Председательствующий – Зрелкина Е.Ю. | дело № 33-187 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 марта 2018 года | г. Горно-Алтайск |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи – Сарбашева В.Б.,
судей – Кокшаровой Е.А., Красиковой О.Е.,
при секретаре – Слабодчиковой А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Усть-Канского районного прокурора Акчиной А.Н. на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 15 декабря 2017 года, которым
прокурору Усть-Канского района Республики Алтай, действующему в интересах Аламчина Сюмера Алексеевича отказано в удовлетворении искового заявления к Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого фонда, по месту жительства на территории МО «Усть-Канский район».
Заслушав доклад судьи Кокшаровой Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Усть-Канского района в интересах Аламчина С.А. обратился в суд с иском к Министерству труда, социального развития и занятости Республики Алтай об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого фонда, указывая, что прокуратурой района проведена проверка по заявлению Аламчина С.А. о нарушении его прав, выразившееся в длительном не предоставлении ему, как лицу, относящемуся к детям-сиротам, жилого помещения, в связи с чем прокурор обратился в суд с настоящим иском.
Суд принял вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционном представлении прокурор Усть-Канского района Акчина А.Н., указывая, что в ходе судебного разбирательства прокурором было доказано, что Аламчин С.А., относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признан нуждающимся в жилом помещении. Считает вывод суда о том, что Аламчин С.А. в виду наличия в праве собственности у супруги жилого помещения не нуждается в улучшении жилищных условий, необоснован, противоречит положениям ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Кроме того, Аламчин С.А. не является нанимателем жилого помещения, в котором проживает совместно с Аламчиной А.А. и детьми, по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а также не является собственником жилых помещений. Жилое помещение, в котором проживает Аламчин С.А., является собственностью его супруги и детей. Факт умышленного отказа Аламчина С.А.от доли в праве собственности на указанное жилое помещение, не доказан.
Проверив материалы дела, выслушав Аламчина С.А., прокурора Тюхтеневу И.М., поддержавших доводы апелляционного представления, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в виду следующего.
Как следует из материалов Решением жилищной комиссии от 09.08.2012 года Аламчин С.А., <дата> года рождения, признан нуждающимся в жилом помещении и поставлен в очередь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении.
На 27.09.2017 года истец значится в списке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, под номером 38. С указанного учета по настоящее время Аламчин С.А. не снят.
Судом установлено, что 1 апреля 2016 года за счет средств материнского капитала в общую долевую собственность супруги Аламчиной А.А. и двух детей был приобретен жилой дом, общей площадью 61,3 кв. м., и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, ул. ФИО7, <адрес>
Вместе с тем, несмотря на наличие указанного жилого помещения, его общая обеспеченность жилой площадью по-прежнему ниже установленной учетной нормы (61,3 кв.м./4человека=15,3 кв.м.), а, следовательно, Аламчин С.А. является нуждающимся в обеспечении жильем.
Мнение суда о необходимости учета нормы в размере 12 кв.м. не верно, поскольку в данном случае разрешается вопрос о предоставлении жилого помещения, в связи с чем необходимо руководствоваться п.3 постановления администрации МО «Усть-Канский район» №675 от 31.12.2013 года «Об утверждении учетной нормы жилого помещения» где учетная норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 18 кв.м. на одного члена семьи.
В соответствии со ст. 8, Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии в виде предоставления жилых помещений предоставляются: 1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений,
Согласно части 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2013 года) право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вместе с тем в силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ настоящий закон вступил в силу с 1 января 2013 года. При этом в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что истец Аламчин С.А. на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ обладал нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В материалах дела отсутствуют доказательства тому что Аламчин С.А. является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения.
Учитывая, что Аламчин С.А. в установленные законом сроки не был обеспечен жильем, следует считать, что он свое право на обеспечение жилым помещением в порядке, установленном федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не реализовал.
В связи с чем, судебная коллегия полагает, что приобретение в общую долевую собственность членов семьи жилого помещения за счет средств материнского капитала не исключает возможности реализации им права на обеспечение жилым помещением в вышеуказанном порядке.
Поскольку мера социальной поддержки в виде материнского капитала направлена на улучшение жилищных условий, положения, закрепленные в Федеральном законе "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", касающиеся круга лиц - получателей соответствующих мер социальной поддержки, условий и порядка их предоставления, предполагают возможность отнесения материнского (семейного) капитала как дополнительной меры социальной поддержки семей, имеющих детей, к числу иных форм государственной поддержки.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит, что решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 15 декабря 2017 года подлежит отмене, с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований прокурора.
Руководствуясь положениями ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 15 декабря 2017 года отменить, принять по делу новое решение, которым исковое заявление прокурора Усть-Канского района Республики Алтай, действующего в интересах Аламчина Сюмера Алексеевича к Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого фонда, по месту жительства на территории МО «Усть-Канский район», удовлетворить.
На Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай возложить обязанность предоставить Аламчину Сюмеру Алексеевичу из специализированного жилого фонда Республики Алтай по договору найма специализированного жилого помещения - изолированное жилое помещение, благоустроенное, отвечающее санитарным нормам и техническим требованиям, с учетом нормы представления площади жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального образования «Усть-Канский район».
Председательствующий - В.Б. Сарбашев
Судьи - О.Е. Красикова
Е.А. Кокшарова