Судья |
Тележкина О.Д. |
Дело № 33а-1696/2020 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
« |
«2» |
сентября |
2020г. |
г. Кострома
Судебная коллегия по делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Кулаковой И.А.,
судей Зиновьевой О.Н. и Колесова Р.Н.,
при секретаре Костиной М.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2024/2020 (УИД 44RS0001-01-2020-001081-35) по апелляционной жалобе Вингурского Игоря Владимировича на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 11 июня 2020 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Вингурского Игоря Владимировича к УМВД России по Костромской области о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии об исключении из числа очередников на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и восстановлении в очереди.
Заслушав доклад судьи Кулаковой И.А., объяснения представителя Вингурского И.В. – Дмитриева Д.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя УМВД России по Костромской области Жигановой И.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Вингурский И.В. обратился в суд с названным административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что 20 сентября 2012 года решением жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Костромской области он был включен в список сотрудников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения за № 108. 17 февраля 2020 года УМВД России по Костромской области направило ему уведомление, из которого следовало, что жилищно-бытовой комиссии не представилось возможным установить нуждаемость его семьи в получении единовременной социальной выплаты, поскольку обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет более 15 кв.м., оснований для постановки его и членов семьи в очередь на получение единовременной социальной выплаты не имелось на момент постановки на учет.
На основании изложенного жилищно-бытовой комиссией УМВД России по Костромской области было принято решение об исключении его и членов семьи из числа очередников на предоставление единовременной социальной выплаты. При этом комиссия указала, что он является собственником доли в <данные изъяты> общей площадью 49,7 кв.м, его супруга и сын являются членами семьи собственника <данные изъяты> общей площадью 32,0 кв.м., которой также имеет право пользоваться мать его супруги. Комиссия приняла во внимание жилую площадь матери его жены при расчете общей площади жилья, но при определении количества членов его семьи не приняла в расчет мать его жены.
Считая вывод комиссии незаконным ввиду отсутствия оснований снятия с учета для получения единовременной социальной выплаты, административный истец сослался на положения части 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации», пунктов 5, 8, 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223, статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» и указал, что факт совместного проживания подтверждается договором найма жилого помещения, представленного им изначально на рассмотрение комиссии.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Вингурская А.Ф., Зорина М.Ф., Вингурская Х.И.
Судом по делу постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе Вингурский И.В. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска. В обоснование указывает, что он, его супруга и сын не являются членами семьи Зориной М.Ф. -собственника квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. В решении жилищно-бытовой комиссии указано на пользование жилым помещением по названному адресу, но не владением и распоряжением квартирой. У него в собственности имеется лишь <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, на трех членов семьи, что значительно меньше учетной нормы площади жилого помещения – 15 кв.м на человека. Регистрация по месту жительства и право пользования жилым помещением не влекут за собой право собственности на жилое помещение.
Вингурский И.В., Вингурская А.Ф., Зорина М.Ф., Вингурская Х.И. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены. На основании ч. 6 ст. 226, ст. 307 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как видно из материалов дела и установлено судом, решением жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Костромской области от 22 октября 2012 года Вингурский И.В., проходивший службу в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ, принят на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с семьей в составе трех человек – он, жена Вингурская А.Ф., сын Вингурский Е.И.
Решением жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Костромской области от 5 февраля 2020 года Вингурский И.В. исключен из числа нуждающихся в предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании подпункта «г» пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223.
При этом жилищно-бытовая комиссия исходила из того, что Вингурский И.В. зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении – <данные изъяты> по адресу: <адрес>, данное жилое помещение принадлежит Вингурскому И.В. и его бывшей жене Вингурской Н.Е. на праве общей долевой собственности (по 1/2 доле) на основании решения мирового судьи судебного участка № 11 г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ
С 6 октября 209 года Вингурский И.В. проживает с женой Вингурской А.Ф. и сыном Вингурским Е.И. в <данные изъяты> по адресу: <адрес>, принадлежащей матери жены Вингурского И.В. – Зориной М.Ф. на основании решения Ленинского районного суда г. Костромы от 23 июня 2009 года. В квартире зарегистрированы по месту жительства Вингурская А.Ф., Вингурский Е.И., Зорина М.Ф. Право пользования данным жилым помещением Вингурского И.В. установлено договором о безвозмездном пользовании квартирой, заключенным между Вингурским И.В. и его женой Вингурской А.Ф. ДД.ММ.ГГГГ.
По мнению жилищно-бытовой комиссии, жена и сын Вингурского И.В. вселены в принадлежащую Зориной М.Ф. квартиру в качестве членов семьи собственника, поскольку зарегистрированы в квартире без заключения какого-либо соглашения с собственником.
Оценивая нуждаемость Вингурского И.В. в предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения жилищно-бытовая комиссия суммировала общие площади жилых помещений, принадлежащих на праве пользования и праве общей долевой собственности Вингурскому И.В., его жене Вингурской А.Ф. и сыну Вингурскому Е.И., расположенных по адресам: <адрес>, и пришла к выводу об обеспеченности Вингурского И.В. общей площадью жилого помещения на одного члена семьи в размере 15,39 кв.м. из расчета: <данные изъяты>
Разрешая административный спор, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что административный истец не имеет права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, так как на момент постановки на учет и в настоящее время обеспеченность его семьи жилой площадью составляет более установленной учетной нормы в 15 кв.м, в связи с чем решение о снятии Вингурского И.В. с учета является законным и не нарушает его права.
Данные выводы судом мотивированы, соответствуют требованиям материального закона, правильно примененного к спорным правоотношениям, оснований для несогласия с ними судебная коллегия не усматривает.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Частью 4 статьи 4 названного Федерального закона предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
На основании пункта 2 части 2 этой же статьи единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
Пунктом 8 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что при наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений.
В соответствии с п.п. «г» п. 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты (если данные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет).
Отношения по пользованию жилыми помещениями, находящимися в собственности граждан, регулируются нормами жилищного законодательства.
В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Из приведенных нормативных положений жилищного законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что членами семьи собственника жилого помещения могут являться не только проживающие совместно с ним его супруг, дети и родители. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны и другие родственники независимо от степени родства при условии, что они вселены в жилое помещение собственником в качестве членов его семьи.
По данному делу юридически значимым обстоятельством с учетом заявленных Вингурским И.В. требований о признании незаконным решения о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также норм материального права, регулирующих спорные отношения, является установление его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ (в том числе обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м).
Установленные судом первой инстанции обстоятельства свидетельствуют о том, что решением Ленинского районного суда г. Костромы от 23 июня 2009 года за Зориной М.Ф. признано право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> в порядке приватизации. Дочь Зориной М.Ф. – Вингурская А.Ф., проживающая в жилом помещении по указанному адресу и зарегистрированная в нем в качестве члена семьи нанимателя с 15 августа 1991 года, отказалась от приватизации в пользу Зориной М.Ф., в связи с чем в силу статьи 19 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» имеет бессрочное пользование жилым помещением.
Из пояснений Вингурского И.В. в судебном заседании суда первой инстанции следует, что он является членом семьи Зориной М.Ф., его семья ведет с Зориной М.Ф. общее хозяйство (л.д. 166). Эти обстоятельства подтвердила Зорина М.Ф. (л.д. 211об.).
Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу о том, что Вингурский И.В. является членом семьи собственника жилого помещения Зориной М.Ф., и при определении уровня обеспеченности Вингурского И.В. общей площадью жилого помещения необходимо учитывать принадлежащие Зориной М.Ф. жилые помещения.
Судом установлено, что Зориной М.Ф. кроме жилого помещения по адресу: <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию принадлежит ? доля в праве общей долевой собственности на квартиру <данные изъяты>, расположенную по адресу: <адрес>
С учетом указанной доли в праве собственности Зориной М.Ф. на жилое помещение семья Вингурского И.В., состоящая из 4-х человек (он, жена Вингурская А.Ф., сын Вингурский Е.И., мать жены Зорина М.Ф.), обеспечена общей площадью жилого помещения в размере 16,7 кв.м на каждого члена семьи.
Таким образом, вывод суда об отсутствии у Вингурского И.В. права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения является верным.
Вопреки доводам апелляционной жалобы Вингурского И.В. о том, что он не является членом семьи Зориной М.Ф., наличие семейных отношений административного истца и матерью его жены Зориной М.Ф. установлено судом на основании исследованных доказательств, в том числе объяснений Вингурского И.В. и Зориной М.Ф. в судебном заседании.
При таких данных, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приводится, судебная коллегия находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 11 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Вингурского Игоря Владимировича – без удовлетворения.
На судебные акты может быть подана кассационная жалоба через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:-
Судьи:-