Решение по делу № 33-2719/2024 от 31.01.2024

Судья Фаустова Г.А. 61RS0004-01-2023-004014-12

дело № 33-2719/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 февраля 2024 г. г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего судьи Калашниковой Н.М.,

судей Гросс И.Н., Тактаровой Н.П.,

при секретаре Сукаче И.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3731/2023 по иску Николаевой Татьяны Георгиевны к Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области, Федеральная служба судебных приставов о включении в выслугу лет периодов государственной гражданской службы, обязании назначить пенсию, по апелляционной жалобе Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области на решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 24 ноября 2023 года, заслушав доклад судьи Гросс И.Н., судебная коллегия

установила:

Николаева Т.Г. обратилась в суд с иском к Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области, Федеральной службе судебных приставов о включении в выслугу лет периодов государственной гражданской службы, обязании назначить пенсию.

В обоснование заявленных исковых требований истец указала, что согласно приказу ФССП России от 12.05.2022 г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН «Об увольнении сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации» прекращен с лейтенантом внутренней службы Николаевой Т.Г. дознавателем Веселовского районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области срочный контракт и уволена со службы органов принудительного исполнения Российской Федерации 31.05.2022 года по достижении предельного возраста пребывания на службе в органах принудительного исполнения (пункт 2, части 1, статьи 80 Федерального закона Российской Федерации от 01.10.2019 №328-Ф3 «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно расчету выслуги лет для назначения пенсии выслуга лет составляет: в календарном исчислении 16 лет 02 месяца 22 дней, в льготном исчислении 18 лет 08 месяцев 05 дней, трудовой стаж 18 лет 05 месяцев 20 дней, а всего 37 лет 01 месяц 25 дней. Выслуга лет (общий трудовой стаж) на 31 мая 2022 г. для назначения пенсии составляет 37 лет 01 месяц 25 дней.

28.06.2023г. истец обратилась в Федеральную службу судебных приставов по вопросу назначения пенсии за выслугу лет в соответствии с пунктом «б» статьи 13 Закона Российской Федерации от 02.10.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».

12.07.2023г. Федеральная служба судебных приставов России возвратила без реализации документы, указав на то, что в соответствии с пунктом «б» статьи 13 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 права на указанную пенсию Николаева Т.Г. не имеет, поскольку периоды замещения соответствующих должностей государственной гражданской службы не относятся к военной службе либо правоохранительной службе, прохождение которой регламентируется отдельными специальными законами, а также периоды замещения должностей в таможенных органах Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных знаний, не могут входить 12 лет шесть месяцев стажа данной службы, поименованные в пункте «б» ст. 13 Закона.

С выводами указанными в отказе НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 12.07.2023 г., что выслуга лет (стаж службы), дающая право на пенсию за выслугу лет с учетом трудового стажа в соответствии с пунктом "б" статьи 13 Закона Российской Федерации от 02.10.1993 №4468-1 составляет менее 12 лет шести месяцев, без включения периодов замещения не позднее 1 июля 2020г. должностей гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, и его территориальных органах, и отказом в реализации права на получение пенсии истец согласиться не может, по следующим основаниям.

Истец проходила федеральную государственную гражданскую службу в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области в период с 11.12.2003 года по 21.12.2005 г; с 16.01.2007 г. по 25.01.2010 г.; с 28.03.2011 г. по 31.05.2020 г; с 01.06.2020 г. по 31.05.2022 г. - дознаватель Веселовского районного отделения судебных приставов по Ростовской области.

С 1 января 2020 г. вступил в силу Закон от 1 октября 2019 г. №328-Ф3 «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №328-Ф3). В связи с вступлением в силу названного закона был произведен перевод части федеральных государственных гражданских служащих ФССП России на государственную службу иного вида. С 01.06.2020 г. истец поступила на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации согласно контракту НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 1 июня 2020 г. на должность дознавателя Веселовского районного отделения судебных приставов по Ростовской области.

20 мая 2020 г. истцу на основании приказа ФССП России НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН было присвоено специальное звание - лейтенант внутренней службы. Тем самым, истец, принятая на службу в органы принудительного исполнения, приобрела новый статус, правовое регулирование которого определяется Законом №328-Ф3, регламентирующим особенности поступления на службу в органы принудительного исполнения, ее прохождения и прекращения, а также определяющим правовое положение (статуса) сотрудника.

Истец полагает, что подпадает под регулирование Закона №328-Ф3, которым в свою очередь, на нее распространено действие норм Закона №4468-1, анализ совокупности приведенных выше норм и установленных по делу обстоятельств позволяет прийти к выводу о том, что при определении права, как лица, проходившего на момент увольнения службу в органах принудительного исполнения, на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 13 Закона №4468-1, в стаж службы в органах принудительного исполнения подлежит включению и стаж службы в должностях федеральная государственная гражданская служба в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области в соответствующие периоды: с 11.12.2003 г. по 21.12.2005 г.; с 16.01.2007 г. по 25.01.2010 г.; с 28.03.2011 г. по 31.05.2020 г., и с 01.06.2020 г. 31.05.2022, а не только, вопреки доводам стороны ответчика, стаж ее службы в период с 1 июня 2020 г. по 31 мая 2022 г.

На основании изложенного, истец просила включить Николаевой Т.Г. в выслугу лет период государственной гражданской службы: с 11.12.2003 года по 21.12.2005 г. в должности федеральная государственная гражданская служба в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области; с 16.01.2007 года по 25.01.2010 года в должности федеральная государственная гражданская служба в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области; с 28.03.2011 г. по 31.05.2020 г. в должности федеральная государственная гражданская служба в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области. Обязать ГУ ФССП России по Ростовской области, ФССП России назначить Николаевой Т.Г. пенсию за выслугу лет по п. «б» ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 с 01.07.2023 года.

Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 24 ноября 2023 года исковые требования Николаевой Т.Г. удовлетворены.

Суд включил Николаевой Т.Г. в выслугу лет период государственной гражданской службы: с 11.12.2003г. по 21.12.2005г. в должности федеральная государственная гражданская служба в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области; с 16.01.2007г. по 25.01.2010г. в должности федеральная государственная гражданская служба в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области; с 28.03.2011г. по 31.05.2020г. в должности федеральная государственная гражданская служба в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области.

Суд обязал Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области, Федеральную службу судебных приставов назначить Николаевой Татьяне Георгиевне пенсию за выслугу лет по п. «б» ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 с 01.07.2023 года.

Не согласившись с вынесенным решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 24 ноября 2023 года, ГУФССП России по РО обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда о назначении пенсии за выслугу лет с учетом трудового стажа, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Николаевой Т.Г. отказать в полном объеме.

В апелляционной жалобе ответчик считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным. Апеллянт указывает, что судом нарушены нормы процессуального и материального права, суд применил нормы ФЗ № 328 от 01.01.2019 года «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации», который вступил в законную силу с 01.01.2020 года и не распространяет свое действие на отношения. Возникшие до 01.01.2020 года.

Как указал апеллянт, на момент увольнения Николаевой Т.Г. согласно приказу НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 12.05.2022 года выслуга в льготном исчислении составила 16 лет 02 месяца 22 дня. Поскольку Николаева Т.Г. на момент увольнения не имеет 20 летнего стажа службы выслуги на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в органах принудительного исполнения Российской Федерации, то не может претендовать на назначение пенсии по основанию, предусмотренному п. «а» ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».

Определение трудового стажа по основанию, предусмотренному пунктом «б» статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 производится в календарном исчислении. Для возникновения права на пенсию за выслугу лет с учетом общего трудового стажа на основании пункта «б» части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 необходимо одновременное наличие ряда обязательных условий, при отсутствии хотя бы одного из которых пенсия не назначается. Такое право предоставлено лицам: уволенным со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями; достигшим на день увольнения 45-летнего возраста; имеющим на день увольнения общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет 6 месяцев составляет служба (военная, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и прокуратуры, в органах принудительного исполнения Российской Федерации).

Податель жалобы указал, что Николаева Т.Г. уволена приказом НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 12.05.2022 года, ее полный возраст на момент увольнения составил 61 год 6 мес., общий трудовой стаж составил 18 лет 5 мес. 20 дней, выслуга составила 16 лет 02 месяца 22 дня, тем самым не соответствует обязательным условиям, установленным пункта «б» части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1. Кроме того, по мнению заявителя, претендовать на назначение пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом от 01.10.2019 № 328-ФЗ Николаева Т.Г. не может, в связи с тем, что в указанный в заявлении истца период замещения должностей (до 01.06.2020) в Управлении сотрудником органов принудительного исполнения Российской Федерации она не являлась в силу закона.

Истец Николаева Т.Г. в заседании судебной коллегии не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы. Дело в отсутствие неявившегося истца рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Представитель Куц О.А., действующая на основании ордера, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, представила письменные возражения на апелляционную жалобу.

Представители ФССП России, ГУФССП России по РО в заседании судебной коллегии не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы. Дело в отсутствие неявившихся представителей ответчиков рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность оспариваемого судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1 ГПК РФ), выслушав представителя истца, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных положениями ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, правил их исчисления, оснований и условий приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных со службы, установлен Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", который является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в его статье 1 категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной или иной службы.

Правовые отношения, связанные с поступлением на службу в органы принудительного исполнения, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника, регулируются Федеральным законом от 01.10.2019 N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым внесены в Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" изменения, предусматривающие изложение в новой редакции наименования Федерального закона, признание утратившей силу главы I, дополнение главой 1.1, содержащей общие положения. В частности, статьи 6.1, 6.5 этого закона определяют систему принудительного исполнения Российской Федерации, задачи органов принудительного исполнения, в статье 6.4 раскрывается содержание понятия "работник органов принудительно исполнения".

Сотрудники, ранее замещавшие должности в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем наряду с прочим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, и поступившие на службу в органы принудительного исполнения, приобрели новый статус, правовое регулирование которого определяется Законом о службе в органах принудительного исполнения, регламентирующим особенности поступления на службу в органы принудительного исполнения, ее прохождения и прекращения, а также определяющим правовое положение (статуса) сотрудника (глава 3), и другими федеральными законами.

Закон о службе в органах принудительного исполнения вступил в силу с 1 января 2020 г. (статья 135). В связи с вступлением в силу названного закона был произведен перевод части федеральных государственных гражданских служащих ФССП России на государственную службу иного вида.

На основании части 1 статьи 36 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" стаж службы (выслуга лет) в органах принудительного исполнения исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) (далее - надбавка за выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.

В стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения включаются: период замещения сотрудником должностей в органах принудительного исполнения; период нахождения сотрудника в распоряжении органа принудительного исполнения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; период приостановления сотрудником службы в органах принудительного исполнения в соответствии с частью 1 статьи 35 настоящего Федерального закона; период прохождения гражданином военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации; период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий; период замещения гражданином государственных должностей Российской Федерации; период замещения гражданином должностей прокуроров, научных и педагогических работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение классных чинов; период работы судьей; время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органах принудительного исполнения по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) по очной форме при условии завершения освоения указанных образовательных программ и получения образования соответствующего уровня, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы; срок испытания при поступлении гражданина на службу в органах принудительного исполнения (часть 2 указанной статьи).

Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения в льготном исчислении засчитываются периоды прохождения сотрудником службы: 1) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, в соответствии с перечнями указанных районов и местностей, утверждаемыми Правительством Российской Федерации; 2) во вредных условиях на должностях в органах принудительного исполнения - по перечню должностей, утверждаемому Правительством Российской Федерации; 3) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 36 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения включаются: 1) для назначения пенсии за выслугу лет - периоды, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, части 14 статьи 92 настоящего Федерального закона, а также периоды, определенные в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (в календарном или льготном исчислении);

Согласно части 14 статьи 92 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в стаж службы (выслугу лет) сотрудникам в соответствии с настоящим Федеральным законом засчитываются периоды замещения не позднее 1 июля 2020 года должностей судебного исполнителя (старшего судебного исполнителя) районных (городских) народных судов и народных судей, судебного пристава, который в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" поддерживал порядок в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) и (или) судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов подразделения судебных приставов службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, должностей гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, и его территориальных органах, федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, и его территориальных органах, а также иные периоды в случаях, установленных актами Президента Российской Федерации.

На основании статьи 1 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник - гражданин, проходящий в соответствии с настоящим Федеральным законом службу в органах принудительного исполнения в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания.

Статьей 96 указанного Закона были внесены изменения в Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".

Согласно пункту "а" статьи 5 указанного Закона лица, указанные в статье 1, приобретают право на пенсию за выслугу лет, если они имеют предусмотренную настоящим Законом выслугу на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

В соответствии со статьей 6 данного Закона лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.

Пункт "б" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 содержит условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет. При этом, право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации.

При определении права на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом "б" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 необходимо наличие на день увольнения общего, в календарном исчислении, трудового стажа 25 календарных лет и более, из которых не менее 12,5 лет составляет военная и правоохранительная служба.

Определение трудового стажа по основанию, предусмотренному пунктом "б" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 производится в календарном исчислении.

Статьей 5 Федерального закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 определены виды пенсий, на которые лица, указанные в статье 1 этого Закона, имеют право на основании норм данного Закона. К их числу таких пенсий отнесены пенсии за выслугу лет, которые, в соответствии с пунктом "а" части 1 статьи 5 названного Закона назначаются лицам, указанным в статье 1 Закона, если они имеют предусмотренную этим законом выслугу лет на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации.

Для возникновения права на пенсию за выслугу лет с учетом общего трудового стажа на основании пункта "б" части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 необходимо одновременное наличие ряда обязательных условий, при отсутствии хотя бы одного из которых пенсия не назначается.

Главой 4 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регламентировано возникновение и изменение правоотношений на службе в органах принудительного исполнения.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" правоотношения на службе в органах принудительного исполнения между Российской Федерацией и гражданином возникают и осуществляются на основании контракта, заключенного в соответствии с настоящим Федеральным законом, и правового акта о назначении на должность.

Переходный период для федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов и гражданских служащих, ранее проходивших службу в федеральных органах исполнительной власти на должностях, по которым предусмотрено присвоение специальных званий, предусмотрен статьей 92 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что истец Николаева Т.Г. в период с 11.12.2003 г. по 31.05.2022 г. проходила государственную гражданскую службу в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области в следующих должностях:

- с 11.12.2003г. по 25.01.2005г. - судебный пристав-исполнитель Веселовского районного отдела ГУФССП по РО;

- с 25.01.2005г. по 21.12.2005г. - заместитель начальника, судебный пристав-исполнитель Веселовского районного отдела ГУФССП по РО;

- с 16.01.2007г. по 25.01.2010г. - судебный пристав-исполнитель Октябрьского районного отдела судебных приставов г. Ростова-на-Дону УФССП по РО;

- с 28.03.2011г. по 01.08.2013г. - судебный пристав-исполнитель Ворошиловского районного отдела судебных приставов г. Ростова-на-Дону УФССП по РО;

- с 01.08.2013г. по 09.11.2015г. - судебный пристав-исполнитель Веселовского районного отдела УФССП по РО;

- с 09.11.2015г. по 03.08.2017г. - заместитель начальника отдела, заместитель старшего судебного пристава-исполнителя Веселовского районного отдела УФССП по РО;

- с 03.08.2017г. по 31.05.2020г. – ведущий специалист-эксперт (дознаватель) Веселовского районного отдела УФССП по РО;

- с 01.06.2020г. по 31.05.2022г. – дознаватель Веселовского районного отделения УФССП по РО.

Приказом ФССП России НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 20.05.2022г. Николаева Т.Г. с 01.06.2020г. назначена в Веселовское районное отделение судебных приставов на должность дознавателя.

Приказом ФССП России НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 12.05.2022г. Николаева Т.Г. уволена со службы с 31.05.2022г., в связи с достижением сотрудником предельного возраста пребывания на службе в органах принудительного исполнения.

Выслуга лет истца по состоянию на 31 мая 2022 г. в календарном исчислении составила 16 лет 02 мес. 22 дня, в льготном исчислении 18 лет 08 мес. 05 дней.

Общий трудовой стаж Николаевой Т.Г. составил 37 лет 01 мес. 25 дн.

28.06.2023г. Николаева Т.Г. обратилась с заявлением о назначения пенсии за выслугу лет в соответствии с пунктом «б» статьи 13 Закона Российской Федерации от 02.10.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».

12.07.2023    г. Федеральная служба судебных приставов России возвратила без реализации документы, указав на то, что в соответствии с пунктом «б» статьи 13 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 права на указанную пенсию Николаева Т.Г. не имеет, поскольку периоды замещения соответствующих должностей государственной гражданской службы не относятся к военной службе либо правоохранительной службе, прохождение которой регламентируется отдельными специальными законами, а также периоды замещения должностей в таможенных органах Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных знаний, не могут входить 12 лет шесть месяцев стажа данной службы, поименованные в пункте «б» ст. 13 Закона.

Из расчета выслуги лет, составленного Управлением Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области следует, что в выслугу лет для назначения пенсии истцу не была засчитана следующая служба в периоды: с 11.12.2003г. по 21.12.2005г.; с 16.01.2007г. по 25.01.2010г.; с 28.03.2011г. по 31.05.2020г.

Разрешая требования Николаевой Т.Г., суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, определив юридически значимые обстоятельства, установив их достаточно полно и объективно в ходе судебного разбирательства, дав им надлежащую правовую оценку, установив, что Николаева Т.Г. была принята на службу в органы принудительного исполнения, в связи с чем приобрела новый статус, правовое регулирование которого определяется Федеральным законом от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ, регламентирующим особенности поступления на службу в органы принудительного исполнения, ее прохождения и прекращения, а также определяющим правовое положение (статуса) сотрудника, в частности, положения ст. ст. 36, 92, Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), в связи с чем, суд пришел к выводу о включении спорных периодов работы Николаевой Т.Г. в стаж, дающий право на назначение пенсии по выслуге лет на основании пп. "б" п. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. N 4468-1.

Суд первой инстанции при вынесении решения принял во внимание, что истец с 01.06.2020г. была назначена на должность в органах принудительного исполнения, к моменту увольнения проходила службу в органах принудительного исполнения, была уволена в связи с достижением предельного возраста сотрудника с 31.05.2022г., выслуга лет по состоянию на 31 мая 2022 г. в календарном исчислении составила 16 лет 02 мес. 22 дня, в льготном исчислении 18 лет 08 мес. 05 дней, общий трудовой стаж Николаевой Т.Г. составил 37 лет 01 мес. 25 дн., в связи с чем, суд пришел к выводу, что у нее возникло право на получение пенсии в рамках норм, направленных на пенсионное обеспечение сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, а именно предусмотренных пунктом "б" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1.

Оснований не соглашаться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что государственную гражданскую службу в период до 31.05.2020г. не следует считать службой в органах принудительного исполнения, и при отсутствии у истца стажа именно в органах принудительного исполнения в размере 12,5 лет он не может претендовать на назначение пенсии по выслуге лет в соответствии с пп. "б" п. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. N 4468-1 судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Доводы апелляционной жалобы, что не применяются в данном случае нормы ФЗ № 328 от 01.01.2019 года «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации», который вступил в законную силу с 01.01.2020 года, так же не могут быть приняты судебной коллегией во внимание по следующим основаниям.

Как следует из правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 31 марта 2022 года N 710-О, законодатель, определяя правовой статус сотрудника - гражданина, проходящего в соответствии с Федеральным законом от 01 октября 2019 года N 328-ФЗ в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания, закрепил за сотрудниками, в том числе, право на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также для реализации данного права предусмотрел внесение изменений в Закон от 12 февраля 1993 года N 4468-1 (пункт 7 статьи 1, пункт 17 части 1 статьи 11 и статья 96). При этом за указанными лицами сохранялась возможность зачета в стаж работы (выслугу лет) отдельных периодов их службы до 01 июля 2020 года, в том числе в должностях судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) и (или) судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов подразделения судебных приставов, должностях гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, и его территориальных органах (часть 14 статьи 92).

Сотрудники, ранее замещавшие должности в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем наряду с прочим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, и поступившие на службу в органы принудительного исполнения, приобрели новый статус, правовое регулирование которого определяется Законом о службе в органах принудительного исполнения, регламентирующим особенности поступления на службу в органы принудительного исполнения, ее прохождения и прекращения, а также определяющим правовое положение (статуса) сотрудника (глава 3), и другими федеральными законами.

Закон о службе в органах принудительного исполнения вступил в силу с 1 января 2020 г. (статья 135). В связи с вступлением в силу названного закона был произведен перевод части федеральных государственных гражданских служащих ФССП России на государственную службу иного вида.

Согласно статье 68 поименованного закона порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудника и членов его семьи и стаж службы в органах принудительного исполнения, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким законодательным актом является Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, согласно которому порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 данного закона, определяется Правительством Российской Федерации (статья 18).

В целях установления порядка исчисления выслуги лет Правительством Российской Федерации принято Постановление от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации".

Постановление от 21.05.2020 N 723 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" издано в целях реализации Закона о службе в органах принудительного исполнения, предусматривающего правовые, организационные и финансово-экономические основы прохождения нового вида государственной службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации, в том числе материальные и социальные гарантии сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации.

Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 (в редакции Постановления N 723) определяет помимо прочего порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий после увольнения сотрудникам органа принудительного исполнения Российской Федерации, в том числе, лицам начальствующего состава органов принудительного исполнения Российской Федерации, уволенным со службы после 1 января 2020 г.

В юридически значимый период с 11.02.2003г по 31.05.2020г ФССП России являлась федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности; а Управление федеральной службы судебных приставов по Ростовской области - его территориальным органом.

Частью 14 ст. 92 Федерального закона N 328-ФЗ установлено, что в стаж службы (выслугу лет) сотрудникам в соответствии с настоящим Федеральным законом засчитываются периоды замещения не позднее 1 июля 2020 г. должностей судебного исполнителя (старшего судебного исполнителя) районных (городских) народных судов и народных судей, судебного пристава, который в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" поддерживал порядок в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) и (или) судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов подразделения судебных приставов службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, должностей гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, и его территориальных органах, федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, и его территориальных органах, а также иные периоды в случаях, установленных актами Президента Российской Федерации.

Абзацем 6 пункта 1 (5) Постановления N 941 предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсии лицам начальствующего состава органов принудительного исполнения Российской Федерации, уволенным со службы после 1 января 2020 г., помимо периодов, указанных в пункте 1 данного Постановления, засчитываются в календарном исчислении периоды замещения не позднее 1 июля 2020 г. должностей судебного исполнителя (старшего судебного исполнителя) районных (городских) народных судов и народных судей, судебного пристава, который в соответствии с Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" поддерживал порядок в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) и (или) судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов подразделения судебных приставов службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, должностей гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, и его территориальных органах, федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, и его территориальных органах, а также иные периоды в случаях, установленных актами Президента Российской Федерации.

Таким образом, с 11.12.2003 г. по 21.12.2005 г., с 16.01.2007 г. по 25.01.2010 г., с 28.03.2011 г. по 31.05.2020 г., то есть в период до 1 июля 2020 г., истец замещал должность федеральной государственной гражданской службы в Управлении федеральной службы судебных приставов по Ростовской области, которое является территориальным органом Федеральной службы судебных приставов (ФССП России). В свою очередь ФССП России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также уполномоченным на ведение государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности (далее государственный реестр), и на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью указанных юридических лиц, включенных в государственный реестр, следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что Николаева Т.Г. имеет право на назначение пенсии за выслугу лет, является верным.

Более того, толкование норм закона таким образом, как изложено в апелляционной жалобе ответной стороны, нарушит социальные (пенсионные) права истца, в том числе и права на равенство всех перед законом и поставит в неравное положение с иными категориями граждан, указанными в ст. 1 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1.

При таком положении обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 настоящего Кодекса, не находит оснований для его отмены.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 24 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено 21 февраля 2024г.

33-2719/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Николаева Татьяна Георгиевна
Ответчики
ГУ ФССП РО
ФССП РФ
Суд
Ростовский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.ros.sudrf.ru
15.02.2024Судебное заседание
21.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.02.2024Передано в экспедицию
15.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее