ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу об административном правонарушении
31 января 2019 года п. Муезерский
Судья Муезерского районного суда Республики Карелия Варламова В.Л., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении:
Новикова В.В. <данные изъяты>
установил:
Согласно протокола об административном правонарушении от 02.01.2019 Новиков В.В. 03 декабря 2018 года в 19 часов 00 минут находясь возле дома № <адрес>, не выполнил законное требование сотрудника полиции полицейского (водителя) группы патрульной постовой службы полиции ОМВД РФ по Муезерскому району старшего сержанта полиции М. находившегося при исполнении служебных обязанностей по охране общественного порядка и общественной безопасности в пгт.Муезерский о проследовании в Муезерскую участковую больницу для прохождения медицинского освидетельствования на предмет установления у Новикова В.В. состояния опьянения, в связи с совершением им административного правонарушения, предусмотренного ст.20.21 КоАП РФ, а именно в грубой форме отказался выполнять данное требование, оказал сотруднику полиции физическое сопротивление, хватал его за форменное обмундирование. Требования старшего сержанта полиции М. обосновано п.14 ч.1 ст.13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», ответственность за административное правонарушение предусмотрена ч.1 ст.19.3 КоАП РФ.
В судебном заседании Новиков В.В. свою вину в совершении административного правонарушения признал, пояснил, что с протоколом об административном правонарушении согласен, указанные в протоколе об административном правонарушении действия действительно совершал, оказал неповиновение сотруднику полиции, в содеянном раскаивается, в момент совершения правонарушения не находился в состоянии алкогольного опьянения.
Суд, заслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства в совокупности в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении в соответствии с ч.3 ст. 26.2 КоАП РФ, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
В соответствии со ст.13 Федерального закона «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ полиция для выполнения возложенных на нее обязанностей вправе требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов муниципальных образований, членов избирательных комиссий, комиссий референдума, а также деятельности общественных объединений (ч.1), проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом; проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.2), требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если это необходимо для проведения следственных действий, оперативно-разыскных мероприятий, документирования обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельств происшествия, для сохранения следов преступления, административного правонарушения, происшествия, для обеспечения безопасности граждан; в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты либо обязывать оставаться на соответствующих участках местности и объектах или покинуть их; обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов (ч.7), составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях (ч.8), направлять и (или) доставлять на медицинское освидетельствование в соответствующие медицинские организации граждан для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств, если результат освидетельствования необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения преступления или административного правонарушения, для расследования по уголовному делу, для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении, а также проводить освидетельствование указанных граждан на состояние опьянения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч.14).
Статьей 12 Федерального закона «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ установлены обязанности полиции, в том числе прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия (п.2 ч.1), выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению (п.4 ч.1).
В соответствии с ч.3 ст.30 Федерального закона «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.3 КоАП РФ образует неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей.
Из содержания ч.1 ст.19.3 КоАП РФ следует, что при определении вменяемого состава административного правонарушения, устанавливается в том числе, является ли распоряжение или требование сотрудника полиции в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, законным.
Согласно приведенному в протоколе об административном правонарушении событию административного правонарушения, неповиновение законному требованию сотрудника полиции выразилось в отказе Новикова В.В. проследовать в Муезерскую участковую больницу для прохождения медицинского освидетельствования на предмет установления состояния опьянения, в связи с совершением им административного правонарушения, предусмотренного ст.20.21 КоАП РФ. Совершение иных противоправных действий, направленных на неповиновение законному требованию сотрудника полиции, Новикову В.В. должностным лицом не вменялось.
Положения п.14 ч.1 ст.13, ч.1 ст.12, ч.3 ст.30 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», устанавливающие права сотрудников полиции, корреспондируют обязанностям, предусмотренным КоАП РФ.
В соответствии со ст.27.12.1 КоАП РФ лица, совершившие административные правонарушения (за исключением лиц, указанных в частях 1 и 1.1 статьи 27.12 настоящего Кодекса), в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, подлежат направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (ч.1), направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса (ч.2), о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется соответствующий протокол, копия которого вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ч.3).
Из содержания приведенных выше правовых норм в их взаимосвязи следует, что требование сотрудника полиции к лицу, совершившему административное правонарушение, о следовании в медицинское учреждение для прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения будет законным в том случае, если такое требование предъявлено после составления протокола о направлении на медицинское освидетельствования на состояние опьянения.
Согласно протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения в отношении Новикова В.В., данный протокол составлен 03.12.2018 в 19 часов 25 минут, с протоколом Новиков В.В. ознакомлен 03.12.2018 в 19 часов 30 минут. Тогда как отказ проследовать в Муезерскую участковую больницу для прохождения медицинского освидетельствования на предмет установления состояния опьянения, в связи с совершением административного правонарушения, предусмотренного ст.20.21 КоАП РФ последовал 03 декабря 2018 года в 19 часов 00 минут, что следует из протокола об административном правонарушении от 02.01.2019 составленного по ч.1 ст.19.3 КоАП РФ. Само решение о направлении Новикова В.В. на медицинское освидетельствование принято должностным лицом 03 декабря 2018 года в 19 часов 25 минут, о чем составлен соответствующий протокол.
Норма, закрепленная ст. 27.12.1 КоАП РФ, представляет собой процессуальное правило, направленное на защиту интересов лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, от необоснованного вменения в вину административного правонарушения, совершенного в состоянии опьянения и возлагает на должностное лицо обязанность направить лицо, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии опьянения, направить его на медицинское освидетельствование в установленном порядке. Между тем, указанное правило не может быть истолковано как возлагающее безусловную обязанность на гражданина по требованию сотрудника полиции пройти медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения под угрозой административной ответственности. Сам факт отказа от прохождения такого освидетельствования в зависимости от обстоятельств дела может использоваться как доказательство по делу об административном правонарушении. При этом должностное лицо не лишено права использовать и иные средства доказывания для подтверждения факта алкогольного опьянения гражданина, в отношении которого ведется производство по делу.
При изложенных обстоятельствах, требование сотрудника полиции к Новикову В.В. проследовать в Муезерскую участковую больницу для прохождения медицинского освидетельствования на предмет установления состояния опьянения в отсутствие оснований для предъявления такого требования, законным признано быть не может.
Исходя из представленных в материалы дела доказательств, в действиях Новикова В.В. состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.3 КоАП РФ, отсутствует.
Исходя из положений п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, дело об административном правонарушении в отношении Новикова В.В. подлежит прекращению.
Руководствуясь п.2 ч.1 ст.24.5, ст.ст.29.9, 29.10 КоАП РФ, судья,
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Новикова В.В. прекратить на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Муезерский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья В.Л. Варламова