УИД: 59RS0005-01-2021-001515-05
Дело № 2а-2004/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 апреля 2021 года г. Пермь
Мотовилихинский районный суд г. Перми в составе: председательствующего судьи Паньковой И.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № по Пермскому краю к Пахомову Алексею Анатольевичу о взыскании задолженности по налогам и сборам,
У с т а н о в и л:
Межрайонная ИФНС России № по Пермскому краю обратилась в суд с административным иском к Пахомову А.А. о взыскании задолженности по налогам и сборам, указав в обоснование иска, что административный ответчик состоит на налоговом учете в ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми, является собственником земельных участков и соответственно, плательщиком земельного налога.
Инспекция в соответствии с ч. 4 ст. 52 НК РФ направила ответчику налоговые уведомления № от 26.05.2015 об уплате налогов за 2014 год в размере 9 556,00 руб., со сроком уплаты не позднее 01.10.2015; № от 06.08.2016 об уплате налога за 2015 год в размере 8 851,00 руб., со сроком уплаты не позднее 01.12.2016; № от 09.09.2017 об уплате налога за 2016 год в размере 8 851,00 руб., со сроком уплаты не позднее 01.12.2017; № от 26.06.2018 об уплате налога за 2017 год в размере 8 851,00 руб., со сроком уплаты не позднее 03.12.2018; № от 28.06.2019 об уплате налога за 2018 год в размере 8 851,00 руб., со сроком уплаты не позднее 02.12.2019.
Обязанность по уплате земельного налога за налоговый период с 2014-2018 исполнена в установленный законодательством срок.
За несвоевременную уплату налогов ответчику, в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени.
В порядке ст. ст. 69, 70 НК РФ ответчику направлены требования:
№ по состоянию на 20.11.2019 со сроком уплаты не позднее 28.01.2020 об уплате пени на недоимку по земельному налогу в размере 1 257,25 руб., в том числе:
в сумме 332,70 руб. (за период с 26.06.2019 по 19.11.2019) начисленную на недоимку по земельному налогу за 2014 год в сумме 9 556,00 руб. (пени частично списаны налоговым органом, остаток по пени составляет 18,94 руб.). Земельный налог за 2014 год списан налоговым органом на основании решения о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам от 15.12.2020 №;
в сумме 308,17 руб. (за период с 26.06.2019 по 19.11.2019) начисленную на недоимку по земельному налогу за 2015 год на сумму 8 851,00 руб. Земельный налог за 2015 год взыскивается в рамках судебного приказа № от 19.01.2018;
в сумме 308,20 руб. (за период с 26.06.2019 по 19.11.2019) начисленную на недоимку по земельному налогу за 2016 год на сумму 8 851,00 руб. Земельный налог за 2016 год взыскивается в рамках судебного приказа № от 01.06.2018;
в сумме 308,18 руб. (за период с 26.06.2019 по 19.11.2019) начисленную на недоимку по земельному налогу за 2017 год на сумму 8 851,00 руб. Земельный налог за 2017 год взыскивается в рамках судебного приказа № от 13.09.2019;
№ по состоянию на 11.02.2020 со сроком уплаты не позднее 07.04.2020 об уплате земельного налога за 2018 в размере 8 851,00 руб., пени на недоимку по земельному налогу в размере 129,96 руб. (за период с 03.12.2019 про 10.02.2020) начисленную на недоимку по земельному налогу за 2018 год на сумму 8 851,00 руб. До настоящего времени задолженность налогоплательщиком не погашена.
21.08.2020 мировой судья, на основании ст. 123.7 КАС РФ отменил судебный приказ от 05.06.2020, поскольку от ответчика в установленный срок поступили возражения относительно его исполнения.
На основании изложенного административный истец просит взыскать с Пахомова А.А. задолженность в размере 9 924,45 руб., в том числе земельный налог за 2018 год в размере 8 851,00 руб., пени на недоимку по земельному налогу за 2014-2018 в размере 1 073,45 руб., почтовые расходы в размере 97,10 руб.
Определением Мотовилихинского районного суда г. Перми от 05.03.2020 сторонам в срок до 22.03.2021 предложено представить друг другу доказательства и возражения, относительно предъявленных требований, в срок до 07.04.2021 представить дополнительные документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
Копия определения суда направлена административному ответчику 10.03.2021 и получена им 18.03.2021. Возражений относительно заявленных требований, в установленные судом сроки не представлено.
Дело, в соответствии с гл. 33 Кодекса административного судопроизводства РФ, рассматривается в порядке упрощенного (письменного) производства, путем исследования имеющихся в деле письменных доказательств (ч. 1 статьи 292 КАС РФ).
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Данному конституционному положению корреспондирует пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), согласно которому каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В соответствии п.1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно п.1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
На основании положений ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В соответствии с п.1 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
В силу п.1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.
На основании п. 4 указанной статьи, для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Согласно ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Ставка налога в силу подп. 1 и 2 п.1 ст.394 НК РФ устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не может превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, в частности, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, и 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Согласно п.1 ст.396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений органов, осуществляющих кадастровый учет, ведение, государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 3 ст. 396 НК РФ).
Согласно ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Исполнение обязанности по уплате налогов согласно статье 72 Налогового кодекса Российской Федерации обеспечивается начислением пени, которой в соответствии с пунктом 1 статьи 75 настоящего Кодекса признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии с п.3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
В силу пункта 5 статьи 75 НК РФ пени уплачиваются единовременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В судебном заседании установлено, что административный ответчик Пахомов А.А. состоит на налоговом учете в ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми, является плательщиком земельного налога.
Согласно налоговому уведомлению № от 26.05.2015 Пахомову А.А. в срок до 01.10.2015 следовало уплатить земельный налог за 2014 год в размере 9 556,00 руб.
Согласно налоговому уведомлению № от 06.08.2016 Пахомову А.А. в срок до 01.12.2016 следовало уплатить земельный налог за 2015 год в размере 8 851,00 руб. Согласно налоговому уведомлению № от 09.09.2017 Пахомову А.А. в срок до 01.12.2017 подлежал уплате земельный налог за 2016 год в размере 8 851,00 руб.
Согласно налоговому уведомлению № от 26.06.2018 Пахомову А.А. в срок до 03.12.2018 следовало уплатить земельный налог за 2017 год в размере 8 851,00 руб.
Согласно налоговому уведомлению № от 28.06.2019 Пахомову А.А. в срок до 02.12.2019 следовало уплатить земельный налог за 2018 год в размере 9 475,00 руб.
В связи с неуплатой указанных налогов в установленные сроки, налоговым органом в адрес Пахомова А.А. выставлены требования: № от 20.11.2019, со сроком добровольной уплаты до 28.01.2020; № от 11.02.2020, со сроком добровольной уплаты до 07.04.2020.
Направление вышеуказанных требований в адрес ответчика подтверждается списками почтовых отправлений.
05.06.2020 мировым судьей судебного участка № 3 Мотовилихинского судебного района г.Перми вынесен судебный приказ № о взыскании с Пахомова А.А. задолженности по налогам и сборам.
Определением мирового судьи судебного участка № 3 Мотовилихинского судебного района г.Перми от 08.09.2020 судебный приказ был отменен, в связи с поступившими возражениями должника относительно его исполнения.
Данные обстоятельства послужили основанием обращения административного истца в суд с иском.
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ. Взыскание налога, сбора, пеней, штрафов с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, предусмотрено ст. 48 НК РФ.
В соответствии с п.2 ст. 48 НК РФ, ч.2 ст. 286 КАС РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом
В соответствии с абзацем вторым данного пункта, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абз. 3 п.2 ст. 48).
В силу п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (п.1 ст. 48 КК РФ).
Учитывая, что по настоящему спору сумма взыскиваемых с Пахомова А.А. налогов, пеней превысила 3000 руб. при выставлении требования № от 11.02.2020, срок добровольной уплаты по требованию был установлен до 07.04.2020, с заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган должен был обратиться в суд в течение шести месяцев со дня истечения указанного срока, т.е. не позднее 07.10.2020. С заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился 03.06.2020. Судебный приказ был отменен 08.09.2020. Исковое заявление в районный суд подано 04.03.2021, т.е. в течение шести месяцев после отмены судебного приказа. При таких обстоятельствах, срок обращения в суд, установленный статьей 48 НК РФ, административным истцом не пропущен.
Разрешая заявленные требования, суд учитывает, что Пахомов А.А. являясь плательщиком земельного налога, установленную законом обязанность по уплате налогов в установленный срок не исполнил, доказательств отсутствия задолженности не представил, в связи с чем, с него подлежит взысканию недоимка по земельному налогу за 2018 год в сумме 8851,00 руб., а также пени, начисленные на недоимку по земельному налогу за 2018 год за период с 03.12.2019 по 10.02.2020 в размере 129,96 руб.
Также с Пахомова А.А. подлежат взысканию пени, начисленные на недоимку по земельному налогу за 2015 год за период с 26.06.2019 по 19.11.2019 в сумме 308, 17 руб., на недоимку по земельному налогу за 2016 год за период с 26.06.2019 по 19.11.2019 в сумме 308,20 руб., на недоимку по земельному налогу за 2017 год за период с 26.06.2019 по 19.11.2019 в сумме 308,18 руб.
При разрешении требований налогового органа о взыскании пени за 2014 год в сумме 18,94 руб., суд учитывает, что исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате основной задолженности. Доказательств, подтверждающих взыскание с налогоплательщика основной недоимки по земельному налогу за 2014 год административным истцом не представлено, напротив в исковом заявлении указано, что земельный налог за 2014 год списан налоговым органом на основании решения о признании безнадежными ко взысканию и списании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам от 15.12.2020 №. Таким образом, налоговым органом утрачена возможность о взыскания пени на недоимку по земельному налогу за 2014 год.
Административным истцом заявлены к возмещению почтовые расходы в размере 97,20 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 103, статье 106 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. К издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе, почтовые расходы (пункт 6).
На основании ч. 1 ст. 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Расходы истца и их размер подтверждается реестром почтовых отправлений, соответственно, почтовые расходы подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
В соответствии с ч.1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Однако, исходя из разъяснений, данных в абзаце 2 пункта 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», а также пункта 2 статьи 61.1. Бюджетного кодекса РФ суммы государственной пошлины по административным делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.
На основании изложенного, с ответчика в местный бюджет подлежит взысканию госпошлина в размере 400,00 руб.
Руководствуясь ст. 175-180, 293 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с Пахомова Алексея Анатольевича недоимку по земельному налогу за 2018 год в размере 8 851,00 рубль, пени на недоимку по земельному налогу за 2015-2018 в размере 924 рубля 55 копеек, всего 9 905 рублей 51 копейка. В удовлетворении остальной части иска МИФНС России № по Пермскому краю, отказать.
Взыскать с Пахомова Алексея Анатольевича в пользу Межрайонной ИФНС России № по Пермскому краю судебные расходы в сумме 97 рублей 20 копеек.
Взыскать с Пахомова Алексея Анатольевича государственную пошлину в местный бюджет в размере 400,00 рублей.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение пятнадцати дней со дня получения копии решения.
Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Судья: подпись. Копия верна. Судья:
Решение не вступило в законную силу.
Секретарь: