Дело № 2-2067/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 августа 2023 года город Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Эрзихановой С.Ф., с участием
представителя истца Ушаковой Е.Н. – Шерстникова П.В., действующего на основании доверенности,
при секретаре судебного заседания Гончаровой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ушаковой Екатерины Николаевны к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительство Севастополя о признании права на первоочередное получение земельного участка в аренду без проведения торгов,
установил:
Ушакова Е.Н. обратилась в суд с иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании права на первоочередное получение земельного участка в аренду без проведения торгов, ссылаясь на то, что она относится к категории лиц «Дети войны, имеющих право на первоочередное получение земельного участка в аренду без проведения торгов. Ушакова Е.Н. неоднократно обращалась в Департамент с заявлением о предварительном согласовании границ различных земельных участков, в ответ на которые заявителю направлены отказы. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, Ушакова Е.Н. просила суд признать за ней право на получение земельного участка в аренду без проведения торгов; обязать Департамент предоставить в аренду без проведения торгов земельный участок в черте г. Севастополя для индивидуального жилищного строительства с учетом требований нормативно-правовых актов к размерам земельных участков, предоставляемых в аренду в г. Севастополе.
Определением Ленинского районного суда города Севастополя от 04.07.2023 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Севастополя.
Истец Ушакова Е.Н. в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного разбирательства извещалась судом. Доказательств уважительности причин неявки не представила, ходатайств об отложении не заявляла. При таком положении, суд полагает возможным рассматривать дело в отсутствие истца в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Ответчик Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительство Севастополя, в судебное заседание свих представителей не направили, о дате и времени судебного разбирательства извещены судом. Доказательств уважительности причин неявки не представили, ходатайств об отложении не заявляли. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие представителей ответчика, третьего лица в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ. Как следует из содержания возражений представителя Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, против удовлетворения иска возражал, поскольку Законом города Севастополя от 23.01.2015 №106- ЗС «О мерах социальной поддержки граждан, проживающих на территории города Севастополя» не возложена на Департамент обязанность формировать перечень земельных участков, предназначенный для предоставления такой категории граждан (дети войны), ставить такой земельный участок на государственный кадастровый учёт, земельный участок должен выбираться заявителем самостоятельно. Представитель Департамента указал на необходимость обращения заявителя в рамках процедуры за предварительным согласованием предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, с приложением документов, предусмотренных положениями регламента; указал на недопустимость реализации административных полномочий через суд.
В судебном заседании представитель истца Ушаковой Е.Н. – Шерстников П.В., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования, просил суд их удовлетворить.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Ушакова Е.Н. 26.10.1944 г.р. относится к категории граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки в силу п. 3 ст. 17 Закона города Севастополя от 23.01.2015 № 106-ЗС «О мерах социальной поддержки граждан, проживающих на территории города Севастополя», поскольку на время окончания Второй мировой войны ей было менее 18 лет.
С целью реализации своего права на получение меры социальной поддержки в виде первоочередного отведения земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества, Ушакова Е.Н. неоднократно обращалась с соответствующим заявлением в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.
Согласно ответу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя за исх. № ГУ-2386/22 от 15.03.2022, на заявление Ушаковой Е.Н. об утверждении схемы расположения земельного участка (земельных участков) на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 857 кв.м., представленные с заявлением документы являются основанием для предварительного согласования предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Заявителю разъяснено право на обращение с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, предусмотренного административным регламентом по предоставлению государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь», утвержденным Приказом Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 07.12.2021 (л.д. 10).
Согласно ответу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 21.01.2022 за исх. № ГУ-454/22, на заявление Ушаковой Е.Н. о предоставлении земельного участка площадью 1000 кв.м. с кадастровым номером №, в аренду без торгов, на испрашиваемый земельный участок наложено ограничение, в связи с чем, не представляется возможным осуществление в Управлении государственной регистрации права и кадастра Севастополя государственной регистрации права собственности города федерального значения - субъекта Российской Федерации города Севастополя в отношении указанного земельного участка (л.д. 11).
Согласно ответу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 12.04.2022 за исх. № ГУ-3491/22, на заявление Ушаковой Е.Н. о предоставлении земельного участка площадью 868 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в аренду без проведения торгов, испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером № проходит процедуру снятия с кадастрового учета (л.д. 12).
Согласно ответу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 16.01.2023 за исх. № ГУ-229/23, на заявление Ушаковой Е.Н. о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, площадью: 1000 кв.м., в результате анализа предоставленной схемы выявлено пересечение с земельным участком с кадастровым номером № (учтен без координат границ), предоставленного в частую собственность (л.д. 13).
Ушакова Е.Н., обращаясь с иском в суд, указала на наличие у Департамента обязанности по первоочередному предоставлению заявителю, как лицу, относящемуся к категории «Дети войны», земельного участка для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества по договору арены.
Подпунктом 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В городе Севастополе отдельные вопросы бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности применительно к истцу регулирует Закон города Севастополя №106-ЗС от 23 января 2015 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя», которым установлены правовые, организационные и экономические основы предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям жителей города Севастополя, в связи с принятием в Российскую Федерацию и образованием в составе Российской Федерации нового субъекта - города федерального значения Севастополя (статья 1).
Согласно статье 2 данного закона его положения распространяются на граждан Российской Федерации, постоянно проживавших на территории города Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, право которых на меры социальной защиты (поддержки) возникло на 31 декабря 2014 года.
Раздел IV Закона №106-ЗС определяет меры социальной поддержки отдельных категорий жителей города Севастополя, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, к которым относятся: граждане из числа лиц, которым на время окончания Второй мировой войны (2 сентября 1945 года) было менее 18 лет (дети войны); граждане из числа инвалидов войны, участников боевых действий, участников войны, жертв нацистских преследований, членов семей погибших (умерших) ветеранов войны и жертв нацистских преследований, соответствующий статус которым был установлен согласно законодательству, действовавшему до 21 февраля 2014 года, и другие категории граждан.
Пунктом 4 статьи 18 Закона №106-ЗС установлено, что граждане из числа лиц, которым на время окончания Второй мировой войны (2 сентября 1945 года) было менее 18 лет (дети войны), предоставляется, среди прочих мера социальной поддержки - первоочередное отведение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества.
На основании статей 26, 27 Закона №106-ЗС порядок и условия предоставления гражданам мер социальной поддержки, установленных настоящим Законом, определяются Правительством Севастополя. Меры социальной защиты, предусмотренные настоящим Законом, являются расходными обязательствами города федерального значения Севастополя.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе в аренду без проведения торгов, регламентирован статьями 39.14 - 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Поскольку Ушакова Е.Н. относится к категории дети войны и имеет право на первоочередное отведение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества, в судебном порядке дополнительно подтверждать не требуется, т.к. наличие указанного права прямо предусмотрено Законом №106-ЗС и ответчиком не оспаривается.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления) регулируются Федеральным законом №210-ФЗ от 27 июля 2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Под государственной услугой, как указано в статье 2 этого Закона, понимается услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), а именно деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
В силу ст. 5 этого же Закона, при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги; получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.
В целях реализации вышеуказанных полномочий, Приказом Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 07.12.2021 №11-АР утвержден административный регламент по предоставлению государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополя» (далее – Регламент №11-АР).
Согласно п.1.2.2 Регламента №11-АР, государственная услуга предоставляется по заявлениям физических и юридических лиц, обладающих правом на получение земельного участка без торгов из числа предусмотренных п.2 ст.39.3, ст.399.5, п.2 ст.39.6 или п.2 ст. 39.10 ЗК РФ оснований, в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», либо их уполномоченных представителей, а так же участников свободной экономической зоны, зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2.6 Регламента №11-АР предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, в число которого входит схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок(п.п.6 п.2.6.1 Регламента №11-АР).
В соответствии с п.2.3.1 Регламента №11-АР, результатом предоставления государственной услуги является распоряжение ДИЗО о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, а в случае завершения оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального Конституционного закона, осуществляющегося на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014года- распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории ;письменный мотивированный отказ Уполномоченного органа в предоставлении государственной услуги.
Приказом Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя №20-АР от 23 декабря 2021 года утвержден административный регламент по предоставлению государственной услуги «Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной собственности города Севастополя, без проведения торгов», который определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) Уполномоченного органа, осуществляемых по запросу заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Севастополя полномочий в соответствии с требованиями Федерального закона №210-ФЗ от 27 июля 2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» при предоставлении указанной государственной услуги (далее- Регламент №20-АР).
В соответствии с п.1.2.1 Регламента №20-АР, получателями государственной услуги (далее - Заявители) являются физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, обладающие правом на получение земельного участка без проведения торгов, из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, пунктом 2 статьи 39.6, пунктом 2 статьи 39.9, пунктом 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации, а также юридические лица - хозяйственные общества, созданные некоммерческой организацией "Фонд развития жилищного строительства и ипотечного кредитования города Севастополя" в соответствии со статьей 12.3 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя".
Согласно п.2.3.1 Регламента №20-АР, результатом предоставления государственной услуги является: договор купли- продажи земельного участка; договор аренды земельного участка; договор безвозмездного пользования земельным участком; распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной собственности города Севастополя, в постоянное (бессрочное) пользование; письменный мотивированный отказ Уполномоченного органа в предоставлении государственной услуги.
В соответствии с п.1.6.2 Регламента №20-АР, в исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем при подаче заявления о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, в аренду без проведения торгов, предоставляемых на основании п.п.14 п.2 ст.39.6 ЗК РФ входит так же выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (об испрашиваемом земельном участке).
При этом, выписка из ЕГРН об объекте недвижимости может быть представлена заявителем по собственной инициативе. В случае отсутствия выписки из ЕГРН, Уполномоченный орган запрашивает и получает данные документы самостоятельно в рамках межведомственного взаимодействия.
Таким образом, Законом города Севастополя от 23.01.2015 №106-ЗС «О мерах социальной поддержки граждан, проживающих на территории города Севастополя» на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя не возложена обязанность формировать перечень земельных участков, предназначенный для предоставления такой категории граждан (дети войны), ставить такой земельный участок на государственный кадастровый учет, земельный участок должен выбираться заявителем самостоятельно.
Как следует из материалов дела, Департаментом по результатам обращений Ушаковой Е.Н. приняты решения, которые заявителем не обжаловались. Таким образом, при наличии установленной процедуры предоставления земельных участков, их выделение без ее соблюдения, не соответствует требованиям закона.
Поскольку законодательно предусмотрен определенный порядок реализации права на получение меры социальной поддержки в виде первоочередного отведения земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества, истец вправе обратиться за государственной услугой в рамках административного Регламента №11-АР «Предварительное согласование предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополя», указав конкретный испрашиваемый земельный участок и предоставив необходимый перечень документов, предусмотренный п.2.6 Регламента №11-АР.
Следует отметить, что компетенция суда ограничена рассмотрением и разрешением споров, а возможность реализации административных полномочий через суд действующим законодательством не предусмотрена.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Ушаковой Екатерины Николаевны к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительство Севастополя о признании права на первоочередное получение земельного участка в аренду без проведения торгов, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента изготовления в окончательной форме в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя.
В окончательной форме решение изготовлено 05 сентября 2023 года.
Судья: С.Ф. Эрзиханова