Именем Российской Федерации
г.Тамбов 14 сентября 2017 года
Ленинский районный суд г. Тамбова в составе:
председательствующего судьи Воронцовой Е.С.,
при секретаре Дмитриевой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1856/2017 по административному иску Минакова О.А. к филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области о признании действий по государственному кадастровому учету изменений объекта недвижимости и государственной регистрации договора аренды земельного участка незаконными, обязании исключить из государственного кадастрового учета и погасить запись государственной регистрации договора аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Минаков О.А. обратился с административным иском в суд и просит:
- признать незаконными действия по государственному кадастровому учету изменений объекта недвижимости по заявлению Е.О.И. от *** № *** с целью уточнения местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: Тамбовская область, *** в соответствии с межевым планом от ***, подготовленным кадастровым инженером М.С.Н.
- обязать ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области» исключить сведения из государственного кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером ***, внесенные на основании заявления от *** № ***;
- признать незаконными действия (бездействия) по государственной регистрации договора аренды № *** на земельный участок с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: Тамбовская область, ***
- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области погасить запись государственной регистрации о договоре аренды земельного участка от ***.
В административном иске указано, что Минаков О.А. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от *** является наследником *** земельной доли в *** Тамбовской области, общей площадью 6, 1 га. Эта земельная доля входит в состав земельного участка сельскохозяйственного назначения, общей площадью 13521999, 0 кв.м., с кадастровым номером *** После вступления в наследство Минакову О.А. стало известно, что указанный земельный участок находится в аренде у ООО «Сосновка - Зернопродукт» сроком на 25 лет. Данный договор аренды заключен на основании протокола № *** общего собрания участников долевой собственности земельного участка от *** и прошел государственную регистрацию в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области *** № ***.
Административный истец указывает, что Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области произвело регистрацию указанного договора аренды с существенными нарушениями действующего законодательства. Данный административный ответчик должным образом не произвел правовую экспертизу представленных для государственной регистрации документов. В частности, регистратор не учел, что договор аренды не содержал сведения об арендодателях (ФИО, паспортные данные, размер доли в праве общей долевой собственности, правоустанавливающие документы каждого правообладателя), в нем было указано только уполномоченное лицо. Регистрация данного договора произведена при том, что неизвестно точное количество участников общей долевой собственности и размер их долей, согласно данным ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним сумма всех зарегистрированных долей не равна единице. На момент проведения общего собрания участников долевой собственности земельного участка от 26.12.2013 и государственной регистрации договора аренды около 70 правообладателей земельных долей значились умершими, т.е. по сути договор заключен со стороны арендодателей с «мертвыми душами». Регистратором не был запрошен от уполномоченного лица список всех правообладателей. Этим административным ответчиком принят только список лиц, участвующих в общем собрании. На государственную регистрацию не был предоставлен кадастровый паспорт земельного участка, тогда как установить площадь земельного участка и другие его характеристики возможно только при сравнении протокола общего собрания и договора аренды с кадастровым паспортом этого земельного участка. Также регистратор не уведомил правообладателей о зарегистрированном ограничении (обременении) их права.
Кроме того, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области при регистрации договора аренды не учтено, что в состав переданного в аренду земельного участка входят признанные невостребованными земельные доли права собственности на которые имеют Новоникольский сельский совет Мичуринского района Тамбовской области (регистрационная запись ***) и комитет по управлению имуществом Тамбовской области (решения Мичуринского районного суда от ***, ***). Эти земельные доли до проведения общего собрания должны были быть выделены в самостоятельные земельные участки и предоставлены на конкурсной основе в соответствии с требованиями Федерального закона от *** № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Минаков О.А. считает, что возникшее в результате регистрационных действий обременение (ограничение) права в виде аренды в настоящее время препятствует ему в полной мере пользоваться, владеть и распоряжаться принадлежащим имуществом.
В административном иске Минаков О.А. также указывает, что ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области *** незаконно произведены действия по государственному кадастровому учету изменений земельного участка с кадастровым номером ***. Данным административным ответчиком только на основании представленного Е.О.И. межевого плана и протокола № *** общего собрания участников долевой собственности земельного участка от *** произведена регистрация изменений учета объекта недвижимости, а именно уточнены местоположение границ и площадь земельного участка с кадастровым номером ***.
Определением Ленинского районного суда г.Тамбова от *** административные требования Минакова О.А. о признании незаконными действия по государственному кадастровому учету изменений объекта недвижимости по заявлению *** от *** № *** с целью уточнения местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: Тамбовская область, *** в соответствии с межевым планом от ***, подготовленным кадастровым инженером М.С.Н.; обязании ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области» исключить сведения из государственного кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером ***, внесенные на основании заявления от *** № ***, оставлены без рассмотрения по основаниям п.5 ч. 1 ст. 196 КАС РФ.
В судебное заседание Минаков О.А. не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель Минакова О.А. по доверенности Бачурин С.А. в судебном заседании требования административного иска поддержал по изложенным в нем основаниям. Дополнительно о нарушенных правах административного истца указал, что Минаков О.А. хотел бы выделить свою земельную долю в удобное для него время, но ему известно, что арендатор подает возражения на выдел земельных долей других собственников, поскольку в случае выдела земельного участка хотя бы в счет одной доли, арендатор не сможет перезаключить договор аренды на измененный земельный участок с кадастровым номером ***, так как в его состав до настоящего времени входят умершие до собрания от *** собственники, а также 11 земельных долей, признанных решениями Мичуринского районного суда от ***, *** невостребованными, и право на которые признано за комитетом по управлению имуществом Тамбовской области. Кроме того, Минаков О.А. намерен скупать земельные доли в составе спорного земельного участка, однако список всех собственников отсутствует, также как и на дату оспариваемой регистрации договора аренды. Считал, что государственная регистрация договора аренды земельного участка с кадастровым номером ***, при множестве лиц на стороне арендодателей является незаконной, так как сделка зарегистрирована по сути с неизвестной стороной.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области по доверенности Сычева Е.В. возражала против административного иска, указав, что доводы административного истца о непроведении правовой экспертизы представленных на регистрацию документов не соответствуют действительности. Решением Арбитражного суда Тамбовской области от *** по делу № ***, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от ***, признаны незаконными действия по отказу ООО «Сосновка-Зернопродукт» в государственной регистрации договора аренды земельного участка при схожих обстоятельствах, на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области возложена обязанность по регистрации договора аренды. В постановлении Арбитражного суда Центрального округа от *** по делу №*** суд кассационной инстанции согласился с выводами судов первой и апелляционной инстанции, указав, что отсутствие государственной регистрации права долевой собственности на спорный земельный участок всех участников долевой собственности не препятствует регистрации договора аренды на этот участок, а принятие на собрании решения о передаче земельного участка в аренду в отсутствие некоторых участников долевой собственности не свидетельствует о незаконности договора аренды. Учитывая данные судебные акты Управление не вправе было отказать в регистрации в представленном 26.08.2014 ООО «Сосновка - Зернопродукт» договора аренды № *** от *** земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: Тамбовская область, *** Поскольку с заявлением о регистрации договора аренды обратилось ООО «Сосновка - Зернопродукт» уведомление о зарегистрированном ограничении (обременении) Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области направлено в адрес Е.О.И.., как наделенной общим собранием собственников долей на земельный участок правом совершать без доверенности сделки с таким земельный участком. В числе документов необходимых к предоставлению для государственной регистрации прав Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» кадастровый паспорт не содержит, следовательно, его предоставление при подаче ООО «Сосновка - Зернопродукт» *** заявления о государственной регистрации договора аренды не требовалось. Управлением 26.08.2014 был направлен внутриведомственный запрос о предоставлении сведений в орган кадастрового учета. *** запрашиваемые сведения были предоставлены. Площадь земельного участка соответствовала площади земельного участка, указанной в договоре аренды. Доводы административного истца о наличии в земельном участке признанных невостребованными земельных долей не могут быть приняты во внимание, поскольку истцу не предоставлено право на защиту интересов иных лиц. Кроме того, в Едином государственном реестре недвижимости в разделе на земельный участок с кадастровым номером *** отсутствуют сведения о долях, находящихся в государственной собственности. Наличие регистрации права собственности Нивоникольского сельского совета Мичуринского района Тамбовской области на 1/619 долю в праве общей долевой собственности на земельный участок не является препятствием для регистрации договора аренды такого участка и не нарушает прав административного истца. Таким образом, все действия по государственной регистрации совершены Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области с требованиями действующего законодательства Российской Федерации. Считала также, что наличие заключенного договора аренды земельного участка не препятствует административному истцу в реализации его правомочий собственника в порядке, установленном Федеральным законом № 101-ФЗ.
Представитель заинтересованного лица ООО «Сосновка - Зернопродукт» по доверенности Гришина А.М. с административными требованиями истца не согласилась по изложенным в отзыве на административный иск основаниям. Указала, что *** состоялось общее собрание участников долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером *** Данное собрание в связи с присутствием 51, 5% от общего числа земельных долей было правомочно принимать решения по повестке дня. На общем собрании участников долевой собственности были приняты решения, изложенные в протоколе общего собрания: об избрании Е.О.И. уполномоченным лицом действовать от имени участников долевой собственности без доверенностей, в том числе заключать и подписывать договор аренды земельного участка, дополнительного соглашения к нему и о заключении договора аренды земельного участка с ООО «Сосновка-Зернопродукт» на условиях, указанных в решении общего собрания. *** Е.О.И. как уполномоченным лицом и ООО «Сосновка-Зернопродукт» заключен договор аренды № *** земельного участка. Обременение на основании данного договора зарегистрировано ***. Таким образом, права административного истца обременены арендой на основании легитимного решения общего собрания участников долевой собственности и истец, как участник долевой собственности, обязан исполнять волю большинства. Доводы административного иска о том, что на момент регистрации договора аренды ряд правообладателей земельных долей значились умершими, не влекут признание такой регистрации незаконной. Исходя из смысла положений ст. 14 Федерального закона № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» долями, принадлежащим умершим до перехода прав на долю к наследникам распоряжается уполномоченное общим собранием лицо в рамках предоставленных общим собранием участников полномочий. Позиция административного истца о необходимости указания в договоре аренды всех лиц, выступающих на стороне арендодателя, не основана на нормах действующего законодательства. Согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона № 101-ФЗ договор аренды находящегося в долевой собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения может быть подписан лицом, уполномоченным решением общего собрания участников долевой собственности. Полагала также, что административным истцом пропущен предусмотренный ст. 219 КАС РФ срок обращения в суд. Считала, что административный истец, действуя добросовестно и разумно, интересуясь судьбой принадлежащего ему имущества, имел возможность и должен был узнать об оспариваемых им действиях Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области еще *** – день внесения в ЕГРП записи о регистрации договора аренды земельного участка. Сведения, содержащиеся в ЕГРП являются открытыми и могут быть предоставлены любому заинтересованному лицу. Кроме того, сведения о наличии обременения на земельный участок также содержатся в информационной базе Росреестра в сети Интернет, ознакомиться с которыми может любое лицо.
Выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
По смыслу п. 2 ст. 26 Земельного кодекса РФ договоры аренды земельного участка, заключенные на срок более чем один год, подлежат государственной регистрации.
Особенности оборота долей в праве общей долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения определены Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона № 101-ФЗ к сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае, если число участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения превышает пять, правила Гражданского кодекса Российской Федерации применяются с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, а также статьями 13 и 14 настоящего Федерального закона.
На основании п. 1 ст. 14 Федерального закона № 101-ФЗ владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более чем пяти лиц, осуществляются в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности.
В силу п. 3 ст. 14 Федерального закона № 101-ФЗ участники долевой собственности на общем собрании могут принять в том числе решения: о лице, уполномоченном от имени участников долевой собственности без доверенности действовать при согласовании местоположения границ земельных участков, одновременно являющихся границей земельного участка, находящегося в долевой собственности, при обращении с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в отношении земельного участка, находящегося в долевой собственности, и образуемых из него земельных участков, а также заключать договоры аренды данного земельного участка, соглашения об установлении частного сервитута в отношении данного земельного участка или соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее - уполномоченное общим собранием лицо), в том числе об объеме и о сроках таких полномочий (пп.6); об условиях договора аренды земельного участка, находящегося в долевой собственности (пп.7).
В соответствии с п. 5 ст. 14.1 Федерального закона № 101-ФЗ общее собрание считается правомочным в случае присутствия на нем участников долевой собственности, составляющих не менее чем 20 процентов их общего числа или, если способ указания размера земельной доли допускает сопоставление долей в праве общей собственности на земельный участок, владеющих более чем 50 процентами таких долей.
На основании п. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Решением Мичуринского районного суда Тамбовской области от *** отказано в удовлетворении иска Григоровой А.С. и других о признании Е.О.И. неуполномоченным лицом, собрания участников общей долевой собственности на земельный участок от 26.12.2013, протокола общего собрания участников общей долевой собственности, договора аренды № *** аренды земельного участка недействительными.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 31.05.2017, решение Мичуринского районного суда Тамбовской области оставлено без изменения.
Судебными актами установлено, что 26.12.2013 в селе *** Мичуринского района состоялось общее собрание участников общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Тамбовская область, *** с кадастровым номером ***. Сообщение о проведении собрания было дано в газете «Тамбовская жизнь» от 15.11.2013 и на информационных щитах на территории Новоникольского сельсовета.
Из протокола общего собрания от *** № *** следует, что общее количество земельных долей 267, общее количество участников общей долевой собственности – неизвестно.
По результатам регистрации на собрании присутствовали 28 участников общей долевой собственности владеющих 137, 6 земельными долями (51, 5% от общего числа земельных долей). Избран председателем Ш.А.Б.., секретарем Е.О.И. утверждена повестка дня: о лице, уполномоченном действовать от имени участников долевой собственности без доверенности, в том числе об объеме и о сроках таких полномочий; об условиях договора аренды земельного участка, находящегося в общей долевой собственности; об отмене решений предыдущих собраний; разное.
Собранием было принято решение о заключении договора аренды земельного участка с ООО «Сосновка-Зернопродукт» сроком на 25 лет и избрано уполномоченное общим собранием лицо - Е.О.И.., которой были предоставлены следующие полномочия: «Действовать от имени участников долевой собственности без доверенности при согласовании местоположения границ земельных участков, одновременно являющихся границей земельного участка, находящегося в долевой собственности, обращаться с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав на недвижимое имущество в отношении земельного участка, находящегося в долевой собственности, и образуемых из него земельных участков, а также заключать договоры аренды данного земельного участка, дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка при множестве лиц на стороне арендодателей и акт передачи земельного участка. Для исполнения данных полномочий Е.О.И.. предоставлено право от имени участников общей долевой собственности, обращаться в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области с заявлениями об уточнении изменений характеристик земельного участка и образования выделяемых участков, подписывать договор аренды, дополнительное соглашение, акт передачи земельного участка, обращаться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, получать свидетельство о государственной регистрации права, быть представителем по вопросу регистрации права собственности на вышеуказанное имущество, по вопросу внесения изменений в ЕГРП и получение сведений из ЕГРП, в администрацию Мичуринского района, подавать объявления в СМИ. Срок действия указанных полномочий - 3 года».
*** между уполномоченным общим собранием участников общей долевой собственности лицом Е.О.И. и ООО «Сосновка - Зернопродукт» заключен договор аренды № *** земельного участка, расположенного по адресу: Тамбовская область, ***, с кадастровым номером ***, общей площадью 13521999, 0 кв.м, сроком на 25 лет.
*** ООО «Сосновка - Зернопродукт» обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области с заявлением о государственной регистрации договора аренды № *** земельного участка и *** данный договор был зарегистрирован.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от *** № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в ред. до принятия Федерального закона от 03.07.2016 № 361-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу ст. 4 Федерального закона № 122-ФЗ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона № 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций (п. 2 ст. 16).
В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона № 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:
прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов;
правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом;
внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
В силу п. 2 ст. 13 Федерального закона № 122-ФЗ государственная регистрация ограничений (обременений) права собственности и иных вещных прав правами третьих лиц может проводиться по инициативе правообладателей или приобретающих указанные права лиц. Если ограничение (обременение) регистрируется не правообладателем, его регистрация проводится по правилам, предусмотренным статьей 16 настоящего Федерального закона для регистрации договоров и сделок, при обязательном уведомлении правообладателя (правообладателей) о зарегистрированном ограничении (обременении).
Статья 20 Федерального закона № 122-ФЗ содержит основания для отказа в государственной регистрации, в том числе: с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Административный истец считает, что действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области по регистрации 12.09.2014 договор аренды № 1 земельного участка являются незаконными, так как данный административный ответчик должным образом не произвел правовую экспертизу представленных для государственной регистрации документов.
В частности, регистратор не учел, что договор аренды не содержал сведения об арендодателях (ФИО, паспортные данные, размер доли в праве общей долевой собственности, правоустанавливающие документы каждого правообладателя), в нем было указано только уполномоченное лицо. Регистрация данного договора произведена при том, что неизвестно точное количество участников общей долевой собственности и размер их долей, согласно данным ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним сумма всех зарегистрированных долей не равна единице. На момент проведения общего собрания участников долевой собственности земельного участка от 26.12.2013 и государственной регистрации договора аренды около 70 правообладателей земельных долей значились умершими, т.е. по сути договор заключен со стороны арендодателей с «мертвыми душами». Регистратором не был запрошен от уполномоченного лица список всех правообладателей. Этим административным ответчиком принят только список лиц, участвующих в общем собрании.
По мнению суда, данные доводы административного истца являются несостоятельными и не свидетельствуют о незаконности действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области.
Принимая во внимание вышеизложенные положения ст.ст. 12, 14, 14.1 Федерального закона № 101-ФЗ, устанавливающие особенности распоряжения земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области не имело оснований для отказа в регистрации договора аренды № *** земельного участка.
Отсутствие государственной регистрации права долевой собственности на спорный земельный участок всех участников долевой собственности, принятие на собрании решения о передаче земельного участка в аренду в отсутствие некоторых участников долевой собственности не препятствует регистрации договора аренды на этот участок.
Исходя из ст.ст. 14, 14.1 Федерального закона № 101-ФЗ принятое правомочным общим собранием участников долевой собственности решение обязательно для исполнения остальными участниками.
На основании ст. 9 Федерального закона № 101-ФЗ договор аренды находящегося в долевой собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения может быть подписан лицом, уполномоченным решением общего собрания участников долевой собственности совершать без доверенности сделки с таким земельным участком, если условия указанных договора и соглашения соответствуют условиям, определенным решением общего собрания участников долевой собственности.
Договор аренды № *** земельного участка, расположенного по адресу: Тамбовская область, *** с кадастровым номером ***, согласно указанным положениям закона подписан уполномоченным общим собранием участников общей долевой собственности лицом - Е.О.И.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области произвело регистрацию договора аренды в соответствии с требованиями закона, при должной правовой экспертизе представленных для регистрации документов.
Поскольку с заявлением о регистрации договора аренды обратилось ООО «Сосновка - Зернопродукт» уведомление о зарегистрированном ограничении (обременении) Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона № 101-ФЗ направлено в адрес Емельяновой О.И. как наделенной общим собранием собственников долей на земельный участок правом совершать без доверенности сделки с таким земельный участком.
Согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона № 122-ФЗ орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.
Кадастровый паспорт земельного участка не является в соответствии со ст. 17 Федерального закона № 122-ФЗ основаниям для государственной регистрации ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, также он не включен в определенный Федеральным законом № 210-ФЗ перечень документов. Следовательно, при подаче ООО «Сосновка - Зернопродукт» документов для регистрации договора аренды № 1 земельного участка предоставление кадастрового паспорта не требовалось.
Соответствующие кадастровые характеристики земельного участка, расположенного по адресу: Тамбовская область, ***, с кадастровым номером *** получены Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области при направлении внутриведомственного запроса.
Таким образом, позиция административного истца о незаконности регистрации договора аренды при непредоставлении ООО «Сосновка - Зернопродукт» кадастрового паспорта земельного участка также являются несостоятельными.
Доводы административного истца о наличии в земельном участке признанных невостребованными земельных долей не могут быть приняты во внимание, поскольку административному истцу не предоставлено право на защиту интересов иных лиц.
В связи с вышеизложенным, оснований для удовлетворения административного иска суд не усматривает.
Кроме того, Минаковым О.А. пропущен срок на обращение в суд за защитой своих прав.
В соответствии со ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
До применения КАС РФ (15.09.2015) положения ст. 256 ГПК РФ также предусматривали трехмесячный срок обращения в суд.
С настоящим административным иском Минаков О.А. обратился в суд ***. В судебном заседании его представитель считал, что срок судебного обжалования следует исчислять с момента как административный истец вступил в права наследника, т.е. с ***.
Между тем, из представленного в материалы дела свидетельства о праве на наследство по закону от *** *** следует, что наследодатель Минакова В.А. умерла ***.
При должном интересе к судьбе наследуемого имущества, Минаков О.А. имел возможность и должен был узнать об оспариваемых им действиях Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области еще *** – день внесения в ЕГРП записи о регистрации договора аренды земельного участка. Сведения, содержащиеся в ЕГРП являются открытыми и могут быть предоставлены любому заинтересованному лицу. Кроме того, сведения о наличии обременения на земельный участок также содержатся в информационной базе Росреестра в сети Интернет, ознакомиться с которыми может любое лицо.
Принимая во внимание, что о восстановлении пропущенного срока административный истец не ходатайствовал, суд отказывает в удовлетворении административного иска также по причине пропуска срока обращения в суд.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Минакова О.А. о признании незаконными действия (бездействие) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области по государственной регистрации договора аренды № 1 на земельный участок с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: Тамбовская область, *** и обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области погасить запись государственной регистрации о договоре аренды земельного участка от *** отказать.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.С. Воронцова
Решение в окончательной форме принято 19.09.2017
Судья: Е.С. Воронцова