Решение по делу № 33-3167/2023 от 23.03.2023

Советский районный суд г. Махачкалы

Судья Арсланалиев А.Х.

Дело №2-832/2023

УИД 05RS0038-01-2022-017317-37

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 26 апреля 2023 года, № 33-3167/2023, г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Биремовой А.А.,

судей Шабровой А.А. и Минтиненко Н.С.,

при секретаре судебного заседания Гаджиевой Л.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Махачкалы в интересах ФИО5 к Администрации ГОсВД «г. Махачкала», ГКУ «Социально-реабилитационный центр для <.>», ГБПОУ РД «Колледж строительства и дизайна» об установлении факта отсутствия родительского попечения и признании права состоять на учете по улучшению жилищных условий по апелляционной жалобе представителя ответчика Администрации ГОсВД «г. Махачкала» ФИО12 на решение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата>

Заслушав доклад судьи ФИО15, пояснения прокурора ФИО14, судебная коллегия

установила:

Прокурор г. Махачкалы старший советник юстиции ФИО11 обратился в суд с иском в интересах ФИО5 об установлении факта отсутствия родительского попечения и признании права состоять на учете по улучшению жилищных условий.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой города проведена проверка по обращению ФИО5, <дата> года рождения, о нарушении его жилищных прав, в ходе которой установлено, что по состоянию на <дата> оба его родителя умерли. В период с <дата> по <дата> ФИО5 находился в ГКУ «Со­циально-реабилитационный центр для <.>» г. Махачкала, где пребывал и воспитывался в статусе ребенка-сироты. В последующем, с <дата> по <дата> ФИО5 обучался на очной форме обучения в ГБПОУ НПО Республики Дагестан «Профессиональное училище ».

Постановлением Правительства Республики Дагестан от <дата> указанное учреждение реорганизовано в ГПОБУ «Республиканский строитель­ный колледж », а приказом министра образования и науки Республики Даге­стан от <дата> переименовано в ГБПОУ РД «Колледж строи­тельства и дизайна».

Таким образом, ФИО5 в период с <дата> по <дата> нахо­дился на полном государственном обеспечении и являлся лицом, относящимся к категории детей-сирот.

Вместе с тем, как установлено проверкой, должностными лицами ГКУ «Со­циально-реабилитационный центр для <.>» (город Махачкала), а также ГБПОУ НПО Республики Дагестан «Профессиональное училище » сведения о ФИО5 как ребенке, являющемся сиротой, в органы опеки и попечительства не представлены.

Установление факта отсутствия у ФИО5 родительского попече­ния необходимо для реализации его права на постановку на жилищный учет как лица, относящегося к детям, оставшимся без попечения родителей.

Между тем, в нарушение требований федерального законодательства со­трудниками ГКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолет­них» (город Махачкала), а также ГБПОУ НПО Республики Дагестан «Профессио­нальное училище », правопреемником которого является ГБПОУ РД «Кол­ледж строительства и дизайна», информация о ФИО5 как о лице, нуж­дающемся в жилом помещении, не доведена до органа местного самоуправления, в связи с чем, он не поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помеще­нии.

В настоящее время ФИО5 собственного жилья не имеет, пребывает в ГКУ РД «Комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства».

Изложенные обстоятельства повлекли нарушение жилищных прав заявите­ля, поскольку привели к невозможности реализации им гарантированной статьей 8 Закона № 159-ФЗ возможности получения благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

Просит суд установить факт утраты родительского попечения над ФИО16 Тиму­ром ФИО6, <дата> года рождения, признать незаконным бездействие ГКУ «Социально-реабилитационный центр для <.>» и ГБПОУ РД «Колледж строительства и дизайна», выразившееся в непринятии мер по доведению до органов местного самоуправления сведений о ФИО5, в связи с чем он своевременно не поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, признать за ФИО5, <дата> года рождения, право на постановку на жилищный учет по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей нуждающихся в обеспечении жилым помещением на территории ГОсВД «город Махачкала».

Решением Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> постановлено исковые требования прокурора гор. Махачкалы удовлетворить. Установить факт отсутствия родительского попечения над ФИО5, <дата> года рождения, в <.> возрасте. Признать незаконным бездействие ГКУ РД «Социально-реабилитационный центр для <.>» и ГБПОУ РД «Колледж строительства и дизайна», выразившееся в непринятии мер по доведению до органов местного самоуправления сведений о ФИО5, <дата> года рождения, в связи с чем, он не поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Признать за ФИО5, <дата> года рождения, право на постановку на жилищный учет по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в обеспечении жилым помещением на территории ГОсВД «город Махачкала».

В апелляционной жалобе представитель ответчика Администрации ГОсВД «г. Махачкала» ФИО12 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.

В обоснование апелляционной жалобы указывает, что ГБПОУ НПО РД «Профессиональное училище » было направлено заявление в администрацию <адрес> для постановки ФИО5 в очередь на жилищный учет, о дальнейшей судьбе заявления неизвестно, то есть не исключено, что ФИО5 мог быть поставлен на учет и в <адрес>, и в Махачкале. Судом не были исследованы причины, по которым ФИО5 по достижении возраста 23 лет не был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. При этом после достижения совершеннолетия и до 23 лет истцом не было подано заявление в Администрацию г. Махачкалы. Отмечает, что ФИО5 не раз был осужден за правонарушения, исходя из чего суд не усмотрел факт невыполнения своих прав и обязанностей самим истцом, учитывая, что ФИО5 полностью дееспособен. В судебном заседании не исследован вопрос по определению места жительства ФИО5

Считает, что судом первой инстанции не учтены обстоятельства, касающиеся вопросов финансирования расходов по обеспечению жильём лиц указанной категории, объемы которых ограничивают возможность для Администрации г. Махачкалы в пределах возложенных полномочий удовлетворить потребность всех нуждающихся в обеспечении жильем лиц.

В возражениях на апелляционную жалобу заместитель прокурора г. Махачкалы ФИО13 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции помощник прокурора ФИО14 поддержал доводы возражений на апелляционную жалобу Администрации ГОсВД «г. Махачкала», полагал решение законным и обоснованным, не подлежащим отмене.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец ФИО5, представители ответчиков Администрации ГОсВД «г. Махачкала», ГКУ «Социально-реабилитационный центр для <.>», ГБПОУ РД «Колледж строительства и дизайна» не явились.

Исходя из представленных в дело сведений, с учетом положений ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), ст.ст. 113,117 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), судебная коллегия находит извещение неявившихся в судебное заседание лиц надлежащим, в связи с чем, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормам.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от <дата> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет (п. 3 ст. 8).

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи (абз. 3 п. 3 ст. 8).

Аналогичные положения содержатся в Законе Республики Дагестан от <дата> «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно Постановлению Правительства Республики Дагестан от <дата> , предоставление гражданам жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью граждан (п. 2).

Предоставление гражданам жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 4).

Обеспечение жилыми помещениями граждан осуществляется путем приобретения жилых помещений органами местного самоуправления в муниципальную собственность за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан, предоставляемых в виде субвенций, в соответствии с действующим законодательством (п. 5).

Органом местного самоуправления осуществляется приобретение в муниципальную собственность жилых помещений, расположенных в границах соответствующего муниципального района или городского округа Республики Дагестан, для последующего предоставления гражданам по договорам найма специализированных жилых помещений.

В случае отсутствия на территории муниципального района или городского округа Республики Дагестан жилых помещений, соответствующих требованиям, указанным в пункте 4 настоящего Порядка, орган местного самоуправления вправе приобретать в муниципальную собственность жилые помещения на территории иного муниципального района или городского округа Республики Дагестан (п. 6).

Жилое помещение предоставляется на территории муниципального района или городского округа Республики Дагестан по месту жительства гражданина.

С согласия гражданина, включенного в список, при отсутствии на территории муниципального района или городского округа Республики Дагестан по месту жительства гражданина жилого помещения, соответствующего требованиям, указанным в пункте 4 настоящего Порядка, жилое помещение предоставляется на территории иного населенного пункта Республики Дагестан (п. 8).

Жилые помещения предоставляются гражданам по их заявлению в письменной форме согласно приложению к настоящему Порядку. Гражданин представляет заявление в орган местного самоуправления по месту жительства.

Жилые помещения предоставляются гражданам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (п. 9).

В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <дата> дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от <дата> № 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении (абз. 20).

Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

Правила устанавливают порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список, дети-сироты, лица из числа детей-сирот, лица, которые достигли возраста 23 лет), примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении, об отказе во включении в список, сроки включения в список, а также порядок исключения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

В силу названных Правил формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).

Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией (далее - уполномоченная организация).

Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации.

В список включаются:

дети-сироты, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится такое жилое помещение, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации;

лица из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также лица из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится такое жилое помещение, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации.

Лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на <дата> или после <дата> имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список (пункты 1 - 3).

В подпункте «г» пункта 4 Правил к лицам, имеющим право на подачу заявления о включении в список, поименованы лица, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях либо не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.

В соответствии с п. 2 ст. 155.2 СК РФ, детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации.

К организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые дети помещены под надзор, применяются нормы законодательства об опеке и попечительстве, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей.

Согласно копии свидетельства о рождении V-БД от <дата>, выданного 90500746 Отделом ЗАГС Управления ЗАГС Министерства юстиции Республики Дагестан в городе Махачкале, родителями ФИО5, <дата> года рождения, являются ФИО1 и ФИО2.

Согласно копии свидетельства о смерти II-БД от <дата>, выданного 90500746 Отделом ЗАГС Управления ЗАГС Министерства юстиции Республики Дагестан в городе Махачкале, ФИО3, <дата> года рождения, умерла <дата>

Согласно копии свидетельства о смерти II-БД от <дата>, выданного 90500746 Отделом ЗАГС Управления ЗАГС Министерства юстиции Республики Дагестан в городе Махачкале, ФИО4, <дата> года рождения, умер <дата>

Как видно из справки от <дата> ГКУ РД «Социально-реабилитационный центр для <.>» Минтруда и соцразвития РД, ФИО5, <дата> года рождения, находился в ГКУ РД «Социально-реабилитационный центр для <.>» (г. Махачкала) с <дата> (пр. -д) по <дата> (пр -д), определен в Профессиональное училище г. Махачкалы.

Из справки ГБПОУ РД «Колледж строительства и дизайна» за от <дата>, ГБПОУ РД «Колледж строительства и дизайна» следует, что ФИО5 действительно обучался в ГБПОУ РД «Профессиональное училище », на очной форме обучения по профессии «Мастер отделочных строительных работ», получил диплом <адрес> регистрационный от <дата>.

Постановлением Правительства Республики Дагестан от <дата> ГБПОУ НПО «Профессиональное училище » и ГБПОУ НПО «Профессиональное училище » реорганизовано ГПОБУ «Республиканский строительный колледж ». Приказом МО и науки Республики Дагестан от <дата> ГПОБУ «Республиканский строительный колледж » переименован в ГБПОУ РД «Колледж строительства и дизайна».

Согласно письму Военного комиссариата городов Дербент и Дагестанские огни <адрес> Республики Дагестан от <дата> за , предназначенному Директору ГКУ РД «Комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства», рядовой запаса ФИО5, 1986 года рождения, <дата> призывной комиссией <адрес> РД призван на военную службу. Военную службу по призыву проходил в в/ч 61424 с <дата> по <дата>; в в/ч 54704 с <дата> по <дата>; в в/ч 21205 с <дата> по <дата>. С <дата> по <дата> осужден Бирабиджанским гарнизонным военным судом по ст. 335 ч. 1 УК РФ к двум годам лишения свободы.

В соответствии со справкой ГКУ РД «Комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства» Министерства труда и социального развития Республики Дагестан от <дата>, ФИО5, <дата> года рождения, приказом от <дата> зачислен в Социальный центр на временное проживание с <дата>, где находится по сегодняшний день.

Согласно копии Справки Филиала по Республики Дагестан АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» недвижимости у ФИО5 не имеется.

ФИО5 обращался в Администрацию ГОсВД «город Махачкала» по вопросу о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в гор. Махачкале», однако в этом ему было отказано.

Таким образом, в списки участников мероприятий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, ФИО5 не был включен, не был поставлен на соответствующий учет и до настоящего времени не поставлен, что не отрицалось ответчиками.

Указанное в совокупности позволяет суду установить факт утраты попечения родителей над ФИО5, <дата> года рождения, в <.> возрасте, что необходимо для реализации его права на постановку на жилищный учет как лица, относящегося к детям, оставшимся без попечения родителей.

П. 1 ст. 122 СК РФ обязывает ответчиков ГКУ «Со­циально-реабилитационный центр для <.>», а также ГБПОУ РД «Колледж строительства и дизайна» сообщить сведения о ребенке, оставшемся без попечения родителей, то есть в данном случае о ФИО5, в случае смерти родителей в органы опеки и попечительства по месту фактического его нахождения, что ими сделано не было.

Таким образом, бездействие ГКУ «Социально-реабилитационный центр для <.>» и ГБПОУ «Колледж строительства и дизайна» повлекло не постановку на учет ФИО5 в качестве нуждающегося в жилом помещении своевременно и, как следствие, нарушение его жилищных прав. В связи с изложенным довод представителя Администрации ГОсВД «город Махачкала» о том, что ФИО5 пропущен срок обращения для постановки на учет является необоснованным.

С учетом изложенных обстоятельств, установленных на основании собранных по делу доказательств и их оценке, данной в соответствии с правилами ст.67 ГПК РФ, руководствуясь приведенными выше нормами права, положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от <дата> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", исходя из того, что ФИО5 не был поставлен на учет в возрасте от 18 до 23 лет по причине виновного бездействия ответчиков ГКУ РД «Социально-реабилитационный центр для <.>» и ГБПОУ «Колледж строительства и дизайна», а также то, что после обучения он проходил срочную службу в армии, а также отбывал наказание в местах лишения свободы, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о необоснованности решения ответчика об отказе в постановке истца на жилищный учет как лица, оставшегося без родительского попечения.

Как разъяснил Верховный Суд РФ в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <дата>, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. Суду необходимо выяснить причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Судом данные причины были исследованы, доказательств того, что ФИО5 был поставлен на учет в администрации <адрес>, суду не представлено.

Причины, по которым ФИО5 не был поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях до 23 лет, судом были установлены и им дана надлежащая оценка.

Также суд апелляционной инстанции отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не определено место жительства ФИО5

В "Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <дата>, разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).

Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации место жительства гражданина определяется, как место его постоянного или преимущественного проживания.

Судом установлено, что местом жительства ФИО5 в настоящее время является ГКУ РД «Комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства», г. Махачкала.

При изложенных обстоятельствах судебная коллегия находит правильным принятое по данному делу решение.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы Администрации ГОсВД «город Махачкала», в том числе касающиеся вопросов финансирования расходов по обеспечению жильем лиц данной категории, не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, представленным доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка в постановленном судебном решении, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не находит, не содержат юридически значимых для дела обстоятельств, которые не были учтены судом первой инстанции при вынесении решения по заявленным исковым требованиям и влияли бы на законность его выводов.

При рассмотрении дела судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения по делу не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено <дата>

Советский районный суд г. Махачкалы

Судья Арсланалиев А.Х.

Дело №2-832/2023

УИД 05RS0038-01-2022-017317-37

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 26 апреля 2023 года, № 33-3167/2023, г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Биремовой А.А.,

судей Шабровой А.А. и Минтиненко Н.С.,

при секретаре судебного заседания Гаджиевой Л.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Махачкалы в интересах ФИО5 к Администрации ГОсВД «г. Махачкала», ГКУ «Социально-реабилитационный центр для <.>», ГБПОУ РД «Колледж строительства и дизайна» об установлении факта отсутствия родительского попечения и признании права состоять на учете по улучшению жилищных условий по апелляционной жалобе представителя ответчика Администрации ГОсВД «г. Махачкала» ФИО12 на решение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата>

Заслушав доклад судьи ФИО15, пояснения прокурора ФИО14, судебная коллегия

установила:

Прокурор г. Махачкалы старший советник юстиции ФИО11 обратился в суд с иском в интересах ФИО5 об установлении факта отсутствия родительского попечения и признании права состоять на учете по улучшению жилищных условий.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой города проведена проверка по обращению ФИО5, <дата> года рождения, о нарушении его жилищных прав, в ходе которой установлено, что по состоянию на <дата> оба его родителя умерли. В период с <дата> по <дата> ФИО5 находился в ГКУ «Со­циально-реабилитационный центр для <.>» г. Махачкала, где пребывал и воспитывался в статусе ребенка-сироты. В последующем, с <дата> по <дата> ФИО5 обучался на очной форме обучения в ГБПОУ НПО Республики Дагестан «Профессиональное училище ».

Постановлением Правительства Республики Дагестан от <дата> указанное учреждение реорганизовано в ГПОБУ «Республиканский строитель­ный колледж », а приказом министра образования и науки Республики Даге­стан от <дата> переименовано в ГБПОУ РД «Колледж строи­тельства и дизайна».

Таким образом, ФИО5 в период с <дата> по <дата> нахо­дился на полном государственном обеспечении и являлся лицом, относящимся к категории детей-сирот.

Вместе с тем, как установлено проверкой, должностными лицами ГКУ «Со­циально-реабилитационный центр для <.>» (город Махачкала), а также ГБПОУ НПО Республики Дагестан «Профессиональное училище » сведения о ФИО5 как ребенке, являющемся сиротой, в органы опеки и попечительства не представлены.

Установление факта отсутствия у ФИО5 родительского попече­ния необходимо для реализации его права на постановку на жилищный учет как лица, относящегося к детям, оставшимся без попечения родителей.

Между тем, в нарушение требований федерального законодательства со­трудниками ГКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолет­них» (город Махачкала), а также ГБПОУ НПО Республики Дагестан «Профессио­нальное училище », правопреемником которого является ГБПОУ РД «Кол­ледж строительства и дизайна», информация о ФИО5 как о лице, нуж­дающемся в жилом помещении, не доведена до органа местного самоуправления, в связи с чем, он не поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помеще­нии.

В настоящее время ФИО5 собственного жилья не имеет, пребывает в ГКУ РД «Комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства».

Изложенные обстоятельства повлекли нарушение жилищных прав заявите­ля, поскольку привели к невозможности реализации им гарантированной статьей 8 Закона № 159-ФЗ возможности получения благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

Просит суд установить факт утраты родительского попечения над ФИО16 Тиму­ром ФИО6, <дата> года рождения, признать незаконным бездействие ГКУ «Социально-реабилитационный центр для <.>» и ГБПОУ РД «Колледж строительства и дизайна», выразившееся в непринятии мер по доведению до органов местного самоуправления сведений о ФИО5, в связи с чем он своевременно не поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, признать за ФИО5, <дата> года рождения, право на постановку на жилищный учет по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей нуждающихся в обеспечении жилым помещением на территории ГОсВД «город Махачкала».

Решением Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> постановлено исковые требования прокурора гор. Махачкалы удовлетворить. Установить факт отсутствия родительского попечения над ФИО5, <дата> года рождения, в <.> возрасте. Признать незаконным бездействие ГКУ РД «Социально-реабилитационный центр для <.>» и ГБПОУ РД «Колледж строительства и дизайна», выразившееся в непринятии мер по доведению до органов местного самоуправления сведений о ФИО5, <дата> года рождения, в связи с чем, он не поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Признать за ФИО5, <дата> года рождения, право на постановку на жилищный учет по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в обеспечении жилым помещением на территории ГОсВД «город Махачкала».

В апелляционной жалобе представитель ответчика Администрации ГОсВД «г. Махачкала» ФИО12 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.

В обоснование апелляционной жалобы указывает, что ГБПОУ НПО РД «Профессиональное училище » было направлено заявление в администрацию <адрес> для постановки ФИО5 в очередь на жилищный учет, о дальнейшей судьбе заявления неизвестно, то есть не исключено, что ФИО5 мог быть поставлен на учет и в <адрес>, и в Махачкале. Судом не были исследованы причины, по которым ФИО5 по достижении возраста 23 лет не был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. При этом после достижения совершеннолетия и до 23 лет истцом не было подано заявление в Администрацию г. Махачкалы. Отмечает, что ФИО5 не раз был осужден за правонарушения, исходя из чего суд не усмотрел факт невыполнения своих прав и обязанностей самим истцом, учитывая, что ФИО5 полностью дееспособен. В судебном заседании не исследован вопрос по определению места жительства ФИО5

Считает, что судом первой инстанции не учтены обстоятельства, касающиеся вопросов финансирования расходов по обеспечению жильём лиц указанной категории, объемы которых ограничивают возможность для Администрации г. Махачкалы в пределах возложенных полномочий удовлетворить потребность всех нуждающихся в обеспечении жильем лиц.

В возражениях на апелляционную жалобу заместитель прокурора г. Махачкалы ФИО13 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции помощник прокурора ФИО14 поддержал доводы возражений на апелляционную жалобу Администрации ГОсВД «г. Махачкала», полагал решение законным и обоснованным, не подлежащим отмене.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец ФИО5, представители ответчиков Администрации ГОсВД «г. Махачкала», ГКУ «Социально-реабилитационный центр для <.>», ГБПОУ РД «Колледж строительства и дизайна» не явились.

Исходя из представленных в дело сведений, с учетом положений ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), ст.ст. 113,117 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), судебная коллегия находит извещение неявившихся в судебное заседание лиц надлежащим, в связи с чем, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормам.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от <дата> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет (п. 3 ст. 8).

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи (абз. 3 п. 3 ст. 8).

Аналогичные положения содержатся в Законе Республики Дагестан от <дата> «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно Постановлению Правительства Республики Дагестан от <дата> , предоставление гражданам жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью граждан (п. 2).

Предоставление гражданам жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 4).

Обеспечение жилыми помещениями граждан осуществляется путем приобретения жилых помещений органами местного самоуправления в муниципальную собственность за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан, предоставляемых в виде субвенций, в соответствии с действующим законодательством (п. 5).

Органом местного самоуправления осуществляется приобретение в муниципальную собственность жилых помещений, расположенных в границах соответствующего муниципального района или городского округа Республики Дагестан, для последующего предоставления гражданам по договорам найма специализированных жилых помещений.

В случае отсутствия на территории муниципального района или городского округа Республики Дагестан жилых помещений, соответствующих требованиям, указанным в пункте 4 настоящего Порядка, орган местного самоуправления вправе приобретать в муниципальную собственность жилые помещения на территории иного муниципального района или городского округа Республики Дагестан (п. 6).

Жилое помещение предоставляется на территории муниципального района или городского округа Республики Дагестан по месту жительства гражданина.

С согласия гражданина, включенного в список, при отсутствии на территории муниципального района или городского округа Республики Дагестан по месту жительства гражданина жилого помещения, соответствующего требованиям, указанным в пункте 4 настоящего Порядка, жилое помещение предоставляется на территории иного населенного пункта Республики Дагестан (п. 8).

Жилые помещения предоставляются гражданам по их заявлению в письменной форме согласно приложению к настоящему Порядку. Гражданин представляет заявление в орган местного самоуправления по месту жительства.

Жилые помещения предоставляются гражданам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (п. 9).

В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <дата> дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от <дата> № 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении (абз. 20).

Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

Правила устанавливают порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список, дети-сироты, лица из числа детей-сирот, лица, которые достигли возраста 23 лет), примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении, об отказе во включении в список, сроки включения в список, а также порядок исключения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

В силу названных Правил формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).

Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией (далее - уполномоченная организация).

Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации.

В список включаются:

дети-сироты, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится такое жилое помещение, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации;

лица из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также лица из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится такое жилое помещение, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации.

Лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на <дата> или после <дата> имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список (пункты 1 - 3).

В подпункте «г» пункта 4 Правил к лицам, имеющим право на подачу заявления о включении в список, поименованы лица, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях либо не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.

В соответствии с п. 2 ст. 155.2 СК РФ, детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации.

К организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые дети помещены под надзор, применяются нормы законодательства об опеке и попечительстве, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей.

Согласно копии свидетельства о рождении V-БД от <дата>, выданного 90500746 Отделом ЗАГС Управления ЗАГС Министерства юстиции Республики Дагестан в городе Махачкале, родителями ФИО5, <дата> года рождения, являются ФИО1 и ФИО2.

Согласно копии свидетельства о смерти II-БД от <дата>, выданного 90500746 Отделом ЗАГС Управления ЗАГС Министерства юстиции Республики Дагестан в городе Махачкале, ФИО3, <дата> года рождения, умерла <дата>

Согласно копии свидетельства о смерти II-БД от <дата>, выданного 90500746 Отделом ЗАГС Управления ЗАГС Министерства юстиции Республики Дагестан в городе Махачкале, ФИО4, <дата> года рождения, умер <дата>

Как видно из справки от <дата> ГКУ РД «Социально-реабилитационный центр для <.>» Минтруда и соцразвития РД, ФИО5, <дата> года рождения, находился в ГКУ РД «Социально-реабилитационный центр для <.>» (г. Махачкала) с <дата> (пр. -д) по <дата> (пр -д), определен в Профессиональное училище г. Махачкалы.

Из справки ГБПОУ РД «Колледж строительства и дизайна» за от <дата>, ГБПОУ РД «Колледж строительства и дизайна» следует, что ФИО5 действительно обучался в ГБПОУ РД «Профессиональное училище », на очной форме обучения по профессии «Мастер отделочных строительных работ», получил диплом <адрес> регистрационный от <дата>.

Постановлением Правительства Республики Дагестан от <дата> ГБПОУ НПО «Профессиональное училище » и ГБПОУ НПО «Профессиональное училище » реорганизовано ГПОБУ «Республиканский строительный колледж ». Приказом МО и науки Республики Дагестан от <дата> ГПОБУ «Республиканский строительный колледж » переименован в ГБПОУ РД «Колледж строительства и дизайна».

Согласно письму Военного комиссариата городов Дербент и Дагестанские огни <адрес> Республики Дагестан от <дата> за , предназначенному Директору ГКУ РД «Комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства», рядовой запаса ФИО5, 1986 года рождения, <дата> призывной комиссией <адрес> РД призван на военную службу. Военную службу по призыву проходил в в/ч 61424 с <дата> по <дата>; в в/ч 54704 с <дата> по <дата>; в в/ч 21205 с <дата> по <дата>. С <дата> по <дата> осужден Бирабиджанским гарнизонным военным судом по ст. 335 ч. 1 УК РФ к двум годам лишения свободы.

В соответствии со справкой ГКУ РД «Комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства» Министерства труда и социального развития Республики Дагестан от <дата>, ФИО5, <дата> года рождения, приказом от <дата> зачислен в Социальный центр на временное проживание с <дата>, где находится по сегодняшний день.

Согласно копии Справки Филиала по Республики Дагестан АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» недвижимости у ФИО5 не имеется.

ФИО5 обращался в Администрацию ГОсВД «город Махачкала» по вопросу о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в гор. Махачкале», однако в этом ему было отказано.

Таким образом, в списки участников мероприятий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, ФИО5 не был включен, не был поставлен на соответствующий учет и до настоящего времени не поставлен, что не отрицалось ответчиками.

Указанное в совокупности позволяет суду установить факт утраты попечения родителей над ФИО5, <дата> года рождения, в <.> возрасте, что необходимо для реализации его права на постановку на жилищный учет как лица, относящегося к детям, оставшимся без попечения родителей.

П. 1 ст. 122 СК РФ обязывает ответчиков ГКУ «Со­циально-реабилитационный центр для <.>», а также ГБПОУ РД «Колледж строительства и дизайна» сообщить сведения о ребенке, оставшемся без попечения родителей, то есть в данном случае о ФИО5, в случае смерти родителей в органы опеки и попечительства по месту фактического его нахождения, что ими сделано не было.

Таким образом, бездействие ГКУ «Социально-реабилитационный центр для <.>» и ГБПОУ «Колледж строительства и дизайна» повлекло не постановку на учет ФИО5 в качестве нуждающегося в жилом помещении своевременно и, как следствие, нарушение его жилищных прав. В связи с изложенным довод представителя Администрации ГОсВД «город Махачкала» о том, что ФИО5 пропущен срок обращения для постановки на учет является необоснованным.

С учетом изложенных обстоятельств, установленных на основании собранных по делу доказательств и их оценке, данной в соответствии с правилами ст.67 ГПК РФ, руководствуясь приведенными выше нормами права, положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от <дата> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", исходя из того, что ФИО5 не был поставлен на учет в возрасте от 18 до 23 лет по причине виновного бездействия ответчиков ГКУ РД «Социально-реабилитационный центр для <.>» и ГБПОУ «Колледж строительства и дизайна», а также то, что после обучения он проходил срочную службу в армии, а также отбывал наказание в местах лишения свободы, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о необоснованности решения ответчика об отказе в постановке истца на жилищный учет как лица, оставшегося без родительского попечения.

Как разъяснил Верховный Суд РФ в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <дата>, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. Суду необходимо выяснить причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Судом данные причины были исследованы, доказательств того, что ФИО5 был поставлен на учет в администрации <адрес>, суду не представлено.

Причины, по которым ФИО5 не был поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях до 23 лет, судом были установлены и им дана надлежащая оценка.

Также суд апелляционной инстанции отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не определено место жительства ФИО5

В "Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <дата>, разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).

Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации место жительства гражданина определяется, как место его постоянного или преимущественного проживания.

Судом установлено, что местом жительства ФИО5 в настоящее время является ГКУ РД «Комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства», г. Махачкала.

При изложенных обстоятельствах судебная коллегия находит правильным принятое по данному делу решение.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы Администрации ГОсВД «город Махачкала», в том числе касающиеся вопросов финансирования расходов по обеспечению жильем лиц данной категории, не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, представленным доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка в постановленном судебном решении, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не находит, не содержат юридически значимых для дела обстоятельств, которые не были учтены судом первой инстанции при вынесении решения по заявленным исковым требованиям и влияли бы на законность его выводов.

При рассмотрении дела судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения по делу не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено <дата>

33-3167/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура РД
Прокурор г.Махачкалы в интересах Магомедова Тимура Абдулхалыковича
Магомедов Тимур Абдулхалыкович
Ответчики
ГКУ Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
ГБПОУ РД Колледж строительства и дизайна
Администрация ГОсВД г.Махачкалы
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
24.03.2023Передача дела судье
26.04.2023Судебное заседание
29.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.05.2023Передано в экспедицию
26.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее