№ 12-683/2024
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
город Якутск 21 мая 2024 года
Судья Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) Новикова Н.И., рассмотрев протест и.о. прокурора Вилюйского района Васильева Д.А. на определение и.о. главного государственного инспектора труда в Республике Саха (Якутия) (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) Яковлевой У.Т. от 05 апреля 2024 г., о возвращении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – директора ГБПОУ РС(Я) «Харбалахский образовательный комплекс им. Н.Е. Мординова – Амма Аччыгыйа» Мосоркиной Анны Васильевны,
установил:
Определением ГИТ в Республике Саха (Якутия) Глухих С.А. от 05 апреля 2024 постановление и.о. прокурора Таттинского района Васильева Д.А. о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица – директора ГБПОУ РС(Я) «Харбалахский образовательный комплекс им. Н.Е. Мординова – Амма Аччыгыйа» Мосоркиной Анны Васильевны возвращено.
Не согласившись с указанным постановлением, и.о. прокурора Таттинского района Васильев Д.А. обратился в суд с протестом, в котором просит определение отменить и возвратить на новое рассмотрение.
В судебном представитель по доверенности ГИТ по РС(Я) Яковлева У.Т. с протестом не согласилась.
И.о. прокурора Таттинского района Васильев Д.А. в суд не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело без его участия.
Суд, выслушав пояснения инспектора ГИТ РС(Я), изучив материалы дела об административном правонарушении, материалы административного дела, проверив доводы жалобы, приходит к следующему.
При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должностным лицом установлены обстоятельства, препятствующие его рассмотрению по существу.
В соответствии со ст. 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы: 1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела; 2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом; 3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; 4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; 5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; 6) имеются ли ходатайства и отводы.
Судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях разрешают вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Данная позиция выражена и в пункте 4 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в котором указано, что в порядке подготовки дела к судебному разбирательству судья должен установить правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
Согласно ч. 2 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
На основании ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние конкретного лица, составляется в отношении упомянутого лица и является необходимым правовым основанием для его привлечения к административной ответственности.
Судом установлено, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения ГБПОУ «Харбалахский образовательный комплекс им. Н.Е. Мординова-Амма Аччыгыйа» требований трудового законодательства.
Согласно п. 2.1.1 коллективного договора установлено, что заработная плата выплачивается в следующие сроки: 25 числа за первую половину месяца, 10 числа следующего месяца за вторую половину.
Однако, вопреки требованиям ст. 136 Трудового Кодекса Российской Федерации заработная плата за первую половину января выплачена 01.02.2024. Также в нарушение требований ст. 236 Трудового Кодекса Российской Федерации, компенсация за нарушение сроков выплаты заработной платы не произведена.
В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении установлено, что временем и днем совершения административного правонарушения является 00 час 01 мин 02.02.2024.
В постановлении неправильно указано время совершения административного правонарушения, временем совершения административного правонарушения по не выплате заработной плате будет следующий день после установленного дня выплаты заработной платы.
При таких обстоятельствах, временем совершения административного правонарушения является 26.01.2024.
Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством образует состав административного правонарушения по 4.6 ст.5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом данная норма также предусматривает административную ответственность за нарушение сроков выплат иных сумм, причитающихся работнику, в том числе компенсации за задержку указанных выплат (п. п. 14, 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2021 № 45).
Нарушение норм ст. 136, 236 Трудового кодекса Российской Федерации содержит состав административного правонарушения по ч. 6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений.
На основании вышеизложенного, привлечение к административной ответственности должностного лица - директора ГБПОУ РС (Я) «Харбалахский образовательный комплекс им. Н.Е. Мординова - Амма Аччыгыйа» Мосоркиной Анны Васильевны по ч. 1 с. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является неверным.
Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В данном случае оснований для переквалификации действий лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении не имеется, в связи с тем, что назначаемое наказание (ч.6 ст.5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Таким образом, надзорный орган правильно возвратил административный материал об административному правонарушении в отношении директора ГБПОУ РС (Я) «Харбалахский образовательный комплекс им. Н.Е. Мординова - Амма Аччыгыйа» Мосоркиной Анны Васильевны по ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностному лицу, составившему постановление для устранения недостатков.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения протеста не имеется.
При рассмотрении дела полно и всесторонне исследованы обстоятельства, имеющие значение для разрешения данного дела.
Доводы протеста не являются основаниями к отмене законного определения, нарушений норм процессуального права не допущено.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Определение и.о. главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам ГИТ РС(Я) Яковлевой У.Т. от 05.04.2024 о возвращении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – директора ГБПОУ РС(Я) «Харбалахский образовательный комплекс им. Н.Е. Мординова – Амма Аччыгыйа» Мосоркиной Анны Васильевны, - оставить без изменения, а протест и.о. прокурора Таттинского района - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня получения копии постановления в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия).
Судья п/п Н.И. Новикова
Копия верна:
Судья Н.И. Новикова