Решение по делу № 33-8882/2024 от 18.07.2024

Судья Калюжная О.Г. Дело № 33-8882/2024

24RS0040-01-2023-003915-05

2.179

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 июля 2024 года              г. Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего: судьи Славской Л.А.,

судей: Андриенко И.А., Парфеня Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Прониным С.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО11 к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилкомсервис-Норильск» о защите прав потребителя, возложении обязанности произвести текущий ремонт кровли над подъездом многоквартирного дома,

по апелляционной жалобе истца Кыргызбаевой Ж.М.

на решение Норильского городского суда Красноярского края от 20 марта 2024 года, которым постановлено:

«Исковые требования ФИО12 к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилкомсервис-Норильск» о возложении обязанности произвести текущий ремонт кровли над подъездом многоквартирного дома, оставить без удовлетворения».

Заслушав докладчика Андриенко И.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

    Кыргызбаева Ж.М. обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилкомсервис-Норильск» (далее по тексту так же - ООО «УК «ЖКС-Норильск») о защите прав потребителя. Требования мотивированы тем, что Кыргызбаева Ж.И. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> на основании договора социального найма жилого помещения от <дата>. Управление многоквартирным домом (далее по тексту так же - МКД) осуществляет ответчик, который в соответствии с договором должен осуществлять текущий ремонт общего имущества. На протяжении всего периода обслуживания дома управляющей организацией имели место многочисленные факты протечки кровли дома над подъез<адрес> МКД, затопление квартир и нижерасположенных нежилых помещений. От залитий пришли в негодность потолочные балки многоэтажного перекрытия МКД. О фактах многочисленных протечек имеются заявки в диспетчерской службе управляющей компании. Между тем каких-либо действий по проведению текущего ремонта ответчиком не предпринималось. Истец просила: возложить на ООО «УК «ЖКС-Норильск» обязанность произвести текущий ремонт кровли над подъез<адрес> по пр-ту Ленинскому <адрес> края.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Кыргызбаева Ж.М. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований в полном объеме. Указывает на то, что запланированный капитальный ремонт кровли многоквартирного дома не исключает обязанность управляющей компании по контролю за состоянием кровли и проведению текущего ремонта и обслуживания общего имущества в доме (кровли). Поддержание работоспособного состояния кровли входит в перечень работ (услуг) по содержанию и эксплуатации общего имущества дома в рамках договора управления многоквартирным домом. Следовательно, такая обязанность управляющей компании, как в период проведения капитального ремонта, так и после его проведения сохраняется. Доказательств тому, что подрядчик не предоставляет управляющей компании доступ для производства работ ответчиком не представлено. При этом стоимость услуг за содержание общего имущества в период капитального ремонта управляющей компанией не уменьшалась.

ООО УК «Жилкомсервис-Норильск» представлены возражения на апелляционную жалобу, в соответствии с которыми они просят решение суда оставить без изменения, указывают, что работы по капитальному ремонту кровли дома, являющегося объектом культурного наследия, ведутся. Дом передан для этой цели подрядчику. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы процессуального права, материального права не нарушены.

     В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились; Кыргызбаева Ж.М., извещалась о рассмотрении дела заказным письмом (т.2 л.д.131); представитель ООО «Жилкомсервис-Норильск», извещался о рассмотрении дела заказным письмом (т.2 л.д.152); представитель ООО «РемСтройПроект», извещался о рассмотрении дела заказным письмом (т.2 л.д.148); представитель Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, извещался о рассмотрении дела заказным письмом (т.2 л.д.149); представитель регионального фонда КРМДКК, извещался о рассмотрении дела заказным письмом (т.2 л.д.132); представитель МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства», извещался о рассмотрении дела заказным письмом (т.2 л.д.153); представитель администрации г. Норильска (т.2 л.д.151) в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, надлежащим образом извещенных о слушании дела.

Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 данного Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

В силу пункта 2.3 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно пп. «б» п. 2 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее по тексту так же – Правила), крыши отнесены к общему имуществу многоквартирного дома.

Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый, в том числе управляющей организацией, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт (пп. «а» п. 11 Правил).

В соответствии с разделом 4, пунктов 4.6., 4.6.1, 4.6.1.1. указанных Правил, техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций содержит требования по техническому обслуживанию крыши, в соответствии с которыми организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий; обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств; чистоту чердачных помещений и освещенность; достаточность и соответствие нормативным требованиям теплоизоляции всех трубопроводов и стояков; усиление тепловой изоляции следует выполнять эффективными теплоизоляционными материалами; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.

В силу п. 4.6.1.10. Правил, неисправности, являющиеся причиной протечек кровли, должны быть устранены в сроки, указанные в приложении № 2, согласно которому предельный срок выполнения ремонта по устранению протечки в отдельных местах кровли – 1 сутки.

Из п. 7 постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» (вместе с «Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме») следует, что проверка кровли на отсутствие протечек относится к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов. При выявлении нарушений, приводящих к протечкам, - незамедлительное их устранение.

Порядок проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия установлен статьей 45 Федерального закона N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ".

Работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 данной статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 данной статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением (пункт 1).

Порядок выдачи задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия утвержден приказами Министерства культуры Российской Федерации от 08.06.2016 N 1278 "Об утверждении порядка выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия" и от 21.10.2015 N 2625 "Об утверждении порядка выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия".

Частью 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как верно установлено судом первой инстанции, Кыргызбаева Ж.М. является собственником 1/5 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

ООО «УК «ЖКС-Норильск» оказывает услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного <адрес> по адресу: <адрес>, на основании договора об управлении многоквартирным домом -У от <дата> (далее по тексту так же – Договор).

Состав и состояние общего имущества собственника в многоквартирном доме на момент заключения настоящего договора указаны в Приложении Договора.

Управляющая организация обязана осуществлять управление общим имуществом в многоквартирном доме в соответствии с условиями настоящего договора и действующим законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с требованиями действующих технических регламентов, стандартов, правил и норм, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, гигиенических нормативов, иных правовых актов (пункт 3.1.1. Договора).

Подпунктом «б» п 2.4 Договора предусмотрен текущий ремонт общего имущества в МКД, который состоит из комплекса строительных, санитарно-технических, электротехнических мероприятий по ремонту общего имущества МКД, общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений жилого дома, объектов придомовой территории, направленных на устранение неисправностей (восстановления ремонтоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.

В соответствии с постановлением от 03.04.2013 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» и «Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 №170), к общему имуществу МКД входят крыши и чердачные помещения, конструктивные элементы, оборудование: металлические кровли, мягкие кровли и чердачные помещения. Текущий ремонт мягкой кровли осуществляется один раз в пять лет.

Приказом Службы по государственной охране объектов культурного населения от <дата>, в соответствии с пп. 2 п. 7 ст. 47.6 ЗФ от <дата> № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль застройки центра. 1940-1960гг - дом жилой с рестораном «Таймыр», 1954 г., (<адрес> 12), утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца.

Администрацией города Норильска работы по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт крыши МКД по <адрес>, а также работы по капитальному ремонту крыши были включены в Титульный список на 2021, 2022, 2023 и 2024.

Согласно Договору подряда K от <дата> ООО «РемСтройПроект» взяло на себя обязательства выполнить работы по разработке проектно-сметной документации и прохождению государственных экспертиз в срок до <дата>, с продлением этого срока до <дата>.

Положительное заключение государственной экспертизы достоверности определения сметной стоимости ООО «РемСтройПроект» получило <дата>.

<дата> подрядчиком получено разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ регионального значения.

<дата> между заказчиком ООО «Жилкомсервис-Норильск» и подрядчиком ООО «РемСтройПроект» заключен Договор /ЗК на оказание услуг и (или) на строительно-монтажные работы (ремонт крыши (металлической кровли) (<адрес>).

На основании п. 1.1. указанного Договора, подрядчик обязуется по заданию заказчика выполнять строительно-монтажные работы (ремонт крыши (металлической кровли) в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, в рамках капитального ремонта многоквартирных домов, на основании муниципальной программы «Реформирование и модернизации жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности» на 2023 год.

Пунктом 2.1 Договора установлен срок выполнения работ – не позднее <дата>.

Дополнительным соглашением от <дата> к указанному Договору, изменен срок выполнения работ - не позднее <дата>.

<дата> объект передан ООО «УК « Жилкомсервис-Норильск» подрядной организации ООО « РемСтройПроект» по Акту приема-передачи .

Актами о приемке выполненных работ от <дата> и <дата>, счетом на оплату от <дата> и от <дата>, справками о стоимости работ от <дата> и <дата>, платежными поручениями о переводе денежных средств подрядной организации подтверждается, что работы в координатах подъездов проведены.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции учел, что выполнение капитального ремонта кровли в МКД по <адрес> в <адрес> предусматривает выполнение строительно-монтажных работ (ремонт крыши, металлической кровли) в рамках проводимого капитального ремонта общего имущества МКД. В настоящее время такой ремонт проводится, необходимость в проведении текущего ремонта того же объекта не установлена.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они соответствуют требованиям закона и представленным сторонами доказательствам, получившим надлежащую правовую оценку в решении суда в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ.

Согласно постановлению Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (зарегистрирован в Минюсте РФ 15 октября 2003 года N 5176) и письму Минстроя России от 27 февраля 2018 года N 7026-АС/08, к текущему ремонту относятся устранение мелких неисправностей, выявляемых в ходе повседневной эксплуатации основного средства, при котором объект практически не выбывает из эксплуатации, а его технические характеристики не меняются, работы по систематическому и своевременному предохранению основных средств от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий; к капитальному ремонту относится восстановление утраченных первоначальных технических характеристик объекта в целом.

В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Согласно ч. 1 ст. 189 Жилищного кодекса Российской Федерации проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.

На организации, осуществляющие деятельность по управлению МКД, действующее законодательство возлагает обязанность по текущему ремонту и содержанию общего имущества МКД.

Сами же по себе текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме предполагают проведение различных работ с точки зрения их характера, объема, а также порядка организации и выполнения, которые предусмотрены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда (утверждены постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170), согласно которым текущий ремонт жилых зданий включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем для поддержания эксплуатационных показателей (пункты 2.3.3 и 2.3.4).

Капитальный же ремонт предполагает комплексное устранение неисправностей изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий Такой ремонт предусматривает привлечение подрядных организаций, требует разработки проектно-сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий и проводится в соответствии с примерным перечнем работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда, приведенных в приложении N 8 к названным Правилам (пункты 2.4.2 и 2.4.5).

Жилищный кодекс Российской Федерации также различает текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и при этом относит к услугам и (или) работам по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в том числе, крыши (часть 1 статьи 166).

Из разъяснений Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства следует, что к текущему ремонту относят устранение мелких неисправностей, выявляемых в ходе повседневной эксплуатации основного средства, при котором объект практически не выбывает из эксплуатации, а его технические характеристики не меняются, работы по систематическому и своевременному предохранению основных средств от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий; к капитальному ремонту - относят восстановление утраченных первоначальных технических характеристик объекта в целом, при этом основные технико-экономические показатели остаются неизменными (Письмо Минстроя России от 27.02.2018 N 7026-АС/08 "Об определении видов ремонта").

     При этом судебная коллегия отмечает, что при проведении капитального ремонта могут одновременно проводиться и работы, относящиеся к текущему ремонту, но выполняемые в связи с капитальным ремонтом.

     Вместе с тем, истцом не представлены доказательства необходимости проведения таких работ, а подмена одних видов работ другими для достижения общего результата не приведет к защите права истца на благоприятные жилищные условия.

    Тем более, что как правильно установлено судом первой инстанции, МКД передан подрядчику, ремонт кровли над 3 подъездом МКД, где проживает истец произведен.

     В тоже время, проведение капитального ремонта кровли не освобождает виновное лицо от исполнения обязательств, вытекающих из деликтных отношений. Вместе с тем, о требованиях из этих отношений истцом не заявлено.

Жилищный кодекс Российской Федерации, действуя во взаимосвязи с нормативными актами, регулирующими отношения в сфере технического обслуживания и ремонта жилищного фонда, возлагает на собственников расположенных в многоквартирном доме помещений обязанность по оплате расходов на выполнение соответствующих ремонтных работ как текущего, так и капитального характера, исполнение которой осуществляется посредством внесения платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в таком доме, а также взносов на капитальный ремонт.

Довод апелляционной жалобы о том, что стоимость услуг за содержание общего имущества в период капитального ремонта управляющей компанией не уменьшалась, правового значения для разрешения спора не имеет.

     Доводы апелляционной жалобы не могут судебной коллегией быть приняты во внимание, поскольку они аналогичны тем, на которые истец ссылался в обоснование своих исковых требований; данные доводы являлись предметом исследования и оценки суда и фактически направлены на переоценку его суждения, на иное толкование норм материального права и оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить поводом к отмене решения.

Нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, являющихся основанием для безусловной отмены судебного постановления, не установлено.

Руководствуясь ст. ст. 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Норильского городского суда Красноярского края от 20 марта 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Кыргызбаевой Ж.М. - без удовлетворения.

Председательствующий: Л.А. Славская

Судьи: И.А. Андриенко

Т.В. Парфеня

Мотивированное апелляционное определение составлено 12.08.2024.

33-8882/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Кыргызбаева Жазгул Маматжанова
Ответчики
ООО УК Жилкомсервис-Норильск
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Андриенко Ирина Александровна
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
29.07.2024Судебное заседание
13.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.08.2024Передано в экспедицию
29.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее