Материал 12-1/18
Р Е Ш Е Н И Е
с.Ижма 29 января 2018 года
Судья Ижемского районного суда Республики Коми Пестриков В.В.,
при секретаре Абрамовой Е.В.
рассмотрев материалы по жалобе ПАО «МРСК Северо-Запада» на постановление заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми от 25 октября 2017 года по делу об административном правонарушении по которому: юридическое лицо ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного статьей 8.32 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100.000 рублей,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми от 25 октября 2017 года юридическое лицо ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного статьей 8.32 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100.000 рублей, в связи с тем, что при использовании лесов, ПАО «МРСК Северо-Запада» допущено нарушение пункта 34 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 417 от 30 июня 2007 года, выразившееся в оставлении на просеках, на которых находятся линии электропередач, в период пожароопасного сезона горючих материалов (древесина, порубочные остатки), в кварталах 366, 367 и 368 Ижемского участкового лесничества ГУ «Ижемское лесничество», что было выявлено 03.07.2017.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ПАО «МРСК Северо-Запада» обратилось с жалобой в суд, в которой просит признать постановление не законным и отменить, указав, что между Министерством промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми (ранее Комитет лесов Республики Коми) и ПАО «МРСК Северо-Запада» был заключен договор № С0990506/15/2014-АЗ от 05.06.2014 аренды земель лесного фонда в целях, не связанных с созданием лесной инфраструктуры общей площадью 27,4 га, находящийся по адресу: Республика Коми, Муниципальный район «Ижемский», ГУ РК «Ижемское лесничество», квартал 366, 367, 368 для строительства ВЛ-110 кВ «Зеленоборск-Ижма» на участке ПС 110/10 кВ «Лемью» до ПС 110/1-кВ «Ижма» сроком действия договора с 20.06.2014 по 15.06.2015. Строительно-монтажные работы производились ООО «Механизированная колонна № 24» по договору подряда № 07-14-6 от 01.08.2014. Работы по разрубке трассы для строительства ВЛ-110 кВ были завершены в 2014 году. Работы по биологической и технической рекультивации выполнены подрядчиком в мае 2015 года. Факт наличия порубочных остатков на лесном участке был зафиксирован Министерством 12.08.2015 и согласно ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности истек 12 августа 2016 года; древесина, полученная при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда при выполнении работ по разрубке трассы для строительства ВЛ-110 кВ «Зеленоборск-Ижма» была продана ООО «Лесэнергострой» по договору с Территориальным управлением Росимущества в Республике Коми и вменяемые ПАО «МРСК Северо-Запада» нарушения были допущены ООО «Лесэнергострой» при вывозе древесины; 03.07.2017 созданной рабочей комиссией с участием представителей сторон был составлен акт приема-передачи рекультивированных земель, в пункте 3 которого отражено, что арендатором выполнена рекультивация земельного участка не по всей площади сдаваемого участка, а именно не выполнена на участках занимаемых порубочными остатками и штабелями заготовленной древесины и тем самым, при подписании акта от 03.07.2017 комиссией конкретные недостатки работ по биологической рекультивации не названы, какие-либо документы, подтверждающие не проведение рекультивации на участках, занимаемых порубочными остатками и штабелями заготовленной древесины, не представлены, в связи с чем ПАО «МРСК Северо-Запада» фактически выполнило обязанность по возврату арендованного участка 03.07.2017. В виду того, что негативных последствий в результате не уборки порубочных остатков не наступило, Общество ходатайствует о квалификации правонарушения как малозначительное, а в случае не признания правонарушения малозначительным, снизить размер назначенного штрафа в соответствии с частями 3.2, 3.3, статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях до 50.000 рублей.
Входе рассмотрения жалобы 09.01.2018 представитель ПАО «МРСК Северо-Запада» Полынь М.И. доводы жалобы поддержала.
Представитель Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми для рассмотрения жалобы не явился, просит рассмотреть жалобу без его участия.
Согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья при рассмотрении жалобы не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Исследовав материалы по делу об административном правонарушении прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях административная ответственность наступает за нарушение правил пожарной безопасности в лесах и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
На основании части 3 статьи 16 Лесного кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Согласно пункту 34 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417, просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
В силу пункта 35 названных Правил при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Пунктом 16 Правил пожарной безопасности в лесах предусмотрено, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Постановлением Правительства Республики Коми № 228 от 26 апреля 2017 года начало пожароопасного периода на территории Республики Коми установлено с 28 апреля 2017 года.
Вместе с тем, как видно из материалов по делу об административном правонарушении, при использовании лесов, ПАО «МРСК Северо-Запада» допущено нарушение пункта 34 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 417 от 30 июня 2007 года, выразившееся в оставлении на просеках, на которых находятся линии электропередач, в период пожароопасного сезона горючих материалов (древесина, порубочные остатки), в кварталах 366, 367 и 368 Ижемского участкового лесничества ГУ «Ижемское лесничество», что было выявлено 03.07.2017.
Факт совершения юридическим лицом административного правонарушения подтверждается:
Протоколом об административном правонарушении;
Договором аренды лесного участка от 05.06.2014, согласно которого ПАО «МРСК Северо-Запада» передан в аренду лесной участок земель лесного фонда, находящийся по адресу: Республика Коми, Муниципальный район «Ижемский», ГУ РК «Ижемское лесничество», Ижемское участковое лесничество, квартал 366, 367, 368, площадью 27,4 га и пунктом 6.5.4 Договора установлено, что после окончания срока действия договора арендатор обязан передать лесной участок земель лесного фонда арендодателю в состоянии и качестве, пригодном для ведения лесного хозяйства, и проведенной рекультивации, виды, объемы и порядок проведения которой устанавливаются проектом освоения лесов и Приложением № 4 к Договору;
Приказом Главного лесничего - руководителя ГУ «Ижемское лесничество» № 30-о.д. от 30.06.2017 «О проведении плановых осмотров, обследований»;
Плановым заданием на проведение плановых осмотров, обследований лесных участков от 03.07.2017 о проведении на территории Ижемского участкового лесничества приемки рекультивированных земель в кварталах 366, 367, 368 по договору аренды лесного участка земель лесного фонда;
Актом осмотра, обследования лесного участка от 07.07.2017, входе которого, при осмотре (обследовании) 03.07.2017 лесного участка выявлены нарушения правил пожарной безопасности в лесах, а именно: на территории Ижемского участкового лесничества в кварталах 366, 367, 368 в пролете опор № 245-275, арендуемых ПАО «МРСК Северо-Запада» для строительства ВЛ-110 кВ «Зеленоборск-Ижма» на участке ПС 110/10 кВ «Лемью» до ПС 110/1-кВ «Ижма» по всей линии ЛЭП складирована срубленная древесина в штабелях; по всей линии ЛЭП в 5 метрах от стены леса находятся порубочные остатки, собранные в кучи;
Фото снимками, проведенными входе осмотра, обследования лесного участка;
Договором подряда, из которого видно, что заключенному договору подряду на указанном в протоколе лесном участке, проводились строительно-монтажные работы, которые по заданию ПАО «МРСК Северо-Запада» выполняла ООО «Механизированная колонна № 24»;
Актом приема-передачи рекультивированных земель от 03.07.2017, согласно которого акт приемки-сдачи рекультивированных земель был подписан сторонами и утвержден комиссией 03.07.2017;
Другими материалами дела.
Таким образом, оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке ст.26.11 КоАП РФ, нахожу вину ПАО «МРСК Северо-Запада» в совершении административного правонарушения предусмотренного ст.8.32 ч.1 КоАП РФ доказанной, поскольку юридическое лицо являясь арендатором лесного участка, в нарушение пунктов 34 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 417 от 30 июня 2007 года в кварталах 366, 367, 368 Ижемского участкового лесничества ГУ «Ижемское лесничество», допустило нарушение Правил пожарной безопасности в лесах, выразившееся в оставлении на просеках, на которых находятся линии электропередач, в период пожароопасного сезона горючих материалов (древесина, порубочные остатки), что было выявлено 03.07.2017.
Поводом к возбуждению административного дела явилось непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составлять протокол по делу об административном правонарушении, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, что соответствует требованиям части 1 статьи 28.1 КОАП РФ.
Материал по делу об административном правонарушении был рассмотрен уполномоченным на то должностным лицом, в установленные законом сроки привлечения к административной ответственности.
Копия протокола и постановления по делу об административном правонарушении вручены.
Грубых нарушений процессуальных требований не позволивших полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело не допущено.
Действия ПАО «МРСК Северо-Запада» по ст.8.32 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях квалифицированы правильно.
Наказание назначено в пределах санкции совершенного административного правонарушения.
Доводы жалобы, что факт наличия порубочных остатков на лесном участке был зафиксирован Министерством 12.08.2015 и срок давности привлечения к административной ответственности истек не могут быть приняты обоснованными и повлиять на принимаемое судом решение, поскольку правонарушение предусмотренное частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ является длящимся и было выявлено при обследовании лесного участка 03.07.2017.
Ссылки жалобы, что древесина, полученная при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда при выполнении работ по разрубке трассы для строительства ВЛ-110 кВ «Зеленоборск-Ижма» была продана ООО «Лесэнергострой» по договору с Территориальным управлением Росимущества в Республике Коми и вменяемые ПАО «МРСК Северо-Запада» нарушения были допущены ООО «Лесэнергострой» при вывозе древесины, не свидетельствует об отсутствии со стороны ПАО «МРСК Северо-Запада» состава административного правонарушения предусмотренного ст.8.32 ч.1 КоАП РФ, так как ПАО «МРСК Северо-Запада», являясь арендатором земельного участка обязана соблюдать Правила пожарной безопасности в лесах, за нарушение которых юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности. При этом в случае причиненных убытков действиями иных лиц, не лишает ПАО «МРСК Северо-Запада» требовать их возмещения в установленном законом порядке.
Из представленного в качестве доказательства акта видно, что переданный ПАО «МРСК Северо-Запада» земельный участок возвращен 03.07.2017, в связи с чем, привлечение ПАО «МРСК Северо-Запада» к административной ответственности за нарушения имевшие место до 03.07.2017 является законным и обоснованным.
В виду того, что правонарушение совершено в период особого противопожарного режима, совершенное юридическим лицом правонарушение не может быть признано малозначительным.
Оснований для отмены вынесенного постановления по изложенным в жалобе доводам и прекращении производства по делу не имеется.
В поданной жалобе ПАО «МРСК Северо-Запада» просит применить положения пунктами 3.2-3.3 статьи 4.1 КоАП РФ и снизить назначенный по делу об административном правонарушении штраф до 50.000 рублей.
В соответствии с пунктами 3.2-3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 КоАП РФ.
Из вышеуказанных правовых норм следует, что уменьшение размера штрафа ниже низшего предела санкции, предусмотренной соответствующей нормой Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является прерогативой суда, производится с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, а также иных имеющих значение для дела существенных обстоятельств, исходя из положений пунктов 3.2-3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как видно из материалов дела, ПАО «МРСК Северо-Запада» является коммерческой организацией и совершило правонарушение при наличии обстоятельства отягчающего административную ответственность.
Обстоятельств смягчающих административную ответственность ПАО «МРСК Северо-Запада» не установлено.
При рассмотрении жалобы, в судебном заседании 09.01.2018 представителю юридического лица было предложено представить документы подтверждающие финансовое положение юридического лица, для предоставления которых рассмотрение жалобы было отложено на 29.01.2018.
Вместе с тем, юридическим лицом каких-либо доказательств финансового положения юридического лица не представлено.
Учитывая изложенное, а так же, что положения пунктов 3.2-3.3 статьи 4.1 КоАП РФ подлежат применению, если санкцией статьи минимальный размер штрафа составляет не менее 100.000 рублей, однако минимальный размер штрафа по ст.8.32 ч.1 КоАП РФ составляет 50.000 рублей, что не позволяет суду снизить назначенный по делу штраф, при указанных обстоятельствах, а так же, что назначенный по делу штраф назначен в пределах санкции статьи 8.32 ч.1 КоАП РФ с учетом установленного обстоятельства отягчающего административную ответственность, суд оснований для снижения назначенного по делу административного штрафа не находит.
Руководствуясь ст.30.7, 30.8, 30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми от 25 октября 2017 года оставить без изменения, а жалобу ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 дней с момента вручения или получения, через Ижемский районный суд Республики Коми.
Судья: В.В.Пестриков