Дело № 2-3137/2023
УИД: 42RS0005-01-2023-003991-18
Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г.Кемерово «21» декабря 2023 годаЗаводский районный суд г.Кемерово Кемеровской области
в составе председательствующего судьи: Агафонова Д.А.
при секретаре: Гаязовой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г.Киселёвска Кемеровской области в интересах неопределенного круга лиц к Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства,
Установил:
Прокурор г.Киселёвска обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства.
Требования мотивирует тем, что в рамках полномочий по надзору за исполнением законодательства в сфере жилищного хозяйства прокуратурой г.Киселёвска проведена проверка в отношении НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса».
В соответствии с постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 27.05.2013 №2008, с учетом постановления от 13.05.2020 №275, НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса» является специализированной некоммерческой организацией, деятельность которой направлена на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории Кемеровской области. Основной целью деятельности организации является формирование средств и имущества для обеспечения организации и проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, а также реализация региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Кемеровской области – Кузбасса на 2014-2043 года, утвержденной постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.12.2013 №672.
В соответствии с краткосрочным планом реализации данной программы на период с 2020-2022 запланировано проведение капитального ремонта общего имущества, но работы в 39 домах не проведены.
В октябре 2022 проводилась аналогичная проверка исполнения законодательства в результате которой ответчику вынесено представление 25.10.2022, но нарушения в полном объеме не устранены, сведений о заключении договоров на ремонт спорных домов не представлено. Истец полагает, что имеет место незаконное бездействие со стороны ответчика, несвоевременное проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов влечет нарушение прав не только собственников спорных домов, но и собственников домов подлежащих ремонту.
Просит обязать Некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса» обеспечить проведение работ по капитальному ремонту систем теплоснабжения многоквартирных домов расположенных по адресам:
1. адрес;
2. адрес
3. адрес;
4. адрес;
5. адрес;
6. адрес;
7. адрес;
8. адрес;
9. адрес;
10. адрес
11. адрес;
12. адрес;
13. адрес;
14. адрес;
15. адрес;
16. адрес;
17. адрес;
18. адрес;
19. адрес;
20. адрес
21. адрес
22. адрес;
23. адрес;
Просит обязать ответчика Некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса» обеспечить проведение работ по капитальному ремонту кровли многоквартирных домов расположенных по адресам:
1. адрес;
2. адрес;
3. адрес;
4. адрес;
5. адрес;
6. адрес;
7. адрес;
8. адрес;
9. адрес;
10. адрес;
11. адрес;
12. адрес;
13. адрес;
Просит обязать ответчика Некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса» обеспечить проведение работ по капитальному ремонту системы водоотведения многоквартирных домов расположенных по адресам:
1. адрес
2. адрес;
3. адрес;
Просит обязать ответчика Некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса» обеспечить проведение работ по капитальному ремонту системы водоснабжения многоквартирных домов расположенных по адресам:
1. адрес;
2. адрес;
Установить срок для исполнения обязанности в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу (т.1 л.д. 3-9).
В судебном заседании помощник Прокурора Заводского района г.Кемерово Сухих О.А. отказалась от требований в части домов по адресам: адрес адрес в связи с добровольным исполнением требований ответчиком в ходе рассмотрения дела, в остальной части требования поддержала.
Представитель ответчика НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса» - Станкене Г.В., действующая на основании доверенности от 09.01.2023 сроком до 31.12.2023, требования не признала, поддержала доводы возражений (т.1 л.д. 225-239).
Третьи лица: УЖКХ Киселевского городского округа, Администрация Киселевского городского округа и Министерство жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса в судебное заседание представителей не направили, извещены надлежащим образом.
С учетом положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть заявление в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с п.2.1 ст.113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации информация о слушании дела размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Суд, изучив письменные материалы дела, заслушав явившихся лиц, приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.1, п.2 и п.4 ст.166 Жилищного кодекса Российской Федерации, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений;
3) ремонт крыши;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
5) ремонт фасада;
6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен услугами и (или) работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа) и другими видами услуг и (или) работ.
Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые могут финансироваться за счет средств государственной поддержки, предоставляемой субъектом Российской Федерации, определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.9 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В соответствии с п.1 ст.11 Гражданского кодекса Российской Федерации, защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд в соответствии с их компетенцией.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется путем:
признания права;
восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;
признания недействительным решения собрания;
признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
самозащиты права;
присуждения к исполнению обязанности в натуре;
возмещения убытков;
взыскания неустойки;
компенсации морального вреда;
прекращения или изменения правоотношения;
неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;
иными способами, предусмотренными законом.
Согласно п.1 ст.167 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми:
1) устанавливается минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме;
2) устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов;
3) создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора;
4) утверждаются порядок и условия предоставления государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе на предоставление гарантий, поручительств по кредитам или займам, в случае, если соответствующие средства на реализацию указанной поддержки предусмотрены законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации;
5) устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам;
6) устанавливаются порядок предоставления лицом, на имя которого открыт специальный счет (далее - владелец специального счета), и региональным оператором сведений, подлежащих предоставлению в соответствии с ч.7 ст.177 и ст.183 настоящего Кодекса, перечень иных сведений, подлежащих предоставлению указанными лицами, и порядок предоставления таких сведений;
7) устанавливается порядок выплаты владельцем специального счета и (или) региональным оператором средств фонда капитального ремонта собственникам помещений в многоквартирном доме, а также порядок использования средств фонда капитального ремонта на цели сноса или реконструкции многоквартирного дома в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
В соответствии с п.1 ст.168 Жилищного кодекса Российской Федерации, региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
Пунктом 1 ст.174 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам. При этом за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, могут осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса, и работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами.
Согласно ст.178 Жилищного кодекса Российской Федерации, региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда. (п.1)
Региональный оператор создается субъектом Российской Федерации, и им может быть создано несколько региональных операторов, каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта Российской Федерации (п.2).
Региональный оператор не может быть признан несостоятельным (банкротом). Субъект Российской Федерации, как учредитель регионального оператора, не вправе принять решение о его ликвидации (п.2.1.)
Деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (п.3).
Убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств, подлежат возмещению в размере внесенных взносов на капитальный ремонт в соответствии с гражданским законодательством (п.5).
Методическое обеспечение деятельности региональных операторов (в том числе разработка методических рекомендаций по созданию регионального оператора и обеспечению его деятельности, контролю за работой регионального оператора в части организации проведения им капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также в части финансового контроля деятельности с учетом обеспечения публичности результатов такого контроля, назначению на конкурсной основе руководителя регионального оператора, разработка рекомендуемых форм отчетности и порядка ее представления) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. (п.7)
В соответствии с п.4 ст.190 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Превышение этой предельной стоимости, а также оплата услуг и (или) работ, не указанных в ч.1 ст.166 настоящего Кодекса и нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации, принятом в соответствии с ч.2 ст.166 настоящего Кодекса, осуществляется за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, уплачиваемых в виде взноса на капитальный ремонт сверх минимального размера взноса на капитальный ремонт.
Согласно п.1 ст.180 Жилищного кодекса Российской Федерации, функциями регионального оператора являются:
1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора;
2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета;
3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета;
5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
6) иные предусмотренные настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.
В силу положений п.1 ст.182 Жилищного кодекса Российской Федерации, региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Согласно ч.1 и ч.2 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.
Судом установлено и следует из материалов дела, что с учетом положений ст.168 Жилищного кодекса российской Федерации, Постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 30.12.2013 №672 утверждена региональная программа капитального ремонта на 2014-2043.
Постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 27.05.2013 №2008 и Постановлением Правительства Кемеровской области – Кузбасса от 13.05.2020 №275 «О переименовании некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области», установлении основных целей его деятельности и внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.05.2013 №208 «О создании некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области», определена основная цель ответчика: формирование средств и имущества для обеспечения организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Кемеровской области - Кузбасса, а также реализация региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Кемеровской области - Кузбасса на 2014 - 2043 годы, утвержденной постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.12.2013 №672.
В соответствии с краткосрочным планом реализации региональной программы срок капитального ремонта 169 многоквартирных домов в г.Киселевске был запланирован на период с 2021 по 31.12.2022 (т.1 л.д. 42-44). По окончании срока краткосрочного плана ремонт не был выполнен в 61 доме.
В рамках настоящего иска заявлено 37 многоквартирных домов по адресам:
1. адрес, (ремонт системы теплоснабжения);
2. адрес, (ремонт системы теплоснабжения);
3. адрес, (ремонт системы теплоснабжения);
4. адрес, (ремонт кровли);
5. адрес, (ремонт кровли);
6. адрес, (ремонт кровли);
7. адрес, (ремонт системы теплоснабжения);
8. адрес, (ремонт кровли);
9. адрес (ремонт кровли);
10. адрес (ремонт системы водоотведения);
11. адрес, (ремонт системы теплоснабжения);
12. адрес, (ремонт системы теплоснабжения);
13. адрес, (ремонт системы теплоснабжения);
14. адрес, (ремонт системы теплоснабжения);
15. адрес, (ремонт системы теплоснабжения);
16. адрес (ремонт системы теплоснабжения);
17. адрес; (ремонт системы теплоснабжения);
18. адрес, (ремонт системы теплоснабжения);
19. адрес, (ремонт системы теплоснабжения);
20. адрес, (ремонт кровли);
21. адрес, (ремонт системы теплоснабжения);
22. адрес, (ремонт системы водоснабжения);
23. адрес, (ремонт системы теплоснабжения);
24. адрес, (ремонт системы теплоснабжения);
25. адрес, (ремонт системы теплоснабжения);
26. адрес, (ремонт кровли);
27. адрес, (ремонт кровли);
28. адрес, (ремонт кровли);
29. адрес, (ремонт системы теплоснабжения);
30. адрес, (ремонт системы теплоснабжения);
31. адрес, (ремонт систем: теплоснабжения, водоснабжения, и водоотведения);
32. адрес«А», (ремонт системы теплоснабжения);
33. адрес«Б», (ремонт системы теплоснабжения);
34. адрес, (ремонт системы теплоснабжения);
35. адрес, (ремонт системы водоотведения);
36. адрес, (ремонт кровли);
37. адрес, (ремонт кровли);
По мнению истца, факт не проведения ремонта в указанных домах свидетельствует о неисполнении ответчиком возложенных на него законом обязанностей. Поскольку настоящий спор возник в связи с не проведением ремонта в спорных домах, существенное значение для разрешения иска имеет установленная законом процедура проведения ремонта, задачи и полномочия ответчика в рамках установленной законом процедуры.
НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса» (далее - Фонд) учрежден в соответствии со ст.178 Жилищного кодекса Российской Федерации, Законом Кемеровской области от 23.12.2013 №141-ОЗ «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах» и приказом Департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области от 22.10.2013 №75, как некоммерческая организация, преследующая общественно полезные цели, предусмотренные действующим законодательством, и осуществляющая деятельность в качестве регионального оператора, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Кемеровской области.
Фонд как региональный оператор не является непосредственным исполнителем работ (услуг) по капитальному ремонту, а, в силу закона, представленных полномочий и возложенных обязанностей является техническим заказчиком на выполнение соответствующих видов работ. Обязанности регионального оператора поименованы в ч.2 ст.182 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В частности, региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан:
1). в сроки, предусмотренные ч.3 ст.189 Жилищного кодекса Российской Федерации, подготовить и направить собственникам помещений в многоквартирном доме предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта;
2). обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов;
3). привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами;
4). контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации;
4.1). обеспечить установление в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, фактов воспрепятствования проведению работ по капитальному ремонту, в том числе недопуска собственником, лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, либо лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, подрядной организации к проведению таких работ;
5). осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, и (или) органов местного самоуправления, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме;
7). аккумулировать взносы на капитальный ремонт, уплачиваемые собственниками помещений в многоквартирном доме;
8). вести учет средств, поступивших на счет регионального оператора в виде взносов на капитальный ремонт, отдельно в отношении средств каждого собственника помещений в многоквартирном доме, а также с соблюдением иных требований, установленных настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;
11). нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений;
12). исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Исследую представленные доказательства судом установлено, что в соответствии с п.4 ч.1 ст.180 Жилищного кодекса Российской Федерации к функциям регионального оператора относится, в частности, осуществление финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
Все спорные дома формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.
Во исполнение требований п.1 ч.1 ст.182 и ч.3 ст.189 Жилищного кодекса Российской Федерации, Фонд, в срок до 30.06.2021 должен подготовить и направить собственникам помещений в многоквартирном доме предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта.
Согласно Порядку направления предложений о проведении капитального ремонта собственникам в соответствии с ч.3 ст.189 Жилищного кодекса Российской Федерации, утвержденному Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 15.06.2018 №238, предложение региональным оператором направляется собственникам помещений в многоквартирном доме, формирующим фонд капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, посредством направления в адрес органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится многоквартирный дом.
Если стоимость капительного ремонта выше предельной, то оплата превышения осуществляется за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, уплачиваемых в виде взноса на капитальный ремонт сверх минимального размера взноса на капитальный ремонт, что предусмотрено ч.4 ст.190 Жилищного кодекса Российской Федерации.
На общем собрании собственники должны утвердить предельно допустимую стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту. Данная стоимость устанавливается исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенной в порядке, предусмотренном ч.4 ст.190 Жилищного кодекса Российской Федерации. Исходя из определенной стоимости региональный оператор объявляет электронный аукцион с целью привлечения подрядной организаций.
Из материалов дела следует, что 15.06.2020 направлены предложения о проведении капитального ремонта собственникам многоквартирных домов, расположенных по адресам:
- адрес (решение от 30.08.2020) (т.2 л.д 165);
- адрес, (решение от 31.07.2020) (т.2 л.д 185);
- адрес, (решение от 31.08.2020) (т.2 л.д 194);
- адрес, (решение от 05.08.2020) (т.2 л.д 206);
- адрес, (решение от 22.07.2020) (т.2 л.д 212);
- адрес (решение от 10.07.2020) (т.2 л.д 218);
- адрес; (решение от 27.07.2020) (т.2 л.д 220);
- адрес, (решение от 31.07.2020) (т.2 л.д 175);
- адрес, (решение от 03.09.2020) (т.2 л.д 230);
- адрес, (решение от 18.07.2020) (т.2 л.д 239);
- адрес, (решение от 17.07.2020) (т.3 л.д. 13);
- адрес, (решение от 17.07.2020) (т.3 л.д 1);
- адрес, (решение от 30.12.2021) (т.3 л.д 3, 15, 35);
26.02.2021 предложение направлено собственникам многоквартирных домов, расположенных по адресам:
- адрес, (решение от 04.02.2022) (т.1 л.д. 103);
- адрес (решение от 16.03.2021) (т.2 л.д 241);
- адрес, (решение от 12.03.2021) (т.2 л.д 248);
- адрес, (решение от 16.03.2021) (т.1 л.д. 131);
- адрес, (решение от 28.04.2021) (т.3 л.д 118);
- адрес, (решение от 15.06.2021) (т.3 л.д 78);
- адрес, (решение от 21.06.2021) (т.3 л.д 89);
- адрес, (решение от 15.03.2021); (т.2 л.д 32);
- адрес, (решение от 22.03.2021) (т.3 л.д 31);
- адрес, (решение от 23.03.2021) (т.3 л.д 33);
- адрес, (решение от 23.03.2021) (т.2 л.д 124);
- адрес, (решение от 12.03.2021) (т.2 л.д 130);
- адрес, (решение от 07.04.2021) (т.2 л.д 132);
- адрес, (решение от 25.12.2021) (т.2 л.д 138);
- адрес, (решение от 21.02.2022) (т.1 л.д 152);
- адрес, (решение от 22.01.2022) (т.1 л.д. 183);
- адрес, (решение от 27.03.2023) (т.3 л.д 129);
- адрес, (решение от 30.12.2021) (т.3 л.д 35);
- адрес, (решение от 22.12.2021) (т.2 л.д 64);
- адрес, (решение от 31.03.2021) (т.2 л.д 76);
- адрес (решение от 15.04.2021) (т.2 л.д 90);
- адрес (решение от 27.03.2021) (т.2 л.д 98);
- адрес, (решение от 01.02.2022) (т.2 л.д 108);
- адрес, (решение от 04.03.2021) (т.2 л.д 66);
- адрес, (решение от 14.04.2021) (т.3 л.д 52);
- адрес, (решение от 04.06.2021) (т.2 л.д 148);
Собственниками всех вышеуказанных многоквартирных домов приняты решения по необходимым вопросам.
Следующей обязанностью для регионального оператора является обеспечение подготовки задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовки проектной документации на проведение капитального ремонта, утверждение проектной документации, что следует из п.2 ч.2 ст.182 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч.1.1. ст.180 Жилищного кодекса Российской Федерации, закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора, установленных ч.1 настоящей статьи, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанный порядок должен предусматривать конкурентные способы определения региональным оператором поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с учетом повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности, открытости и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, аудит и контроль закупок, порядок формирования и ведения реестра недобросовестных подрядчиков федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Информация о закупках региональным оператором товаров, работ, услуг размещается в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
18.12.2020 организован электронный аукцион №, по результатам которого 05.02.2021 между Фондом и ООО «Проекция», заключен договор № на оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта внутридомовых инженерных систем многоквартирных домов, расположенных по адресам:
- адрес
- адрес;
- адрес;
- адрес;
- адрес;
- адресадрес
- адрес;
- адрес;
- адрес;
- адрес;
- адрес;
- адрес;
- адрес;
09.09.2021 организован электронный аукцион №, по результатам которого 15.10.2021 между Фондом и ООО «Ремторгстрой», заключен договор № на оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта крыши многоквартирных домов, по адресу:
- адрес;
- адрес;
09.09.2021 был организован электронный аукцион №, по результатам которого 15.10.2021 между Фондом и ООО «ЭЭТ», заключен договор № на оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта внутридомовых инженерных систем многоквартирных домов, расположенных по адресам:
- адрес;
- адрес
- адрес,
- адрес;
- адрес;
- адрес;
- адрес;
- адрес;
- адрес;
- адрес;
- адресадрес
- адрес
- адрес;
- адрес.
Договор № расторгнут Фондом в одностороннем порядке в связи существенным нарушением подрядной организацией принятых на себя обязательств, в связи с чем 17.03.2022 Фондом вновь организовано проведение электронного аукциона №, по результатам которого 26.04.2022 между Фондом и ООО «АСК», заключен договор №
22.09.2021 организован электронный аукцион №, по результатам которого 29.10.2021 между Фондом и ООО «Ремторгстрой», заключен договор № на оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта крыш многоквартирных домов, расположенных по адресам:
- адрес;
- адрес;
22.09.2021 организован электронный аукцион №, по результатам которого 29.10.2021 между Фондом и ООО «Ремторгстрой», заключен договор № на оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта крыш многоквартирных домов, расположенных по адресам:
- адрес;
- адрес;
- адрес;
- адрес.
26.11.2021 организован электронный аукцион №, по результатам которого 10.01.2022 между Фондом и ООО «Ремторгстрой», заключен договор № на оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта крыш многоквартирных домов, расположенных по адресам:
- адрес;
- адрес.
16.12.2021 организован электронный аукцион №, по результатам которого 28.01.2022 между Фондом и ООО «Ремторгстрой», заключен договор № на оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта крыш многоквартирных домов, расположенных по адресам:
- адрес;
- адрес.
Оценка технического состояния многоквартирных домов была проведена, проектная документация разработана и принята приемочной комиссией. Нарушение сроков проведения аукционов, с учетом сроков проведения собраний собственников, судом не установлено.
Следующей обязанностью регионального оператора является привлечение для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядной организации и заключение с ней от своего имени соответствующего договора в соответствии с п.3 ч.2 ст.182 Жилищного кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 №615 не урегулирован вопрос о количестве и сроках проведения повторных электронных аукционов, в случае признания данных электронных аукционов несостоявшимися, размещение повторных аукционов осуществлялось Фондом в разумные сроки.
В отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу:
- адрес адрес
проведены электронные аукционы:
№ (от 17.11.2022);
№ (от 20.01.2023);
№ (от 29.04.2023);
№ (от 23.06.2023);
№ (от 11.10.2023);
№ (от 14.12.2023);
Все аукционы признаны несостоявшимся по причине отсутствия поданных заявок участников.
В отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу:
адрес
проведены электронные аукционы:
№ (от 24.12.2022);
№ (от 23.03.2021);
№ (от 11.04.2023);
№ (от 29.04.2023);
№ (от 27.06.2023);
№ (от 25.10.2023);
№ (от 14.12.2023).
Все аукционы признаны несостоявшимся по причине отсутствия поданных заявок участников.
В отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам:
- адрес;
- адрес;
проведены электронные аукционы:
№ (от 01.09.2022);
№ (от 12.10.2022);
№ (от 30.12.2022);
№ (от 14.04.2023);
№ (от 29.04.2023);
№ (от 24.06.2023);
№ (от 20.10.2023);
№ (от 14.12.2023).
Все аукционы признаны несостоявшимся по причине отсутствия поданных заявок участников.
В отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу:
- адрес,
проведены электронные аукционы:
№ (от 17.11.2022);
№ (от 20.01.2023);
№ (от 29.04.2023);
№ (от 24.06.2023);
№ (от 11.10.2023);
№ (от 14.12.2023).
Все аукционы признаны несостоявшимся по причине отсутствия поданных заявок участников.
В отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам:
- адрес;
- адрес;
- адрес,
проведены электронные аукционы:
№ (от 21.04.2022);
№ (от 26.07.2022);
№ (от 09.08.2022);
№ (от 25.08.2022);
№ (от11.10.2022);
№ (от 30.12.2022);
№ (от 14.03.2023);
№ (от 14.04.2023);
№ (от 29.04.2023);
№ (от 14.05.2022);
№ (от 24.06.2023);
№ (от 20.10.2023);
Все аукционы признаны несостоявшимся по причине отсутствия поданных заявок участников.
В отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу:
- адрес,
проведены электронные аукционы:
№ (от 10.08.2022);
№ (от 25.08.2022);
№ (от 30.12.2022);
№ (от 13.04.2023);
№ (от 03.05.2023);
№ (от 24.06.2023);
№ (от 11.10.2023).
Все аукционы признаны несостоявшимся по причине отсутствия поданных заявок участников.
В отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу:
- адрес,
проведены электронные аукционы:
№ (от 20.05.2022);
№ (от 15.06.2022);
№ (от 12.07.2022);
№ (от 19.08.2022);
№ (от 30.12.2022);
№ (от 11.04.2023);
№ (от 29.04.2023);
№ (от 24.06.2023);
№ (от 11.10.2023);
Все аукционы признаны несостоявшимся по причине отсутствия поданных заявок участников.
В отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу:
- адрес
проведены электронные аукционы:
№ (от 10.08.2022);
№ (от 25.08.2022);
№ (от 30.12.2022);
№ (от 13.04.2023);
№ (от 09.05.2023);
№ (от 24.06.2023);
№ (от 11.10.2023);
№ (от 14.12.2023).
Все аукционы признаны несостоявшимся по причине отсутствия поданных заявок участников.
В отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам:
- адрес,
- адрес
проведены электронные аукционы:
№ (от 24.12.2022);
№ (от 10.03.2023);
№ (от 14.04.2023);
№ (от 29.04.2023);
№ (от 27.06.2023);
№ (от 11.10.2023);
№ (от 14.12.2023).
Все аукционы признаны несостоявшимся по причине отсутствия поданных заявок участников.
В отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам:
- адрес
- адрес,
проведены электронные аукционы:
№ (от 10.08.2022);
№ (от 25.08.2022);
№ (от 31.12.2022);
№ (от 29.04.2023);
№ (от 24.06.2023);
№ (от 11.10.2023).
Все аукционы признаны несостоявшимся по причине отсутствия поданных заявок участников.
В отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам:
- адрес
- адрес,
проведены электронные аукционы:
№ (от 09.08.2022);
№ (от 25.08.2022);
№ (от 31.12.2022);
№ (от 19.04.2023);
№ (от 24.06.2023);
№ (от 11.10.2023);
№ (от 14.12.2023).
Все аукционы признаны несостоявшимся по причине отсутствия поданных заявок участников.
В отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу:
- адрес,
проведены электронные аукционы:
№ (от 21.12.2022);
№ (от 29.04.2023);
№ (от 23.06.2023);
№ (от 11.10.2023);
№ (от 14.12.2023).
Все аукционы признаны несостоявшимся по причине отсутствия поданных заявок участников.
В отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу:
- адрес,
проведены электронные аукционы:
№ (от 21.12.2022);
№ (от 29.04.2023);
№ (от 23.06.2023);
№ (от 11.10.2023);
№ (от 14.12.2023).
Все аукционы признаны несостоявшимся по причине отсутствия поданных заявок участников.
В отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу:
- адрес,
проведены электронные аукционы:
№ (от 26.08.2022);
№ (от 10.09.2022);
№ (от 12.10.2022);
№ (от 13.04.2023);
№ (от 29.04.2023);
№ (от 24.06.2023);
№ (от 14.12.2023).
Все аукционы признаны несостоявшимся по причине отсутствия поданных заявок участников.
В отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу:
- адрес,
проведены электронные аукционы:
№ (от 10.08.2022);
№ (от 25.08.2022);
№ (от 30.12.2022);
№ (от 13.04.2023);
№ (от 03.05.2023);
№ (от 24.06.2023);
№ (от 11.10.2023);
№ (от 20.10.2023);
№ (от 14.12.2023).
Все аукционы признаны несостоявшимся по причине отсутствия поданных заявок участников.
В отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу:
- адрес,
проведены электронные аукционы:
№ (от 09.08.2022);
№ (от 25.08.2022);
№ (от 14.04.2023);
№ (от 29.04.2023);
№ (от 23.06.2023);
№ (от 20.10.2023);
№ (от 14.12.2023).
Все аукционы были признаны несостоявшимся по причине отсутствия поданных заявок участников.
В отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам:
- адрес;
- адрес;
проведены электронные аукционы:
№ (от 09.08.2022);
№ (от 25.08.2022);
№ (от 04.04.2023);
№ (от 09.05.2023);
№ (от 27.06.2023);
№ (от 11.10.2023);
№ (от 14.12.2023).
Все аукционы признаны несостоявшимся по причине отсутствия поданных заявок участников.
В отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам:
- адрес,
- адрес,
проведены электронные аукционы:
№ (от 09.08.2022);
№ (от 26.08.2022);
№ (от 14.04.2023);
№ (от 09.05.2023);
№ (от 24.06.2023);
№ (от 11.10.2023);
№ (от 14.12.2023).
Все аукционы признаны несостоявшимся по причине отсутствия поданных заявок участников.
В отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу:
- адрес,
проведены электронные аукционы:
№ (от 01.09.2022);
№ (от 12.10.2022);
№ (от 29.04.2023);
№ (от 24.06.2023);
№ (от 20.10.2023);
№ (от 14.12.2023).
Все аукционы признаны несостоявшимся по причине отсутствия поданных заявок участников.
В отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам:
- адрес,
- адрес,
проведены электронные аукционы:
№ (от 17.11.2022);
№ (от 10.3.2023);
№ (от 14.04.2023);
№ (от 29.04.2023);
№ (от 23.06.2023);
№ (от 20.10.2023);
№ (от 14.12.2023).
Все аукционы признаны несостоявшимся по причине отсутствия поданных заявок участников.
В отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам:
- адрес
проведены электронные аукционы:
№ (от 29.12.2022);
№ (от 10.03.2023);
№ (от 03.05.2023;
№ (от 27.06.2023);
№ (от 11.10.2023);
№ (от 14.12.2023).
Все аукционы признаны несостоявшимся по причине отсутствия поданных заявок участников.
В отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу:
- адрес,
проведены электронные аукционы:
№ (от 29.12.2023);
№ (от 10.03.2023);
№ (от 09.05.2023);
№ (от 23.06.2023);
№ (от 20.10.2023);
№ (от 14.12.2023).
Все аукционы признаны несостоявшимся по причине отсутствия поданных заявок участников.
В отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу:
- адрес,
проведены электронные аукционы:
№ (от 28.09.2022);
№ (от 10.03.2023);
№ (от 09.05.2023);
№ (от 23.06.2023).
Все аукционы признаны несостоявшимся по причине отсутствия поданных заявок участников.
В отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу:
- адрес,
проведены электронные аукционы:
№ (от 26.08.2022);
№ (от 10.09.2022);
№ (от 12.10.2023);
№ (от 10.03.2023);
№ (от 09.05.2023).
Все аукционы признаны несостоявшимся по причине отсутствия поданных заявок участников.
В отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу:
- адрес,
23.01.2023 проведен электронный аукцион № № по результатам которого заключен договор № с ООО «Политрейд» на выполнение работ по капитальному ремонту внутридомовой инженерной системы теплоснабжения, однако, данный договор расторгнут Фондом в одностороннем порядке в связи с грубым нарушением подрядной организацией принятых на себя обязательств.
В последствии с целью привлечения подрядных организаций объявлялись аукционы:
№ (от 09.05.2023);
№ (от 23.06.2023);
№ (от 17.10.2023)
Аукционы признаны несостоявшимся по причине отсутствия поданных заявок участников.
В качестве причины отсутствия заявок участников можно выделить несоответствие рыночной стоимости ремонтных работ предельной стоимости их проведения.
Так начисление по минимальному размеру взноса, рассчитанного до 2043 года по адресам:
- адрес, составляет 9606367,68 руб., при рыночной стоимости ремонта 10052705,29 руб.
- адрес составляет 9606367,68 руб. при рыночной стоимости ремонта 9849135,49 руб.
- адрес, составляет 7975119,36 руб. при рыночной стоимости ремонта 9747924,97 руб.
- адрес, составляет 7319807,04 руб. при рыночной стоимости ремонта 7687093,17 руб.
- адрес, составляет 17264020,80 руб. при рыночной стоимости ремонта 18096000,80 руб.
- адрес, составляет 2746398,72 руб. при рыночной стоимости ремонта 3745065,24 руб.
- адрес, составляет 9201928,32 руб. при рыночной стоимости ремонта 9527026,79 руб.
- адрес, составляет 3606370,56 руб. при рыночной стоимости ремонта 3757199,47 руб.
- адрес, составляет 3634787,52 руб. при рыночной стоимости ремонта 3871647,34 руб.
- адрес составляет 3650574,72 руб. при рыночной стоимости ремонта 3807666,85 руб.
- адрес, составляет 3693630,72 руб. при рыночной стоимости ремонта 3817594,85 руб.
- адрес, составляет 12669945,60 руб. при рыночной стоимости ремонта 13328350,74 руб.
- адрес, составляет 8211640,32 руб. при рыночной стоимости ремонта 9139834,48 руб.
- адрес, составляет 3633639,36 руб. при рыночной стоимости ремонта 3752235,47 руб.
- адрес, составляет 1824139,20 руб. при рыночной стоимости ремонта 1883287,96 руб.
- адрес, составляет 1710471,36 руб. при рыночной стоимости ремонта 1896249,53 руб.
- адрес, составляет 3622444,80 руб. при рыночной стоимости ремонта 3747547,24 руб.
- адрес, составляет 3600916,80 руб. при рыночной стоимости ремонта 3727691,23 руб.
- адрес, составляет 10365301,44 руб., при рыночной стоимости ремонта 13822789,44 руб.
- адрес составляет 5487630,72 руб. при рыночной стоимости ремонта 6168326,53 руб.
- адрес составляет 3611537,28 руб. при рыночной стоимости ремонта 3739549,68 руб.
- адрес, составляет 7887859,20 руб. при рыночной стоимости ремонта 6009541,72 руб.
Вопрос о стоимости работ принимается собственниками исходя из допустимого размера предельной стоимости выполнения работ, которая может быть оплачена региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленной Постановлением Коллегии администрации Кемеровской области №225 от 06.06.2014, действующей по состоянию на дату принятия решения, то есть на 15.06.2020 и 26.02.2021.
Существенное повышение в 2021-2022 годах стоимости строительных материалов и оборудования, привело к резкому удорожанию стоимости работ по капитальному ремонту, и, соответственно, невозможности проведения капитального ремонта общего имущества указанных многоквартирных домов по стоимости, утвержденной собственниками многоквартирных домов решением общего собрания
С момента принятия собственниками решения о стоимости капитального ремонта существенно повышен допустимый размер предельной стоимости выполнения работ по капитальному ремонту крыши, а также внутридомовых инженерных систем тепло и водоснабжения, установленный Постановлением Коллегии администрации адрес №225 от 06.06.2014, исходя из которого региональный оператор может оплатить работы за счет средств фонда капитального ремонта.
По состоянию на 15.06.2020 и 26.02.2021 размер предельной стоимости работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем теплоснабжения составлял 1219 руб./кв. метр общей площади многоквартирного дома, внутридомовых инженерных систем водоснабжения – 549 руб./кв. метр общей площади многоквартирного дома, что установлено Постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса № 225 (в редакции №52 от 07.02.2020 и №2 от 11.01.2021).
Таким образом, проведение ремонтных работ без изменения стоимости видов запланированных работ по капитальному ремонту с учетом актуальной предельно допустимой их стоимости, крайне затруднительно.
В то же время, п.2 ч.7.1 ст.168 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает принцип формирования краткосрочного плана реализации региональной программы, согласно которому краткосрочный план формируется исходя из фактического уровня собираемости средств на капитальный ремонт на счете, счетах регионального оператора. Частью 4 ст.179 Жилищного кодекса Российской Федерации определяется принцип возвратности средств фонда капитального ремонта, израсходованных на проведение работ и (или) услуг по капитальному ремонту, которые могут быть использованы на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, собственники которых также формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
С учетом прогнозируемого уровня собираемости взносов на капитальный ремонт до 2043 года, года окончания действия срока самой региональной программы капитального ремонта, при действующем размере взноса на капитальный ремонт, установленным Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.12.2013 №671 «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме» и стоимости капитального ремонта общего имущества спорных многоквартирных домов, проведение капитального ремонта невозможно по причине нарушения принципа возвратности, установленного ч.4 ст.179 Жилищного кодекса Российской Федерации. То есть проведение ремонта в рамках утвержденной региональной программы капитального ремонта в отношении спорных домов маловероятно в связи с ограниченным количеством денежных средств аккумулируемых на счетах спорных домов. С учетом изменившихся расценок на строительные материалы стоимость выбранного вида ремонта превышала размер ожидаемого начисления до 2043 года
Стороной ответчика указывалось, что по данному поводу Фондом в адрес и.о. главы Киселевского городского округа было направлено уведомление за исх. №10133 от 13.12.2021 о том, что собственникам спорных многоквартирных домов необходимо на общем собрании, утвердить актуальную стоимость капитального ремонта общего имущества многоквартирных дома, а в отношении многоквартирных домов где актуализированная стоимость капитального ремонта превышает размер ожидаемого начисления взносов до 2043 года, также принять решение об установлении размера взноса на капитальный ремонт сверх установленного минимального размера, а в случае принятия решения собственниками помещений об отказе от увеличения взноса на капитальный ремонт сверх установленного минимального размера, принять решение о переносе срока проведения капитального ремонта на следующий плановый период в соответствии с региональной программой или рассмотреть возможность софинансирования капитального ремонта муниципальным образованием в размере разницы между стоимостью капитального ремонта, установленной ранее принятым решением собственников и стоимостью капитального ремонта, установленной Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 06.06.2014 № 225 в действующей редакции.
Согласно письму администрации г.Киселевска исх. №157 от24.02.2022 собственники многоквартирных домов по следующим адресам отказались от актуализации стоимости капитального ремонта и увеличения взноса:
- адрес;
- адрес;
- адрес;
- адрес;
- адрес;
- адрес
- адрес;
- адрес;
- адрес;
- адрес;
- адрес;
- адрес;
- адрес
- адрес;
- адрес
- адрес
- адрес.
Собственниками многоквартирных домов предложение регионального оператора оставлено без ответа, либо не принято решение об увеличении размера взноса, в связи с чем, региональный оператор не смог принять данные решения, ввиду их противоречия требованиям закона:
- адрес
- адрес;
- адрес;
- адрес;
- адрес;
- адрес.
Принято решение об актуализации стоимости работ по капитальному ремонту и увеличении размера взноса в целях соблюдения принципа возвратности, только собственниками многоквартирных домов по адресам:
- адрес (решение от 04.02.2022);
- адрес (решение от 14.03.2022);
- адрес (решение от 09.02.2022);
- адрес (решение от 31.12.2021);
- адрес (решение от 14.01.2022);
- адрес (решение от 17.01.2022);
- адрес (решение от 21.01.2022);
- адрес (решение от 22.01.2022);
- адрес (решение от 25.12.2021);
- адрес (решение от 30.12.2021);
- адрес (решение от 22.12.2021);
- адрес (решение от 04.02.2022);
Ответчиком повторно направлялись предложения об актуализации стоимости капитального ремонта и увеличении размера взноса: исх. № 12134 от 08.07.2022, исх. № 17971 от 22.12.2022, а также предложение в адрес органа местного самоуправления осуществить софинансирование капитального ремонта, однако ответ в материалы дела не предоставлялся.
В результате актуализации стоимости работ по капитальному ремонту и увеличении размера взноса в настоящее время заключены договоры на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов по адресам:
- адрес;
- адрес (т.1 л.д. 131-151);
- адрес (т.1 л.д. 152-182);
- адрес (т.1 л.д. 183-212);
- адрес(т.3 л.д 89-106);
- адрес(т.3 л.д 52-70);
- адрес(т.2 л.д 148-157);.
У суда нет причин считать, что бездействие ответчика выражается в отсутствии заявок на объявляемые аукционы.
Осуществляя функции регионального оператора на территории Кемеровской области, Фонд обязан соблюдать порядок и требования предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 №615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» и Законом Кемеровской области от 26.12.2013 №141-ОЗ «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах».
Договоры на проведение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома заключаются по итогам проведения электронного аукциона, организуемого региональным оператором, а начальная (максимальная) цена договора определяется заказчиком на основании сметной документации. При наличии объективной необходимости принятия собственниками помещений решения об изменении стоимости работ по капитальному ремонту, с учетом актуальной предельно допустимой его стоимости, Фонд не вправе в одностороннем порядке увеличить размер ежемесячных взносов либо иным образом изменить объем используемых денежных средств по своему усмотрению. Со стороны Фонда предприняты все возможные меры с учетом установленных законом обязательных процедур, исполняются все обязанности, возложенные на регионального оператора в целях организации проведения капитального ремонта указанного многоквартирного дома; иных способов организации его проведения действующим законодательством не предусмотрено.
В соответствии с ч.1 ст.174 Жилищного кодекса Российской Федерации, средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам. При этом за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может осуществляться финансирование только работ, предусмотренных ч.1 ст.166 Жилищного кодекса Российской Федерации, и работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами.
Согласно ч.1 ст.166 Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;
3) ремонт крыши;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
5) ремонт фасада;
6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 06.06.2014 года №225 «О реализации ч.4 ст.166 и ч.4 ст.190 Жилищного кодекса Российской Федерации», указанный в п.1 ст.166 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень дополнен работами по разработке проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), а также работ по строительному контролю.
Согласно ч.4 ст.190 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п.8 ст.3 Закона Кемеровской области № 141-ОЗ от 26.12.2013 «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах» размер предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт определяет Высший исполнительный орган государственной власти Кемеровской области - Кузбасса в сфере проведения капитального ремонта. Таким органом в настоящее время является Правительство Кемеровской области-Кузбасса.
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 06.06.2014 года №225 «О реализации ч.4 ст.166 и ч.4 ст.190 Жилищного кодекса Российской Федерации» определен размер предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взносов на капитальный ремонт.
По мнению суда, у Фонда отсутствовала возможность заключения договоров в порядке установленном законом ввиду выставления на торгах низкой цены договора, что делало неликвидным предложение для потенциальных подрядчиков, поскольку доказательств, подтверждающих занижение Фондом начальной цены договора, а также незаключение соответствующего договора по причине неликвидности предложения, материалы дела не содержат. Региональный оператор не вправе объявлять электронный аукцион на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества со стоимостью выше той, что установлена собственниками многоквартирного дома, при этом, как установлено судом, не всеми собственниками помещений принималось решение об увеличении размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт. При этом, в тех домах, где такое решение собственниками принималось, капитальный ремонт проводится, что, в совокупности с изложенными выше обстоятельствами является дополнительным доказательством отсутствия вины Фонда.
Финансирование капитального ремонта за счет средств Фонда в размере, превышающем объем собранных средств собственников в размере минимального взноса, не обеспечивающим принцип возвратности затраченных средств, противоречит установленному правовому регулированию, нарушит права других собственников, аккумулирующих накопления на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на счетах регионального оператора. Сведений о том, что Фондом были получены средства софинансирования, либо о финансировании работ из средств дополнительных взносов собственников, в материалы дела не представлено.
Согласно п.2 ч.7.1 ст.168 Жилищного кодекса Российской Федерации, одним из принципов формирования краткосрочного плана реализации региональной программы является корректировка объема работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах исходя из фактического уровня собираемости средств на капитальный ремонт на счете, счетах регионального оператора, а ст.179 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрен принцип возвратности средств Фонда.
Таким образом, при принятии органом местного самоуправления краткосрочных планов реализации региональной программы необходимо учитывать указанные принципы и, в случае превышения стоимости капитального ремонта по отношению к фактическому уровню собираемости средств на капитальный ремонт, предусматривать специальные меры, способствующие обеспечению исполнения как утвержденных краткосрочных планов, так и региональной программы в целом.
Требования истца, основанные на неисполнении ответчиком краткосрочного плана проведения капитального ремонта многоквартирных домов предъявлены к Фонду, без учета указанных обстоятельств.
В силу ч.1 ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из положения указанных норм, следует, что судебной защите подлежит нарушенное прав или оспариваемое, при этом со стороны ответчика должны совершаться противоправные действия нарушающие права истца. При этом под противоправными действиями понимается юридические факты, которые противоречат требованиям, установленным нормами права.
Истец не указывает, в чем именно заключается бездействие ответчика и сводит его до фактического не проведения ремонта, также истцом не указано, какие меры, необходимо принять ответчику в целях организации проведения капитального ремонта спорных многоквартирных домов. Это, по мнению суда, следствие ошибочного толкования норм права, без учета действующей процедуры проведения ремонта. В ходе судебного разбирательства не установлено обстоятельств свидетельствующих о незаконном бездействии ответчика, в связи с чем, отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Прокурора г.Киселёвска Кемеровской области в интересах неопределенного круга лиц к Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства – отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Кемеровского областного суда через Заводский районный суд г.Кемерово в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Судья (Подпись) Д.А. Агафонов
В окончательной форме решение составлено 27.12.2023
Копия верна: