Дело № 2а-26/2022
УИД 61RS0002-01-2021-009483-72
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 января 2022 года г.Ростов-на-Дону
Железнодорожный районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Донцовой М.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России №24 поРостовской области к ШАА взыскании недоимки по налогам, страховым взносам, пени,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с настоящими административными исковыми требованиями, ссылаясь на то, что по данным МРЭО при УВД г. Ростова-на-Дону ШАА, ИНН №, имеет в собственности транспортные средства, в связи с чем на основании ст. 357 НК РФ ШАА является плательщиком транспортного налога.
В соответствии с требованиями ст. 361 НК РФ и ст. 5 Областного закона РО «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области» налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или одну единицу транспортного средства и утвержденных ставок.
Сумма налога уплачивается физическими лицами на основании налоговых уведомлений в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Расчет налога указывается в налоговом уведомлении.
Согласно ст. 6 Областного закона по истечении налогового периода налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, производят уплату транспортного налога в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Сумма налога к уплате составляет: 2018 г. - 1605 рублей 21 копейка.
В связи с тем, что налогоплательщиком обязанность по уплате налога в установленный законом срок не была исполнена, то налоговым органом в соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ была начислена пеня в размере 07 рублей 53 копейки.
В соответствии с требованиями ст. 69 НК РФ налоговым органом в адрес плательщика было направлено требование об уплате суммтранспортного налога и пени от ДД.ММ.ГГГГ №, однако данное требование было оставлено налогоплательщиком без удовлетворения.
Кроме того, должник ШААявлялся плательщиком страховых взносов, в связи с осуществлением деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, которую прекратил ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием им соответствующего решения.
Размер фиксированного платежа на ОПС зависит от того, превышает ли доход, полученный ИП (нотариусом, адвокатом), 300000 рублей. Если доход 300000 рублей и меньше, то фиксированный платеж на ОПС составляет: 26545 руб. – за 2018 г., 29354 руб. – за 2019 г., 32448 руб. – за 2020 г. Если доход больше 300000 рублей - надо дополнительно уплатить 1,0% от суммы, превышающей 300000 рублей за год. Размер страховых взносов на ОПС не может быть больше: 212360 руб. – за 2018 г., 234832 руб. – за 2019 г., 259584 руб. – за 2020 г.
Фиксированные платежи для ИП (нотариусов, адвокатов) на ОМС составляют: 5840 руб. за 2018 г., 6884 руб. за 2019 г., 8426 руб. за 2020 г.
В случае прекращения деятельности страхователей в установленном порядке до 31 декабря текущего года фиксированный платеж, подлежащий уплате в текущем году, уплачивается за фактический период деятельности не позднее даты ее прекращения.
Требованиями от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № должнику было предложено уплатить взносы и пени по уплате страховых взносов за 4 квартал 2016 г.-2018 г. В добровольном порядке указанные требования не исполнены.
В связи с тем, что вышеуказанные недоимки не были погашены, налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании недоимок и пени.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка №2 Железнодорожного судебного района г. Ростова-на-Дону было вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с ШАА задолженности.
Административный истец просит суд взыскать с ШААнедоимки по: по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г.: пени в размере 261 рубль 73 копейки; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г., в размере 2935 рублей 50 копеек, пени в размере 358 рублей 76 копеек; страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года): налог в размере 9693 рубля 51 копейка, пени в размере 1846 рублей 67 копеек; по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации: штраф в размере 500 рублей 00 копеек;по транспортному налогу с физических лиц за 2018г. в размере 1605 рублей00 копеек, пени в размере 765 рублей 42 копейки. При этом административный истец ходатайствует перед судом о восстановлении срока на подачу административного искового заявления.
В соответствии со ст. 292 КАС РФ дело рассмотрено без проведения устного разбирательства и вызова сторон.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 6 Областного закона Ростовской области № 843-ЗС от 10 мая 2012 года «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области» налогоплательщики - физические лица производят уплату транспортного налога в соответствии с порядком и сроком, установленными статьей 363 Налогового кодекса РФ.
Согласно ст.ст. 363, 397, 409 Налогового кодекса РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Судом установлено, что ШАА, как собственник транспортного средства НИССАН АЛЬМЕРА, госрегзнак Е590УН61, является плательщиком транспортного налога.
В связи с этим МИФНС России № 24 по Ростовской области был исчислен транспортный налог за 2018 г. в размере 1605 рублей 00 копееки в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление.
ШАА в установленный законом срок не уплатил транспортный налог, указанный в налоговом уведомлении, в связи с чем за ним образовалась недоимка по транспортному налогу.
Согласно ст. 75 НК РФ на недоимку по транспортному налогу налоговым органом были начислены пени в размере 07 рублей 53 копейки.
В соответствии с требованиями ст. 69 НК РФ в адрес административного ответчика налоговым органом было направлено требование №от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по транспортному налогу за 2018 г. в размере 1605 рублей 00 копеек, пени в размере 07 рублей 53 копейки в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Требование в добровольном порядке административный ответчик не исполнил, недоимку по транспортному налогу и пени не оплатил.
Согласно п. 3 ст. 8 НК РФ под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС), обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС), взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
В соответствии с положениями п.п. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются плательщиками страховых взносов.
Исходя из п. 3 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в п.п. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности.
Согласно ст. 430 НК РФ упомянутые плательщики уплачивают страховые взносы на ОПС в размере, который определяется исходя из их дохода.
Судом установлено, что ШАА являлся индивидуальным предпринимателем, который прекратил свою деятельность ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием им соответствующего решения.
В силу приведенных положений административный ответчик, ранее являвшийся индивидуальным предпринимателем, обязан уплачивать страховые взносы ОПС, ОМС.
Размер фиксированного платежа на ОПС зависит от того, превышает ли доход, полученный ИП (нотариусом, адвокатом), 300000 рублей. Если доход 300000 рублей и меньше, то фиксированный платеж на ОПС составляет: 19356 рублей 48 копеек – за 2016 год, 23400 рублей – за 2017 г., 26545 рублей– за 2018 г., 29354 рубля – за 2019 г., 32448 рублей – за 2020 г. Если доход больше 300000 рублей, надо дополнительно уплатить 1,0% от суммы, превышающей 300000 рублей за год. Размер страховых взносов на ОПС не может быть больше: 135495 рублей 36 копеек – за 2016 г., 187200 рублей – за 2017 г., 212360 рублей – за 2018 г., 234832 рубля – за 2019 г., 259584 рубля – за 2020 г.
Фиксированные платежи для ИП (нотариусов, адвокатов) на ОМС составляют: 3796 рублей 85 копеек – за 2016 год, 4590 рублей – за 2017 г., 5840 рублей - за 2018 г., 6884 рубля - за 2019 г., 8426 рублей - за 2020 г.
Административный ответчик не произвел уплату страховых взносов за 4 квартал 2016 годаи 2018 год в установленный законом срок, в связи с чем МИФНС России № 24 по Ростовской области направила в адрес ШАА требования:
- № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, которым было предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, в размере 3796 рублей 85 копеек, пени в размере 261 рубль 73 копейки за 4 кв. 2016 г.;
- № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, которым было предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, в размере 5840 рублей 00 копеек, пени в размере 413 рублей 47 копеек за 2018 г.; недоимкупо страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, в размере 26545 рублей 00 копеек, пени в размере 2246 рублей03 копейки за 2018 г.
Доказательств исполнения обязанности по уплате недоимки по страховым взносам и пени в установленный законодательством о налогах и сборах срок уплаты страховых взносов, налога, пеней, выставленных вышеуказанными требованиями, административным ответчиком не представлено.
В силу п. 1 ст. 143 НК РФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
В соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признаются реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Статьей 163 НК РФ определено, что налоговый период устанавливается как квартал.
В соответствии с п. 1 ст. 346.23 НК РФ по итогам налогового периода налогоплательщики - индивидуальные предприниматели, представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В связи с нарушениями административным ответчиком ШАА норм налогового законодательства Российской Федерации, решением от ДД.ММ.ГГГГ № ему начислен штраф в размере 500 рублей по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, о чем в соответствии со ст. 69 НК РФ налоговым органом ШАА было направлено требование№ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ начисленного штрафа, котороедобровольноответчиком исполнено не было.
Поскольку до настоящего времени административным ответчиком недоимки по вышеуказанным налогам, страховым взносам, пени в полном объеме не погашены, налоговый орган обратилсяк мировому судье судебного участка № 2 Железнодорожного судебного района г. Ростова-на-Дону с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности.
Определением мирового судьи судебного участка № 2 Железнодорожного судебного района г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ. налоговому органу было отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с ШААзадолженности по обязательным платежам.
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В пункте 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» указано, что если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.
Применяя к установленным судом обстоятельствам дела положения п. 2 ст. 48 НК РФ, предусмотренный законом срок на обращение истца в суд с заявлением о взыскании недоимок по требованиямот ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № истек ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ № – ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела следует, что к мировому судье в Железнодорожном судебном районе г. Ростова-на-Дону на судебном участке № 2 с заявлением о взыскании недоимки с ШАА МИФНС России № 24 по Ростовской области обратилась ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском установленного срока для обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
В Железнодорожный районный суд г. Ростова-на-Донуналоговый орган обратился с настоящим административным иском ДД.ММ.ГГГГ, то есть также за пределами установленного НК РФ срока для обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Административный истец в административном исковом заявлении ходатайствует перед судом о восстановлении процессуального срока на обращение с иском в суд, в обоснование которого указывает, что ШААпрекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ и ранее этого срока административный истец не мог применять положения ст. 48 НК РФ ко взысканию задолженности, а также ссылается на необходимость проверки налоговым органом расчетов задолженности по имущественным налогам и подготовки пакета документов для направления его административному ответчику и в суд.
Кодекс не раскрывает понятия уважительности причин пропуска срока, поэтому в каждом конкретном случае суд самостоятельно определяет уважительность (или отсутствие уважительности) причин пропуска срока на обращение в суд с учетом конкретных обстоятельств дела.
При этом суду следует учитывать, что в качестве уважительной причины пропуска налоговым органом срока может быть признано только наличие обстоятельств, объективно препятствовавших своевременному обращению административного истца в суд с иском о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога.
В данном случае налоговым органом не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, объективно препятствующих своевременному обращению в суд. Необходимость проверки налоговым органом расчетов задолженности по имущественным налогам и подготовки пакета документов для направления его административному ответчику и в суд такими обстоятельствами не являются.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения ходатайстваналогового органа о восстановлении пропущенного срока у суда не имеется.
Также согласно материалам дела налоговым органомв адрес ШАА было направлено требование №по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ пени по транспортному налогу в общей сумме 780 рублей 52 копейки,начисленных на недоимки, возникшие до 2018 г., которое административным ответчикомдобровольно не исполнено.
На основании п.п. 1, 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Таким образом, пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае возникновения у него недоимки по налогу. Исходя из положений п. 5 ст.75 Налогового кодекса РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 08 февраля 2007 года № 381-О-П, от 17 февраля 2015 года № 422-О обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, не предполагает возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Учитывая изложенное, поскольку исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, то пени по истечении срока взыскания задолженности по налогу не подлежат начислению и не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, поэтому в случае утраты налоговым органом возможности принудительного взыскания суммы недоимки по налогу, на которую начислены пени, пени с налогоплательщика не могут быть взысканы.
Как следует из расчета пени по транспортному налогу, начисление пени, заявленной ко взысканию, произведено на недоимки по имущественным налогам, возникшим до 2018 г.
При этом, административным истцом допустимых и достоверных доказательств, свидетельствующих о взыскании указанных недоимок, не представлено.
Учитывая, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога, а доказательств о принятии таких мер взыскания с ШАА налоговым органом не представлено, данное обстоятельство исключает возможность взыскания пени на недоимку транспортному налогу, поскольку они производны от основного долга.
Отсутствие допустимых и достоверных доказательств принудительного взыскания недоимки по налогу в рамках налогового законодательства, на которую начислены пени, позволяют суду прийти к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований о взыскании пени на недоимки по транспортному налогу за периоды до 2018 г.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 286-291, 291-294.1 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Межрайонной ИФНС России №24 по Ростовской области к ШАА о взыскании недоимки по налогам, страховым взносам, пени - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Ростова-на-Дону в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья подпись