Дело №2-118/2024
24RS0052-01-2024-000183-08
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июля 2024 года с. Туруханск, Красноярский край
Туруханский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Житниковой Л.В.,
при секретаре Томашкевич О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Машакина Александра Александровича к администрации Туруханского района Красноярского края об обязании совершить определенные действия,
установил:
Машакин А.А. обратился в суд с иском к администрации Туруханского района об обязании восстановить в очереди на получение субсидий для переселения из районов Крайнего Севера с даты подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ года. В обоснование требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ года он состоял в списках граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий при выезде из районов Крайнего Севера в соответствии с Федеральным Законом от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностям». Из уведомления администрации Туруханского района от ДД.ММ.ГГГГ №№, истцу стало известно о том, что он исключен из списков граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, за счет федерального бюджета, по причине нахождения в собственности истца в период с 2005 по 2011 года жилых помещений за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Истец считает действия администрации Туруханского района по исключению из очереди на получение жилищной субсидии, незаконными. Согласно выписки из ЕГРН в собственность истца ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано жилое помещение, расположенное по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, <адрес>. Право собственности на данное жилое помещение было прекращено ДД.ММ.ГГГГ года. Также в собственности истца с ДД.ММ.ГГГГ года было зарегистрировано жилое помещение, расположенное по адресу: Красноярский край, Иланский район, <адрес> право собственности на которое было прекращено ДД.ММ.ГГГГ года. В настоящее время иных жилых помещений для постоянного проживания на территории РФ, расположенными за пределами Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, не имеет. С учетом изложенного, просит суд обязать администрацию Туруханского района восстановить Машакина А.А. в очереди на получение субсидии для переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей с ДД.ММ.ГГГГ года.
Истец Машакин А.А. в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ранее ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика администрации Туруханского района в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен своевременно, надлежащим образом, представил возражение на иск, указав, что в соответствии с п. 20 Постановления Правительства РФ от 10.12.2002 №879 «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» очередность предоставления социальных выплат для каждой категории граждан, установленной статьей 2 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ, определяется в зависимости от даты регистрации поданного заявления о постановке на учет, а в случае, когда даты совпадают – от номера, за которым зарегистрировано заявление. В случае изменения условий, на основании которых указанные граждане были поставлены на учет, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления социальных выплат для приобретения жилья определяется с момента возникновения права на переход в другую категорию очередности). Подпункт «и» пункта 21 данного Постановления предусматривает, что граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение социальной выплаты для приобретения жилья. Машакин А.А. состоял в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджете с ДД.ММ.ГГГГ года. В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, правообладателю Машакину А.А. принадлежали объекты жилой недвижимости: Красноярский край, Туруханский район, <адрес>, площадью 35,1 кв.м; Красноярский край, Иланский район, <адрес>, площадью 40,3 кв.м; Красноярский край, Емельяновский район, <адрес>, площадью 47,9 кв.м. В связи с регистрацией на имя истца жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера им утрачено право на получение социальной выплаты по программе переселения, что влечет исключение из списков очередников в данной программе. Просил в удовлетворении исковых требований Машакина А.А. отказать, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д.50-52,71).
Представитель третьего лица Министерства строительства Красноярского края, извещенный надлежаще, в судебное заседание не явился, возражений, ходатайств не направил.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, признал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, поскольку они достаточно вовлечены в судебный процесс, однако реализовать свои права участия в судебном процессе не пожелали.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации каждому гарантирует право на жилище (часть 1 статьи 40).
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации гарантировано, что определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
При этом государство содействует гражданам в реализации указанного права, что закреплено в части 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации, согласно которой органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Указанная норма Конституции РФ нашла свое продолжение в статье 2 Жилищного кодекса Российской федерации, в силу которой органы государственной власти и органы местного самоуправления используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, регулируются Федеральным законом от 25.10.2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879 «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Согласно преамбуле Федерального закона № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» данный закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с нормами этого Федерального закона.
Статьей 1 Федерального закона РФ № 125 от 25.10.2002 и пп. «з» п. 5 Правил установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в редакции ФЗ от 20.07.2020 №228-ФЗ).
Жилищная субсидия может быть предоставлена гражданину только один раз (часть 3 статьи 3 указанного закона).
Согласно ст. 3 ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.
Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.
В силу положений ст. 1 Закона Красноярского края от 21.12.2010 N 11-5582 «О наделении органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края отдельными государственными полномочиями по обеспечению переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края», Администрация Туруханского района наделена на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями по обеспечению переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края, в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», включающими в себя в том числе: принятие решения в отношении заявителя о постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья (далее по тексту статьи - учет), или об отказе в постановке на учет в 15-дневный срок с даты регистрации заявления; снятие гражданина с учета в случае изменения оснований, в соответствии с которыми он был поставлен на учет, и внесение соответствующих изменений в списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом № 125 от 25.10.2002 установлен Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879 «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее - Положение).
В соответствии с пунктами 24, 25 указанного Положения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, которые являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.
Согласно пп. «И» п. 21 Положения граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае изменения условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.
Приобретение гражданином права собственности на жилое помещение, расположенное за пределами районов Крайнего Севера, влечет снятие гражданина с учета имеющих право на получение социальных выплат.
Согласно п. 22 Положения в случае, если у граждан после снятия с учета вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, их повторная постановка на учет производится на общих основаниях.
Постановлением Правительства РФ от 16.11.2021 № 1946 "Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера» установлено, что к районам Крайнего Севера относятся следующие районы Красноярского края: городской округ Норильск; муниципальные районы: Таймырский Долгано-Ненецкий, Эвенкийский, Северо-Енисейский, Туруханский.
В судебном заседании установлено, что Машакин Александр Александрович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <данные изъяты> Красноярского края, зарегистрирован по месту жительства по адресу: Красноярский край, г. <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д.9-10).
На основании личного заявления от ДД.ММ.ГГГГ года Машакин А.А. был включен в список очередников на получение федеральной жилищной субсидии в связи с выездом из районов Крайнего Севера по очереди пенсионеров с ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.26, 64-65, 66).
Как следует из учетного дела Машакина А.А., на момент постановки на учет в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, рабочий и общий стаж истца на Севере составил 28 лет 7 месяцев 1 день, что подтверждается трудовой книжкой (л.д.30, 36-42).
Распоряжением администрации Туруханского района от ДД.ММ.ГГГГ №№-р, на основании протокола районной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №№, Машакин А.А. исключен из списков граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в связи с наличием у него в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, о чем Машакин А.А. был уведомлен письмом администрации Туруханского района от ДД.ММ.ГГГГ года №№ (л.д.7-8, 16-18, 19).
Не согласившись с данным решением, истец обратился в суд.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ года №КУВИ-№ (л.д.20-22) правообладателю Машакин А.А. принадлежали (принадлежат) следующие объекты недвижимости:
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время за Машакиным А.А. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности на жилое помещение площадью 35,1 кв.м., кадастровый номер №, расположенное по адресу: Красноярский край, Туруханский район, <адрес>;
В период с 27.12.2005 по ДД.ММ.ГГГГ за Машакиным А.А. на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, было зарегистрировано право собственности на жилое помещение площадью 40,3 кв.м., кадастровый номер №, расположенное по адресу: Красноярский край, Иланский район, <адрес>.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за Машакиным А.А. на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, было зарегистрировано право собственности на жилое помещение площадью 47,9 кв.м., кадастровый номер №, расположенное по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, <адрес>
Рассматривая требования истца об обязании ответчика восстановить в очереди на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», с первоначальной даты постановки на учет – ДД.ММ.ГГГГ года, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (ред. Федерального закона от 20 июля 2020 г. № 228-ФЗ) право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
Для целей настоящего Федерального закона не обеспеченными жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, признаются граждане при соблюдении следующих требований: гражданин, выезжающий из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) члены его семьи не являются собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, либо являются собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, при условии обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ).
Согласно решения Туруханского сельского совета депутатов Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ года №№, учетная норма жилой площади составляет не менее 12 кв.м на одного человека.
Учитывая, что у истца Машакина А.А. имелись в собственности жилые помещения за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, площадь которых соответствовала надлежащему уровню обеспеченности жилой площади на одного человека (47,9 и 40,3 кв.м.), при учетной норме 12 кв.м. на человека, администрацией Туруханского района принято законное и обоснованное решение о снятии Машакина А.А. с учета граждан имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Оснований для восстановления Машакина А.А. в программе переселения по первоначальной дате постановке на учет, не имеется, поскольку он подлежал снятию с учета, а дельнейшая постановка на учет должна происходить на общих основаниях с предоставлением необходимых документов.
Оснований к применению положений ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ, которой установлено, что в случае, если после постановки гражданина на учет в качестве имеющего права на получение жилищной субсидии этот гражданин и (или) члены его семьи осуществили отчуждение принадлежащих им на праве собственности жилых помещений или перевод жилого помещения в нежилое помещение в течение пяти лет, предшествующих дате выдачи ему государственного жилищного сертификата, размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на величину кадастровой стоимости жилого помещения, применяемой для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по состоянию на дату заключения такого договора (перевода жилого помещения в нежилое помещение), не имеется, поскольку данная норма не подлежит применению к спорным правоотношениям сторон. Данная норма регулирует ситуацию приобретения гражданином в собственность жилого помещения и его последующее отчуждение, когда истец и члены его семьи не были обеспечены жилым помещением за пределами района Крайнего Севера, соответствующим нормам жилья.
Исследовав все обстоятельства по делу, суд приходит к выводу, что распоряжение администрации Туруханского района от ДД.ММ.ГГГГ г. №№-р является законным, в связи с чем, исковые требования Машакина А.А. удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Машакина Александра Александровича к администрации Туруханского района Красноярского края об обязании совершить определенные действия оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Туруханский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Л.В. Житникова
Мотивированное решение изготовлено 22.07.2024 года.