ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-2748/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
13 апреля 2020 года город Самара
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Трескунова Л.А., рассмотрев жалобу <данные изъяты> Ф. на вступившие в законную силу постановление судьи Вятскополянского районного суда Кировской области от 18 ноября 2019 г., решение судьи Кировского областного суда от 17 декабря 2019 г., вынесенные в отношении <данные изъяты> Ф по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьи 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
постановлением судьи Вятскополянского районного суда Кировской области от 18 ноября 2019 г., оставленным без изменения решением судьи Кировского областного суда от 17 декабря 2019 г., <данные изъяты> Ф (далее Ф признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей с конфискацией брошюр под названием «Партийное сплочение» (автор Такыйюддин Набханий, издание Хизб-ут-Тахрир), «Вхождение в общество», материала (книги) «Система Ислама» (автор Такыйюддин Набханий, издание Хизб-ут-Тахрир).
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Ф просит об отмене судебных актов, вынесенных в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства.
Согласно статье 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" экстремистскими материалами признаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
Статьей 13 названного Федерального закона определено, что на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность. Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому, административному или уголовному делу.
Также пунктом 6 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" установлен запрет распространения информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Решением Правобережного районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 16 ноября 2007 г. брошюры под названием «Вхождение в общество» и «Партийное сплочение» признаны экстремистским материалами и включены в Федеральный список экстремистских материалов под № 91 и 92 соответственно.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 09 февраля 2016 г. материал (книга) «Система Ислама» (автор Такыйюддин Набханий, издание Хизб-ут-Тахрир) признана экстремистским материалом и включена в Федеральный список экстремистских материалов под № 3822.
Как усматривается из материалов дела, в ходе оперативно-розыскной деятельности УФСБ России по Кировской области были выявлены нарушения законодательства о противодействии экстремистской деятельности <данные изъяты> Ф выразившиеся в хранении в целях массового распространения и массовое распространение вышеприведенных экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов.
Установлено, что в период с 25 сентября 2019 г. по 09 октября 2019 г. на полках в книжных шкафах помещения <данные изъяты>, <адрес>, среди литературы, находящейся в свободном доступе, хранились в целях массового распространения брошюра под названием «Партийное сплочение», материал (книга) «Система Ислама» (автор Такыйюддин Набханий, издание Хизб-ут-Тахрир).
Кроме того, 25 сентября 2019 г. в дневное время Ф в помещении <данные изъяты>, расположенной по вышеуказанному адресу, передал Х. брошюру под названием «Вхождение в общество» и материал (книгу) «Система Ислама».
02 октября 2019 г. в дневное время по адресу: <адрес>, Ф. передал К. брошюры под названием «Вхождение в общество», «Партийное сплочение» возле Дома культуры <данные изъяты>, расположенного по вышеуказанному адресу; В. брошюру под названием «Партийное сплочение», материал (книгу) «Система Ислама».
Факт совершения Ф указанного административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами: материалами оперативно-розыскных мероприятий, полученными в соответствии с положениями Федерального закона от 12 августа 995 №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», согласно которым 9 октября 2019 г. в присутствии понятых П., Д обследовано помещение региональной культурно-просветительской организации татар Кировской области, откуда изъята литература, в том числе, признанная экстремистским материалом (л.д.9-12), протоколом выдачи истребованного имущества, согласно которому 4 октября 2019 г. Х в присутствии понятых выдал истребованную у него брошюру «Вхождение в общество» (л.д. 19-20), письменными объяснениями свидетелей П., Д о порядке проведения осмотра и изъятия указанной в протоколе литературы (л.д. 21-22); показаниями свидетелей Х., В К которые подтвердили факт распространения данной литературы при изложенных выше обстоятельствах Ф. и иными материалами дела, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии Ф состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы жалобы об отсутствии умысла Ф. на массовое распространение экстремистских материалов, а также на их хранение в целях массового распространения, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела, опровергается собранными по делу доказательствами, совокупность которых судебные инстанции признали достаточной для рассмотрения дела по существу. Передаваемые Ф материалы хранились в здании общества, подлежали в последующем передаче для прочтения другим лицам. Печатные издания хранились в помещении организации в свободном доступе для лиц, посещающих организацию, в связи с чем, посетители имели возможность знакомиться с их содержанием.
Утверждение заявителя о фальсификации сотрудниками ФСБ дела об административном правонарушении в отношении него является голословным, никакими доказательствами не подтверждено.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона "О Федеральной службе безопасности" от 03 апреля 1995 N 40-ФЗ, органы ФСБ России уполномочены на проведение оперативно-розыскных мероприятий.
Согласно статьям 6 и 15 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12 августа 1995 N 144-ФЗ органы, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности, вправе проводить гласные оперативно розыскные мероприятия (в том числе опрос, обследование помещений, зданий, сооружений), производить при их проведении изъятие документов, предметов, материалов.
С учетом изложенного, порядок проведения гласного оперативнорозыскного мероприятия в данном случае не нарушен, поскольку проведено с соблюдением установленных законом требований: в присутствии двух понятых, с участием представителя организации, в отношении которой проводилось гласное оперативно-розыскное мероприятие, с разъяснением присутствующим и участвующим лицам их прав, порядка проведения обследования, предъявлением до начала обследования указанным лицам соответствующего процессуального документа, разрешающего проведение мероприятия, составления соответствующего протокола.
Вопреки доводам заявителя о том, что показания свидетелей Ф и Ч о проведении видеосъемки, об отсутствии посторонних лиц в доме культуры, судами не приняты во внимание, судебными инстанциями оценены в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, их показания не опровергают факта передачи Ф. экстремистских материалов К и В., поскольку передача таких материалов В. происходила вне здания дома культуры. Показания Ф и Ч. также не опровергают факт нахождения К. в здании дома культуры на праздничном мероприятии, которое являлось само по себе многолюдным и отрытым для всех желающих.
Доводы Ф об отсутствии в материалах дела видеозаписи праздника «Дня пожилых людей», а также то, что данная запись не продемонстрирована в судебном заседании, не опровергают установленные судебными инстанциями обстоятельства и выводы о виновности Ф. в совершении вмененного административного правонарушения.
Доводы заявителя о том, что к показаниям свидетеля Х. судам необходимо отнестись критически, поскольку он ранее судим и имел возможность сообщить сведения в отдел полиции, который располагается территориально ближе, чем Управление ФСБ, признаются несостоятельными.
Свидетелю Х. были разъяснены права, предусмотренные статьями 25.2, 25.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, он предупрежден об административной ответственности по статье 17.9 названного Кодекса за дачу заведомо ложных показаний. Его показания отвечают требованиям, предъявляемым Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к такого вида доказательствам, последовательны, непротиворечивы в части юридически значимых обстоятельств, согласуются с собранными по делу доказательствами и обоснованно признаны судебными инстанциями достоверными относительно обстоятельств административного правонарушения.
Таким образом, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о совершении Ф. административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Все доводы, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях Ф объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьи 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств и собранных по делу доказательств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Административное наказание назначено Ф. в пределах санкции статьи 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении Ф к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление судьи Вятскополянского районного суда Кировской области от 18 ноября 2019 г., решение судьи Кировского областного суда от 17 декабря 2019 г., вынесенные в отношении <данные изъяты> Ф по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьи 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Ф. - без удовлетворения.
Судья Л.А. Трескунова