Дело №2-293/2022
УИД: 87RS0001-01-2022-000414-23
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 октября 2022 г. г.Анадырь
Анадырский городской суд Чукотского автономного округа в составе: председательствующего судьи Шевченко Г.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сапрыкиной Т.В.,
с участием старшего помощника прокурора Чукотского автономного округа Талаевой О.И.,
представителя ответчика Министерства внутренних дел Российской Федерации Козловой С.М., действующей также в интересах третьего лица на стороне ответчиков, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Управления МВД России по Чукотскому автономному округу,
представителя ответчика - межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Анадырский» - Стоволосовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора Чукотского автономного округа в защиту интересов Гуриной Жанны Николаевны к Министерству внутренних дел Российской Федерации, межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Анадырский» о признании незаконным бездействия межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Анадырский», выразившегося в невыдаче справки об освобождении, необеспечении бесплатным проездом к месту жительства и денежного пособия, взыскании с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел за счет казны Российской Федерации стоимости проезда к месту жительства после освобождения, компенсации морального вреда, возложении обязанности на межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Анадырский» выдать справку о сроке содержания под стражей и основании освобождения,
у с т а н о в и л:
исполняющая обязанности прокурора Чукотского автономного округа Серегина Е.В., действуя в интересах Гуриной Ж.Н., обратилась в Анадырский городской суд с указанным исковым заявлением к ответчикам, указав, что приговором Анадырского районного суда Чукотского автономного округа от 3 июня 2020 г. Гурина Ж.Н. признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ, и ей назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 7 лет 6 месяцев с отбыванием наказания в колонии общего режима. Апелляционным приговором суда Чукотского автономного округа от 25 августа 2020 г. приговор Анадырского районного суда от 3 июня 2020 г. отменен, Гурина Ж.Н. осуждена по ч.1 ст.105 УК РФ к 7 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. В период с 26 ноября 2020 г. по 19 ноября 2021 г. осужденная Гурина Ж.Н. отбывала наказание в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Камчатскому краю. Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 12 октября 2021 г. апелляционный приговор суда Чукотского автономного округа от 25 августа 2020 г. отменен, уголовное дело направлено на новое апелляционное рассмотрение, осужденной Гуриной Ж.Н. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу сроком на 3 месяца, т.е. по 11 января 2022 г. В связи с отменой апелляционного приговора суда Чукотского автономного округа от 25 августа 2020 г. Гурина Ж.Н. в целях участия в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции из ФКУ ИК-7 УФСИН России по Камчатскому краю транзитом через ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Камчатскому краю и ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Магаданской области конвоирована в ИВС Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Анадырский» (далее - МО МВД России «Анадырский»), где содержалась под стражей в период с 29 декабря 2021 г. по 10 января 2022 г.
Апелляционным приговором суда Чукотского автономного округа от 10 января 2022 г. приговор Анадырского районного суда Чукотского автономного округа от 3 июня 2020 г. отменен, Гурина Ж.Н. признана виновной в совершении преступления по ч.1 ст. 108 УК РФ, ей назначено наказание в виде 1 года 6 месяцев лишения свободы, от назначенного наказания Гурина Ж.Н. освобождена, в связи с истечением срока давности на основании п.3 ч.1 ст.24 УПК РФ, Гурина Ж.Н. освобождена из-под стражи в зале суда.
Гурина Ж.Н. в период с 29 декабря 2021 г. по 10 января 2022 г. относилась к числу лиц, на которых распространяются положения Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее Федерального закона №103-ФЗ), регулирующие содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Как следует из документов, находящихся в личном деле Гурина Ж.Н. зарегистрирована по адресу: Чукотский автономный округ, Провиденский район, п. Провидения, <адрес>.
Однако должностными лицами ИВС МО МВД России «Анадырский» в нарушение ст. 50 Федерального закона №103-ФЗ при освобождении из-под стражи Гурина Ж.Н. бесплатным проездом к месту жительства и питанием не обеспечена, справка, в которой указывается срок содержания под стражей и основания освобождения (далее – Справка об освобождении), Гуриной Ж.Н. не выдана.
В период с 10 января 2022 г. по 7 февраля 2022 г. Гурина Ж.Н. проживала у знакомой в п. Угольные Копи и на денежные средства родственников 4 февраля 2022 г. Гуриной Ж.Н. приобретен авиабилет до п. Провидения стоимостью 15000 рублей.
Согласно перечню документов и личных вещей Гуриной Ж.Н. денежные средства и продукты питания на момент освобождения у неё отсутствовали. Достоверно зная из личных документов Гуриной Ж.Н., имевшихся в распоряжении учреждения, о месте жительства, а также об отсутствии у последней денежных средств и продуктов питания, должностные лица ИВС МО МВД «Анадырский» не выяснили у осужденной, имеется ли необходимость в обеспечении её денежными средствами на проезд к месту жительства и продуктами питания.
В результате неправомерных действий должностных лиц ИВС МО МВД «Анадырский» Гурина Ж.Н. без средств к существованию в течение месяца ожидала в п.Угольные Копи денежные средства, собранные родственниками, для приобретения авиабилета до места проживания в п. Провидения. Денежные средства на приобретение авиабилета в сумме 16000 рублей переведены родственниками Гуриной Ж.Н. только 2 февраля 2022 г., авиабилет стоимостью 15000 рублей приобретен Гуриной Ж.Н. 4 февраля 2022 г. и 7 февраля 2022 г. она вылетела к месту жительства в п. Провидение.
Отсутствие Справки об освобождении не позволило Гуриной Ж.Н. воспользоваться мерами социальной поддержки, предусмотренными для граждан, освободившихся из мест лишения свободы. Решением Анадырского районного филиала ГБУ «Чукотский окружной комплексный центр социального обслуживания населения» от 2 февраля 2022 г. в выплате единовременной выплаты гражданам, освободившимся из мест лишения свободы и направляющимся к месту жительства на территории Чукотского автономного округа, отказано.
Таким образом, в результате бездействия должностных лиц ИВС МО МВД «Анадырский» нарушено право Гуриной Ж.Н. на необходимое материально-бытовое обеспечение, гарантированное действующим законодательством. В связи с необходимостью поиска денежных средств на авиабилет до места жительства, пищу и место временного жительства в п.Угольные Копи, Гуриной Ж.Н. причинены физические и нравственные страдания, размер денежной компенсации морального вреда оценен Гуриной Ж.Н. в сумме 30000 рублей.
Прокурор просит суд:
1)признать незаконным бездействие межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Анадырский», выразившееся в невыдаче Гуриной Ж.Н. справки с указанием срока содержания под стражей и основания освобождения, необеспечении её бесплатным проездом к месту жительства, невыдаче ей денежного пособия;
2) взыскать с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел за счет казны Российской Федерации в пользу Гуриной Жанны Николаевны стоимость проезда по маршруту Анадырь-Провидение в размере 15 000 рублей;
3) взыскать с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел за счет казны Российской Федерации в пользу Гуриной Ж.Н. компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей;
4) возложить обязанность на межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Анадырский» выдать Гуриной Ж.Н. справку о сроке содержания под стражей и основании освобождения.
Из письменных возражений представителя ответчика МО МВД России «Анадырский» на иск следует, что нарушений законности и служебной дисциплины, со стороны сотрудников изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых МО МВД России «Анадырский» при содержании, охране и конвоировании Гуриной Ж.Н. не допущено. Так, согласно положениям части 2 статьи 47 УПК РФ, обвиняемый, уголовному делу которого назначено судебное разбирательство, именуется подсудимым. Обвиняемый, в отношении которого вынесен обвинительный приговор, именуется осужденным. Обвиняемый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор, является оправданным. В отношении подозреваемого содержание под стражей может иметь место в двух случаях: когда лицо задержано по подозрению в совершении преступления; когда к лицу до предъявления обвинения применена мера пресечения в виде заключения под стражу. По общему правилу меры пресечения применяются к обвиняемым, подсудимым и осужденным. Согласно позиции, отраженной в Определении Конституционного суда от 24 февраля 2022 года №220-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гольцева Дмитрия Александровича на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 47, пунктом 10 части первой статьи 308 и пунктом 2 части 1 статьи 401.14 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», подсудимый имеет статус (именуется) осужденный, несмотря на то, что вынесенный в его отношении обвинительный приговор еще не вступил в законную силу. Принимая во внимание то, что Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции апелляционный приговор суда Чукотского автономного округа от 25 августа 2020 г. в отношении Гуриной Ж.Н. отменен, уголовное дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в суд Чукотского автономного округа, статус Гуриной Ж.Н. осужденной не подлежал изменению, то есть она не стала обвиняемой. Осужденной Гуриной Ж.Н. избрана мера пресечения - заключение под стражу на 3 месяца, то есть по 11 января 2022 г. На основании вышеуказанного решения суда Гурина Ж.Н содержалась в изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых МО МВД России «Анадырский», в связи с отсутствием на территории Чукотского автономного округа СИЗО. Осужденные, отбывающие наказание в исправительных учреждениях, могут содержаться в изоляторе временного содержания в связи с рассмотрением дела в суде, по определению суда на время рассмотрения дела.
Согласно статье 9 Федерального закона №103-ФЗ изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Основаниями освобождения подозреваемых и обвиняемых из-под стражи являются: судебное решение, вынесенное в порядке, предусмотренном законом; постановление следователя, органа дознания; постановление начальника места содержания под стражей или прокурора, осуществляющего надзор за исполнением законов в местах содержания под стражей, об освобождении указанного подозреваемого или обвиняемого в связи с истечением установленного законом срока содержания под стражей.
Отмена меры пресечения в виде содержания под стражей в связи с прекращением уголовного дела является, по существу; реабилитацией лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления. Такое лицо подлежит немедленному освобождению с восстановлением его во всех правах. Освобождение из-под стражи производится начальником места содержания под стражей на основании постановления лица, производящего дознание, прокурора или решения суда.
Статья 49 указанного закона установила всего три основания для освобождения из места содержания под стражей. Такими основаниями могут быть только акты, вынесенные в порядке, предусмотренном УПК РФ. В случае, когда лицо содержалось под стражей вплоть до вынесения оправдательного приговора по делу, это будет основание, которое оформляется судебным решением (приговор суд выносит в форме решения суда). В таком случае человек, который содержался под стражей, должен был быть привлечен к участию в деле в качестве подозреваемого, затем обвиняемого и перейти в категорию подсудимого, в отношении которого судом принято решение о его невиновности в совершении данного проступка. Если человека освобождают на основании постановления прокурора, следователя, то это возможно в случае, когда расследуемое уголовное дело еще не дошло до стадии его рассмотрения судом, т.е. само обвинительное заключение еще не составлено.
Освобождение подозреваемых и обвиняемых из ИВС производится начальником ИВС по получении соответствующего решения суда либо постановления следователя, органа дознания или прокурора.
Начальник ИВС обязан не позднее чем за 24 часа до истечения срока содержания под стражей подозреваемого или обвиняемого уведомить об этом орган или лицо, в производстве которых находится уголовное дело, а также прокурора. Если по истечении установленного законом срока соответствующее решение об освобождении подозреваемого или обвиняемого либо о продлении срока содержания его под стражей не поступило, начальник ИВС освобождает его своим постановлением.
Подозреваемому или обвиняемому, освобожденному из-под стражи, выдаются личные документы, вещи, деньги, хранящиеся на его лицевом счете, а также справка, в которой указывается срок его содержания под стражей и основания освобождения. Подозреваемый или обвиняемый, освобожденный из-под стражи, администрацией ИВС в случае необходимости обеспечивается бесплатным проездом к месту жительства железнодорожным, автомобильным или водным транспортом, питанием, а также одеждой по сезону. В случае необходимости ему выдается денежное пособие.
Освобождение содержащихся под стражей производится начальником ИВС (дежурным) на основании соответствующего постановления лица, производящего дознание, следователя, прокурора либо приговора или определения суда. Постановление, вынесенное лицом, производящим дознание, должно быть утверждено начальником органа дознания.
Освобождение из-под стражи в зале суда производится немедленно в соответствии с приговором (определением) суда. Документы, вещи и ценности, изъятые у освобожденного подозреваемого или обвиняемого, а также деньги, находящиеся на его лицевом счете, возвращаются ему администрацией ИВС.
Таким образом, на момент освобождения из-под стражи в зале суда Гурина Ж.Н., имея статус осужденной, не могла подпадать под основания освобождения из места содержания под стражей, приведенные в статье 49, тем самым у администрации ИВС не было оснований для обеспечения Гуриной Ж.Н. бесплатным проездом к месту жительства, питанием, а также одеждой по сезону. Законодатель конкретно предусмотрел категорию лиц (подозреваемый, обвиняемый), которые в случае необходимости при освобождении из-под стражи обеспечиваются бесплатным проездом к месту жительства железнодорожным, автомобильным или водным транспортом, питанием, а также одеждой по сезону.
Приказ МВД России от 22 ноября 2005 г. № 950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» обязанность на органы внутренних дел Российской Федерации при освобождении из-под стражи подозреваемых, обвиняемых обеспечивать бесплатным проездом к месту жительства железнодорожным, автомобильным или водным транспортом, питанием, а также одеждой по сезону, пособием, не возлагает. Кроме того, данное направление расходов не включено в бюджетное ассигнование федерального бюджета, закрепленного за МВД России, в связи с чем ответчик просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель ответчика МО МВД России «Анадырский» - Стоволосова А.А. просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме по тем же основаниям.
Представитель соответчика Министерства внутренних дел Российской Федерации и третьего лица на стороне ответчиков, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, - Управления МВД России по Чукотскому автономному округу, Козлова С.М. полагала, что иск удовлетворению не подлежит по основаниям, изложенным представителями МО МВД России «Анадырский».
Суд, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), установив юридически значимые обстоятельства, пришел к следующему.
Положениями пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред закреплено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с частью 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
По общему правилу территориальной подсудности, закрепленному в статье 28 ГПК РФ, иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика, иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации.
Прокурором в защиту интересов Гуриной Ж.И. заявлен иск к МВД России, МО МВД России «Анадырский» о признании незаконным бездействия МО МВД России «Анадырский», возмещении убытков, причиненных бездействием должностных лиц МО МВД России «Анадырский» (стоимости проезда к месту жительства после освобождения) за счет казны Российской Федерации, компенсации морального вреда, возложении обязанности выдать справку о сроке содержания под стражей и основании освобождения.
Субъектом, обязанным возместить вред по правилам статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, и, соответственно, ответчиком по указанным искам является Российская Федерация, от имени которой в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств по ведомственной принадлежности тех государственных органов (должностных лиц), в результате незаконных действий (бездействия) которых физическому или юридическому лицу причинен вред (пункт 3 статьи 125 ГК РФ, статья 6, подпункт 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Как разъяснено в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 г. N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", если орган государственной власти, уполномоченный на основании подпункта 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации отвечать в судах от имени Российской Федерации по искам о возмещении вреда в порядке, предусмотренном статьей 1069 ГК РФ, имеет территориальные органы с правами юридического лица и вред причинен гражданину или юридическому лицу действиями (бездействием) должностных лиц такого территориального органа, то иск к Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств о возмещении вреда подлежит рассмотрению в суде по месту нахождения его территориального органа, действиями должностных лиц которого причинен вред (статья 28 ГПК РФ, статья 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), если иное не предусмотрено законодательством.
В соответствии с подпунктом 100 пункта 11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 699 (далее - Положение о МВД России), МВД России осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, а также бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета.
МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел (пункт 5).
В состав органов внутренних дел входят: центральный аппарат МВД России, территориальные органы МВД России, образовательные, научные, медицинские (в том числе санаторно-курортные) организации системы МВД России, окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России, загранаппарат МВД России, организации культуры, физкультурно-спортивные организации, редакции печатных и электронных средств массовой информации, а также иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел (пункт 14).
В силу пункта 2 Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне, утвержденного приказом МВД России от 5 июня 2017 г. N355, территориальными органами МВД России на районном уровне, на которые распространяется действие данного типового положения, являются управления, отделы, отделения МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям (включая управления внутренних дел по административным округам Главного управления МВД России по г.Москве, управление внутренних дел на Московском метрополитене Главного управления МВД России по г. Москве, управление внутренних дел по г. Сочи Главного управления МВД России по Краснодарскому краю), управления, отделы, отделения МВД России на части территорий административных центров субъектов Российской Федерации, управления, отделы, отделения МВД России по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах.
В пункте 19 этого же типового положения указано, что территориальный орган МВД России на районном уровне является юридическим лицом в организационно-правовой форме государственного учреждения.
Следовательно, межмуниципальный отдел МВД России «Анадырский» является территориальным органом МВД России на районном уровне и действует в качестве юридического лица.
Таким образом, по искам о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) органов МВД России за счет казны Российской Федерации от имени Российской Федерации в суде выступает и отвечает по своим денежным обязательствам МВД России как главный распорядитель бюджетных средств. При этом иск к Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств о возмещении вреда подлежит рассмотрению в суде по месту нахождения его территориального органа с правами юридического лица, действиями должностных лиц которого причинен вред.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Гурина Ж.Н. зарегистрирована в п.Провидение Чукотского автономного округа.
Приговором Анадырского районного суда Чукотского автономного округа от 3 июня 2020 г. Гурина Ж.Н. признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ, и ей назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 7 лет 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Апелляционным приговором суда Чукотского автономного округа от 25 августа 2020 г. приговор Анадырского районного суда от 3 июня 2020 г. отменен, Гурина Ж.Н. осуждена по ч.1 ст.105 УК РФ к 7 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима.
В период с 26 ноября 2020 г. по 19 ноября 2021 г. осужденная Гурина Ж.Н. отбывала наказание в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Камчатскому краю.
Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 12 октября 2021 г. апелляционный приговор суда Чукотского автономного округа от 25 августа 2020 г. отменен, уголовное дело направлено на новое апелляционное рассмотрение, осужденной Гуриной Ж.Н. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу сроком на 3 месяца, т.е. по 11 января 2022 г.
В связи с отменой апелляционного приговора суда Чукотского автономного округа от 25 августа 2020 г. Гурина Ж.Н. в целях участия в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции из ФКУ ИК-7 УФСИН России по Камчатскому краю транзитом через ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Камчатскому краю и ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Магаданской области конвоирована в ИВС МО МВД России «Анадырский», где содержалась под стражей в период с 29 декабря 2021 г. по 10 января 2022 г.
Апелляционным приговором суда Чукотского автономного округа от 10 января 2022 г. приговор Анадырского районного суда Чукотского автономного округа от 3 июня 2020 г. отменен, Гурина Ж.Н. признана виновной в совершении преступления по ч.1 ст.108 УК РФ, ей назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 1 год 6 месяцев, от назначенного наказания Гурина Ж.Н. освобождена в связи с истечением срока давности на основании п.3 ч.1 ст.24 УПК РФ.
Таким образом, 10 января 2022 г. Гурина Ж.Н., содержащаяся до суда в ИВС МО МВД России «Анадырский», находящегося в г.Анадыре Чукотского автономного округа, была освобождена из-под стражи в зале суда.
Согласно личному делу, перечню документов и личных вещей Гуриной Ж.Н. денежные средства и продукты питания на момент освобождения у неё отсутствовали.
Достоверно зная из личных документов Гуриной Ж.Н., имевшихся в распоряжении ИВС МО МВД «Анадырский», о месте жительства, а также об отсутствии у последней денежных средств и продуктов питания, должностные лица ИВС МО МВД «Анадырский» не выяснили у осужденной, имеется ли необходимость в обеспечении её денежными средствами на проезд к месту жительства и продуктами питания.
Поскольку Гурина Ж.Н. зарегистрирована по адресу: Чукотский автономный округ, Провиденский район, п. Провидения, <адрес>, её должны были обеспечить бесплатным проездом к месту жительства, поскольку она до провозглашения содержалась под стражей, была осуждена апелляционным приговором суда, вступившим в законную силу 10 января 2022 г. к наказанию в виде лишения свободы, и в период с 29 декабря 2021 г. по 10 января 2022 г. относилась к числу лиц, на которых распространяются положения Федерального закона №103-ФЗ, регулирующие содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Однако должностными лицами ИВС МО МВД России «Анадырский» в нарушение ст. 50 Федерального закона №103-ФЗ при освобождении из-под стражи Гурина Ж.Н. бесплатным проездом к месту жительства и питанием не обеспечена, Справка об освобождении не выдана, что не позволило ей получить меры социальной поддержки, доказательств обратного суду не представлено.
Судом установлено, и не оспаривается ответчиками, что в период с 10 января 2022 г. по 7 февраля 2022 г. Гурина Ж.Н. проживала у своей знакомой в п. Угольные Копи и на денежные средства родственников 4 февраля 2022 г. Гуриной Ж.Н. приобретен авиабилет до п. Провидения стоимостью 15000 рублей.
Суд соглашается с доводами прокурора о том, что именно в результате неправомерных действий должностных лиц ИВС МО МВД «Анадырский» Гурина Ж.Н. без средств к существованию в течение месяца ожидала в п.Угольные Копи денежных средств для приобретения авиабилета до места проживания в п. Провидения.
Денежные средства на приобретение авиабилета в сумме 16000 рублей переведены родственниками Гуриной Ж.Н. только 2 февраля 2022 г., авиабилет стоимостью 15000 рублей приобретен Гуриной Ж.Н. 4 февраля 2022 г. и 7 февраля 2022 г. она вылетела к месту жительства в п. Провидение.
Из ответа начальника УМВД России по Чукотскому автономному округу от 30 мая 2022 г. следует, что после освобождения с заявлением о необходимости обеспечения проезда к месту жительства, а также обеспечения денежным пособием Гурина Ж.Н. не обращалась. При этом, ей 10 января 2022 г. выданы документы и вещи, находящиеся на хранении в ИВС МО МВД России «Анадырский», денежные средства, продукты питания на момент освобождения отсутствовали, имелась одежда по сезону.
Однако суду не представлен ни рапорт начальника ИВС о том, что Гуриной Ж.Н. было предложено обеспечение проезда до места жительства, ни иные доказательства того, что она отказывалась от предложенных мер.
Гурина Ж.Н. обратилась в прокуратуру с жалобой о нарушении её прав, необеспечением проезда к месту жительства после освобождения из-под стражи, невыдачей справки об освобождении, из-за отсутствий которой ей было отказано в отделе социальной защиты в предоставлении мер, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации. Учитывая обстоятельства, изложенные Гуриной Ж.Н. в обращении, суд признает в данном случае обращение прокурора в суд в защиту интересов Гуриной Ж.Н. в порядке ст.45 ГПК РФ необходимым в целях восстановления нарушенных прав Гуриной Ж.Н. на социальное обеспечение.
Законность действий сотрудников МО МВД России «Анадырский» по необеспечению Гуриной Ж.Н. денежными средствами на проезд к месту жительства являлись предметом прокурорской проверки.
23 марта 2022 г. на имя начальника УМВД России по Чукотскому автономному округу исполняющей обязанности прокурора Чукотского автономного округа внесено представление об устранении нарушений закона об обеспечении при освобождении из – под стражи.
При этом из ответа врио начальника УМВД России по Чукотскому автономному округу от 22 апреля 2022 г. на представление прокурора следует, что действующим законодательством обязанность при освобождении из-под стражи осужденных обеспечивать бесплатным проездом к месту жительства, питанием, одеждой по сезону возложено на учреждение, исполняющего наказание в порядке ст.181 УИК РФ, вследствие чего Управление полагает рекомендовать Гуриной Ж.Н. обратиться в УФСИН по Камчатскому краю.
По смыслу закона, под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, включая право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и пр.
Часть 1 стать 27 Конституции Российской Федерации гарантирует право гражданина на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.
Из положений ст. 2 Федерального закона №103-ФЗ следует, что для целей настоящего Федерального закона подозреваемыми и обвиняемыми признаются, в том числе лица, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
Местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел (ст. 7 Федерального закона №103-ФЗ).
Согласно абз.2 ст.9 Федерального закона №103-ФЗ в изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.
Из положений статьи 50 Федерального закона №103-ФЗ следует, что освобожденному из-под стражи, выдается справка, в которой указываются срок его содержания под стражей и основания освобождения, а также администрацией места содержания под стражей в случае необходимости освобожденный из-под стражи обеспечивается бесплатным проездом к месту жительства железнодорожным, автомобильным или водным транспортом, питанием, а также одеждой по сезону. В случае необходимости ему выдается денежное пособие.
По смыслу ч.4 ст.50 Федерального закона №103-ФЗ администрация учреждения места содержания под стражей обязана уточнять у подозреваемых или обвиняемых, освобождающихся из-под стражи, наличие у них необходимости в обеспечении бесплатным проездом к месту жительства, питанием, а также одеждой по сезону и денежным пособием. Заявительный характер такого обеспечения не свидетельствует об отсутствии необходимости разъяснения администрацией учреждения лицу, освобождаемому из-под стражи, положений указанной статьи закона, с целью предоставления такому лицу возможности воспользоваться предоставленными ему законом правами.
Доводы ответчиков и представителя третьего лица о том, что в данном случае статус Гуриной Ж.Н. как «осужденной с не вступившим в законную силу приговором суда», а не обвиняемой или подозреваемой, не позволял выплатить денежные средства, так как данные расходы не включены в бюджетные ассигнования, и так как Гурина Ж.Н. отбывала наказание в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Камчатскому краю, там и должны были ей выдать справку об освобождении и денежные средства на проезд, суд находит несостоятельными, противоречащими закону. Гурина Ж.Н. не освобождалась из мест лишения свободы УФСИН по Камчатскому краю, вследствие чего оснований для её обращения в указанное учреждение не имеется.
На территории Чукотского автономного округа отсутствуют следственные изоляторы, вследствие чего, все содержащиеся под стражей подозреваемые, обвиняемые, в том числе осужденные, до вступления приговора суда в законную силу, содержатся в ИВС МО МВД России «Анадырский», после чего этапируются к месту отбывания наказания авиасообщением в другой субъект Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что при освобождении Гуриной Ж.Н. 10 января 2022 г. из–под стражи, в условиях Крайнего Севера, в субъекте Российской Федерации с труднодоступными населенными пунктами, в которых в силу круглогодичной труднодоступности населенных пунктов отсутствует железнодорожное и автомобильное сообщение между г.Анадырем и п.Провидение, не выданы деньги на авиапроезд и продукты питания на путь следования к месту жительства, что является нарушением ч.4 ст. 50 Федерального закона №103-ФЗ и п.140 приказа от 2 сентября 2016 года N 696 "Об утверждении порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы".
Таким образом, в результате бездействия сотрудников МО МВД России «Анадырский» нарушено право Гуриной Ж.Н. на необходимое материально-бытовое обеспечение, гарантированное действующим законодательством, в связи с необходимостью без денежных средств добираться до места жительства в п. Провидение, расположенный от места её освобождения при наличии только авиасообщения.
При таких обстоятельствах, суд признает незаконным бездействие МО МВД России «Анадырский», выразившееся в невыдаче Гуриной Ж.Н. справки с указанием срока содержания под стражей и основания освобождения из под стражи, необеспечении её бесплатным проездом к месту жительства, невыдаче ей денежного пособия, вследствие чего на ответчика – МО МВД России «Анадырский» необходимо возложить обязанность выдать Гуриной Ж.Н. справку о сроке содержания под стражей и основании освобождения.
В силу ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Доводы представителей ответчиков о том, что данное направление расходов не включено в бюджетное ассигнование федерального бюджета, закрепленного за МВД России, и не имеют права запросить средства из федерального бюджета на указанные цели, суд находит не состоятельными.
Финансирование расходов, связанных с реализацией Постановления Правительства РФ от 26.01.2011 N 24 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам норм питания и материально-бытового обеспечения лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, а также лиц, задержанных за административные правонарушения, осуществляется за счет средств, предусмотренных на содержание органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности.
Приказом Минфина России от 08.06.2021 N 75н «Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2022 год (на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов)», предусмотрен код бюджетной классификации – 93595, обеспечение осужденных, направляемых в колонии-поселения, на принудительные работы к месту отбывания наказания и освобождаемых от принудительных работ, ареста или лишения свободы на определенный срок, подозреваемых или обвиняемых, освобожденных из-под стражи, проездом, одеждой, продуктами питания или деньгами на время проезда. По данному направлению расходов отражаются расходы федерального бюджета на обеспечение осужденных, направляемых в колонии-поселения, на принудительные работы к месту отбывания наказания и освобождаемых от принудительных работ, ареста или лишения свободы на определенный срок, подозреваемых или обвиняемых, освобожденных из-под стражи, проездом, одеждой, продуктами питания или деньгами на время проезда, на выплаты единовременного денежного пособия.
Учитывая изложенное, а также обязанность государства обеспечить лицо, освободившееся из-под стражи и нуждающееся в бесплатном проезде к месту жительства, питании, одежде по сезону и денежном пособии, исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно Приказу Минюста России от 13.01.2006 N 2 «Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы» осужденные, освобождаемые от отбывания наказания, обеспечиваются проездными билетами по кратчайшему маршруту следования при наличии только авиационного сообщения - в салонах самолетов экономического (низшего) класса, а ч.4 ст.50 Федерального закона №103-ФЗ предусматривает только обеспечение подозреваемых и обвиняемых в случае необходимости бесплатным проездом к месту жительства железнодорожным, автомобильным или водным транспортом, с учетом отсутствия иного сообщения с п.Провидения, суд признает понесенные расходы Гуриной Ж.Н. на приобретение авиабилета по маршруту Анадырь-Провидение в сумме 15000 рублей необходимыми и подлежащими взысканию с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел за счет казны Российской Федерации.
В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно ч. 1 и 3 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами,- предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
Согласно разъяснениям п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Основные права закреплены в Конституции РФ, которая гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39).
В Российской Федерации действует Федеральный закон от 10.12.1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), где социальное обслуживание представляет собой деятельность по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. К этой категории граждан относятся те, кто вследствие инвалидности, неспособности к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротством, безнадзорностью, малообеспеченностью, безработицей, отсутствием определенного места жительства, конфликтами и жестоким обращением в семье, одиночеством и тому подобным не может самостоятельно обеспечить себя необходимым минимумом для жизни.
В этой связи государство создало систему мер, направленных на оказание помощи таким гражданам. По смыслу закона, любой нуждающийся гражданин, в том числе и бывший осужденный, имеет право на меры социальной поддержки, в том числе и на обращение в социальную службу. В данном случае очевидно, что бездействием МО МВД России «Анадырский» Гуриной Ж.Н. причинен моральный вред.
Оценка разумности и справедливости размера компенсации относится к прерогативе суда.
Суд, исходя из принципа разумности и справедливости, обстоятельств дела, принимая во внимание характер и объем причиненных нравственных страданий, считает возможным взыскать с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел за счет казны Российской Федерации в пользу Гуриной Ж.Н. компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей, в остальной части искового требования следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 15 000 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 20 000 ░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 000 ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 26 ░░░░░░░ 2022 ░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░