Решение по делу № 2-151/2023 (2-1632/2022;) от 29.08.2022

2-151/2023

32RS0004-01-2022-003314-08

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 марта 2023 года                                г. Брянск

Володарский районный суд города Брянска в составе:

председательствующего судьи Мастеровой О.Н.,

при секретаре Ежове Н.П.,

с участием представителя истца Миронова А.Г., представителя ответчика Афониной О.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Россельхознадзора по Брянской, Смоленской и Калужской областям к Володарской районной администрации г. Брянска, Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации об обязании совершить действия по исполнению карантинного фитосанитарного режима,

УСТАНОВИЛ:

Управление Россельхознадзора по Брянской, Смоленской и Калужской областям обратилось в суд с иском к ответчикам об обязании совершить действия по исполнению карантинного фитосанитарного режима, установленного приказом Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской и Смоленской областям от ДД.ММ.ГГГГ №..... В обоснование требований указало, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проведения фитосанитарного контроля карантинной фитосанитарной зоны, установленной на <адрес>, сотрудниками Управления Россельхознадзора по Брянской, Смоленской и Калужской областям выявлено наличие амброзии полыннолистной и амброзии трехраздельной, что свидетельствует о систематическом неисполнении карантинного фитосанитарного режима.

Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования, просил их удовлетворить в полном объеме, поскольку с 2013 года проводятся недостаточные мероприятия по исполнению карантинного фитосанитарного режима.

Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, указывая на то, что Володарская районная администрация г. Брянска является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку обязанность по исполнению карантинного фитосанитарного режима возложена на Комитет по ЖКХ.

Представители Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации и третьих лиц Брянской городской администрации, МБУ «Дородное управление» г.Брянска в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ, в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 8 апреля 2004 года № 201 «О вопросах федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору» Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по ветеринарному и фитосанитарному надзору, по контролю в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, земельных отношений, охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенным к объектам охоты и среды обитания, в том числе осуществляет надзор за проведением мероприятий по карантину и защите растений, безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами, проведением фитосанитарного мониторинга состояния земель любого целевого назначения и складских помещений.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года №327, Россельхознадзор является федеральным органом исполнительной власти и наделен полномочиями по осуществлению надзора в установленных законодательством случаях, в том числе в силу п. 5.1, 5.1.1, 5.1.4 - за юридическими и физическими лицами, проводящими экспертизы, обследования, исследования, оценку, отбор проб, образцов, досмотр и осмотр, посещение подконтрольных субъектов и объектов, выдачу заключений, а также иные работы в установленной сфере деятельности и т.д.

В соответствии с пунктом 4 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года №327, 8 апреля 2004 года № 201 «О вопросах федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору» Россельхознадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации.

Приказом Россельхознадзора от 1 апреля 2020 года № 426 (ред. от 30.06.2021) утверждено Положение об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской, Смоленской и Калужской областям.

Согласно п. 9.1.2 и п. 9.1.24 Положения об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской, Смоленской и Калужской областям, Управление на закрепленной территории осуществляет государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор) в пределах своей компетенции, установление и упразднение карантинных фитосанитарных зон, введение и отмену карантинного фитосанитарного режима, организацию осуществления мероприятий по локализации очага карантинного объекта и (или) ликвидации популяции карантинного объекта.

Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 206-ФЗ «О карантине растений» установлены правовые основы регулирования в области карантина растений, определены полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также основные права и обязанности физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей (включая иностранных граждан и лиц без гражданства, должностных лиц), российских юридических лиц, иностранных организаций в области карантина растений.

Целями названного Федерального закона являются обеспечение охраны растений и территории Российской Федерации от проникновения на нее и распространения по ней карантинных объектов, предотвращение ущерба от распространения карантинных объектов (часть 1 статьи 1 Закона № 206-ФЗ).

Согласно пункту 14 статьи 2 Закона «О карантине растений» следует, что карантинный объект - вредный организм, отсутствующий или ограниченно распространенный на территории Российской Федерации и внесенный в единый перечень карантинных объектов.

В пункте 17 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 206-ФЗ «О карантине растений» указано, что карантинной фитосанитарной зоной является территория, на которой введен карантинный фитосанитарный режим вследствие выявления карантинных объектов и осуществляется борьба с ними.

Карантинный фитосанитарный режим - комплекс мер, направленных на создание условий для локализации очага карантинного объекта и (или) ликвидации популяции карантинного объекта в карантинной фитосанитарной зоне в соответствии с законодательством Российской Федерации в области карантина растений и программой локализации очага карантинного объекта и ликвидации популяции карантинного объекта в целях обеспечения карантина растений и предотвращения дальнейшего распространения карантинных объектов в карантинной фитосанитарной зоне.

Согласно пункту 30 статьи 2 Федерального закона «О карантине растений» подкарантинными объектами признаются земельные участки любого целевого назначения, здания, строения, сооружения, резервуары, места складирования (помещения), оборудование, транспортные средства, контейнеры, иные объекты, которые способны являться источниками проникновения на территорию Российской Федерации и (или) распространения по ней карантинных объектов.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30 ноября 2016 года № 158 (ред. от 25.01.2023 г.) утвержден единый перечень карантинных объектов Евразийского экономического союза, в который амброзия полыннолистная и амброзия трехраздельная включены, как карантинные вредные организмы, ограниченно распространенные на территории евразийского экономического союза.

В силу пункта 2 статьи 18 Федерального закона «О карантине растений» карантинный фитосанитарный режим вводится в карантинной фитосанитарной зоне (включая буферную зону очага карантинного объекта, в которой находятся здания, строения, сооружения, места производства (в том числе переработки), реализации или складирования подкарантинной продукции, зараженной и (или) засоренной карантинным объектом), а также в отношении оборудования, транспортного средства, помещения, в котором находится такая подкарантинная продукция.

Часть 4 ст. 18 ФЗ «О карантине растений» предусматривает возможность возложения на граждан и юридических лиц, которые осуществляют деятельность в отношении подкарантинных объектов, а именно имеют подкарантинные объекты в собственности, владении, пользовании, аренде, дополнительных обязанностей при введении карантинного фитосанитарного режима.

В ч. 5 ст. 18 ФЗ «О карантине растений» предусмотрена необходимость реализации программы локализации очага карантинного объекта и ликвидации популяции карантинного объекта в период действия карантинного фитосанитарного режима. Необходимость реализации данной программы обусловлена тем, что собственно карантинный фитосанитарный режим направлен на создание условий для локализации очага карантинного объекта и (или) ликвидации популяции карантинного объекта в карантинной фитосанитарной зоне. Кроме того, такая необходимость следует и из ст. 20 ФЗ «О карантине растений», определяющей содержание указанной программы и порядок реализации ее мероприятий.

В части 4 статьи 20 ФЗ «О карантине растений» указано, что в карантинной фитосанитарной зоне мероприятия по осуществлению локализации очага карантинного объекта и (или) ликвидации популяции карантинного объекта осуществляются за счет средств граждан, юридических лиц, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты, собственников подкарантинной продукции.

Нарушение законодательства Российской Федерации в области карантина растений влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 31 Закона о карантине растений).

Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ уполномоченными лицами Управления Россельхознадзора в присутствий начальника отдела ЖКХ Володарской районной администрации г. Брянска Кузьмина В.В., при проведении государственного карантинного фитосанитарного контроля обочины по адресу: <адрес>, в районе домов №...., №...., №.... были выявлены карантинные сорные растения: амброзия полыннолистная и амброзия трехраздельная и предписаны карантинные фитосанитарные мероприятия в виде немедленного уничтожения карантинных сорных растений путем прополки, с удалением корневой системы, с последующим подсушиванием и сжиганием растительной массы.

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ при проведении государственного карантинного фитосанитарного контроля обочины по адресу: <адрес> были выявлены единичные растения амброзии. По результатом осмотров предписано проведение мероприятий по борьбе с амброзией до полного уничтожения.

Приказом Управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям №.... от ДД.ММ.ГГГГ установлена карантинная фитосанитарная зона по амброзии полыннолистной - Ambrosia artemisiifolia L. и амброзии трехраздельной - Ambrosia trifida L на территории <адрес> Володарского района г. Брянска. Администрации Володарского района г. Брянска было указано на необходимость принять экстренные меры по недопущению распространения и уничтожению очагов амброзии полыннолистной на подведомственной территории.

Постановлением Правительства Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ №....-п наложен карантин по амброзии полыннолистной и амброзии трехраздельной на территории <адрес>.

Между тем, согласно пункту 11 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа.

Из ст. 24 Устава городского округа город Брянск, следует, что в структуру органов местного самоуправления города Брянска входят: представительный орган - Брянский городской Совет народных депутатов, глава муниципального образования - Глава города Брянска, исполнительно-распорядительный орган - Брянская городская администрация, контрольно-счетный орган - Контрольно-счетная палата города Брянска.

Согласно ст. 44 Устава городского округа город Брянск, Брянская городская администрация - наделена полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Брянской области. Городская администрация является уполномоченным органом по осуществлению муниципального контроля, установление организационной структуры которого, полномочий, функций и порядка деятельности осуществляется в соответствии с настоящим Уставом.

Органы городской администрации, наделенные правами юридического лица, могут выступать от имени городской администрации, выполняя полномочия, переданные им соответствующими правовыми актами.

Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 31 октября 2007 года № 816 (ред. от 22.12.2021) утверждены Положения о районных администрациях города Брянска, согласно которым Володарская районная администрация города Брянска является территориальным органом Брянской городской администрации, образованным для управленческих функций, осуществляющим свои полномочия на территории Володарского внутригородского административного района города Брянска. Обеспечивает в пределах установленной компетенции защиту интересов города Брянска в области сохранности зеленых насаждений, охраны окружающей среды, а также организации сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов производства и потребления на территории города Брянска при ведении дел в судах, в том числе арбитражном и третейском, осуществляя полномочия истца, ответчика или иных лиц.

Между тем, решением Брянского городского Совета народных депутатов от 28 апреля 2006 года № 403 утверждены положения о комитете по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации, согласно которому Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации является отраслевым органом Брянской городской администрации, осуществляющим исполнение муниципальных функций в сфере жилищно-коммунального хозяйства и осуществляет полномочия главного распорядителя средств бюджета города Брянска, осуществляет полномочия получателя средств бюджета города Брянска, предусмотренных на финансовое обеспечение деятельности Комитета.

Одной из основных задач комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации является организация мероприятий по охране окружающей среды в границах города Брянска.

Разработка муниципальных и ведомственных целевых программ по вопросам, связанным с организацией благоустройства и озеленения территорий города Брянска, организацией сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организацией мероприятий по охране окружающей среды в границах города Брянска является одной из функций, которые осуществляет комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации.

Кроме того, в пределах своей компетенции комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации имеет право заключать гражданско-правовые договоры для осуществления возложенных на него задач и функций:

Также, согласно п. 5.1 положений Комитет отвечает за своевременное и качественное выполнение возложенных на него функций и задач, а также за неисполнение предоставленных ему прав.

Таким образом, с учетом названных правовых норм и установленных обстоятельств, применительно к данному спору лицом, ответственным за проведение мероприятий по выполнению карантинного фитосанитарного режима на территории ул. Есенина в Володарском районе г. Брянска, является Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации, который не исполнил свою обязанность по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах города Брянска, а именно по принятию необходимых для уничтожения карантинных сорных растений: амброзии полыннолистной и амброзии трехраздельной.

В связи с чем, исковые требования в части возложения на Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации обязанности совершить действия по исполнению карантинного фитосанитарного режима подлежат удовлетворению.

Поскольку надлежащим ответчиком по делу является Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации, то исковые требования Управления Россельхознадзора по Брянской, Смоленской и Калужской областям к Володарской районной администрации г. Брянска об обязании совершить действия по выполнению карантинного фитосанитарного режима удовлетворению не подлежат.

При таких обстоятельствах, исковые требования истца подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд

    РЕШИЛ:

    Исковые требования Управления Россельхознадзора по Брянской, Смоленской и Калужской областям к Володарской районной администрации г. Брянска и Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации об обязании совершить действия по исполнению карантинного фитосанитарного режима, удовлетворить частично.

    Возложить на Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации обязанность в течение 10 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу проводить контрольные обследования подкарантинных объектов визуальным методом с целью выявления очагов амброзии полыннолистной и амброзии трехраздельной, проводить регулярные скашивания растительности в очаге до плодоношения амброзии полыннолистной и амброзии трехраздельной от трех до четырех раз в течение вегетационного периода (до ДД.ММ.ГГГГ), проводить обработку очагов амброзии полыннолистной и амброзии трехраздельой, разрешенными к применению гербицидами в соответствии с «государственным каталогом пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации».

    В удовлетворении исковых требований Управления Россельхознадзора по Брянской, Смоленской и Калужской областям к Володарской районной администрации г. Брянска об обязании совершить действия по исполнению карантинного фитосанитарного режима, отказать.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Володарский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья            (подпись)                О.Н. Мастерова

2-151/2023 (2-1632/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Управление Россельхознадзора по Брянской, Смоленской и Калужской областям
Ответчики
Володарская районная администрация г. Брянска
Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации
Другие
Брянская городская администрация
Миронов Александр Георгиевич
МБУ «Дорожное управление города Брянска»
Суд
Володарский районный суд г. Брянск
Судья
Мастерова О.Н.
Дело на сайте суда
volodarsky.brj.sudrf.ru
29.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.08.2022Передача материалов судье
02.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.09.2022Подготовка дела (собеседование)
22.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.11.2022Судебное заседание
23.11.2022Судебное заседание
14.12.2022Судебное заседание
10.01.2023Судебное заседание
10.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.02.2023Судебное заседание
21.03.2023Судебное заседание
28.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее