Дело № 2-955/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Печорский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Сараевой Т.И.
при секретаре Филаткиной Л.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании в ********** 16 августа 2018 года дело по иску Новиченко Е.Н. к Межрайонной ИФНС России №... по ********** о взыскании задолженности по компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, компенсации за неиспользованный отпуск, денежной компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Новиченко Е.Н. обратилась к ответчику о взыскании задолженности по компенсации, в связи с сокращением замещаемой должности, четырехмесячного денежного содержания в размере №...., задолженности по компенсации за неиспользованный отпуск в размере №...., денежной компенсации за задержку выплат, за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день вынесения решения суда, взыскании компенсации морального вреда в размере №... №.... В обоснование требований указала, что работала в ИФНС по ********** ********** с **.**.** в должности «главный государственный налоговый инспектор отдела камеральных проверок». Приказом от **.**.** служебный контракт расторгнут с освобождением от замещаемой должности государственной гражданской службы, уволена по сокращению должностей в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». В соответствии с приказом ФНС России от **.**.** № ****№... с **.**.** года прекращена деятельность ФНС России по ********** РК путем реорганизации в форме присоединения к Межрайонной ИФНС №... по ********** Согласно расчетным листкам истцу была начислена компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве №... календарных дней в размере №... руб., компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в размере №... руб. Однако при расчете сумм компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск не были учтены начисления в виде материального стимулирования, выплаченные работодателем за период с **.**.** года на общую сумму №... руб. Материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится в иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 ФЗ №... от **.**.** «О государственной гражданской службе РФ», входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Поскольку в соответствии с положениями ч. 3 ст. 51 закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное истцу в соответствии с приказами ИФНС по ********** ********** в период работы материальное стимулирование должно учитываться при расчете среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в **.**.** году, а также компенсацией при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск. Кроме того, истец основывает свои требования на положениях ст. 236 ТК РФ, в соответствии с которой при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации). В связи с нарушением работодателем трудовых прав истец просит взыскать компенсацию морального вреда в размере №... рублей. Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения истца в суд.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена ИФНС по **********.
Дело рассматривается в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие истца, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представившей заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика Межрайонной ИФНС России №... по **********, представитель ответчика ИФНС по ********** действующие на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признали в полном объеме.
Суд, заслушав пояснения представителей ответчиков, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что иск удовлетворению не подлежит.
В судебном заседании установлено следующее.
Новиченко Е.Н. в соответствии с приказом №... от **.**.** проходила государственную гражданскую службу в должности главного государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок Инспекции Федеральной налоговой службы по ********** **********.
Приказом УФНС России по ********** от **.**.** №...@ произведена реорганизация Инспекции Федеральной налоговой службы по ********** ********** путем присоединения к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №... по **********.
Приказом ИФНС России по ********** Республики Коми №... от **.**.** прекращен служебный контракт с Новиченко Е.Н. с **.**.**, с выплатой денежной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в соответствии с пунктом 3.1 части 3 статьи 37 ФЗ №... от **.**.** “О государственной гражданской службе Российской Федерации”, в соответствии с пунктом 13 статьи 46 указанного закона, подпунктом “а” пункта 28 “Правил об очередных и дополнительных отпусках”, утвержденных НКТ СССР от **.**.**, с выплатой денежной компенсации за неиспользованные оплачиваемые ежегодные, дополнительные оплачиваемые отпуска за ненормированный служебный день и дополнительные оплачиваемые отпуска выслугу лет.
**.**.** Новиченко Е.Н. выплачена денежная компенсация в сумме №.... в размере четырехмесячного денежного содержания в соответствии с пунктом 1.3 части 3 статьи 37 ФЗ №... от **.**.** “О государственной гражданской службе РФ” и денежная компенсация в размере №.... за неиспользованные оплачиваемые ежегодные, дополнительные оплачиваемые отпуска за ненормированный служебный день и дополнительные оплачиваемые отпуска за выслугу лет в количестве №... дней (л.д. ****).
Вместе с тем, из содержания искового заявления следует, что при расчете сумм компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск, оплаты отпусков не были учтены начисления в виде материального стимулирования, выплаченные работодателем за период с **.**.** года на общую сумму №... Приведенные суммы материального стимулирования были начислены истцу согласно расчетным листкам.
Истцом указано, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 ФЗ №... от **.**.**, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Согласно ч. 1 ст. 50 Федерального закона №... от **.**.** “О государственной гражданской службе” оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2).
Согласно ч. 5 ст. 50 ФЗ №... от **.**.** к дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Согласно ч. 10 ст. 50 ФЗ №... от **.**.** государственным служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с частью 2 статьи 51 ФЗ №... от **.**.** при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год):1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.
Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 3 ст. 51).
Согласно пункту 3.1 и 3.2 статьи 37 ФЗ №... от **.**.** в случае расторжения служебного контракта, в том числе, при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания.
Согласно пункту 1 ст. 46 ФЗ №... от **.**.** гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.** №....
Согласно пунктам 5 и 6 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих сохраняемое денежное содержание состоит из оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 Правил.
При исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска.
Таким образом, денежное содержание на период нахождения федерального гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске состоит из установленного ему на день ухода в отпуск оклада месячного денежного содержания и ежемесячных выплат (ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ежемесячного денежного поощрения). Вместе с тем, при исчислении денежного содержания на период отпуска дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Из содержания искового заявления следует, что при расчете сумм компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск, оплаты отпусков, не были учтены начисления в виде материального стимулирования, выплаченные истцу работодателем за период с **.**.** на общую сумму №... руб.
В соответствии с пунктами 1 и 2 Постановления Правительства Российской Федерации от **.**.** №... «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти», установлено осуществлять с **.**.** за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете, материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы в виде премий за качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением налогового законодательства.
Материальное стимулирование осуществляется в Федеральной налоговой службе сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников территориальных органов Федеральной налоговой службы (пункт 3).
Этим же Постановлением от **.**.** №... Министерству финансов РФ поручено в двухнедельный срок разработать соответствующий порядок материального стимулирования.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от **.**.** №...н утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы.
Пунктами 2, 3 данного Порядка предусмотрено, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.
Материальное стимулирование осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников территориальных налоговых органов Федеральной налоговой службы при условии достижения соответствующими территориальными органами Федеральной налоговой службы показателей эффективности их деятельности и начисление на него районного коэффициента не производится.
Приказом УФНС России по ********** от **.**.** №... утверждено положение о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы федеральным государственным гражданским служащим аппарата УФНС России по РК и территориальных налоговых органов ФНС России в **********, премирования, выплаты единовременного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и оказания материальной помощи федеральным государственным служащим аппарата УФНС России по РК и территориальных органов ФНС России по **********, согласно которому выплата премии производится в пределах установленного фонда оплаты труда с учетом имеющейся экономии средств соответствующих налоговых органов.
Кроме того, письмом Министерства здравоохранения и социального развития РФ №... от **.**.** определено, что премии выплаченные за счет средств сверх установленного фонда оплаты труда государственных гражданских служащих не могут учитываться при исчислении денежного содержания гражданских служащих за неиспользованные дни отпуска при расторжении служебного контракта.
На основании приказов УФНС России по ********** от **.**.** №...дсп@, от **.**.** №...дсп@, от **.**.** №...дсп@, от **.**.** №...дсп@, от **.**.** №...дсп@ «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России в **********» утверждено распределение средств федерального бюджета, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России по **********, с указанием произвести в установленном порядке уточнение лимитов бюджетных обязательств на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда сверх установленного фонда оплаты труда.
Из содержания указанных приказов следует, что суммы материального стимулирования являются выплатами, произведенными сверх установленного фонда оплаты труда, которые не входят в состав денежного содержания государственного служащего, и соответственно, не учитываются при исчислении денежного содержания при расторжении служебного контракта.
Учитывая механизм выделения и доведения дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных служащих, суд приходит к выводу, что выплаты материального стимулирования не входят в состав денежного содержания, поскольку не являются гарантированной государством выплатой и осуществляется в зависимости от наличия средств федерального бюджета в пределах лимитов, доводимых федеральной налоговой службой на основании постановлений Правительства Российской Федерации, в связи с чем не учитываются при расчете компенсации при увольнении в связи с сокращением.
Ссылка истца на письмо Министерства финансов РФ от **.**.** №... с разъяснениями о том, что для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.** №..., дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона №... от **.**.**, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства РФ №... от **.**.**, суд не принимает во внимание, поскольку перечисленные в письме разъяснения относятся к периоду 2014 года.
Кроме того, данное письмо не отменяет действие приказа Министерства финансов Российской Федерации от **.**.** №...н, которым утвержден порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов федеральной налоговой службы, установлен механизм осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов федеральной налоговой службы. Действие указанного приказа не отменено, установленный приказом порядок оценки эффективности деятельности территориальных органов Федеральной налоговой службы, качества исполнения должностных обязанностей гражданскими служащими в целях материального стимулирования путем работы соответствующих комиссий применяется органами ФНС России по настоящее время.
При таких обстоятельствах, у суда не имеется оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании с ответчика задолженности по компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, по компенсации за неиспользованный отпуск. Поскольку указанные требования признаны необоснованными, исковые требования о взыскании с ответчика компенсации за задержку выплат, причитающихся работнику в порядке ст. 236 Трудового кодекса РФ, компенсации морального вреда также не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Новиченко Е.Н. к Межрайонной ИФНС России №... по **********, Управлению ФНС по ********** о взыскании задолженности по компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, компенсации за неиспользованный отпуск, денежной компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Т.И. Сараева
Мотивированное решение изготовлено 21 августа 2018 года