Решение по делу № 12-81/2024 от 04.06.2024

12-81/2024

38RS0030-01-2024-001883-89

РЕШЕНИЕ

г.Усть-Илимск

(ул.Декабристов, д.3, каб.405)                                                               9 августа 2024 года

Судья Усть-Илимского городского суда Иркутской области Никешин Л.А.,

с участием главного государственного инспектора г.Усть-Илимска, Усть-Илимского и Нижнеилимского районов Никитченко И.В.,

рассмотрев жалобу Администрации города Усть-Илимска в лице представителя юридического лица мэра города Усть-Илимска Щекиной А.И. на постановление заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору г.Усть-Илимска, Усть-Илимского и Нижнеилимского районов Анучина А.Б. о назначении административного наказания от 29 мая 2024 года о привлечении юридического лица – Администрации города Усть-Илимска к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ :

Постановлением заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору г.Усть-Илимска, Усть-Илимского и Нижнеилимского районов Анучина А.Б. от 29 мая 2024 года юридическое лицо – Администрация города Усть-Илимска, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

На указанное постановление представителем юридического лица мэром города Усть-Илимска Щекиной А.И. подана жалоба, в которой она, не соглашаясь с постановлением, просит об его отмене с прекращением производства по делу об административном правонарушении. Указывает, что требования к Администрации города Усть-Илимска не обоснованы, поскольку надзорным органом не приведено доказательств, свидетельствующих о наличии состава административного правонарушения. Так, в соответствии с оспариваемым постановлением Администрацией города Усть-Илимска не осуществляются мероприятия по обеспечению жилой застройки левобережной части города Усть-Илимска источниками наружного противопожарного водопровода (м-н Тушамский, р-н РЭС-2, ул.Ковровая, ул.Цветочная, ул.Тополиная, ул.Первомайская, ул.Корчагина, ул.Попова, ул.Радищева, ул.Заречная, ул.Бурлова, ул.Сосновая, ул.Пролетарская, ул.Кедровая). При этом, некоторая жилая застройка левобережной части города не является муниципальным имуществом, поскольку большинство земельных участков, на которых расположена вышеуказанная жилая застройка, находятся в неплановой застройке города Усть-Илимска, частично земли переданы в пользование на основании договоров аренды, частично приватизированы и находятся в частной собственности граждан, либо заняты путем самозахвата и используются незаконно. Следовательно, обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности должна быть возложена на владельцев указанных земельных участков. В соответствии с постановлением главы Администрации города Усть-Илимска от 30 июля 2009 года № 381 «Об утверждении Реестра наименований элементов уличной сети плановой застройки в городе Усть-Илимске, Перечня названий поименованных территорий и иных поименованных объектов уличной сети, сложившихся в городе Усть-Илимске, о принятии к сведению Перечня элементов уличной сети неплановой застройки города Усть-Илимска» такие элементы уличной сети, как «м-н Тушамский», «р-н РЭС-2» в Перечне названий поименованных территорий и иных поименованных объектов уличной сети, сложившихся в городе Усть-Илимске, отсутствуют, поэтому на каких элементах уличной сети якобы выявлено нарушение непонятно. Улица «Дымчатая», «Кедровая», «Пролетарская», «Угловая» из Перечня элементов уличной сети неплановой застройки города Усть-Илимска исключены. Установить точное месторасположение, где Администрацией города Усть-Илимска допущены нарушения, не представляется возможным. Учитывая то, что нарушения требований пожарной безопасности выявлены на «несуществующих» объектах, объектах, находящихся во владении третьих лиц, на объектах с неизвестным месторасположением, в материалах административного дела и в оспариваемом постановлении отсутствуют сведения и доказательства, подтверждающие наличие в действиях Администрации города признаков вменяемого административного правонарушения. Кроме того, в городе Усть-Илимске улица «Г.Труда» отсутствует, существует улица «Героев Труда», существует улица «Высотная», улицы «Высотной» нет, ка и нет улицы «Усть-Илимское шоссе», включено в реестр шоссе «Усть-Илимское». Пожарные гидранты, указанные в п.2 таблицы нарушений, не являются муниципальной собственностью, вменение данного нарушения Администрации города неправомерно. Кроме того, правонарушение выявлено 25 апреля 2024 года, а протокол об административном правонарушении составлен 17 мая 2024 года. Таким образом, Администрация города Усть-Илимска не может являться лицом, ответственным за соблюдение правил противопожарного режима на территории поселений, жилой застройки, не являющейся муниципальным имуществом, и не может быть признана надлежащим субъектом ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

Представитель Администрации города Усть-Илимска в судебное заседание не явился, юридическое лицо извещено надлежащим образом путем личного вручения извещения заместителю мэра города Старикову Е.В., в связи с чем, судом принято решение о рассмотрении дела в их отсутствие.

При рассмотрении дела 29 июля 2024 года представитель юридического лица Стариков Е.В. действующий на основании доверенности доводы жалобы поддержал в полном объеме. Указал, что Администрация города Усть-Илимска активно сотрудничает с органами пожарного надзора, выполняет все требования по мере финансовой и технической возможности, устраняет выявленные нарушения. Акцентировал внимание на необоснованное вменение содержания пожарных гидрантов, которые не относятся к муниципальной собственности.

Главный государственный инспектор по пожарному надзору г.Усть-Илимска, Усть-Илимского и Нижнеилимского районов Никитченко И.В. в судебном заседании указал на законность и обоснованность привлечения Администрации города Усть-Илимска к административной ответственности. Представил письменный отзыв. Дополнительно пояснил, что указанные в материалах дела названия улиц и районов, их письменное сокращение, и которые незначительно отличны от названий представленных представителем администрации, не влияют на существо вмененного правонарушения, эти обстоятельства являются малозначительными, поскольку все сведения берутся из различных источников, в том числе записей Единого государственного реестра недвижимости, иных документов. Соблюдение противопожарных требований распространяется на всю территории муниципального образования, и в ходе осмотра мест выявления нарушений, которые зафиксированы в соответствующих документах, и с которыми представители администрации были ознакомлены, какого-либо недопонимания не вызвали, замечаний не было. Указал и на то, что в настоящий момент, не имеется сведений указывающих на то, что пожарные гидранты перечисленные в таблице выявленных нарушений относятся к муниципальной собственности. Лицензия на осуществление деятельности по содержанию и техническому обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности у Администрации отсутствует, однако вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения отнесены к вопросам местного значения. Действительно имело место нарушение срока составления протокола об административном правонарушении, однако указанный недостаток не является существенным.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность вынесенного по делу постановления, приходит к выводу, что оснований для отмены постановления должностного лица не имеется.

Согласно ч.1 ст.20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Согласно ст.2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, к которым относится нарушение требований пожарной безопасности.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях, в соответствие со ст.24.1 КоАП РФ, являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствие с законом.

Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами (далее - организации), должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - граждане)

В соответствии со ст.37 Федерального закона № 69-ФЗ, руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (ст.38 Федерального закона № 69-ФЗ).

Согласно Уставу муниципального образования город Усть-Илимск - мэр города является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, исполняет полномочия главы Администрации города (статья 31).

Администрация города является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органом местного самоуправления федеральными законами и законами Иркутской области. Администрацией города руководит мэр города на принципах единоначалия. Администрация города обладает правами юридического лица (ст.37 Устава).

Согласно ст.8 Устава, к вопросам местного значения относится в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования.

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

На основании п.10 ч.1 ст.16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.

Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Федеральный закон № 123-ФЗ устанавливает, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также одного из следующих условий: 1) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в п.1 ч.3 ст.4 настоящего Федерального закона; 2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 3) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; 4) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; 5) результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с ч.7 настоящей статьи (ст.6 Федерального закона 123-ФЗ).

В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат в том числе: событие административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Как было установлено при рассмотрении дела об административном правонарушении, и что нашло подтверждение при рассмотрении жалобы, при проведении в период с 14 часов 00 минут до 16 часов 30 минут 22 апреля 2024 года, с 15 часов 00 минут до 17 часов 00 минут 23 апреля 2024 года внеплановой выездной проверки по адресу: <адрес> (л.м.8-20), о чем был составлен 25 апреля 2024 года акт внеплановой выездной проверки (л.д.4-5), выявлены нарушения требований пожарной безопасности:

- не осуществляются мероприятия по обеспечению жилой застройки левобережной части города Усть-Илимска источниками наружного противопожарного водопровода, а именно: м-н Тушмаский, р-н РЭС-2, ул.Ковровая, ул.Цветочная, ул.Тополиная, ул.Первомайская, ул.Корчагина, ул.Попова, ул.Радищева, ул.Заречная, ул.Бурлова, ул.Сосновая, ул.Болотная, ул.Угловая, ул.Дымчатая, ул.Пролетарская, ул.Кедровая;

- пожарные гидранты, расположенные на наружных водопроводных сетях, относящиеся к источникам наружного противопожарного водоснабжения г.Усть-Илимска, находятся в неисправном состоянии (согласно сводному акту от 17 октября 2023 года г.Усть-Илимск), а именно: ПГ - <адрес> (не открывается), ПГ - <адрес> (демонтирован), ПГ (демонтирован);

- в границах города Усть-Илимска на земельных участках, находящихся в собственности муниципального образования города Усть-Илимска, расположенных в жилом микрорайоне Тушамский (под воздушными линиями электропередач и на прилегающей территории) не производится своевременная уборка мусора, устроены свалки в виде отходов лесопиления (место выявления нарушения: Иркутская область, г.Усть-Илимск);

- не обеспечено надлежащее техническое содержание дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям, строениям рядом с домом по <адрес> (фактически устроено складирование лесоматериала на дороге общего пользования, в связи с чем ограничивается проезд) (место выявления нарушения: <адрес>;

- в границах города Усть-Илимска на территориях общего пользования, допускается складирование материалов, мусора, травы и иных отходов по <адрес> (лесоматериал: кругляк), <адрес> (строительный мусор), <адрес> (отходы лесопиления: опилки, горбыль), между <адрес> (отходы лесопиления: горбыль), <адрес> (отходы лесопиления: горбыль, опилки).

- допускаются свалки горючего мусора, в том числе в виде заброшенных, сгоревших домов и иных отходов, а именно: по <адрес> (свалка горючего мусора) по <адрес> (строительный мусор, не произведен покос травы), <адрес> (сгоревший строительный мусор в виде дома), <адрес> (сгоревший строительный мусор в виде дома), напротив <адрес> (сгоревший строительный мусор в виде дома), <адрес> (складирование горючего мусора в виде лесоматериала), <адрес> (свалка горючего материала: автомобильная резина, шпалы), ул.<адрес> (складирование отходов лесопиления: горбыль), <адрес> в лесной зоне (складирование горючих отходов в виде автомобильной резины), <адрес> (складирование горючего строительного мусора), <адрес> (складирование горючего строительного мусора).

- не обеспечена очистка территории от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером, а именно: <адрес> (дом), участок рядом с <адрес>.

В отношении Администрации города Усть-Илимска 17 мая 2024 года в присутствии представителя юридического лица (распоряжение от 13 мая 2024 года № 196-р) был составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, вынесено определение о назначении места и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, и 29 мая 2024 года постановлением заместителя главного государственного инспектора Анучина А.Б. юридическое лицо было признано виновным в совершении правонарушения и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в сумме 300 000 рублей.

При рассмотрении дела по существу инспектором по пожарному надзору Анучина А.Б. предметом исследования были материалы административного дела: протоколы осмотров от 22 и 23 апреля 2024 года, фототаблица, акт выездной проверки от 25 апреля 2024 года, протокол об административном правонарушении от 17 мая 2024 года, и была дана оценка исследованному. В связи с чем инспектором по пожарному надзору Анучина А.Б., обоснованно сделан вывод о том, что в действиях юридического лица имело место нарушение требований Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479.

Так, в соответствии с ч.3 ст.68 Федерального закона № 123-ФЗ на территории населенных пунктов должны быть оборудованы наружным противопожарным водопроводом, обеспечивающим требуемый расход воды на пожаротушение зданий и сооружений. При этом расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания и сооружения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479, утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее по тексту – Правила).

Пунктом 48 Правил противопожарного режима в Российской Федерации установлено, что руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружного противопожарного водоснабжения, находящегося в зоне эксплуатационной ответственности организации, и организует проведение проверок на водоотдачу не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.

Пунктом 75 Правил установлено, что органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

При этом, на территориях общего пользования городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, на территориях садоводства или огородничества, в том числе вне границ указанных территорий, в охранных зонах линий электропередачи, электрических станций и подстанций, а также в лесах, лесопарковых зонах и на землях сельскохозяйственного назначения запрещается устраивать свалки отходов (пункт 69 Правил).

Правообладатели земельных участков обеспечивают надлежащее техническое содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям, строениям и наружным установкам, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам, резервуарам, естественным и искусственным водоемам, являющимся источниками наружного противопожарного водоснабжения (пункт 71 Правил).

Пунктом 65 Правил установлено, что запрещается использовать противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями для складирования материалов, мусора, травы и иных отходов, оборудования и тары, строительства (размещения) зданий и сооружений, в том числе временных, для разведения костров, приготовления пищи с применением открытого огня (мангалов, жаровен и др.) и сжигания отходов и тары.

Кроме того, пунктом 68 Правил установлено, что на территориях общего пользования, прилегающих к жилым домам, садовым домам, объектам недвижимого имущества, относящимся к имуществу общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, а также в лесах, лесопарковых зонах и на землях сельскохозяйственного назначения запрещается устраивать свалки горючих отходов.

Пунктом 70 Правил установлено, что в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.

Должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении юридического лица в полном объеме выполнены положения ст.24.1 КоАП РФ, регламентирующей задачи производства по делам об административных правонарушениях, к которым относится всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также положения ст.26.11 КоАП РФ, возлагающей на должностное лицо обязанность осуществления производства по делу об административном правонарушении и оценку доказательств по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Нарушений правил оценки доказательств должностным лицом в целом не допущено.

Протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований, предусмотренных ст.28.2 КоАП РФ.

Как при рассмотрении дела об административном правонарушении у должностного лица, так и судьи при рассмотрении жалобы, не возникли сомнения в достоверности, допустимости и достаточности представленных доказательств виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

К доводам о необоснованном вменении нарушения требований по содержанию пожарных гидрантов указанных в п.2 таблицы, поскольку они не являются муниципальной собственностью, суд относится критически исходя из следующего.

Согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», пожарная безопасность, это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст.3 Федерального закона N 69-ФЗ).

В соответствии с со ст.68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения. К наружному противопожарному водоснабжению относятся: 1) централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод); 2) водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) пожарные резервуары.

Согласно ст.10 и 19 Федерального закона N 69-ФЗ, финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.

Как указывалось выше, в соответствии с требованиями Федерального закона № 69-ФЗ, и Федерального закона № 131-ФЗ, к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

В судебном заседании представитель Администрации обращал внимание на то, что пожарные гидранты не являются муниципальной собственностью, кроме того деятельность по их обслуживанию и ремонту лицензируемая.

Государственный инспектор Никитченко И.В. также указал на отсутствие у Администрации такой лицензии, необходимость наличия которой определяется Федеральным законом, Положением о лицензировании деятельности по обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности. Также отсутствуют сведения, позволяющие бесспорно утверждать, что пожарные гидранты не являются муниципальной собственностью.

Суд соглашается, что согласно Федеральному закону от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию. 1 января 2021 года вступило в законную силу Постановление Правительства РФ от 28.07.2020 N 1128 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений». Действительно, обслуживание и ремонт пожарных гидрантов в соответствии с указанными выше нормами устанавливает необходимость получения соответствующей лицензии. Пожарные гидранты являются имуществом, которые могут быть переданы в совокупности с иными вещами (водопроводной сетью) как их часть, так и как отдельные объекты имущества. Вместе с тем, представленные суду материалы дела, договоры купли-продажи муниципального имущества, заключенные в 2007 и 2008 годах, пояснения должностного лиц и представителя администрации, не подтверждают доводов представителя касаемо собственности вмененных пожарных гидрантов (ПГ (не открывается), ПГ (демонтирован), ПГ (демонтирован)). Перечисленные в перечне движимого имущества к договору купли-продажи муниципального имущества пожарные гидранты, не содержат указания на территориальную привязку к улицам.

При таких обстоятельствах, поскольку исполнение первичных мер пожарной безопасности, равно как и их финансовое обеспечение, в данном случае является обязанностью и расходным обязательством собственника и органа местного самоуправления, бесспорных сведений о передаче непосредственно пожарных гидрантов ПГ (<адрес>), ПГ (<адрес>), ПГ , иному собственнику не представлено, таким образом их содержание, текущее обслуживание и капитальный ремонт входит в компетенцию органов местного самоуправления как элемента системы обеспечения пожарной безопасности. Каких-либо препятствий для выполнения требований законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности, заключения договоров (контрактов) с организациями, имеющими соответствующие лицензии по обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности, не имеется.

Доводы жалобы о том, что обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности должна быть возложена на владельцев земельных участков (их жителей), в том числе осуществление мероприятий по обеспечению жилой застройки левобережной части города Усть-Илимска источниками наружного противопожарного водопровода, не состоятельны и опровергаются указанными выше нормами закона, в частности Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, в соответствии с которыми данная обязанность возложена на органы местного самоуправления, а также Уставом муниципального образования города Усть-Илимска.

Неточности в указании названий улиц, микрорайонов, в процессуальных документах должностным лицом существенным не является, и не свидетельствует об отсутствии в действиях (бездействии) Администрации города Усть-Илимска состава вменяемого правонарушения, поскольку, согласно, в том числе уставу, к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах всего муниципального образования. Места выявления нарушений должностным лицом установлены, в том числе соответствующими протоколами осмотра, фототаблицей, актом выездной проверки.

Нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении, существенным не является, поскольку эти сроки не являются пресекательными (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

В связи с этим, должностным лицом при составлении протокола по делу об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении сделан обоснованный вывод, что юридическим лицом - Администрацией города Усть-Илимска не осуществлены меры пожарной безопасности в границах муниципального образования. Таким образом, суд находит установленным, что в ходе проведения выездной проверки территории города Усть-Илимска Иркутской области на соответствие требованиям пожарной безопасности, были выявлены нарушения данных требований, создающие угрозу возникновения пожара, и соответственно, угроза жизни и здоровью людей.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Постановление о привлечении Администрации города Усть-Илимска к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

В части назначения наказания юридическому лицу за совершенное правонарушение инспектором по пожарному надзору Анучина А.Б. учтены имущественное и финансовое положение юридического лица, характер совершенного обществом административного правонарушения, отсутствие смягчающих и отягчающих обстоятельств. Поэтому с учетом всех данных обоснованно было принято решение о назначении юридическому лицу наказания в виде административного штрафа. Судья считает данное наказание справедливым и соразмерным содеянному. Кроме того, Администрации города Усть-Илимска неоднократно выносились предписания по устранению требований пожарной безопасности.

Оснований для признания правонарушения, совершенного юридическим лицом малозначительным, а также замены штрафа на предупреждение, не усматривается, поскольку допущенные нарушения требований пожарной безопасности могут повлечь негативные последствия, привести к недопустимому риску для жизни и здоровья людей. Недостаточные доходы, рост расходов бюджета не является основанием для невыполнения требований пожарной безопасности.

Анализируя установленные в судебном заседании обстоятельства, не нахожу оснований для отмены постановления от 29 мая 2024 года и в соответствии с п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, считаю необходимым постановление от 29 мая 2024 года в отношении Администрации города Усть-Илимска оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь требованиями статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ

Постановление заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору г.Усть-Илимска, Усть-Илимского и Нижнеилимского районов Анучина А.Б. от 29 мая 2024 года, которым юридическое лицо Администрация города Усть-Илимска привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде штрафа в сумме 300 000 рублей, оставить без изменения, жалобу Администрации города Усть-Илимска в лице представителя юридического лица мэра города Усть-Илимска Щекиной Анны Игоревны – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП РФ.

Судья:                                                                                                                Л.А. Никешин

12-81/2024

Категория:
Административные
Ответчики
Администрация города Усть-Илимска
Суд
Усть-Илимский городской суд Иркутской области
Судья
Никешин Л.А.
Статьи

20.4

Дело на странице суда
ust-ilimsky.irk.sudrf.ru
04.06.2024Материалы переданы в производство судье
05.06.2024Истребованы материалы
21.06.2024Поступили истребованные материалы
15.07.2024Судебное заседание
29.07.2024Судебное заседание
09.08.2024Судебное заседание
13.08.2024Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
13.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.10.2024Вступило в законную силу
18.10.2024Дело оформлено
18.10.2024Дело передано в архив
09.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее