Уникальный идентификатор дела: 66RS0044-01-2021-002393-76
КОПИЯ
Дело 2а-2018/2021
Мотивированное решение изготовлено 23 июля 2021 года.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 июля 2021 года город Первоуральск Свердловской области
Первоуральский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Антропова И.В.,
при секретаре судебного заседания Рябковой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2018/2021 по административному исковому заявлению Администрации городского округа Первоуральск к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых производств Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Третьяковой Ирине Юрьевне, Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области об отмене постановления о взыскании исполнительского сбора,
установил:
Администрация городского округа Первоуральск, являясь должником по исполнительному производству, обратилась в суд с вышеуказанным административным иском к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых производств Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Третьяковой И.Ю. (далее – судебный пристав-исполнитель) об отмене постановления о взыскании исполнительского сбора.
В обоснование административного искового заявления указывает, что судебным приставом-исполнителем Третьяковой И.Ю. в отношении Администрации городского округа Первоуральск вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения от 05 мая 2021 года. Администрация городского округа Первоуральск не согласна с вынесенным постановлением и считает его незаконными. Решением Первоуральского городского суда от 03 июля 2019 года по делу №2-1834/2019 на Администрацию городского округа Первоуральск возложена обязанность в срок до 31 октября 2020 года организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на земельном участке по адресу: Свердловская область, г. Первоуральск, Карьер Сухореченский в координатах: 56.955240, 59.775688, объемом захламления 1000,00 м3. Указанные в исполнительном документе работы проведены в рамках муниципального контракта от 06 апреля 2020 года №3/2020, заключенного между ПМБУ «Экологический фонд» и ООО «ТБО «Экосервис». Указанные работы проведены в период с 23 июня 2020 ода по 29 июня 2020 года. В адрес прокурора г. Первоуральска направлено уведомление об исполнении указанного решения суда, с приложением подтверждающих документов. Указывает, что решение суда исполнено в установленный судом срок, в связи с чем оснований для взыскания исполнительского сбора в сумме 50000 рублей не имеется, кроме того постановление о возбуждении исполнительного производства в адрес Администрации городского округа Первоуральск не направлялось. Просит суд отменить постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых производств ГУФССП по Свердловской области Третьяковой И.Ю. о взыскании исполнительского сбора от 05 мая 2021 года по исполнительному производству №32536/21/66062-ИП от 26 февраля 2021 года.
Определением суда от 15 мая 2021 года, на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, в силу требований закона, исходя из характера спорных правоотношений, к участию в деле привлечено в качестве административного ответчика Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области (далее – ГУФССП России по Свердловской области).
Протокольным определением суда от 22 июня 2021 года с учетом характера заявленных требований, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен взыскатель по исполнительному производству – прокурор г. Первоуральска, из числа лиц, участвующих в деле, исключен Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых производств Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области, поскольку является структурным подразделением ГУФССП России по Свердловской области и не может являться административным ответчиком или заинтересованным лицом по делу.
Представитель административного истца Администрации городского округа, административный ответчик судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых производств ГУФССП России по Свердловской области Третьякова И.Ю., представитель административного ответчика ГУФССП России по Свердловской области, заинтересованное лицо Прокурор г. Первоуральска в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и в срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, в частности, административные ответчики судебный пристав-исполнитель Третьякова И.Ю., уведомлена путем получения 16 июля 2021 года заказного почтового отправления, о чем свидетельствуют почтовое уведомление органа завязи, ГУФССП России по Свердловской области - путем получения 15 июля 2021 года заказного почтового отправления, заинтересованное лицо Прокурор г.Первоуральска - путем вручения судебной повестки 02 июля 2021 года, о чем свидетельствует расписка в получении, в том числе путем размещения сведений на интернет-сайте Первоуральского городского суда Свердловской области, с ходатайствами об отложении рассмотрения дела не обращались.
От административного истца Администрации городского округа Первоуральск поступило в суд ходатайство об отложении судебного разбирательства, в удовлетворении данного ходатайства судом отказано, в связи с не представлением допустимых и достаточных доказательств в обоснование данного ходатайства.
В материалах административного дела имеются представленные административным ответчиком судебным приставом-исполнителем материалы исполнительного производства №32536/21/66062-ИП от 26 февраля 2021 года, а также отзыв на административное исковое заявление в котором просит суд в удовлетворении требований отказать.
Учитывая надлежащее извещение указанных лиц о времени и месте судебного заседания, руководствуясь положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд не находит оснований для отложения судебного разбирательства и считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Предметом оспаривания по настоящему административному делу является постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 05 мая 2021 года.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве).
В соответствии со статьей 2 Закона об исполнительном производстве, задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона об исполнительном производстве, принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
В силу части 11 статьи 30 Закона об исполнительном производстве, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Положениями части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
В соответствии с частью 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав- исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом.
Следовательно, при неисполнении должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель вправе налагать на должника денежное взыскание в виде исполнительского сбора, принимать об этом соответствующее постановление.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, на основании исполнительного листа № 2-1176/2020 от 21 апреля 2020 года, выданного Первоуральским городским судом, 29 октября 2020 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых производств ГУ ФССП по Свердловской области Третьяковой И.Ю. возбуждено исполнительное производство №32536/21/66062-ИП от 26 февраля 2021 года в отношении должника Администрации городского округа Первоуральск и взыскателя Прокурор г. Первоуральска в интересах неопределенного круга лиц, с предметом исполнения: обязать Администрацию городского округа Первоуральск в срок до 31 октября 2020 года организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на земельном участке по адресу: Свердловская область, г. Первоуральск, Карьер Сухореченский в координатах: 56.955240, 59.775688, объемом захламления 1000,00 м3.
Должнику установлен пятидневный срок для исполнения решений суда в добровольном порядке. Кроме того, в постановлении о возбуждении исполнительного производства должник был предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.
Согласно части 4 статьи 24 Закона об исполнительном производстве извещения, адресованные взыскателю и должнику, направляются по адресам, указанным в исполнительном документе.
В силу пункта 3 части 2 статьи 29 Закона об исполнительном производстве лица, участвующие в исполнительном производстве, считаются извещенными, если: повестка, иное извещение направлены по последнему известному месту жительства лица, участвующего в исполнительном производстве, или по адресу, сообщенному им в письменной форме судебному приставу-исполнителю для уведомления данного лица (в том числе по адресу электронной почты), или повестка, иное извещение направлены иным способом, указанным таким лицом, однако лицо направленные повестку, иное извещение не получило.
В соответствии с пунктом 2.4.1 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденных ФССП России 08 июля 2014 года № 0001/16, постановление о возбуждении исполнительного производства направляется по адресам, указанным в исполнительном документе. В случае, если постановление о возбуждении исполнительного производства не получено должником при направлении (вручении) указанными способами (например, должник не явился за получением, организация отсутствует и т.д.), должник считается извещенным надлежащим образом.
Как следует из отзыва на иск административного ответчика, копия постановления о возбуждении спорного исполнительного производства получено Администрацией городского округ Первоуральск 15 марта 2021 года посредством федеральной государственной информационной системы « Единый портал государственных и муниципальных услуг». В подтверждение указанного довода представлен скриншот исходящей корреспонденции в адрес Администрации городского округа Первоуральск от 01 марта 2021 года, о направлении постановления о возбуждении исполнительного производства. Вместе с тем, из указанного реестра не представляется возможным установить по какому исполнительному производству направлено постановление о возбуждении исполнительного производства.
05 мая 2021 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых производств ГУ ФССП по Свердловской области Третьяковой И.Ю. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству имущественного характера и установлении нового срока исполнения по материалам исполнительного производства №32536/21/66062-ИП от 26 февраля 2021 года в отношении должника Администрации городского округа Первоуральск в размере 50000 рублей и установлении должнику Администрации городского округа Первоуральск нового срока для исполнения требований исполнительного документа до 31 мая 2021 года.
Копия данного постановления о взыскании исполнительного сбора от 05 мая 2021 года направлена в адрес Администрации городского округа Первоуральск посредством почтового отправления и получена 19 мая 2021 года.
Статьей 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (часть 1).
В соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности (пункт 1). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2).
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в неисполнении требования исполнительного документа в установленные сроки для добровольного его исполнения.
Вместе с тем, как установлено судом и следует из материалов дела решение Первоуральского городского суда от 03 июля 2019 года по делу № 2-1834/2019, на основании которого выдан исполнительный документ, исполнено Администрацией городского округа Первоуральск в добровольном порядке, до возбуждения спорного исполнительного производства. В подтверждение данного факта, административным истцом суду представлены: муниципальный контракт № 3/2020 от 06 апреля 2020 года, с приложением технического задания на выполнение работ по санитарной очистке территории в границах городского округа Первоуральск, актом приема-сдачи выполненных работ с 23 июня 2020 года по 29 июня 2020 года, счет- фактурой № 01-000001981 от 30 июня 2020 года.
Кроме того, Администрацией городского округа Первоуральск в адрес взыскателя – Прокурора г. Первоуральск направлено сообщение от 11 декабря 2020 года № 11742 об исполнении решения Первоуральского городского суда от 03 июля 2019 года по делу № 2-1834/2019, с приложением соответствующих фотографий.
С учетом изложенного, на момент вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора от 05 мая 2021 года у судебного пристава-исполнителя отсутствовали основания для его вынесения, поскольку как установлено судом, требования исполнительного документа, должником исполнены в период с 23 июня 2020 года по 29 июня 2020 года, то есть до возбуждения спорного исполнительного производства №32536/21/66062-ИП от 26 февраля 2021 года, в связи с чем указанное постановление нельзя признать законным и обоснованным.
В соответствии с ч.3 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как установлено судом, оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя от 05 мая 2021 года получено административным истцом 19 мая 2021 года, что подтверждается почтовым штампом на конверте, а также штампом регистрации входящей корреспонденции.
Администрация городского округа Первоуральск обратилась с настоящим административным исковым заявлением в суд 24 мая 2021 года, в связи с чем срок на обращение в суд административным истцом не пропущен.
Определив обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства на основании статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для признания оспариваемого постановления о взыскании исполнительского сбора незаконным и наличии предусмотренной статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации совокупности оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению.
В целях восстановления нарушенных прав административного истца, суд приходит к выводу о возложении обязанности на административного ответчика в силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по устранению допущенных нарушенных прав административного истца в течение одного месяца со дня вступления данного решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Администрации городского округа Первоуральск к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых производств Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Третьяковой Ирине Юрьевне, Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области об отмене постановления о взыскании исполнительского сбора – удовлетворить.
Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых производств Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Третьяковой Ирины Юрьевны от 05 мая 2021 года о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству имущественного характера и установлении нового срока исполнения по материалам исполнительного производства №32536/21/66062-ИП от 26 февраля 2021 года в отношении должника Администрации городского округа Первоуральск.
Возложить на административных ответчиков обязанность устранить допущенные нарушения прав административного истца.
Разъяснить административным ответчикам необходимость сообщения об исполнении решения суда административному истцу и в Первоуральский городской суд Свердловской области не позднее месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Первоуральский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения в окончательной форме.
Председательствующий: подпись. И.В. Антропов
Копия верна: судья - И.В. Антропов