УИД:№
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
от ДД.ММ.ГГГГ по делу №
Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе судьи Мартынюк Т.В., при секретаре Чачиновой Т.С.,
с участием представителя истца Морохиной М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Усть-Кулом гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми к сельскохозяйственному производственному кооперативу «Пожег» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности направить заявку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду,
установил:
Представитель Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РК Морохина М.И., действующая на основании доверенности №-по от ДД.ММ.ГГГГ, обратилась в суд с иском к сельскохозяйственному производственному кооперативу «Пожег» (далее – СПК «Пожег») о признании незаконным бездействия, выразившегося в ненаправлении заявки для постановки на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ направить заявку о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду – фермы (коровник, телятник) для разведения молочного крупного рогатого скота, производства сырого молока. В обоснование исковых требований указано, что Минприроды Республики Коми, в рамках положений Федерального закона от 31.07.2020 2-8-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», провело контрольно-надзорное мероприятие без взаимодействия с контролируем лицом (выездное обследование), с целью соблюдения обязательных требований в области природопользования на территории сельского поселения «Пожег», для установления хозяйствующего субъекта, вида деятельности, предполагаемых источников НВОС. В ходе проведения мероприятия установлен объект - ферма на земельном участке с кадастровым номером №, которая расположена по адресу: <адрес>. Из выписки Единого государственного реестра юридических лиц СПК «Пожег» зарегистрирован в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ. Основной вид экономической деятельности - разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока. Деятельность СПК «Пожег» по разведение молочного крупного рогатого скота производству сырого молока связана с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, с образованием отходов сельского хозяйства. Таким образом, сельскохозяйственный производственный кооператив «Пожег» является природопользователем, вследствие чего, в процессе своей хозяйственной деятельности должен соблюдать требования законодательства об охране окружающей среды. Учитывая, что сельскохозяйственный производственный кооператив образован в ДД.ММ.ГГГГ, а критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены ДД.ММ.ГГГГ, то СПК «Пожег» обязан поставить на учет объект негативного воздействия на окружающую среду, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ СПК «Пожег» объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований №, о необходимости принятия мер по обеспечению соблюдения требований ч. 1 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей сред». Вместе с тем, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ заявка в Минприроды Республики Коми не направлена, соответственно, объект - ферма на государственный учет не поставлен.
Представитель истца в судебном заседании на иске настаивала, требования относительно срока уточнила, с учетом даты судебного заседания просила установить более длительный срок – до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, причины неявки в суд не сообщили, ходатайства об отложении судебного заседания не направили.
Суд, с учетом мнения представителя истца, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, пришел к выводу о возможности рассмотрения дела без участия стороны ответчика.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Усть-Куломским отделом Минприроды Республики Коми на основании задания от ДД.ММ.ГГГГ № проведён осмотр (обследование) территории сельского поселения «Пожег» МО МР «Усть-Куломский». В ходе осмотра установлено, что в <адрес> размещена ферма, обшитая сайдинг-панелями (координаты №). Вывеска с указанием адреса, лица осуществляющего деятельность на данной территории, отсутствует. На крыше фермы установлена вентиляционная система. Имеется забор в деревянном исполнении, въезд на территорию фермы. Ворота отсутствуют. На территории имеется техника, постройки. На момент осмотра на территории фермы присутствовали работники. Согласно публичной кадастровой карте (rosreestr-doc.ru) ферма размещена на земельном участке с кадастровым номером № для строительства и обслуживания животноводческой фермы на 200 голов крупного рогатого скота, площадью 30 000 кв.м. (протокол осмотра № от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № СПК «Пожег» является собственником здания с кадастровым номером №, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>. Площадь здания: 146,5 кв.м; назначение: нежилое; наименование: телятник; вид разрешенного использования отсутствует; ограничение прав и обременение объекта недвижимости не зарегистрировано (л.д. 62-63) и здания с кадастровым номером №, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>. Площадь здания: 1574,6 кв.м; назначение: нежилое; наименование: коровник; вид разрешенного использования отсутствует; ограничение прав и обременение объекта недвижимости не зарегистрировано (л.д. 62-63, 66-67).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № СПК «Пожег» является арендатором с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером № площадью 30000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для строительства и обслуживания животноводческой фермы на 200 голов крупного рогатого скота. Кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка объектов недвижимости: № (коровник), № (телятник).
Из выписки Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ № СПК «Пожег» зарегистрирован в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ. Основной вид деятельности - разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока.
ДД.ММ.ГГГГ СПК «Пожег» объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований №, в котором указано о необходимости принятия мер по обеспечению соблюдения требований ч. 1 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Поскольку ответчиком по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ заявка в Минприроды Республики Коми не направлена, объект - ферма на государственный учет не поставлен, истец обратился с настоящим исковым заявлением.
Разрешая спор по существу, суд руководствуется следующими нормами закона.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон «Об охране окружающей среды») в настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия: объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков; требования в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные требования) - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
В статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» приведены основные принципы охраны окружающей среды. Так, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; независимость государственного экологического надзора; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Согласно п. 1 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
В соответствии со ст. 4.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории: объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории; объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории; объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории; объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.
При установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к соответствующей категории, учитываются: уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство); уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления; классификация промышленных объектов и производств; особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии. Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.
На основании пункта 1 статьи 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (п. 2 ст. 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
Приказом Минприроды России от 1208.2022 № 532 утверждены формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.
Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду к определенной категории (I, II, III и IV) приведены в постановлении Правительства РФ от 31.12.2020 N 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».
В силу п.п. 25 п. 2 раздела II Критериев к объектам, оказывающим умеренное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам II категории, относится осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, хозяйственной и (или) иной деятельности по разведению крупного рогатого скота (с проектной мощностью 400 мест и более).
Согласно п. 6 раздела III Критериев к объектам, оказывающим умеренное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории относится осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду: хозяйственной и (или) иной деятельности по строительству объектов капитального строительства продолжительностью более 6 месяцев; хозяйственной и (или) иной деятельности, не указанной в разделах I, II и IV настоящего документа и не соответствующей уровням воздействия на окружающую среду, определенным в разделе IV настоящего документа.
Поскольку СПК «Пожег» осуществляет хозяйственную деятельность по разведению молочного крупного рогатого скота производству сырого молока, которая связана с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, с образованием отходов сельского хозяйства, в связи с этим, с учетом вышеприведенных положений Закона об охране окружающей среды, ответчик в течение шести месяцев со дня начала осуществления хозяйственной деятельности обязан направить заявку о постановке на государственной учет указанной производственной площадки как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, чего сделано не было.
На основании изложенного, принимая во внимание бездействие в нарушение указанных норм закона со стороны ответчика, суд приходит к выводу, что требования о признании незаконным бездействия ответчика подлежат удовлетворению.
До настоящего времени указанная предусмотренная Законом об охране окружающей среды обязанность ответчиком не исполнена. Иного судом не установлено, ответчиком суду не представлено. Неисполнение СПК «Пожег» требований законодательства в области охраны окружающей среды нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на защиту ее от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, при этом несоблюдение указанных требований может повлечь причинение вреда окружающей среде.
Срок, указанный представителем истца в настоящем судебном заседании – до ДД.ММ.ГГГГ для исполнения решения суда является разумным, поэтому суд указания данного срока для исполнения решения суда разделяет.
Установив обстоятельства дела, оценив совокупность исследованных доказательств, суд приходит к выводу об обоснованности требований Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.
На основании части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми к сельскохозяйственному производственному кооперативу «Пожег» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности направить заявку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным бездействие сельскохозяйственного производственного кооператива «Пожег» (ОГРН №), выразившееся в ненаправлении заявки для постановки на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, а именно фермы (коровник, телятник) для разведения молочного крупного рогатого скота, производства сырого молока.
Обязать сельскохозяйственный производственный кооператив «Пожег» (ОГРН №) в срок до ДД.ММ.ГГГГ направить заявку о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду – фермы (коровник, телятник) для разведения молочного крупного рогатого скота, производства сырого молока.
Взыскать с сельскохозяйственного производственного кооператива «Пожег» (ОГРН №) в доход бюджета муниципального района «Усть-Куломский» государственную пошлину в размере 6000 рублей.
На решение суда сторонами может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Куломский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья – Т.В. Мартынюк
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.