Судья Сергеева А.А. УИД 16RS0004-01-2022-000867-86
Дело № 2-460/2022
№ 33-4451/2023
Учет 069г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
3 апреля 2023 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Насретдиновой Д.М.,
судей Гиниатуллиной Ф.И. и Субботиной Л.Р.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Нигматзяновой А.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Насретдиновой Д.М. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан Доржиевой Арюны Дондоковны на решение Алексеевского районного суда Республики Татарстан от 13 декабря 2022 года, которым, постановлено:
исковые требования Егоровой Ольги Александровны удовлетворить.
Признать решение Отдела установления пенсии № 5 Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан от 19 сентября 2022 года № 737540/22 в части отказа Егоровой Ольге Александровне во включении в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы с 22 августа 1996 года по 28 июля 1997 года, 20 августа 1998 года по 31 августа 2000 года в должности учителя в «Шаминской школе-детский сад» и с 1 сентября 2000 года по 26 декабря 2000 года в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе незаконным.
Возложить на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан обязанность включить Егоровой Ольге Александровне в специальный страховой стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы с 22 августа 1996 года по 28 июля 1997 года, 20 августа 1998 года по 31 августа 2000 в должности учителя в «Шаминской школе-детский сад» и с 1 сентября 2000 года по 26 декабря 2000 года в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе и назначить пенсию с 13 сентября 2022 года.
Взыскать с Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан в пользу Егоровой Ольги Александровны судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме 10 000 рублей и за государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика по доверенности Доржиевой А.Д., поддержавшей доводы жалобы, объяснения истца Егоровой О.А., согласившейся с доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Егорова О.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование своих требований истец указала, что 13 сентября 2022 года в связи с наличием стажа педагогической деятельности продолжительностью 25 лет она подала в территориальный орган пенсионного фонда заявление о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Однако в назначении пенсии на льготных основаниях ответчиком ей было отказано со ссылкой на отсутствие требуемого специального стажа.
С данным отказом истец не согласна, полагает, что из указанного стажа ответчиком необоснованно исключены периоды ее работы с 22 августа 1996 года по 28 июля 1997 года и с 20 августа 1998 года по 31 августа 2000 года в должности учителя, а с 1 сентября 2000 года по 26 декабря 2000 года в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе в «Шаминской школе-детский сад».
По изложенным основаниям истец Егорова О.А. просила признать решение пенсионного органа незаконным, возложив на последнего обязанность по включению приведенных выше периодов трудовой деятельности в специальный стаж и назначению ей досрочной страховой пенсии по старости с 13 сентября 2022 года, а также взыскать с ответчика в возмещение понесенных расходов по оплате услуг представителя и уплате государственной пошлины 10 000 рублей и 300 рублей соответственно.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца Егоровой О.А. – Юсупов И.И. исковые требования поддержал.
Представитель Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Татарстан на судебное заседание не явился, в письменном отзыве на иск с требованиями истца не согласился, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку наименование учреждения – «комплекс школа-детский сад» не поименовано в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.
Судом вынесено решение об удовлетворении иска в приведенной выше формулировке.
Определением суда первой инстанции от 18 января 2023 года произведена замена ответчика Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан его правопреемником – Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан.
В апелляционной жалобе представитель ответчика – Доржиева А.Д., выражая несогласие с принятым судебным решением в части назначения Егоровой О.А. досрочной страховой пенсии со дня обращения в пенсионный орган с соответствующим заявлением – 13 сентября 2022 года и взыскании судебных издержек в виде расходов по оплате услуг представителя, просит его в этой части отменить как незаконное и необоснованное и вынести новое судебное постановление об отказе в удовлетворении данных требований. При этом в жалобе указывается, что судом при возложении на пенсионный орган обязанности по назначению истцу досрочной страховой пенсии не учтены положения действующего правового регулирования о сроках назначения пенсии, а взысканные в пользу Егоровой О.А. денежные средства в качестве возмещения расходов по оплате услуг представителя не соответствуют требованиям закона о разумности пределов такого возмещения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан по доверенности Доржиева А.Д. апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней основаниям.
Истец Егорова О.А., соглашаясь с доводами апелляционной жалобы, суду пояснила, что ей известно об отсутствии у нее права на назначение досрочной страховой пенсии с 13 сентября 2022 года, целью обращения в суд с данным иском являлось включение в соответствующий стаж спорных периодов трудовой деятельности, о чем она проинформировала своего представителя.
Выслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу положений части 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Согласно пунктам 1, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого рода нарушения, допущенные судом первой инстанции, заключаются в следующем.
Так, Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2), который в целях обеспечения каждому конституционного права на пенсию вправе определять виды пенсий, источники их финансирования, предусматривать условия и порядок приобретения права на отдельные виды пенсий конкретными категориями лиц.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также – Федеральный закон «О страховых пенсиях», Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Как закреплено в части 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» (в редакции, действующей с 1 января 2019 года) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В силу положений пункта 19 части 1, частей 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Судом установлено и из материалов дела следует, что 13 сентября 2022 года Егорова О.А. обратилась в Отдел установления пенсий № 5 Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением территориального пенсионного органа от 19 сентября 2022 года № 737540/22 в назначении досрочной пенсии истцу было отказано в связи отсутствием требуемого специального стажа, в который в бесспорном порядке было зачтено 21 год 5 дней, а при условии предоставления индивидуальных сведений за период с 1 января 2022 года по 12 сентября 2022 года – 21 год 8 месяцев 17 дней. При этом приведенные выше спорные периоды работы, в числе прочих, в специальный стаж истца ответчиком включены не были, Егоровой О.А. рекомендовано обратиться за назначением страховой пенсии, доработав недостающую продолжительность стажа на соответствующих видах работ.
Разрешая спор и принимая решение по делу, суд исходил из того, что периоды работы истца с 22 августа 1996 года по 28 июля 1997 года (11 месяцев 6 дней) и с 20 августа 1998 года по 31 августа 2000 года (2 года 11 дней) в должности учителя, с 1 сентября 2000 года по 26 декабря 2000 года (3 месяца 25 дней) в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе в «Шаминской школе-детский сад» исключены из специального стажа Егоровой О.А. необоснованно, в связи с чем удовлетворил заявленные ею исковые требования, в том числе возложив на пенсионный орган обязанность по назначению истцу досрочной пенсии.
Данное судебное постановление в части включения в стаж истца, дающий право на назначение пенсии по рассматриваемому основанию указанных выше периодов трудовой деятельности, сторонами не обжалуется и предметом апелляционного рассмотрения не является.
Вместе с этим доводы апелляционной жалобы представителя ответчика о неправомерности постановленного по делу решения в части возложения на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан обязанности по назначению Егоровой О.А. досрочной страховой пенсии по старости с 13 сентября 2022 года заслуживают внимания.
Так, принимая решение в указанной части, суд первой инстанции исходил из того, что на дату обращения в пенсионный орган истец выработала требуемую продолжительность специального стажа и приобрела право на назначение пенсии на льготных основаниях в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Между тем судом не было учтено, что согласно части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 – 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону, а именно в 2022 году срок назначения страховой пенсии по старости установлен не ранее чем через 48 месяцев со дня возникновения соответствующего права.
При этом в соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 – 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за 6 месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
В рассматриваемом случае, с учетом периодов работы истца Егоровой О.А., зачтенных в ее специальный стаж в бесспорном порядке по состоянию на 13 сентября 2022 года – день обращения в территориальный пенсионный орган (21 год 8 месяцев 17 дней), а также периодов, включенных в соответствии с настоящим решением суда (3 года 3 месяца 15 дней), специальный стаж истца на указанную дату составил немногим более 25 лет. Соответственно, назначение Егоровой О.А. пенсии с учетом приложения 7 к Федеральному закону «О страховых пенсиях» возможно только по истечении предусмотренного в нем срока, который в 2022 году составляет 48 месяцев.
Согласно статье 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Правила, изложенные в части первой настоящей статьи, относятся также к распределению судебных расходов, понесенных сторонами в связи с ведением дела в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях.
В случае, если суд вышестоящей инстанции, не передавая дело на новое рассмотрение, изменит состоявшееся решение суда нижестоящей инстанции или примет новое решение, он соответственно изменяет распределение судебных расходов.
В соответствии с положениями статьи 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к таким расходам отнесены расходы по оплате услуг представителя.
Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах (часть 1 статьи 100 гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Из представленных в деле документов видно, что в связи с разрешением настоящего спора в суде первой инстанции истцом Егоровой О.А. понесены расходы в сумме 10 000 рублей, подтвержденные представленной квитанцией от 14 ноября 2022 года № 002422 по оплате услуг адвоката Юсупова И.И., который на основании ордера от 16 ноября 2022 года № 039581 осуществлял представление интересов истца в суде первой инстанции и принимал участие в одном судебном заседании.
Исходя из того, что принятое по делу судебное постановление в части возложения на ответчика обязанности по назначению Егоровой О.А. досрочной страховой пенсии отменено с вынесением нового судебного акта об отказе в удовлетворении иска в данной части, подлежит изменению и размер взысканной с пенсионного органа денежной суммы в возмещение истцу расходов по оплате услуг представителя, который с учетом оказанных представителем услуг и результата разрешения настоящего спора подлежит уменьшению с 10 000 рублей до 5 000 рублей.
В остальной части решение участвующими в деле лицами не обжалуется и предметом проверки суде апелляционной инстанции не является.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Алексеевского районного суда Республики Татарстан от 13 декабря 2022 года по данному делу в части возложения на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан обязанности по назначению Егоровой Ольге Александровне досрочной страховой пенсии по старости с 13 сентября 2022 года отменить и принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении данных исковых требований.
Это же решение в части взыскания с Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан в пользу Егоровой Ольги Александровны в возмещение судебных расходов по оплате услуг представителя 10 000 рублей изменить и принять в указанной части новое решение.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (ИНН 165705485403) в пользу Егоровой Ольги Александровны (ИНН <данные изъяты>) в возмещение расходов по оплате услуг представителя 5 000 рублей.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд обшей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 4 апреля 2023 года.
Председательствующий
Судьи