Дело № 2-7040/2020

УИД 35RS0010-01-2020-013021-47

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Вологда 22 октября 2020 года

Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Лебедевой Н.Н.,

при секретаре Которобай М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Вологодского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Вологодской области, действующего в интересах Дробот Н. В. к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Вологодской области, УФСИН России по Вологодской области о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации инвалида,

УСТАНОВИЛ:

Вологодский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Вологодской области, действуя в интересах Дробот Н.В., обратился в суд с исковым заявлением к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Вологодской области о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации инвалида.

В обоснование требований указывает, что Дробот Н.В. отбывает наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Вологодской области, ей установлена 3 группа инвалидности в срок до 01.04.2021 и разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида, которой определены необходимые технические средства реабилитации, в том числе <данные изъяты>

В результате проведения проверки установлено, что указанными техническими средствами Дробот Н.В. не обеспечена, в связи с чем, начальнику ФКУ ИК-1 УФСИН России по Вологодской области вынесено предписание об устранении нарушений закона.

Ссылаясь на то обстоятельство, что до настоящего времени Дробот Н.В. не обеспечена указанными средствами, Вологодский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Вологодской области просит суд возложить на ФКУ ИК-1 УФСИН России по Вологодской области в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить осужденную Дробот Н.В. техническими средствами реабилитации инвалида, а именно: <данные изъяты>

В рамках подготовки дела к судебному разбирательству, к участию в процессе в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФКУЗ МСЧ-35 УФСИН России по Вологодской области.

Определением суда от 06.10.2020, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в процессе в качестве соответчика привлечен УФСИН России по Вологодской области.

Представитель истца, действующий на основании прав по должности, Кузьмин С.К. в судебном заседании исковые требований поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.

Дробот Н.В. в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте слушания дела извещалась надлежащим образом, отбывает наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Вологодской области.

Представитель ответчика ФКУ ИК-1 УФСИН России по Вологодской области, действующая на основании доверенности, Тетерина Ж.А. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях на иск, просила отказать в их удовлетворении.

Представитель ответчика УФСИН России по Вологодской области, действующая на основании доверенности, Козлова Г.Ю. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях на иск, просила отказать в их удовлетворении.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФКУЗ МСЧ-35 УФСИН России по Вологодской области, действующая на основании доверенности, Молева Е.А. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях на иск, просила отказать в их удовлетворении.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьёй 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.

Согласно ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Согласно пункту 9 указанного федерального перечня, к техническим средствам реабилитации, в том числе, относится <данные изъяты>

Пунктом 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240, предусмотрено, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

В соответствии со статьей.11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Согласно части 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

Порядок обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (часть 7 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

Судом установлено и следует из материалов дела, что Дробот Н.В. является инвалидом третей группы <данные изъяты>. Инвалидность установлена на срок до 01.04.2021 (акт медико-социальной экспертизы гражданина от 26.03.2020).

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации от 26.03.2020 Дробот Н.В. нуждается в проведении мероприятий медицинской реабилитации. Рекомендуемые технические средства для Дробот Н.В.: <данные изъяты>

В индивидуальной программе реабилитации инвалида исполнителем реабилитационных мероприятий указано УФСИН России.

28.05.2020 прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Вологодской области вынесено представление в отношении начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Вологодской области о принятии мер по устранению нарушений, в том числе по обеспечению Дробот Н.В. техническими средствами.

Из ответа начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Вологодской области следует, что данным учреждением направлен запрос в ФКУЗ МСЧ-35 УФСИН России по Вологодской области на выделение Дробот Н.В. <данные изъяты>, в настоящее время предоставлена на временное пользование <данные изъяты>.

Таким образом, суд приходит к выводу, что программа реабилитации инвалида не исполняется, мероприятия медицинской реабилитации не проводятся, что является нарушением прав Дробот Н.В.

Анализируя вышеприведенные правовые нормы, установленные обстоятельства по делу, суд приходит к выводу, что индивидуальная программа реабилитации в отношении Дробот Н.В. является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и должна надлежащим образом исполняться. Как следует из индивидуальной программы реабилитации исполнителем заключения о нуждаемости в проведении реабилитационных мероприятий является УФСИН России по Вологодской области.

При этом суд учитывает, что индивидуальная программа реабилитации Дробот Н.В. от 26.03.2020 является действующей, о содержании программы УФСИН России по Вологодской области осведомлено, о наличии обязанности организовывать проведение реабилитационных мероприятий в отношении Дробот Н.В. знает, индивидуальная программа реабилитации в установленном порядке не оспорена и не отменена.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, ФСИН России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.

ФСИН России осуществляет медико-санитарное обеспечение осужденных и лиц, содержащихся под стражей, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также применение к осужденным принудительных мер медицинского характера и обязательного лечения (подпункт 2 пункта 7 положения о ФСИН России).

В силу приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 1 апреля 2015 года N 77, которым утверждено Типовое положение о территориальном органе Федеральной службы исполнения наказаний, а также приказа ФСИН России от 11 июня 2015 года N 518 "Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной службы исполнения наказаний", которым утверждено Положение о Главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю, последнее обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации медико-санитарное обеспечение осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

Оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России (далее - медицинские организации уголовно-исполнительной системы), а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях уголовно-исполнительной системы - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения. К структурным подразделениям (филиалам) медицинских организаций уголовно-исполнительной системы, оказывающим медицинскую помощь лицам, заключенным под стражу, или осужденным, в СИЗО, в учреждениях уголовно-исполнительной системы, лечебно-профилактических учреждениях, лечебных исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, относятся медицинские части (здравпункты), больницы, в том числе специализированные (психиатрические, туберкулезные), дома ребенка (пункт 2 Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденного приказом Минюста России от 28 декабря 2017 года N 285).

Таким образом, суд приходит к выводу, что обязанность УФСИН России по Вологодской области по обеспечению техническими средствами реабилитации может быть исполнена ответчиком в силу приведенного нормативного обоснования, через медицинские организации уголовно-исполнительной системы, а также медицинские организации государственной системы здравоохранения, не входящие в уголовно-исполнительную систему, и медицинские организации муниципальной системы здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, как это предусмотрено приказом Минюста России N 222 от 22 сентября 2015 года "Об утверждении порядка обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях".

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что до настоящего времени Дробот Н.В. не обеспечена техническими средствами реабилитации, предусмотренным индивидуальной программой, суд приходит к выводу о возложении на УФСИН России по Вологодской области обязанности обеспечить Н.В. техническими средствами реабилитации инвалида: <данные изъяты>

Оснований для удовлетворения исковых требований в отношении ФКУ ИК-1 УФСИН России по Вологодской области у суда не имеется, поскольку именно УФСИН России по Вологодской области определено в индивидуальной программе реабилитации инвалида в качестве лица, ответственного за медицинскую реабилитацию Дробот Н.В.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░ ░░-1 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░>, ░ ░░░░░░░ 3 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                 ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29.10.2020.

2-7040/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Дробот Наталья Владимировна
Вологодская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Вологодской области
Ответчики
ФКУ ИК-1 УФСИН России по Вологодской области
УФСИН России по Вологодской области
Другие
ФКУЗ МСЧ-35 УФСИН России по Вологодской области
Суд
Вологодский городской суд Вологодской области
Судья
Лебедева Наталья Николаевна
Дело на сайте суда
vologodskygor.vld.sudrf.ru
15.09.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.09.2020Передача материалов судье
17.09.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.10.2020Судебное заседание
22.10.2020Судебное заседание
29.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.11.2020Дело оформлено
22.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее