Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 27 февраля 2019 года по делу № 2А-421/2019
Рузский районный суд Московской области в составе председательствующего судьи Морозовой Е.С., при ведении протокола судебного заседания Алешиной К.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Зольникова В. В. к Главному управлению государственного строительного надзора Московской области о признании незаконным решение об отказе в признании пострадавшей и включении в реестр пострадавших граждан,
У С Т А Н О В И Л :
Административный истец просит суд признать незаконным решение Комиссии Главного управления государственного строительного надзора Московской области по отнесению граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены к числу пострадавших и включению их в реестр пострадавших граждан от (дата) №, выразившееся в отказе во включении Зольникова В.В. в реестр пострадавших граждан, обязать Главное управление строительного надзора Московской области включить Зольникова В.В. в реестр граждан, чьи средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены по объекту строительства по адресу: (адрес).
В обоснование иска указал, что (дата) Зольников В.В. обратилась в Главное управление государственного строительного надзора Московской области с заявлением о включении в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Комиссией Главного управления государственного строительного надзора Московской области по отнесению граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и включению их в реестр пострадавших граждан, административному истцу было отказано во включении в реестр в связи с несоответствием заявителя одному из критериев пункта 2 приложения № 1 к Приказу Министерства строительства и ЖКХ РФ от 12.08.2016 года № 560/пр, а именно: привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина – участника долевого строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом № 214-ФЗ.
Административный истец считает отказ незаконным, нарушающим его права на защиту, как пострадавших со инвесторов и подлежащем по следующим основаниям.
Административный ответчик основывает свой отказ на тех обстоятельствах, что заявителем заключен договор инвестиционного вклада, а не предусмотренный Федеральным законом № 214-ФЗ договор участия в долевом строительстве.
(дата) между административным истцом и Коммандитным товариществом «Социальная инициатива и компания» был заключен договор инвестиционного вклада №. В соответствии с условиями договора инвестиционного вклада административный истец передает Товариществу денежные средства в виде первоначального взноса в складочный капитал Товарищества в сумме ... рублей. В свою очередь Товарищество обязалось разумно направить денежные средства на инвестиционные программы, связанные со строительством, а при выходе вкладчика из Товарищества вернуть ему вклад в денежной или натуральной форме в виде жилых или нежилых помещений и оказать содействие в оформлении права собственности.
Истец надлежащим образом исполнила свои обязательства по оплате первоначального взноса в складочный капитал Товарищества по договору инвестиционного вклада №, что подтверждается извещением Сбербанка России от (дата) на сумму ... рублей.
(дата) к договору инвестиционного вклада было заключено дополнительное соглашение №, согласно которому стороны договорились, что Зольников В.В. дополнительно передает Товариществу денежные средства в размере ... рублей в складочный капитал Товарищества. При выходе из Товарищества вкладчик имеет право получить свой вклад в денежном выражении или натуральной форме в виде двухкомнатной квартиры, общей площадью ... кв.м. (третья очередь) по адресу: (адрес), при условии внесения в складочный капитал Товарищества ...% его стоимости. После получения проектной документации по третьей очереди расположение и номер квартиры определяется дополнительным соглашением между вкладчиком и Товариществом. После окончания строительства выбранная квартира передается в собственность вкладчика. Стоимость квартиры является окончательной и изменению не подлежит, общая площадь квартиры уточняется в соответствии с обмерами БТИ.
(дата) между административным истцом и Товарищество было заключено соглашение о расторжении договора инвестиционного вклада №, согласно которому стороны расторгают договор в связи с выходом вкладчика из Товарищества, общая сумма денежные средств, подлежащая выплате Товариществом с учетом процентных начислений по условиям дополнительного соглашения № составила ... рублей, которая перечисляются на счет вкладчика в течение трех месяцев.
На момент обращения с настоящим иском в суд, все разумные сроки исполнения товариществом, принятых на себя обязательств по передаче и оформлению в собственность квартиры истекли, указанная квартира не построена, административному истцу не передана.
Постановлениями следователя следственной группы Генеральной прокуратуры Российской Федерации от (дата) административные истцы признан потерпевшим по уголовному делу 18/377425-06, возбужденное в отношении руководства Коммандитного товарищества «Социальная инициатива и компания», из которого следует, что в период с (дата) по (дата) руководство и сотрудники коммандитного товарищества «Социальная инициатива и компания», путем обмана и злоупотреблением доверием, в том числе истица, заключили с ней договор инвестиционного вклада на строительство объектов недвижимости, которые должны были перейти в собственность вкладчиков и долевых инвесторов, однако своих обязательств не исполнили, причинив тем самым ущерб в особо крупном размере.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 13.05.2010 года по делу № А40-4680/2006 Коммандитное товарищество «Социальная инициатива и компания» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, к нему применены положения параграфа 7 «Банкротство застройщиков» главы IX Федерального закона от 26.10.2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», конкурсным управляющим должника был утвержден Бекшенев Ф.Ш..
Согласно справки конкурсного управляющего Товарищества Бекшенева Ф.Ш. по состоянию на (дата) требования Зольникова В.В. в реестр требований кредиторов должника не включены, денежные средства ему не выплачены.
Административный истец надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, от него имеется ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии.
Представить административного ответчика Главного управления государственного строительного надзора Московской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.
Изучив материалы дела, письменную позицию сторон, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 06.06.1995 № 7-П и от 13.06.1996 № 14-П, суды при рассмотрении дела обязаны исследовать по существу его все фактические обстоятельства и не должны ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы; иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, ст. 46 Конституции Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным.
Гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства регулируются Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ).
Согласно частям 4 и 7 ст. 23 п. 5.1 названной статьи Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ, уполномоченный орган устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан. Контролируемый орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечения для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
Ведение Реестра на территории Московской области возложено на Главное управление государственного строительного надзора Московской области, которое является правопреемником Министерства строительного комплекса Московской области в части осуществления ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены в соответствии с пунктом 3 и 4 постановления Правительства Московской области от 12.12.2017 № 1049/45.
Приказом Минстроя России от 12.08.2016 № 560/пр утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (приложение N 1), и Правила ведения реестра таких граждан (приложение № 2). В соответствии с пунктом 9 раздела III Приложения № 2 к указанному Приказу, Решение о включении пострадавшего гражданина в реестр принимается контролирующим органом на основании письменного заявления пострадавшего гражданина. Согласно п. 6 того же раздела установлен исчерпывающего перечень документов.
Согласно п.п. 1 п. 10 Приказа Минстроя России от 12.08.2016 № 560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан» заявитель не подлежит включению в реестр в том числе при условии несоответствие заявителя одному из критериев, установленных пунктом 2 приложения № 1 к настоящему приказу.
При этом п. 2 приложения № 1 содержит исчерпывающий перечень критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан.
Вместе с тем, оснований для отказа по п.п. 1 п. 10 Правил ведения реестра пострадавших граждан у Министерства строительного комплекса Московской области не имелось.
В силу пункта 4 Правил включения в реестр подлежат граждане в случае привлечения их денежных средств, связанного с возникающим правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных на момент такого привлечения в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, исполняющие или исполнившие обязательства в соответствии с условиями заключенной сделки надлежащим образом при наличии одного или нескольких критериев, установленных пунктом 2 Критериев.
Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших устанавливаются исключительно в целях ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (пункт 1 Критериев).
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается в том числе, посредством членства в жилищно-строительном кооперативе.
Согласно пункту 11 «Обзора практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 04.12.2013, действие указанного закона распространяется также на отношения, возникшие при совершении, начиная с указанной выше даты, сделок по привлечению денежных средств граждан иными способами (заключении предварительных договоров купли-продажи жилых помещений в объекте строительства, договоров об инвестировании строительства многоквартирного жилого дома или иного объекта недвижимости, договоров займа, обязательства по которому в части возврата займа прекращаются с передачей жилого помещения в многоквартирном доме или ином объекте недвижимости после завершения его строительства в собственность, договоров о совместной деятельности в целях осуществления строительства многоквартирного жилого дома или иного объекта недвижимости и т.д.) в случаях, если судом с учетом существа фактически сложившихся отношений установлено, что сторонами действительного имелся в виду договор участия в долевом строительстве.
В таких случаях, если судом установлено, что сторонами при совершении сделки, не отвечающей указанным требованиям, действительно имелся в виду договор участия в долевом строительстве, к сделке применяются положения названного Федерального закона. Аналогичная позиция нашла свое отражение в определении Верховного Суда РФ от 20.07.2016 № 46-КГ 16-5.
Исходя из разъяснений, данных в Определении Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 № 441-О «Если буквальное значение условий договора не позволяет определить его результаты, суд выясняет действительную общую волю сторон с учетом цели договора, принимая во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота и последующее поведение сторон (ст. 431 Гражданского кодекса РФ)».
Суд, оценивая обстоятельства привлечения денежных средств, учитывает, что согласно п. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, а именно, истец обязательство по уплате денежных средств перед ООО «Мономах-Инвест» исполнил в полном объеме, следовательно, относится к числу пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
По делу установлено, что (дата) Зольников В.В. обратилась в Главное управление государственного строительного надзора Московской области с заявлением о включении в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Комиссией Главного управления государственного строительного надзора Московской области по отнесению граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и включению их в реестр пострадавших граждан, административному истцу было отказано во включении в реестр в связи с несоответствием заявителя одному из критериев пункта 2 приложения № 1 к Приказу Министерства строительства и ЖКХ РФ от 12.08.2016 года № 560/пр, а именно: привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина – участника долевого строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом № 214-ФЗ.
Административный истец считает отказ незаконным, нарушающим его права на защиту, как пострадавших со инвесторов и подлежащем по следующим основаниям.
Административный ответчик основывает свой отказ на тех обстоятельствах, что заявителем заключен договор инвестиционного вклада, а не предусмотренный Федеральным законом № 214-ФЗ договор участия в долевом строительстве.
(дата) между административным истцом и Коммандитным товариществом «Социальная инициатива и компания» был заключен договор инвестиционного вклада №. В соответствии с условиями договора инвестиционного вклада административный истец передает Товариществу денежные средства в виде первоначального взноса в складочный капитал Товарищества в сумме ... рублей. В свою очередь Товарищество обязалось разумно направить денежные средства на инвестиционные программы, связанные со строительством, а при выходе вкладчика из Товарищества вернуть ему вклад в денежной или натуральной форме в виде жилых или нежилых помещений и оказать содействие в оформлении права собственности.
Истец надлежащим образом исполнила свои обязательства по оплате первоначального взноса в складочный капитал Товарищества по договору инвестиционного вклада №, что подтверждается извещением Сбербанка России от (дата) на сумму ... рублей.
(дата) к договору инвестиционного вклада было заключено дополнительное соглашение №, согласно которому стороны договорились, что Зольников В.В. дополнительно передает Товариществу денежные средства в размере ... рублей в складочный капитал Товарищества. При выходе из Товарищества вкладчик имеет право получить свой вклад в денежном выражении или натуральной форме в виде двухкомнатной квартиры, общей площадью ... кв.м. (третья очередь) по адресу: (адрес), при условии внесения в складочный капитал Товарищества ...% его стоимости. После получения проектной документации по третьей очереди расположение и номер квартиры определяется дополнительным соглашением между вкладчиком и Товариществом. После окончания строительства выбранная квартира передается в собственность вкладчика. Стоимость квартиры является окончательной и изменению не подлежит, общая площадь квартиры уточняется в соответствии с обмерами БТИ.
(дата) между административным истцом и Товарищество было заключено соглашение о расторжении договора инвестиционного вклада №, согласно которому стороны расторгают договор в связи с выходом вкладчика из Товарищества, общая сумма денежные средств, подлежащая выплате Товариществом с учетом процентных начислений по условиям дополнительного соглашения № составила ... рублей, которая перечисляются на счет вкладчика в течение трех месяцев.
На момент обращения с настоящим иском в суд, все разумные сроки исполнения товариществом, принятых на себя обязательств по передаче и оформлению в собственность квартиры истекли, указанная квартира не построена, административному истцу не передана.
Постановлениями следователя следственной группы Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 12.07.2007 года административные истцы признан потерпевшим по уголовному делу 18/377425-06, возбужденное в отношении руководства Коммандитного товарищества «Социальная инициатива и компания», из которого следует, что в период с (дата) по (дата) руководство и сотрудники коммандитного товарищества «Социальная инициатива и компания», путем обмана и злоупотреблением доверием, в том числе истица, заключили с ней договор инвестиционного вклада на строительство объектов недвижимости, которые должны были перейти в собственность вкладчиков и долевых инвесторов, однако своих обязательств не исполнили, причинив тем самым ущерб в особо крупном размере.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 13.05.2010 года по делу № А40-4680/2006 Коммандитное товарищество «Социальная инициатива и компания» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, к нему применены положения параграфа 7 «Банкротство застройщиков» главы IX Федерального закона от 26.10.2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», конкурсным управляющим должника был утвержден Бекшенев Ф.Ш..
Согласно справки конкурсного управляющего Товарищества Бекшенева Ф.Ш. по состоянию на (дата) требования Зольникова В.В. в реестр требований кредиторов должника не включены, денежные средства ему не выплачены.
В качестве основания, комиссия указала на п. 2 приложения № 1, Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, № 560 от 12.08.2016 года, «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены».
Не включение истца в реестр пострадавших граждан лишае его возможности получить какое-либо жилье или компенсацию за внесенные денежные средства, что для истца имеет не только материальный, и моральный ущерб.
Истец считает данный отказ незаконным, нарушающим права административного истца на защиту, как пострадавшего и подлежащими отмене.
Из правового анализа вышеизложенных положений действующего законодательства следует, что административный истец полностью соответствует критериям, предъявляемым к гражданам, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, следовательно, административный истец относится к числу пострадавших лиц – граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
С учетом обстоятельств дела и требований вышеперечисленных норм права, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Зольникова В. В. удовлетворить.
Признать незаконным решение Главного управления государственного строительного надзора Московской области об отказе во включении Зольникова В. В. в реестр граждан, чьи средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены.
Обязать Главное управление государственного строительного надзора Московской области включить Зольникова В. В. в реестр граждан, чьи средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Рузский районный суд Московской области.
Судья Е.С. Морозова