Дело № 88а-13204/2020г.
ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Москва 20 мая 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Рахманкиной Е.П.,
судей Анатийчук О.М., Войты И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Зайцева Вадима Дмитриевича, Днепровской Елены Александровны на решение Никулинского районного суда г.Москвы от 16 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 20 сентября 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Зайцева Вадима Дмитриевича, Днепровской Елены Александровны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании бездействия незаконным, обязани исправить ошибку в записи ЕГРН об объекте недвижимости (номер, присвоенный судом первой инстанции 2а-210/2019 г.)
Заслушав доклад судьи Анатийчук О.М., объяснения административных истцов, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя ответчика по доверенности Панина А.А., полагавшего, что жалоба не подлежит удовлетворению, судебная коллегия,
установила:
Зайцев В.Д. и Днепровская Е.А. обратились в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Москве, в котором просили признать незаконным бездействие, обязать устранить допущенное нарушение прав сособственников, исправить ошибку в записи ЕГРН относительно адреса и вида объекта недвижимости с кадастровым номером №, указав соответственно вместо «<адрес>» «<адрес>», а в качестве вида объекта - квартира.
В обоснование требований истцы указали, что на основании договора купли-продажи являются собственниками объекта недвижимости, который по своей сути, а также с учетом вступившего в законную силу решения суда является квартирой, имеет адрес места нахождения <адрес>; вместе с тем в ЕГРН содержатся ошибочные сведения о виде жилого помещения и адресе его места нахождения (<адрес>). Они обращались в Управление Росреестра по Москве с заявлением об исправлении ошибочных сведений ЕГРН, однако им в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости без достаточных к тому оснований отказано.
Решением Никулинского районного суда г. Москвы от 16 мая 2019 года в удовлетворении заявленных требований административным истцам отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 20 сентября 2019 года решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе административный истцы ставят вопрос об отмене решения районного суда и апелляционного определения. Полагают, что выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела, судами допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 27 апреля 2020 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании кассационной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений действующего законодательства допущено не было.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Никулинского районного суда г.Москвы от 14 июня 2013 года за Дударевой Р.Ю. признано право собственности в порядке приватизации на <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную в секции «<данные изъяты>» на <данные изъяты>-м этаже по адресу: <адрес> состоящую по плану БТИ из жилой комнаты размером <данные изъяты> кв.м, (помещение №), кухни (помещение №), санузла совмещенного размером <данные изъяты> кв.м, (помещение №), коридора размером <данные изъяты> кв.м, (помещение №) - помещение №<данные изъяты>.
Вышеуказанный объект недвижимости был поставлен на кадастровый учет как жилое помещение <данные изъяты>, номер на поэтажном плане <адрес>, находящееся по адресу: <адрес>, ему присвоен кадастровый №, за Дударевой Р.Ю. было зарегистрировано на вышеуказанный объект недвижимого имущества право собственности.
ДД.ММ.ГГГГ года между ФИО7 (продавецом) и ФИО2, ФИО1 (покупателями) был заключен договор купли-продажи жилого помещения, в соответствии с котором продавец продал, а покупатели купили в общую долевую собственность по 1\2 каждому жилое помещение IV, номер на поэтажном плане <адрес>, находящееся по адресу: <адрес> кадастровым номером №.
Переход права и право общей долевой собственности на данный объект недвижимости зарегистрированы Управлением Росрестра по Москве 08 июня 2015 года.
30 ноября 2018 года Днепровской Е.А., Зайцевым В.Д. в Управление Росреестра по Москве было подано заявление об исправлении ошибочны сведений, содержащихся к ЕГРН относительно объекта недвижимости с кадастровым номером №; административные истцы, ссылаясь на решение суда от 14 июня 2013 года, просили внести изменения в запись в ЕГРН относительно адреса и вида объекта недвижимости, а именно, заменить вид наименования объекта права с «помещение: назначение жилое» на «квартира», указать в качестве адреса места нахождения объекта - <адрес>.
Уведомлением от 07 декабря 2018 года осуществление действий по государственному кадастровому учету данного объекта недвижимого имущества было приостановлено на основании пунктов 5 и 49 части 1 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» со ссылкой на то, что не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета, имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями ЕГРН о таком объекте недвижимости; документы, свидетельствующие об изменении вида и адреса заявленного объекта недвижимости, являющиеся основанием для внесения изменений об объекте в сведения кадастра недвижимости не представлены, ошибочных сведений в ЕГРН не установлено; в Федеральной информационной адресной системе заявленные сведения о присвоении испрашиваемого к установлению адреса спорному объекту недвижимости отсутствуют.
Уведомлением от 07 марта 2019 года Днепровской Е.А., Зайцеву В.Д. в государственном кадастровой учете изменений отказано в связи с непредставлением необходимых документов, истечением срока приостановления и неустранением причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Жилищного Кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и
техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования).
Согласно статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Согласно части 7 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи.
В соответствии с частью 1, пунктом 7 части 2, пунктом 6 части 5 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке; основаниями для осуществления государственного кадастрового учета является технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке; государственный кадастровый учет возможен связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости;
Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из, в частности, реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости); реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость) (статьи 7 Закона и регистрации).
В силу статьи 8 Федерального закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1-3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке.
Согласно части 4 статьи 8 Федерального закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся такие основные сведения об объекте недвижимости как:
- вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид);
- кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения;
- описание местоположения объекта недвижимости;
- основная характеристика объекта недвижимости (протяженность, глубина, глубина залегания, площадь, объем, высота, площадь застройки) и ее значение, если объектом недвижимости является сооружение;
- номер этажа здания или сооружения, на котором расположено помещение или машино-место;
Согласно части 5 названной статьи закона в кадастр недвижимости вносятся такие дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества как :
- назначение помещения (жилое, нежилое), если объектом недвижимости является помещение;
- адрес объекта недвижимости (при его наличии).
В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года №1221 «Об утверждении правил присвоения, изменения и аннулирования адресов» присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов РФ - городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов РФ на присвоение объектам адресации адресов, с использованием федеральной информационной адресной системы.
Согласно пункту 1.1 Положения о присвоении, изменении и аннулировании адресов в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 26 февраля 2016 года № 58-1111, принятие решений о присвоении объекту адресации адреса, изменении и аннулировании адреса объекта адресации, а также об отказе в присвоении объекту адресации адреса, аннулировании его адреса осуществляется Департаментом городского имущества города Москвы с привлечением уполномоченного в установленном порядке Государственного бюджетного учреждения г.Москвы Московского городского бюро технической инвентаризации
Согласно пункту 5 статьи 32 Федерального закона № 218-ФЗ обязанность по предоставлению органу регистрации прав соответствующих сведений о присвоении адресов объектам адресации, об изменении или аннулировании адресов объектов адресации, для внесения в Единый государственный реестр недвижимости возложена на оператора федеральной информационной адресной системы, осуществляющего ведение государственного адресного реестра, в сроки, установленные статьи 34 Закона.
В соответствии с пунктами 5 и 49 части 1, частью 2 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости (за исключением случаев, если вносятся изменения в указанные сведения Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости). Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Федерального закона № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
При этом в силу положений статьи 27 Федерального закона № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регламентирован статьей 61 Федерального закона № 218-ФЗ, в соответствии с нормами которой техническая ошибка, допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях.
Воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.
Суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав приведенные выше положения законов и установив, что решением суда за прежним собственником признавалось право собственности в порядке приватизации на занимаемое жилое помещение в общежитии; спорный объект недвижимости был им поставлен на кадастровый учет для целей регистрации прав на него на основании декларации об объекте недвижимости; сведения об объекте в кадастр недвижимости внесены на основании именно этой декларации и данных БТИ; в декларации вид объекта поименован как помещение, его назначение указано - жилое, вид жилого помещения - комната; адрес объекта приведен в соответствии с данными БТИ как помещение № (комнаты №) на №-м этаже <адрес> в <адрес>; данному объекту присвоен кадастровый №, оформлен кадастровый паспорт; за прежним собственником жилого помещения было зарегистрировано право собственности на данный объект недвижимости; истцами не представлено документов, свидетельствующих об изменении вида и адреса объекта недвижимости, являющихся основанием для внесения изменений об объекте в сведения кадастра недвижимости, документы, устраняющие причины приостановления, истцами представлены не были, пришли к выводу об отсутствии незаконного бездействия со стороны ответчика и оснований для возложения на него обязанности по исправлению ошибки в записи ЕГРН относительно адреса и вида объекта недвижимости.
Судебная коллегия находит выводы судебных инстанций правильными, основанными на обстоятельствах административного дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Вопреки доводам кассационной жалобы судами при разрешении настоящего дела правильно применены нормы материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с выводами судов, однако их не опровергают. Иных доводов, которые могли бы повлиять на законность оспариваемого судебного акта, кассационная жалоба не содержит.
Суды обосновано исходили из того, что ошибки в записи ЕГРН относительно адреса и вида объекта недвижимости с кадастровым номером № допущено не было. По сути, истцы ставили вопрос об изменении вида и адреса объекта недвижимого имущества – «помещение №» на «квартира». Между тем, ими не было представлено в регистрирующий орган документов о таком изменении, принятых в установленном законом порядке.
Ссылка истцов на то, что в решении суда о признании права собственности в порядке приватизации на спорный объект за прежним собственником, в наименовании объекта «помещение IV» также указано «<адрес>», с учетом обстоятельств дела не влияет на правильность выводов суда. Данному обстоятельству судами дана правовая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.
Оснований, перечисленных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и влекущих безусловную отмену, апелляционного определения по делу не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░ ░░ 16 ░░░ 2019 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 20 ░░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░