УИД 16RS0<номер изъят>-64 КОПИЯ
СОВЕТСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД
ГОРОДА КАЗАНИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
П. Лумумбы ул., <адрес изъят>, 420081, тел. <номер изъят>
http://sovetsky.tat.sudrf.ru е-mail: sovetsky.tat@sudrf.ru
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес изъят>
22 июля 2024 года Дело <номер изъят>
Советский районный суд <адрес изъят> в составе:
председательствующего судьи Казаковой К.Ю.,
при помощнике судьи ФИО2,
с участием:
представителя истца ФИО7,
представителя ответчика ФИО3,
представителя ответчика ФИО4,
представителя третьего лица ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Советского районного суда <адрес изъят> гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Предприятие жилищно-коммунального хозяйства», Муниципальному казенному учреждению «<адрес изъят> Исполнительного комитета муниципального образования <адрес изъят>» о признании незаконным начисления задолженности за обращение с твердыми коммунальными отходами, возложении обязанности произвести перерасчет платежей, организовать сбор мусора, взыскании морального вреда и неустойки,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 (далее по тексту - истец) обратилась в суд с иском к ООО Управляющая Компания «Предприятие Жилищно-коммунального хозяйства» (далее по тексту - ответчик) о признании незаконными начисление задолженности за услуг твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО), возложении обязанности произвести перерасчет платежей, организовать сбор мусора из поселка «Университетский городок КФУ», взыскании морального вреда в размере 5000 рублей и неустойки в размере 500 рублей за каждый день просрочки исполнения судебного акта начиная со дня принятия судом решения по настоящему делу.
В обоснование заявленных требований указано, что истец является собственником жилого помещения и земельного участка, находящегося по адресу: <адрес изъят>. В связи с тем, что на протяжении длительного времени из поселка «Университетский городок КФУ» ни разу не вывозился мусор, однако с 2019 года идет ежемесячное начисление за данную коммунальную услугу, было написано ряд коллективных жалоб с требованием разобраться по существу. Согласно ответу <номер изъят> Исполнительного комитета муниципального образования <адрес изъят> договоры с ООО УК «ПЖКХ» по обращению с ТКО фактически заключены со всеми собственниками жилых помещений и жителями, проживающими или зарегистрированными на территории зоны действия регионального оператора в силу действующего законодательства. Ненадлежащее исполнение региональным оператором обязанности по оказанию услуг, влечет за собой ущемление прав и интересов истца, в связи с необоснованным требованием о полной оплате таких услуг, в результате которого на потребителя возлагается бремя несения несоразмерных расходов за не оказанные услуги. Согласно ответу прокуратуры <адрес изъят> от <дата изъята> исх <номер изъят> по результатам рассмотрения обращения, в адрес регионального оператора ООО УК «ПЖКХ» вынесено представление об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. Согласно ответу прокуратуры <адрес изъят> <дата изъята> в адрес главы МКУ «<адрес изъят>» было внесено представление об устранении нарушении федерального законодательства в части отсутствия контейнеров, невнесения в реестр мест (площадок) накоплений площадки ТКО. Согласно ответу государственной жилищной инспекции РТ по вопросу содержания контейнерной площадки инспекция в отношении ООО УК ПЖКХ запланировано контрольное (надзорное) мероприятие. Однако мусор ни разу не вывозился, тогда как на территории поселка организована специальная площадка, кроме того обеспечен подъезд к ней. Счета за коммунальную услугу, которая фактически не оказывается растут ежемесячно. Таким образом, истец считает свил права и интересы нарушенными не оказанием услуг и начислением платежи за данные услуги. Все заявления истца о перерасчёте в связи с непредставлением услуги и требования по вывозу мусора оставлены без должного внимания. Проблема не разрешена. В связи с неоказанием услуги истцу приходится ежедневно думать о том, куда выкинуть бытовой мусор.
В судебном заседании <дата изъята> в качестве соответчика по делу привлечено МКУ «<адрес изъят> Исполнительного комитета муниципального образования <адрес изъят>».
В судебном заседании <дата изъята> в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, по делу привлечены Исполнительный комитет муниципального образования <адрес изъят>, МКУ «Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования <адрес изъят>».
В судебном заседании <дата изъята> в качестве соответчика по делу привлечен Жилищно-строительный кооператив «Университетский городок КФУ».
Определением от <дата изъята> производство в части исковых требований ФИО1 к ЖСК «Университетский городок КФУ» о возложении обязанности организовать сбор мусора, взыскании неустойки прекращено в связи с принятием судом отказа представителя ФИО1 от части исковых требований к ЖСК «Университетский городок КФУ» о возложении обязанности организовать сбор мусора, взыскании неустойки.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представители ответчиков ООО Управляющая Компания «Предприятие Жилищно-коммунального хозяйства», МКУ «<адрес изъят> Исполнительного комитета муниципального образования <адрес изъят>» в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ЖСК «Университетский городок КФУ» исковые требования поддержал.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, по делу привлечены Исполнительный комитет муниципального образования <адрес изъят>, МКУ «Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования <адрес изъят>», Казанской городской жилищной инспекции РТ в судебное заседание не явились, извещены.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, оценив исходя из принципа процессуального равноправия сторон относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. У собственника жилого помещения такая обязанность возникает с момента возникновения права собственности на такое помещение.
В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от <дата изъята> N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее по тексту - Правила N 354).
Указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, а также регламентируют иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг (п. 1 Правил).
Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с разделом XV(1) указанных выше Правил.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Положения абзаца 2 пункта 148(30) Правил предусматривают определение размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае принятия органом государственной власти субъекта РФ решения об осуществлении потребителями оплаты данной коммунальной услуги из общей площади жилого помещения, что соответствует нормам жилищного законодательства и законодательства в области обращения с отходами.
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, рассчитанную из общей площади, определяется в соответствии с формулой 9(2) Приложения к Правилам.
Согласно данной формуле плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается из общей площади жилого помещения, норматива накопления твердых коммунальных отходов и цены на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 4 статьи 24.10 Федерального закона Российской Федерации от <дата изъята> N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата изъята> N 1390 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений, а также порядок расчета количества отходов, установлен в п. 1 Правил.
В соответствии с п. 3 Правил установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов отнесено к полномочиям исполнительных органов субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законами субъектов Российской Федерации).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 24.6 Федерального закона от <дата изъята> N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата изъята> N 1156 (далее по тексту - Правила N 1156), обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 9 Правил N 1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами. В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 354 коммунальными услугами является деятельность исполнителя коммунальных услуг, в том числе по обращению с твердыми коммунальными отходами, то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах.
Подпунктом "а" пунктом 33 Правил N 354 установлено, что потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
В силу пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата изъята> N 1039 (далее - Правила N 1039) места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Органы местного самоуправления также обязаны определять схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и вести их реестр, включающий в себя данные о нахождении мест (площадок) накопления ТКО, об их технических характеристиках, сведения о собственниках мест (площадок) накопления ТКО и данные об источниках образования ТКО (пункты 4, 5 статьи 13.4 Федерального закона от <дата изъята> N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункты 11, 15 - 19 Правил N 1039).
Из системного толкования вышеназванных норм права следует, что создание мест (площадок) накопления ТКО, по общему правилу, относится к полномочиям (обязанностям) органов местного самоуправления.
Санитарные правила устанавливают в том числе санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений и являются обязательными для исполнения хозяйствующими субъектами, к которым отнесены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические лица и граждане, в том числе индивидуальные предприниматели (пункт 1).
Согласно пункту 3 санитарных правил и норм СанПиН <дата изъята>-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее также - Санитарные правила), утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от <дата изъята> N 3, на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее также - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее также - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее также - специальные площадки) (абзац первый). Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки (абзац второй). Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра (абзац третий).
Согласно пункту 4 СанПиН <дата изъята>-21 расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.
Пунктом 6 СанПиН <дата изъята>-21 установлено, что количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО.
Пункт 1 статьи 3.4 Федерального закона от <дата изъята> N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Как указывает Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от <дата изъята> N 27-П, предусмотренное статьей 42 Конституции Российской Федерации право каждого на благоприятную окружающую среду - в контексте провозглашенных в ее преамбуле цели обеспечения благополучия и процветания России и ответственности за страну перед нынешним и будущими поколениями, а также конституционного требования о сбалансированности прав и обязанностей гражданина (статья 75.1) - неразрывно связано с конституционной обязанностью сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58). Исполнению данной конституционной обязанности, являющейся одновременно частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, и вместе с тем достижению конституционно значимой цели сохранения благоприятной окружающей среды, включая ее защиту от негативного воздействия отходов производства и потребления, призван содействовать, в частности, Федеральный закон "Об охране окружающей среды", который в развитие упомянутых конституционных предписаний устанавливает правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, в том числе определяет полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в данной сфере, а также предусматривает требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, включая требования при обращении с отходами производства и потребления (статья 51).
Данный Федеральный закон исходит из принципа ответственности органов всех трех уровней публичной власти за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях (абзац одиннадцатый статьи 1 и абзац шестой статьи 3), что согласуется с конституционными предписаниями о единстве системы публичной власти.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации отмечает, что органы местного самоуправления могут являться субъектами, непосредственно ответственными за содержание (в том числе за недопущение размещения отходов) не только земель и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, но и расположенных в границах этих муниципальных образований земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также земельных участков, находящихся в государственной собственности и не закрепленных за конкретным пользователем, в тех ситуациях, когда твердые коммунальные отходы размещены исключительно или преимущественно населением муниципального образования и при этом их размещение находится в прямой зависимости от ненадлежащего исполнения органом местного самоуправления данного муниципального образования возложенных на него полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (прежде всего в части организации на территории муниципального образования удовлетворяющих потребностям жителей мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов) и муниципального земельного контроля. То есть возникновение или продолжение функционирования конкретного места размещения отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования.
С <дата изъята> в соответствии с Федеральным законом от <дата изъята> N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к числу вопросов местного значения городского поселения стало относиться участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному) и транспортированию твердых коммунальных отходов, при этом на территориях сельских поселений, входящих в состав муниципального района, данный вопрос решается органом местного самоуправления соответствующего муниципального района, если его решение не отнесено к ведению органов местного самоуправления сельских поселений законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений; к числу же вопросов местного значения муниципального района отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории соответствующего муниципального района (пункт 18 части 1, части 3 и 4 статьи 14 и пункт 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от <дата изъята> N 503-ФЗ).
На основании пункта 2 статьи 24.7 Федерального закона от <дата изъята> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы (далее - ТКО) в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 148 (22) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата изъята> <номер изъят> исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан: предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги.
На основании пункта 20 Федерального закона Российской Федерации «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее <дата изъята>.
Пунктом 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 24.9 Федерального закона от <дата изъята> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» государственное регулирование тарифов в области обращения с ТКО осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Единый тариф на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается в отношении региональных операторов. Иные подлежащие регулированию тарифы устанавливаются в отношении операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Как следует из пункта 2 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, в публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.
Из разъяснений, содержащихся в пунктах 17 - 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата изъята> <номер изъят> «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора» следует, что в силу пункта 2 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в публичном договоре цена товаров, работ или услуг может различаться для потребителей разных категорий, например для учащихся, пенсионеров, многодетных семей. Категории потребителей могут быть установлены законом, иным правовым актом или определены лицом, обязанным заключить публичный договор, например, правилами программы лояльности, исходя из объективных критериев, в том числе связанных с личными характеристиками потребителей, если названные критерии не противоречат закону. Если категории потребителей определены лицом, обязанным заключить договор, то соответствующая информация должна быть доступна для потребителей, например, размещена на официальном сайте такого лица.
Судом установлено, что ФИО1 является собственником жилого дома, находящегося по адресу: <адрес изъят>, <адрес изъят>», <адрес изъят>.
ООО «УК «ПЖКХ» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами по Западной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан, в указанную зону входит и поселок «Университетский городок КФУ».
На территории поселка «Университетский городок КФУ» отсутствуют места (площадки) накопления ТКО, внесенные органом местного самоуправления в реестр мест (площадок) накопления ТКО, что не оспаривалось сторонами.
Правление ЖСК «Университетский городок КФУ» и жителя поселка с начала 2021 года по настоящее время ведут переписку по вопросу организации вывоза ТКО из поселка «Университетский городок КФУ» с МКУ «<адрес изъят> ИКМО <адрес изъят>» и ООО «УК «ПЖКХ», направляет жалобы в <адрес изъят>, Прокуратуру <адрес изъят>, Государственную жилищную инспекцию РТ, Управление Роспотребнадзора по РТ об организации вывоза ТКО с территории поселка.
От МКУ «<адрес изъят> ИКМО <адрес изъят>» были получены ответы от <дата изъята>, от <дата изъята>, от <дата изъята>, от <дата изъята>, от <дата изъята>, от <дата изъята>, от <дата изъята>, в организации бестарного сбора ТКО и последующего его вывоза было отказано в связи с отсутствием твердого покрытия дорожной сети.
В ответе ООО «УК «ПЖКХ» от <дата изъята> жителям поселка для складирования ТКО было рекомендовано пользоваться площадками по адресам: в ж.м. Константиновка по <адрес изъят> Привольная, <адрес изъят>Б, <адрес изъят> <адрес изъят>, в ж.м. Малые Клыки - по ул.пер. Дорожный, <адрес изъят>.
От ООО «УК «ПЖКХ» был получен ответ от <дата изъята>, в котором ответчик также отказал в организации подомового сбора с последующим вывозом ТКО в связи с отсутствием твердого покрытия дорожной сети на территории поселка. В ответе ООО «УК «ПЖКХ» от <дата изъята> также было указано на то, что жители Университетского городка КФУ не лишены возможности складировать ТКО на муниципальных контейнерных площадках.
Также в 2021 года было направлено обращение в Генеральную прокуратуру РФ, ответ на которое от <дата изъята> был подготовлен <адрес изъят>. Согласно данному ответу, по результатам проверки, прокуратурой района в адрес главы администрации <адрес изъят> Исполнительного комитета муниципального образования <адрес изъят> в части отсутствия емкостей для сбора ТКО на контейнерной площадке внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства об отходах производства и потребления.
<дата изъята> электронным голосованием собственников домов в поселке «Университетский городок КФУ» было принято решение о так называемом «мешочном» (подомовом) вывозе мусора из поселка. Из 130 собственников в голосовании приняло участие 68 человек (больше половины), из них «за» «мешочный» вывоз мусора проголосовали 35 человек (51,5%), «за» вывоз мусора с единой контейнерной площадки - 29 человек (42,6%) и «воздержались» - 4 человека (5,9%).
Согласно письму МКУ «<адрес изъят> Исполнительного комитета муниципального образования <адрес изъят>» от <дата изъята> <номер изъят> Администрацией было направлено письмо от <дата изъята> <номер изъят> в адрес Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета <адрес изъят> с просьбой определить земельные участки в поселке «Университетский городок КФУ» под строительство контейнерных площадок для дальнейшего сбора и вывоза ТКО. В настоящее время на территории жилого массива отсутствуют участки соответствующие СанПиН <дата изъята>-21 и местным нормативам градостроительного проектирования городского округа <адрес изъят> (МНГП), согласно которым площадки для установки контейнеров для сбора ТКО должны быть удалены от многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи не менее 20 метров, но не более 100 метров. Однако, при проявлении инициативы со стороны жителей жилого массива «Университетский городок КФУ» в части подбора земельных участков Администрация готова рассмотреть данные предложения.
В пункте 10 Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата изъята> N 1156 определено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
В подпункте «в» пункта 2.8. Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Татарстан, утвержденного Постановление КМ РТ от <дата изъята> N 1202, предусмотрено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает в качестве одного из способов складирования твердых коммунальных отходов их складирование в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Согласно абзацу 2 пункта 15 СанПиН <дата изъята>-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» допускается сбор и удаление (вывоз) ТКО с территорий сельских поселений или с территорий малоэтажной застройки городских поселений бестарным методом (без накопления ТКО на контейнерных площадках).
Настоящие санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами. Положения приведенного законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Вместе с тем, при наличии обстоятельств, препятствующих сбору и вывозу ТКО в поселке «Университетский городок КФУ» с мест накопления ТКО, региональным оператором ООО «УК «ПЖКХ» в целях создания санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предотвращения размещения ТКО на земельных участках, не предназначенных для этих целей, не был использован бестарный метод сбора и вывоза ТКО (без накопления ТКО на контейнерных площадках) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Способ удаления ТКО бестарным методом (в пакетах и других емкостях) согласован с населением поселка «Университетский городок КФУ», и выбран большинством голосов собственников жилых домов поселка, что в свою очередь не нарушает права жителей поселения на благоприятную окружающую среду.
При обосновании невозможности «мешочного» сбора и вывоза ТКО с территории поселка «Университетский городок КФУ» ответчики ссылаются на положение СанПиН <дата изъята>-21 (абз. 2 п. 3) о том, что контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. При этом наличие подъездного пути и твердого покрытия перечисляются через запятую, т.е. являются отдельными требованиями к контейнерным площадкам.
Вместе с тем, «мешочный» вывоз мусора (бестарный согласно п. 10 Правил <номер изъят>) в целом не предполагает накопления отходов на контейнерных площадках, соответственно, требования к контейнерным площадкам не могут являться основаниями для отказа в (бестарном) вывозе мусора.
Кроме того, на территории поселка «Университетский городок КФУ» есть дорожная сеть, состоящая из улиц Габриэля Шершеневича, Максима Зевахина, Максима Дмитриева, Даяна Мурзина и Миркасыма Усманова, земельные участки под которыми принадлежат исполнительному комитету муниципального образования <адрес изъят>, которая покрыта щебнем, местами бетоном и железобетонным боем. Это твердые дороги, которыми жители поселка на постоянной основе пользуются более 5 (пяти) лет. Следовательно, требование наличия подъездного пути к контейнерным площадкам соблюдено.
Истец обращалась к региональному оператору с требованием о применении способа складирования ТКО в пакетах и иных емкостях, предоставленных региональным оператором, что являлось допустимым согласно пункту 10 Правил N 1156 и законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации, а также предусмотрено правилами благоустройства муниципального образования.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований ФИО1 к ООО «УК «ПЖКХ» об организации вывоза твердых коммунальных отходов в отношении дома по адресу: <адрес изъят>.
Вместе с тем с не находит оснований для удовлетворения исковых требований к МКУ «<адрес изъят> Исполнительного комитета муниципального образования <адрес изъят>», поскольку оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в пакеты или другие емкости возложена на регионального оператора.
В силу части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В данном случае в обоснование факта оказания услуг по обращению с ТКО ответчик ООО «УК «ПЖКХ» ссылается на регулярное осуществление вывоза ТКО с мест (площадок) накопления ТКО в <адрес изъят>, внесенных органом местного самоуправления в реестр мест (площадок) накопления ТКО (в ж.м. Константиновка по <адрес изъят> что подтверждается отчетами о фактически вывезенных отходах.
Однако, как следует из пункта 9 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата изъята> N 1039 (далее Правила N 1039), потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В соответствии с пунктом 15 Правил N 1039, потребителям запрещается осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.
С учетом изложенного, вопреки доводам ответчика ООО «УК «ПЖКХ», место накопления, из которого региональным оператором осуществляется вывоз ТКО, является существенным условием договора об оказании услуг в сфере обращения с ТКО и в том случае, когда источник образования отходов и соответствующее место накопления ТКО территориальной схемой не определены, и между региональным оператором и потребителем в порядке, предусмотренном пунктами 8(11)-8(14), не урегулировано условие об ином способе складирования отходов, договор на оказание услуг по обращению с ТКО не может считаться заключенным.
В данном случае ООО «УК «ПЖКХ» в ходе рассмотрения дела не ссылался и судом не установлено, что предоставление услуги было обеспечено без использования соответствующих площадок в порядке, предусмотренном подпунктом "в" пункта 10 Правил N 1156 (сбор в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором).
При изложенных обстоятельствах в отсутствие сведений о включении принадлежащего истцу дома в качестве источника образования ТКО в реестр мест (площадок) накопления ТКО представленные ООО «УК «ПЖКХ» маршрутные журналы о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке) твердых коммунальных отходов с иных оборудованных площадок накопления отходов в поселка «Университетский городок КФУ», суд приходит к выводу об отсутствии допустимых доказательств оказания ООО «УК «ПЖКХ» истцу услуги по обращению с ТКО. При этом презумпция образования у потребителя ТКО, на которую ссылался ООО «УК «ПЖКХ» в ходе рассмотрения дела, не освобождает его от обязанности доказать факт оказания услуг по их вывозу и дальнейшему обращению с ними.
Согласно правовой позиции, изложенной в пунктах 14, 15 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <дата изъята>, при отсутствии договора на оказание услуг по обращению с ТКО, подписанного сторонами в виде единого документа, место накопления ТКО, предназначенное для конкретного источника образования отходов, определяется в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами. Услуга по обращению с ТКО не может считаться оказанной только ввиду образования отходов как неизменного фактора, сопутствующего жизнедеятельности человека, если при этом не соблюдаются требования к организации исполнения данной услуги, предусмотренные действующим законодательством. В случае если место накопления ТКО и (или) источник образования отходов не включены в территориальную схему обращения с отходами, региональный оператор должен доказывать факт реального оказания услуг собственнику ТКО. Поскольку доказательств оказания услуг потребителю региональным оператором представлено не было, предписание органа жилищного надзора о перерасчете платы является законным. Если собственник ТКО докажет, что региональный оператор фактически вывоз отходов не осуществлял, в иске последнего о взыскании платы за оказание услуг должно быть отказано. Таким образом, позиция регионального оператора, согласно которой услуга по обращению с ТКО оказана вне зависимости от места их складирования, противоречит действующему законодательству и материалам дела.
Доказательств организации сбор и вывоза ТКО для жителей жилого дома по адресу: <адрес изъят>, иными способами, помимо вывоза ТКО с площадки по адресу: ж.м. Малые Клыки - по ул.пер. Дорожный, <адрес изъят>, стороной ответчика не представлено. В то же время, такие способы предусмотрены Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата изъята> N 1156.
Поскольку ответчик указал только один способ вывоза ТКО - с контейнерных площадок, которые расположены на расстоянии более 500 метров от дома истца, доказательств применения иного способа накопления ТКО и извещения об этом истца, не предоставил, суд приходит к выводу о том, что услуга по вывозу ТКО фактически истцу надлежащим образом в соответствии с действующим законодательством не оказывалась за спорный период и не оказывается в настоящее время.
Поскольку судом установлено, что собственнику жилого по адресу: <адрес изъят>, не оказывается услуга по обращению с ТКО, взимание платы за данную коммунальную услугу является нарушением подпункта "а", "г" пункта 148 (22) Правил N 354. Факт отсутствия в районе дома истца контейнерных площадок для сбора ТКО удовлетворяющих требованиям Правил подтверждается материалами дела, и ответчиком не оспаривается и не опровергнут. Факт реального оказания истцу услуги по обращению с ТКО ответчиком не подтвержден.
Доводы представителя ответчика о том, что истец фактически пользуется услугами к ООО «УК «ПЖКХ» по обращению с ТКО, поскольку может пользоваться и производить складирование ТКО в близлежащие контейнерные площадки, противоречит изложенным выше нормам права и не подтвержден доказательствами в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ.
При таких обстоятельствах, начисление ФИО1 платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО является неправомерным.
При таких обстоятельствах, исходя из недоказанности факта реального оказания региональным оператором истцу услуг по обращению с ТКО в спорный период, суд приходит к выводу об обоснованности требований ФИО1 к ООО «УК «ПЖКХ» о признании незаконными действий по начислению платы за услугу по обращению с ТКО по адресу: <адрес изъят>, и возложении обязанности произвести списание начисленной задолженности с лицевого счета, выставленного ФИО1 за услугу по обращению с ТКО по адресу: <адрес изъят>, по состоянию на <дата изъята> и не производить начисления за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами с <дата изъята> до момента организации обращения с твердыми коммунальными отходами в отношении дома по адресу: <адрес изъят> соответствии с нормативными правовыми актами.
В силу статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно пункту 2 статьи 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права граждан, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию; в иных случаях, предусмотренных законом.
На основании статьи 15 Закона Российской Федерации от <дата изъята> <номер изъят> «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд с учетом положений статей 151, 1101 ГК РФ, с учетом принципа разумности и справедливости, приходит к выводу о том, что с ответчика ООО «УК «ПЖКХ» в счет компенсации морального вреда истца подлежит взысканию сумма в размере 5000 рублей.
Согласно пункту 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1).
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата изъята> <номер изъят> «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса РФ об ответственности за нарушение обязательств» на основании пункта 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре, в том числе предполагающего воздержание должника от совершения определенных действий, а также к исполнению судебного акта, предусматривающего устранение нарушения права собственности, не связанного с лишением владения (статья 304 ГК РФ), судом могут быть присуждены денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя (судебная неустойка).
Уплата судебной неустойки не влечет прекращения основного обязательства, не освобождает должника от исполнения его в натуре, а также от применения мер ответственности за его неисполнение или ненадлежащее исполнение (пункт 2 статьи 308.3 ГК РФ).
Суд не вправе отказать в присуждении судебной неустойки в случае удовлетворения иска о понуждении к исполнению обязательства в натуре.
Судебная неустойка может быть присуждена только по заявлению истца (взыскателя) как одновременно с вынесением судом решения о понуждении к исполнению обязательства в натуре, так и в последующем при его исполнении в рамках исполнительного производства (часть 4 статьи 1 ГПК РФ).
При определении размера неустойки учитывается, что спор возник в результате непредоставления ответчиком услуг по вывозу ТКО, ответчик является юридическим лицом, на которое в силу закона возложена обязанность по обеспечению вывоза ТКО. С учетом этого суд полагает, что с ответчика подлежит взысканию неустойка в случае неисполнения решения суда по истечении 30 дней со дня вступления решения в законную силу в размере 300 рублей за каждый день просрочки исполнения и до фактического исполнения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО1 (паспорт серии <номер изъят> <номер изъят>) к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Предприятие жилищно-коммунального хозяйства» (ИНН 1660274803), Муниципальному казенному учреждению «<адрес изъят> Исполнительного комитета муниципального образования <адрес изъят>» (ИНН 1660086060) о признании незаконным начисления задолженности за обращение с твердыми коммунальными отходами, возложении обязанности произвести перерасчет платежей, организовать сбор мусора, взыскании морального вреда и неустойки удовлетворить частично.
Признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Предприятие жилищно-коммунального хозяйства» по начислению платы за услугу по обращению с ТКО по адресу: <адрес изъят>.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Предприятие жилищно-коммунального хозяйства» организовать вывоз твердых коммунальных отходов в отношении дома по адресу: <адрес изъят>.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Предприятие жилищно-коммунального хозяйства» произвести списание начисленной задолженности с лицевого счета, выставленного ФИО1 за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: <адрес изъят>, по состоянию на <дата изъята> и не производить начисления за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами с <дата изъята> до момента организации обращения с твердыми коммунальными отходами в отношении дома по адресу: <адрес изъят> соответствии с нормативными правовыми актами.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Предприятие жилищно-коммунального хозяйства» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 5000 (пять тысяч) рублей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Предприятие жилищно-коммунального хозяйства» в пользу ФИО1 в случае неисполнения решения суда по истечении 30 дней со дня вступления решения в законную силу неустойку в размере 300 (триста) рублей за каждый день просрочки исполнения и до фактического исполнения.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Советский районный суд <адрес изъят>.
Судья: подпись К.Ю. Казакова
Копия верна. Подлинник находится в гражданском деле <номер изъят>
Судья: К.Ю. Казакова
Мотивированное решение составлено <дата изъята>