и Временными правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных не определены порядок действий получателя пособия по безработице, форма, вид и способ уведомления органа службы занятости об осуществлении им трудовой деятельности.
Электронная форма заявления о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, введенная именно в связи с необходимостью реализации мер, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции, не содержала информацию о предоставлении сведений о том, что заявитель является/не является индивидуальным предпринимателем, членом КФХ, занимается иной трудовой деятельностью, что подтверждается представленным заявлением Добрынина М.Ю. № 2699021 ( л.д. 12-19).
До принятия решения о признании Добрынина М.Ю. безработным истцом была проведена проверка представленных им сведений, в том числе, касающихся его трудовой деятельности, получены сведения о прекращении индивидуальной предпринимательской деятельности 18.06.2020, сведений об иной трудовой деятельности после 18.06.2020 не имелось. Оснований полагать, что Добрынин М.Ю. действовал недобросовестно с целью получения пособия по безработице обманным путем, не имеется.
При принятии у Добрынина М.Ю. документов для постановки на учет в качестве безработного и признании его безработным, специалисты Учреждения не разъяснили ему основания для отказа в назначении пособия, для прекращения выплаты пособия, о которых необходимо информировать орган службы занятости населения, поскольку в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ доказательств этого истец не представил.
Суд приходит к выводу, что истцом не доказан факт недобросовестности ответчика, получившего пособие по безработице в период с 25 июня 2020 года по 01 октября 2020 года.
Оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании выплаченного пособия по безработице, а также производного от него требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е ШИ Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░- ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ –░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░, ░ 17 ░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░