Дело № 2-396/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пенза 20 мая 2019 года
Пензенский районный суд Пензенской области в составе
председательствующего судьи Сивухо Т.Н.,
при секретаре Курановой Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Пензенского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к МОБУ СОШ с.Ермоловка Пензенского района о возложении обязанности по оборудованию здания образовательного учреждения электронной пропускной системой на входе в здание,
у с т а н о в и л:
Прокурор Пензенского района обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, указывая в обоснование иска, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства о противодействии терроризму, об антитеррористической защищенности установлено, что здание образовательной организации МОБУ СОШ с.Ермоловка Пензенского района Пензенской области не оборудовано системой контроля и управления доступом (электронной пропускной системой на входе в здание), направленной на воспрепятствование неправомерному проникновению в здание образовательной организации, а также защиты жизни и здоровья несовершеннолетних воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Отсутствие системы контроля и управления доступом (электронной пропускной системой на входе в здание) отрицательно сказывается на безопасности жизни и здоровья лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая защищенность образовательной организации. Осуществление деятельности в отсутствие системы контроля и управления доступом (электронной пропускной системой на входе в здание) не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу.
Ссылаясь на нормы законодательства, просит суд обязать МОБУ СОШ с.Ермоловка Пензенского района Пензенской области оборудовать здание образовательного учреждения системой контроля и управления доступом (электронной пропускной системой на входе в здание).
В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора Пензенского района Гостева И.А. поддержала исковое заявление, привела суду объяснения, аналогичные его доводам.
Представитель ответчика – МОБУ СОШ с.Ермоловка Пензенского района Пензенской области директор школы Арискина Т.В. в судебное заседание не явилась, на основании письменного заявления просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, исковые требования прокурора признала.
Представитель третьего лица - администрации Пензенского района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, на основании письменного заявления представитель по доверенности Федоров А.Ю. просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации, решение оставляет на усмотрение суда.
Представитель третьего лица – отдела образования Пензенского района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются подтверждающие документы.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно положениям ст.ст. 2,3 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных признаков борьбы с терроризмом является приоритет мер по предупреждению терроризма. Борьба с терроризмом в Российской Федерации осуществляется в целях выявления и устранения причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности. Целью борьбы с терроризмом является предупреждение, выявление, пресечение террористической деятельности.
В силу ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» юридические лица обеспечивают выполнение требований антитеррористической защищенности в отношении объектов,, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Согласно п.п. «д» п.11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В соответствии с п.2 ч.3, п.2 ч.6 и ч.7 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п.8 ч.1 и п.3 ч.4 ст.41 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
В соответствии со ст.21 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, к основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся организационно-технические (разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму).
В силу ч.13 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены сисиемы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 №1235 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее – Требования).
В соответствии с п.2 Требований, под объектами (территориями) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектами (территориями), относящимися к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или)внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральное агентство по делам молодежи, организации, подведомственные Министерству образования и науки Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки и Федеральному агентству по делам молодежи, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере образования и научной деятельности, организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере образования и научной деятельности и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере образования и науки, являющиеся правообладателями объектов (территорий).
Согласно пп. 17,18, 22 Требований, антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных, в частности, на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории). Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования.
В целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (Территорий) независимо от присвоенной им категории опасности осуществляются следующие мероприятия, а именно, обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой района была проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии терроризму, об антитеррористической защищенности установлено, что здание образовательной организации МОБУ СОШ с.Ермоловка Пензенского района Пензенской области не оборудовано системой контроля и управления доступом (электронной пропускной системой на входе в здание), направленной на воспрепятствование неправомерному проникновению в здание образовательной организации, а также защиты жизни и здоровья несовершеннолетних воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Отсутствие системы контроля и управления доступом (электронной пропускной системой на входе в здание) отрицательно сказывается на безопасности жизни и здоровья лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая защищенность образовательной организации. Осуществление деятельности в отсутствие системы контроля и управления доступом (электронной пропускной системой на входе в здание) не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу.
В материалах дела имеется акт проведения проверки антитеррористического законодательства в отношении МОБУ СОШ с.Ермоловка.
Таким образом, судом установлено, что администрацией МОБУ СОШ с.Ермоловка Пензенского района не было принято достаточных мер, направленных на оборудование системой контроля и управления доступом (электронной пропускной системой на входе в здание), направленной на воспрепятствование неправомерному проникновению в здание образовательной организации, а также защиты жизни и здоровья несовершеннолетних воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу.
При указанных обстоятельствах суд пришел к выводу, что исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Пензенского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к МОБУ СОШ с.Ермоловка Пензенского района о возложении обязанности по оборудованию здания образовательного учреждения электронной пропускной системой на входе в здание удовлетворить.
Обязать МОБУ СОШ с.Ермоловка Пензенского района Пензенской области оборудовать здание образовательного учреждения системой контроля и управления доступом (электронной пропускной системой на входе в здание).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Пензенский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий