Решение по делу № 2а-421/2019 от 22.01.2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 27 февраля 2019 года по делу № 2А-421/2019

Рузский районный суд Московской области в составе председательствующего судьи Морозовой Е.С., при ведении протокола судебного заседания Алешиной К.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Зольникова В. В. к Главному управлению государственного строительного надзора Московской области о признании незаконным решение об отказе в признании пострадавшей и включении в реестр пострадавших граждан,

У С Т А Н О В И Л :

Административный истец просит суд признать незаконным решение Комиссии Главного управления государственного строительного надзора Московской области по отнесению граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены к числу пострадавших и включению их в реестр пострадавших граждан от (дата) , выразившееся в отказе во включении Зольникова В.В. в реестр пострадавших граждан, обязать Главное управление строительного надзора Московской области включить Зольникова В.В. в реестр граждан, чьи средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены по объекту строительства по адресу: (адрес).

В обоснование иска указал, что (дата) Зольников В.В. обратилась в Главное управление государственного строительного надзора Московской области с заявлением о включении в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Комиссией Главного управления государственного строительного надзора Московской области по отнесению граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и включению их в реестр пострадавших граждан, административному истцу было отказано во включении в реестр в связи с несоответствием заявителя одному из критериев пункта 2 приложения № 1 к Приказу Министерства строительства и ЖКХ РФ от 12.08.2016 года № 560/пр, а именно: привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина – участника долевого строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом № 214-ФЗ.

Административный истец считает отказ незаконным, нарушающим его права на защиту, как пострадавших со инвесторов и подлежащем по следующим основаниям.

Административный ответчик основывает свой отказ на тех обстоятельствах, что заявителем заключен договор инвестиционного вклада, а не предусмотренный Федеральным законом № 214-ФЗ договор участия в долевом строительстве.

(дата) между административным истцом и Коммандитным товариществом «Социальная инициатива и компания» был заключен договор инвестиционного вклада . В соответствии с условиями договора инвестиционного вклада административный истец передает Товариществу денежные средства в виде первоначального взноса в складочный капитал Товарищества в сумме ... рублей. В свою очередь Товарищество обязалось разумно направить денежные средства на инвестиционные программы, связанные со строительством, а при выходе вкладчика из Товарищества вернуть ему вклад в денежной или натуральной форме в виде жилых или нежилых помещений и оказать содействие в оформлении права собственности.

Истец надлежащим образом исполнила свои обязательства по оплате первоначального взноса в складочный капитал Товарищества по договору инвестиционного вклада , что подтверждается извещением Сбербанка России от (дата) на сумму ... рублей.

(дата) к договору инвестиционного вклада было заключено дополнительное соглашение , согласно которому стороны договорились, что Зольников В.В. дополнительно передает Товариществу денежные средства в размере ... рублей в складочный капитал Товарищества. При выходе из Товарищества вкладчик имеет право получить свой вклад в денежном выражении или натуральной форме в виде двухкомнатной квартиры, общей площадью ... кв.м. (третья очередь) по адресу: (адрес), при условии внесения в складочный капитал Товарищества ...% его стоимости. После получения проектной документации по третьей очереди расположение и номер квартиры определяется дополнительным соглашением между вкладчиком и Товариществом. После окончания строительства выбранная квартира передается в собственность вкладчика. Стоимость квартиры является окончательной и изменению не подлежит, общая площадь квартиры уточняется в соответствии с обмерами БТИ.

(дата) между административным истцом и Товарищество было заключено соглашение о расторжении договора инвестиционного вклада , согласно которому стороны расторгают договор в связи с выходом вкладчика из Товарищества, общая сумма денежные средств, подлежащая выплате Товариществом с учетом процентных начислений по условиям дополнительного соглашения составила ... рублей, которая перечисляются на счет вкладчика в течение трех месяцев.

На момент обращения с настоящим иском в суд, все разумные сроки исполнения товариществом, принятых на себя обязательств по передаче и оформлению в собственность квартиры истекли, указанная квартира не построена, административному истцу не передана.

Постановлениями следователя следственной группы Генеральной прокуратуры Российской Федерации от (дата) административные истцы признан потерпевшим по уголовному делу 18/377425-06, возбужденное в отношении руководства Коммандитного товарищества «Социальная инициатива и компания», из которого следует, что в период с (дата) по (дата) руководство и сотрудники коммандитного товарищества «Социальная инициатива и компания», путем обмана и злоупотреблением доверием, в том числе истица, заключили с ней договор инвестиционного вклада на строительство объектов недвижимости, которые должны были перейти в собственность вкладчиков и долевых инвесторов, однако своих обязательств не исполнили, причинив тем самым ущерб в особо крупном размере.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 13.05.2010 года по делу № А40-4680/2006 Коммандитное товарищество «Социальная инициатива и компания» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, к нему применены положения параграфа 7 «Банкротство застройщиков» главы IX Федерального закона от 26.10.2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», конкурсным управляющим должника был утвержден Бекшенев Ф.Ш..

Согласно справки конкурсного управляющего Товарищества Бекшенева Ф.Ш. по состоянию на (дата) требования Зольникова В.В. в реестр требований кредиторов должника не включены, денежные средства ему не выплачены.

Административный истец надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, от него имеется ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии.

Представить административного ответчика Главного управления государственного строительного надзора Московской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.

Изучив материалы дела, письменную позицию сторон, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 06.06.1995 № 7-П и от 13.06.1996 № 14-П, суды при рассмотрении дела обязаны исследовать по существу его все фактические обстоятельства и не должны ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы; иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, ст. 46 Конституции Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным.

Гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства регулируются Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ).

Согласно частям 4 и 7 ст. 23 п. 5.1 названной статьи Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ, уполномоченный орган устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан. Контролируемый орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечения для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены пострадавшими и ведет реестр таких граждан.

Ведение Реестра на территории Московской области возложено на Главное управление государственного строительного надзора Московской области, которое является правопреемником Министерства строительного комплекса Московской области в части осуществления ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены в соответствии с пунктом 3 и 4 постановления Правительства Московской области от 12.12.2017 № 1049/45.

Приказом Минстроя России от 12.08.2016 № 560/пр утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (приложение N 1), и Правила ведения реестра таких граждан (приложение № 2). В соответствии с пунктом 9 раздела III Приложения № 2 к указанному Приказу, Решение о включении пострадавшего гражданина в реестр принимается контролирующим органом на основании письменного заявления пострадавшего гражданина. Согласно п. 6 того же раздела установлен исчерпывающего перечень документов.

Согласно п.п. 1 п. 10 Приказа Минстроя России от 12.08.2016 № 560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан» заявитель не подлежит включению в реестр в том числе при условии несоответствие заявителя одному из критериев, установленных пунктом 2 приложения № 1 к настоящему приказу.

При этом п. 2 приложения № 1 содержит исчерпывающий перечень критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан.

Вместе с тем, оснований для отказа по п.п. 1 п. 10 Правил ведения реестра пострадавших граждан у Министерства строительного комплекса Московской области не имелось.

В силу пункта 4 Правил включения в реестр подлежат граждане в случае привлечения их денежных средств, связанного с возникающим правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных на момент такого привлечения в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, исполняющие или исполнившие обязательства в соответствии с условиями заключенной сделки надлежащим образом при наличии одного или нескольких критериев, установленных пунктом 2 Критериев.

Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших устанавливаются исключительно в целях ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (пункт 1 Критериев).

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается в том числе, посредством членства в жилищно-строительном кооперативе.

Согласно пункту 11 «Обзора практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 04.12.2013, действие указанного закона распространяется также на отношения, возникшие при совершении, начиная с указанной выше даты, сделок по привлечению денежных средств граждан иными способами (заключении предварительных договоров купли-продажи жилых помещений в объекте строительства, договоров об инвестировании строительства многоквартирного жилого дома или иного объекта недвижимости, договоров займа, обязательства по которому в части возврата займа прекращаются с передачей жилого помещения в многоквартирном доме или ином объекте недвижимости после завершения его строительства в собственность, договоров о совместной деятельности в целях осуществления строительства многоквартирного жилого дома или иного объекта недвижимости и т.д.) в случаях, если судом с учетом существа фактически сложившихся отношений установлено, что сторонами действительного имелся в виду договор участия в долевом строительстве.

В таких случаях, если судом установлено, что сторонами при совершении сделки, не отвечающей указанным требованиям, действительно имелся в виду договор участия в долевом строительстве, к сделке применяются положения названного Федерального закона. Аналогичная позиция нашла свое отражение в определении Верховного Суда РФ от 20.07.2016 № 46-КГ 16-5.

Исходя из разъяснений, данных в Определении Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 № 441-О «Если буквальное значение условий договора не позволяет определить его результаты, суд выясняет действительную общую волю сторон с учетом цели договора, принимая во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота и последующее поведение сторон (ст. 431 Гражданского кодекса РФ)».

Суд, оценивая обстоятельства привлечения денежных средств, учитывает, что согласно п. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, а именно, истец обязательство по уплате денежных средств перед ООО «Мономах-Инвест» исполнил в полном объеме, следовательно, относится к числу пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

По делу установлено, что (дата) Зольников В.В. обратилась в Главное управление государственного строительного надзора Московской области с заявлением о включении в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Комиссией Главного управления государственного строительного надзора Московской области по отнесению граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и включению их в реестр пострадавших граждан, административному истцу было отказано во включении в реестр в связи с несоответствием заявителя одному из критериев пункта 2 приложения № 1 к Приказу Министерства строительства и ЖКХ РФ от 12.08.2016 года № 560/пр, а именно: привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина – участника долевого строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом № 214-ФЗ.

Административный истец считает отказ незаконным, нарушающим его права на защиту, как пострадавших со инвесторов и подлежащем по следующим основаниям.

Административный ответчик основывает свой отказ на тех обстоятельствах, что заявителем заключен договор инвестиционного вклада, а не предусмотренный Федеральным законом № 214-ФЗ договор участия в долевом строительстве.

(дата) между административным истцом и Коммандитным товариществом «Социальная инициатива и компания» был заключен договор инвестиционного вклада . В соответствии с условиями договора инвестиционного вклада административный истец передает Товариществу денежные средства в виде первоначального взноса в складочный капитал Товарищества в сумме ... рублей. В свою очередь Товарищество обязалось разумно направить денежные средства на инвестиционные программы, связанные со строительством, а при выходе вкладчика из Товарищества вернуть ему вклад в денежной или натуральной форме в виде жилых или нежилых помещений и оказать содействие в оформлении права собственности.

Истец надлежащим образом исполнила свои обязательства по оплате первоначального взноса в складочный капитал Товарищества по договору инвестиционного вклада , что подтверждается извещением Сбербанка России от (дата) на сумму ... рублей.

(дата) к договору инвестиционного вклада было заключено дополнительное соглашение , согласно которому стороны договорились, что Зольников В.В. дополнительно передает Товариществу денежные средства в размере ... рублей в складочный капитал Товарищества. При выходе из Товарищества вкладчик имеет право получить свой вклад в денежном выражении или натуральной форме в виде двухкомнатной квартиры, общей площадью ... кв.м. (третья очередь) по адресу: (адрес), при условии внесения в складочный капитал Товарищества ...% его стоимости. После получения проектной документации по третьей очереди расположение и номер квартиры определяется дополнительным соглашением между вкладчиком и Товариществом. После окончания строительства выбранная квартира передается в собственность вкладчика. Стоимость квартиры является окончательной и изменению не подлежит, общая площадь квартиры уточняется в соответствии с обмерами БТИ.

(дата) между административным истцом и Товарищество было заключено соглашение о расторжении договора инвестиционного вклада , согласно которому стороны расторгают договор в связи с выходом вкладчика из Товарищества, общая сумма денежные средств, подлежащая выплате Товариществом с учетом процентных начислений по условиям дополнительного соглашения составила ... рублей, которая перечисляются на счет вкладчика в течение трех месяцев.

На момент обращения с настоящим иском в суд, все разумные сроки исполнения товариществом, принятых на себя обязательств по передаче и оформлению в собственность квартиры истекли, указанная квартира не построена, административному истцу не передана.

Постановлениями следователя следственной группы Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 12.07.2007 года административные истцы признан потерпевшим по уголовному делу 18/377425-06, возбужденное в отношении руководства Коммандитного товарищества «Социальная инициатива и компания», из которого следует, что в период с (дата) по (дата) руководство и сотрудники коммандитного товарищества «Социальная инициатива и компания», путем обмана и злоупотреблением доверием, в том числе истица, заключили с ней договор инвестиционного вклада на строительство объектов недвижимости, которые должны были перейти в собственность вкладчиков и долевых инвесторов, однако своих обязательств не исполнили, причинив тем самым ущерб в особо крупном размере.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 13.05.2010 года по делу № А40-4680/2006 Коммандитное товарищество «Социальная инициатива и компания» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, к нему применены положения параграфа 7 «Банкротство застройщиков» главы IX Федерального закона от 26.10.2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», конкурсным управляющим должника был утвержден Бекшенев Ф.Ш..

Согласно справки конкурсного управляющего Товарищества Бекшенева Ф.Ш. по состоянию на (дата) требования Зольникова В.В. в реестр требований кредиторов должника не включены, денежные средства ему не выплачены.

В качестве основания, комиссия указала на п. 2 приложения № 1, Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, № 560 от 12.08.2016 года, «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены».

Не включение истца в реестр пострадавших граждан лишае его возможности получить какое-либо жилье или компенсацию за внесенные денежные средства, что для истца имеет не только материальный, и моральный ущерб.

Истец считает данный отказ незаконным, нарушающим права административного истца на защиту, как пострадавшего и подлежащими отмене.

Из правового анализа вышеизложенных положений действующего законодательства следует, что административный истец полностью соответствует критериям, предъявляемым к гражданам, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, следовательно, административный истец относится к числу пострадавших лиц – граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

С учетом обстоятельств дела и требований вышеперечисленных норм права, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск Зольникова В. В. удовлетворить.

Признать незаконным решение Главного управления государственного строительного надзора Московской области об отказе во включении Зольникова В. В. в реестр граждан, чьи средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены.

Обязать Главное управление государственного строительного надзора Московской области включить Зольникова В. В. в реестр граждан, чьи средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Рузский районный суд Московской области.

Судья Е.С. Морозова

2а-421/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Зольников Владимир Валентинович
Ответчики
Главноу управление государственного строительного надзора МО
Суд
Рузский районный суд Московской области
Дело на странице суда
ruza.mo.sudrf.ru
22.01.2019Регистрация административного искового заявления
22.01.2019Передача материалов судье
23.01.2019Решение вопроса о принятии к производству
23.01.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.01.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.02.2019Судебное заседание
27.02.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.03.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.03.2019Дело оформлено
27.03.2019Дело передано в архив
27.02.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее