Дело № 3а-597/2020
Мотивированное решение изготовлено 19.02.2021г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Ярославль 05 февраля 2021 года
Ярославский областной суд в составе:
председательствующего судьи Нуждина С.В.,
при участии помощника Тебневой Н.И.,
с участием прокурора Лебедева А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Благотворительного фонда «Детский книжный фонд» об оспаривании в части Положения о порядке расчета арендной платы за переданное в аренду муниципальное имущество, утвержденного решением муниципалитета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № "О порядке расчета арендной платы за переданное в аренду муниципальное имущество и внесении изменений в Положение о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью <адрес>" (в редакции решения от ДД.ММ.ГГГГ №),
установил:
Благотворительный фонд «Детский книжный фонд» обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании пункта 3.4 раздела 3 Положения о порядке расчета арендной платы за переданное в аренду муниципальное имущество, утвержденного решением муниципалитета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № "О порядке расчета арендной платы за переданное в аренду муниципальное имущество и внесении изменений в Положение о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью <адрес>" (в редакции решения от ДД.ММ.ГГГГ №).
В обоснование административного иска указано: Благотворительный фонд «Детский книжный фонд» является арендатором муниципального имущества. Решением муниципалитета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № внесены изменения в Положение о порядке расчета арендной платы за переданное в аренду муниципальное имущество, согласно которому размер поправочного коэффициента для размещения некоммерческих организаций, не являющихся получателями имущественной поддержки в соответствии с муниципальными правовыми актами определен в размере 0,5 (в прежней редакции для благотворительного фонда был 0,2), что увеличило в несколько раз арендные платежи административного истца.
Административный истец полагает, что подпункт 3.4 пункта 3 Положения о порядке расчета арендной платы за переданное в аренду муниципальное имущество, утвержденного решением муниципалитета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции решения от ДД.ММ.ГГГГ №) противоречит Конституции Российской Федерации, статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации. Новая редакция оспариваемого решения в отношении размера поправочного коэффициента разделила потенциальных арендаторов по имущественному принципу, поставив их в зависимость от получения или неполучения имущественной поддержки от муниципального органа. При этом нарушаются права и законные интересы административного истца, поскольку ему созданы препятствия к участию в социальных государственных проектах, что является основным видом деятельности благотворительного фонда.
В судебном заседании представитель административного истца Пименов Б.З. административное исковое заявление поддержал по изложенным в административном иске основаниям.
Представитель муниципалитета <адрес> по доверенности Цветкова Е.Н. и представитель мэрии <адрес> и Комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> по доверенностям Колачева Е.В. возражали против удовлетворения требований.
Указали, что в силу положений статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 68 Устава <адрес> муниципалитет <адрес> в рамках своей компетенции принял оспариваемое решение от ДД.ММ.ГГГГ №. Оспариваемое решение не противоречит актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права и законные интересы административного истца.
Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии <адрес> в своем отзыве на административное исковое заявление также указал, что с благотворительным фондом заключены два договора аренды на муниципальное имущество, по которым у заявителя имеется задолженность, что препятствует ему получать имущественную поддержку. Расчет арендной платы осуществляется с учетом поправочного коэффициента в размере 0,5.
Сроки действия договоров аренды истекли, благотворительный фонд помещения добровольно не освободил. Комитетом по управлению муниципальным имуществом мэрии <адрес> в настоящее время решается вопрос о выселении административного истца из спорных нежилых помещений.
ДД.ММ.ГГГГ муниципалитетом <адрес> было принято решение № «Об имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций», которым был предусмотрен порядок формирования, ведения, обязательного опубликования перечня муниципального имущества, предназначенного для предоставления во владение или пользование, а также предусмотрен размер арендной платы для таких организаций.
Для приведения законодательства в соответствии с учетом принятого решения № были внесены решением от ДД.ММ.ГГГГ изменения в Положение о порядке расчета арендной платы за переданное в аренду муниципальное имущество.
Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении требований, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление подлежит отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 208 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что с Благотворительным фондом «Детский книжный фонд» заключены договоры аренды нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, расположенные по адресу: <адрес>. Размер арендной платы за пользование административным истцом занимаемыми помещениями определяется с учетом правовых положений, содержащихся в оспариваемом решении муниципалитета <адрес>.
Оспариваемый нормативный правовой акт вступил в законную силу, он применяется в отношении благотворительного фонда как арендатора и фактического пользователя муниципальными нежилыми помещениями, что дает право административному истцу оспаривать решение муниципалитета <адрес>.
В соответствии с частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении судом административного дела об оспаривании нормативного правового акта, помимо нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, подлежат выяснению обстоятельства соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; а также соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Решением муниципалитета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № "О порядке расчета арендной платы за переданное в аренду муниципальное имущество и внесении изменений в Положение о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью <адрес>" утверждено Положение о порядке расчета арендной платы за переданное в аренду муниципальное имущество. Данное решение опубликовано в газете "Городские новости", N 98, ДД.ММ.ГГГГ.
Решением муниципалитета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № внесены изменения в пункт 3.4 раздела 3 (коэффициенты для расчета арендной платы) вышеуказанного решения, согласно которому поправочный коэффициент в размере 0,5 определен для размещения некоммерческих организаций, не являющихся получателями имущественной поддержки в соответствии с муниципальными правовыми актами.
Указанное решение официально опубликовано в газете «Городские новости» № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
В соответствии со статьей 68 Устава <адрес> определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города, относится к исключительной компетенции муниципалитета <адрес>.
В силу пункта 4.2.3. Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью <адрес>, утвержденного решением муниципалитета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, муниципалитет <адрес> в рамках определения порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью утверждает порядок передачи в аренду муниципального имущества, утверждает методику расчета арендной платы за пользование муниципальным имуществом.
Проанализировав вышеназванные правовые нормы, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что решение муниципалитета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № "О порядке расчета арендной платы за переданное в аренду муниципальное имущество и внесении изменений в Положение о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью <адрес>" (в редакции решения от ДД.ММ.ГГГГ №), являющееся нормативным правовым актом представительного муниципального органа, принято как в пределах полномочий муниципалитета <адрес>, так и в соответствии с компетенцией данного муниципального органа, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре его принятия и правилам введения в действие.
Проверяя оспариваемое решение муниципалитета <адрес> на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 31.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами следующих видов деятельности: 1) социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан; 2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев; 3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам; 4) охрана окружающей среды и защита животных; 5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений; 6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина; 7) профилактика социально опасных форм поведения граждан; 8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области организации и поддержки благотворительности и добровольчества (волонтерства); 9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности; 10) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению; 11) развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации; 12) деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации; 13) проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества; 14) участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ; 15) социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов; 16) мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ; 17) содействие повышению мобильности трудовых ресурсов; 18) увековечение памяти жертв политических репрессий.
Оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется в следующих формах: 1) финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев (волонтеров) социально ориентированных некоммерческих организаций; 2) предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах; 3) осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у социально ориентированных некоммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; 4) предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования наряду с установленными настоящей статьей формами поддержки вправе оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям в иных формах за счет бюджетных ассигнований соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-з «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организации в <адрес>» предусмотрены виды деятельности некоммерческих организаций для признания их социально ориентированными.
Согласно статье 5 указанного закона <адрес> органы государственной власти <адрес> оказывают социально ориентированным некоммерческим организациям поддержку, предусмотренную настоящим Законом, при соблюдении следующих условий: 1) осуществление социально ориентированной некоммерческой организацией видов деятельности, указанных в Федеральном законе и статье 4 настоящего Закона, на территории <адрес>; 2) осуществление видов деятельности, указанных в Федеральном законе и статье 4 настоящего Закона, в качестве юридического лица не менее 1 года с момента государственной регистрации на территории <адрес>; 3) отсутствие задолженности перед бюджетами всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и государственными внебюджетными фондами.
Принимая во внимание вышеприведенные положения федерального законодательства и закона <адрес>, суд отмечает, что органы местного самоуправления <адрес> имели право в своих правовых актах предусмотреть имущественную поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям, в том числе в виде льготы при расчете арендной платы за пользование муниципальным имуществом, что и нашло отражение в пункте 2.3 решения муниципалитета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций».
Предусмотренный пунктом 2.3 решения муниципалитета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ размер арендной платы за 1 квадратный метр общей площади муниципального недвижимого имущества, являющегося предметом договора аренды, рассчитывается на основе 30 процентов базовой ставки годовой арендной платы, коэффициентов территориально-экономических зон расположения, назначения использования и качества муниципального недвижимого имущества, устанавливаемых муниципалитетом <адрес>, без учета поправочных коэффициентов, что фактически соответствует размеру арендной платы с учетом поправочного коэффициента равному 0,3.
Оспариваемым решением муниципалитета <адрес> установлен поправочный коэффициент для расчета арендной платы в размере 0,5 для размещения некоммерческих организаций, не являющихся получателями имущественной поддержки, т.е. для тех юридических лиц, которые не подпадают под действие пункта 2.3 решения муниципалитета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Оспариваемый нормативный правовой акт позволяет рассчитать размер арендной платы для такой категории лиц, которые не обладают статусом социально ориентированной некоммерческой организации, не имеют право на получение имущественной поддержки от органов власти.
Такое разграничение не находится в противоречии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-з «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в <адрес>».
Суд констатирует, что оспариваемое положение, принятое представительным органом местного самоуправления, находится в соответствии со статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей основные начала гражданского законодательства, которые основываются, в том числе на признании равенства участников регулируемых им отношений, а также не противоречит конституционному принципу равенства всех перед законом, поскольку принятая муниципалитетом <адрес> правовая норма, оспариваемая заявителем, не ограничивает некоммерческие организации, не являющиеся получателями имущественной поддержки, в праве на получение льготного расчета арендной платы при соблюдении требований федерального законодательства и законодательства <адрес>.
Доводы административного истца о том, что оспариваемым актом арендаторы разделены по имущественному принципу, не могут быть приняты судом, т.к. основаны на неправильном понимании и толковании закона.
Суд отмечает, что в силу своей компетенции в рамках определения порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью муниципалитет <адрес> имел право установить порядок расчета арендной платы как для социально ориентированных некоммерческих организаций, так и для тех, которые не относятся к данной категории лиц.
Следует отметить, что решением муниципалитета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № не устанавливался новый размер поправочного коэффициента (0,5), а была определена категория лиц, в отношении которой применяется данный показатель.
Доводы административного истца о том, что после принятия оспариваемого решения от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении благотворительного были нарушены права в части расчета арендных платежей, подлежат отклонению, поскольку данный вопрос относится к правоприменению.
Вместе с тем, следует обратить внимание, что по заключенным договорам аренды нежилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ передача имущества благотворительному фонду произошла после вступления в законную силу решения муниципалитета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Таким образом, ранее применявшийся к ряду категории лиц поправочный коэффициент в размере 0,2, не мог применяться при расчетах обязательных платежей в отношении административного истца.
По изложенным мотивам оспариваемое благотворительным фондом решение не противоречит актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права и законные интересы заявителя.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В порядке пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии данного судебного решения подлежит опубликованию в газете «Городские новости» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-180, Главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Благотворительного фонда «Детский книжный фонд» об оспаривании в части Положения о порядке расчета арендной платы за переданное в аренду муниципальное имущество, утвержденного решением муниципалитета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № "О порядке расчета арендной платы за переданное в аренду муниципальное имущество и внесении изменений в Положение о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью <адрес>" (в редакции решения от ДД.ММ.ГГГГ №), оставить без удовлетворения.
Сообщение о принятии данного решения суда подлежит опубликованию в газете «Городские новости» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено представление в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Нуждин С.В.