Решение по делу № 2-199/2024 от 13.08.2024

                                                                                                     Дело № 2-199/2024

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

село Большая Атня                                                                               26 сентября 2024 г.

    Республики Татарстан

Атнинский районный суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Назмиева А.Ф.,

при секретаре Мифтаховой Г.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан в лице Лаишевского территориального отдела к обществу с ограниченной ответственностью «Затлы» о признании действий по повторному выведению из оборота товара с повторно сформированными кодами маркировки путем розничной продажи противоправными и обязании прекратить данное нарушение,

установил:

Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан в лице Лаишевского территориального отдела обратилось в суд в интересах неопределенного круга потребителей с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Затлы» о признании действий по повторному выведению из оборота товара с повторно сформированными кодами маркировки путем розничной продажи противоправными и обязании прекратить данное нарушение.

В обоснование иска указали, что 28.05.2024 с 13.00 часов до 15.00 часов на основании ст. 74 Федерального закона РФ от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" истцом в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров в сети интернет https://gov.crpt.ru ("Честный знак") было проведено контрольное мероприятие – наблюдение за соблюдением обязательных требований, предусмотренных Правилами маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 515 от 26.04.2019 и Правил маркировки молочной продукции товаров средствами идентификации, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 2099 от 15.12.2020.

При анализе информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, с использованием личного кабинета должностного лица по адресу https://gov.crpt.ru/ установлено 423 факта повторной продажи товаров (молочной продукции), маркированных средствами идентификации в период с 01.01.2024 по 31.01.2024. Выявленные факты зафиксированы в акте контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым органом. В связи с нарушением обязательных требований истцом ответчику объявлено предостережение №35/23/19-з.

В период с 09.07.2024 по 08.08.2024 системой было зафиксировано 41 отклонение по повторным продажам, что свидетельствует о длящемся нарушении обязательных требований к маркировке товаров.

В связи с тем, что средство идентификации уникально для каждой единицы товара, повторная продажа товара возможна если один и тот же код маркировки нанесен на разные единицы продукции. Все отклонения, фиксируемые ГИС МТ «Честный знак» указывают на повторную продажу одного и того же товара с одним и тем же кодом идентификации, что является нарушением действующего законодательства.

Истец просит признать действия ООО «Затлы» по повторному выведению из оборота товаров (молочной продукции) с повторно сформированными кодами маркировки (средством идентификации) путем розничной продажи противоправными в отношении неопределенного крега потребителей и обязать ответчика прекратить данное нарушение обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров "Честный знак", а именно: не допускать ввод в оборот молочной продукции с повторно сформированным кодом маркировки (средством идентификации), обязать ООО "Затлы" в десятидневный срок с момента принятия судом решения об удовлетворении настоящего иска довести его до сведения потребителей через средства массовой информации.

Представитель истца в суд не явился, направил заявление, просил рассмотреть дело без их участия, иск просил удовлетворить.

Представитель ответчика в суд не явился, представили отзыв, в удовлетворении иска просили отказать, указывают, что в кассе магазина с апреля 2024 года установлен разрешительный режим, который не дает пробить в чеке молочную продукцию с повторно сформированными кодами маркировки. Нарушений законодательства не допускают с указанного времени.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно статье 46 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

Согласно ст. ст. 8, 10 Закона "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанная информация до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).

Согласно пунктам 5, 16 ст. 20.1 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, обязаны передавать информацию об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации, в информационную систему мониторинга. Участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, несут ответственность за полноту, достоверность и своевременность передачи ими информации об обороте таких товаров в информационную систему мониторинга в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 Правил "О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров", утв. Постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 N 515 (далее - Правила N 515), Правила определяют порядок маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, включая правила формирования и нанесения средств идентификации и порядок представления участниками оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее - участник оборота товаров), оператору государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее соответственно - оператор, информационная система мониторинга), информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, для ее включения в информационную систему мониторинга.

Участник оборота товаров, обеспечивающий нанесение средств идентификации на товары, до ввода в оборот товара направляет сведения о нанесении средств идентификации на товар в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации эмиссии (п. 9 Правил N 515).

Товары, сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации) не переданы в информационную систему мониторинга или переданы с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, считаются немаркированными (п. 10 Правил N 515).

Участники оборота товаров, определенные правилами маркировки отдельных товаров, в отношении которых вводится обязательная маркировка, представляют информацию о выводе из оборота товаров в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации выбытия, предоставляемых и обслуживаемых оператором на безвозмездной основе (п. 26 Правил N 515).

Постановлением Правительства РФ от 15.12.2020 № 2099 утверждены Правила маркировки молочной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении молочной продукции (далее Правила №2099)

В соответствии с п. 2 Правил №2099 "маркированная молочная продукция" - молочная продукция, на которую нанесены средства идентификации с соблюдением требований настоящих Правил и достоверные сведения о которой (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации и (или) материальных носителях, содержащих средства идентификации) содержатся в информационной системе мониторинга.

Согласно п. 51 Правил № 2099 информационная система мониторинга не допускает повторного формирования (генерации) кода маркировки при маркировке молочной продукции.

Участники оборота молочной продукции, осуществляющие расчеты за молочную продукцию с применением контрольно-кассовой техники (за исключением случаев, установленных пунктом 99(1) настоящих Правил), направляют в информационную систему мониторинга информацию об обороте или о выводе из оборота молочной продукции посредством контрольно-кассовой техники, а при осуществлении операций корректировки первично поданной информации о цене товара за единицу с учетом скидок, наценок, сборов и налогов, стоимости товара с учетом скидок, наценок, сборов и налогов, ставки налога на добавленную стоимость, включенного в стоимость товара, о выводе из оборота маркированной молочной продукции посредством контрольно-кассовой техники направляют в информационную систему мониторинга информацию о корректировке вывода из оборота молочной продукции посредством контрольно-кассовой техники (п. 91 Правил N 2099).

В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей" за нарушение прав потребителей продавец (исполнитель) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

Продавец товара обязан предпринимать все исчерпывающие меры по соблюдению установленных обязательных требований. Повторная реализация (продажа) маркированного товара без его возврата в оборот не допускается.

Как следует из материалов дела, 28.05.2024 с 13.00 часов до 15.00 часов Лаишевским территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан было проведено контрольное мероприятие – наблюдение за соблюдением обязательных требований, предусмотренных Правилами маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 515 от 26.04.2019 и Правил маркировки молочной продукции товаров средствами идентификации, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 2099 от 15.12.2020.

При анализе информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, с использованием личного кабинета должностного лица по адресу https://gov.crpt.ru/ установлено 423 факта повторной продажи товаров (молочной продукции), маркированных средствами идентификации в период с 01.01.2024 по 31.01.2024. Выявленные факты зафиксированы в акте контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым органом. В связи с нарушением обязательных требований истцом ответчику объявлено предостережение №35/23/19-з от 29.05.2024.

Истец указывает, что ответчик не прекратил вышеуказанные нарушения, в период с 09.07.2024 по 08.08.2024 системой зафиксировано 41 отклонение по повторным продажам, в период с 10.08.2024 по 09.09.2024 зафиксировано 4 отклонения. При этом истцом не предоставлена подробная информация (расшифровка) с указанием даты нарушений по зафиксированным с 09.07.2024 по 08.08.2024 нарушениям. Согласно предоставленной истцом информации за период с 10.08.2024 по 09.09.2024 зафиксировано 4 отклонения категории «повторные продажи», вид отклонения «повторная продажа у одного продавца», дата регистрации отклонения «28.08.2024, 31.08.2024», дата и время выполнения операции не указаны.

Согласно выписке, предоставленной ответчиком, ООО «Затлы» вышеуказанные отклонения, зарегистрированные системой «Честный знак», имели место в 2022, 2023 годах, в графе «дата и время выполнения операции, в результате которого было выявлено отклонение» указано – «2022-12-11. 16:04:00», «2022-10-29. 11:43:00», 2022-10-14. 15:16:00», «2023-05-13. 16:09:00».

Таким образом, доводы истца о том, что выявленные обстоятельства свидетельствуют о нежелании ответчика добровольно устранять выявленные нарушения, суд признает несостоятельными, поскольку ООО «Затлы» предпринял все меры для соблюдения обязательных требований. Факт продолжения ответчиком повторного выведения из оборота молочной продукции с повторно сформированными кодами маркировки истцом не доказан (после вынесения предостережения).

В силу ст. 46 Закона РФ "О защите прав потребителей" орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей, в том числе об исключении из договоров с потребителями условий, которые ущемляют их права или ставят в заведомо неблагоприятное (обременительное) положение. При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом, до сведения потребителей решение суда.

Вместе с тем, поскольку указанные нарушения устранены ответчиком до подачи в суд искового заявления, установление неправомерности действий ООО «Затлы» не требует отдельного судебного признания, и как следствие, не требуется размещение информации о решении в средствах массовой информации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении искового заявления Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан в лице Лаишевского территориального отдела к обществу с ограниченной ответственностью «Затлы» о признании действий по повторному выведению из оборота товара с повторно сформированными кодами маркировки путем розничной продажи противоправными и обязании прекратить данное нарушение отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Атнинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                             А.Ф. Назмиев

2-199/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан в лице Лаишевского территориального отдела
Ответчики
общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом Затлы"
Суд
Атнинский районный суд Республики Татарстан
Судья
Назмиев Азат Фаритович
Дело на странице суда
atninsky.tat.sudrf.ru
13.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.08.2024Передача материалов судье
14.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.08.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.09.2024Судебное заседание
26.09.2024Судебное заседание
26.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.10.2024Дело оформлено
05.11.2024Дело передано в архив
26.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее