г. Сыктывкар Дело № 2-4345/2021 (№33-4329/2021)
11RS0001-01-2021-005877-68
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Архаровой Л.В.,
судей Захваткина И.В., Шерстнёвой А.А.,
при секретаре Вахниной Т.В.,
рассмотрела в судебном заседании 02 августа 2021 года дело по апелляционной жалобе Иваськива Е.В. на решение Сыктывкарского городского суда от 12 мая 2021 года, которым
оставлены без удовлетворения исковые требования Иваськива Е.В. к администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» о признании права на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, предоставить жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Шерстнёвой А.А., объяснения Иваськива Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Иваськив Е.В. обратился в суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании права на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда. В обоснование заявленных требований указал, что относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В <Дата обезличена> обращался в администрацию МО ГО «Сыктывкар» о предоставлении жилого помещения, однако ему было отказано в связи с наступлением возраста ... лет. Решением Сыктывкарского городского суда от <Дата обезличена> года отказано в удовлетворении требований, заявленных к администрации МО ГО «Сыктывкар» о предоставлении жилого помещения. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2019 г. N 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста ... лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства. Согласно пункту 3 Правил, лица, которые достигли возраста ... лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
В судебном заседание истец Иваськив Е.В. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика администрации МО ГО «Сыктывкар» Ануфриева М.В. требования не признала.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права и неправильным установлением фактических обстоятельств по делу, указывая на то, что он обладает правом на обеспечение жильем, как лицо, относящееся к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Суд первой инстанции ограничился цитированием ранее состоявшегося решения суда, при этом его доводам о ненадлежащем исполнении обязанностей опекуна по защите его прав на обеспечение жилым помещением, не дал.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со ст. 167 и ст. 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда не подлежащим отмене.
Судом установлено, что решением Сыктывкарского городского суда, вступившим в законную силу, по делу <Номер обезличен> от <Дата обезличена> года иск Иваськив Е.В. к администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору специализированного найма как лицу из числа детей-сирот оставлен без удовлетворения.
Судебным решением установлено, что Иваськив Е.В., <Дата обезличена> г.р., относился к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С <Дата обезличена> по <Дата обезличена> Иваськив Е.В. обучался в ..., окончил ... классов.
Иваськив Е.В. осужден: <Дата обезличена> Печорским народным судом, освобожден <Дата обезличена>, <Дата обезличена> Эжвинским народным судом, освобожден <Дата обезличена>, <Дата обезличена> Эжвинским народным судом, освобожден <Дата обезличена>, <Дата обезличена> Сыктывкарским городским судом, освобожден <Дата обезличена>, <Дата обезличена> мировым судом Катаевского судебного участка, освобожден <Дата обезличена>, <Дата обезличена> Сыктывкарским городским судом, освобожден <Дата обезличена>.
23-хлетнего возраста Иваськив Е.В. достиг <Дата обезличена>.
В администрации МО ГО Сыктывкар, в администрации городского округа «Печора» в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, истец не состоит и с соответствующим заявлением ранее <Дата обезличена> не обращался.
Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от <Дата обезличена> <Номер обезличен> утвержден протокол заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, которым Иваськив Е.В. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, в связи с достижением 23-летнего возраста.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд в решении по делу <Номер обезличен> указал, что Иваськив Е.В. не представил доказательств того, что в возрасте до 23 лет обращался с заявлением о включении в список лиц, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья. На момент обращения по вопросу предоставления жилья вне очереди как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в администрацию МО ГО «Сыктывкар» в <Дата обезличена> году истец достиг возраста 23 лет.
Жилые помещения и иные объекты недвижимости на праве собственности истцу не принадлежат.
Отказывая в удовлетворении исковых требований по настоящему делу, суд первой инстанции исходил из того, что правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в понятиях, предусмотренных Федеральным законом N 159-ФЗ, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23-х лет.
При этом никаких исключений, связанных с возрастом лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, для реализации принадлежавших им прав на льготное обеспечение жилыми помещениями указанные нормы федерального законодательства не содержат.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.
На день окончания пребывания истца в образовательном учреждении (<Дата обезличена>) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и детей из их числа, а также на момент исполнения истцу 23-х лет (<Дата обезличена>) действовали положения Жилищного кодекса РСФСР, которые регулировали порядок и процедуру принятия граждан на учет, нуждающихся в жилых помещениях.
Пунктом 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 года, было предусмотрено, что вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
Согласно статье 33 Жилищного кодекса РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки (часть 2 статьи 33).
Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу 1 марта 2005 года, были также предусмотрены социальные гарантии по предоставлению вне очереди жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (пункт 2 статьи 57, в редакции, действующей до 01 января 2013 года).
В силу статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Абзацами 2 и 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ предусмотрено, что жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года 159-ФЗ).
Предоставление жилого помещения по договору социального найма (найма) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как ранее носило, так носит и в настоящее время заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных ЖК РФ, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.
По смыслу вышеуказанных положений Закона заявление о включении его в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением должно было быть подано истцом не позднее достижения возраста 23 лет (01.07.2000).
Пункт 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР предусматривал заявительный характер реализации права на предоставление жилого помещения для данной категории граждан.
Доводы апеллянта о том, что ненадлежащее исполнение дирекцией школы-интерната, органами опеки, обязанностей по защите его жилищных прав, является уважительной причиной, по которой он своевременно не был поставлен на учет, несостоятельны.
Из материалов дела усматривается, что Иваськив Е.В. имел возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого. Каких-либо объективных причин, которые можно рассматривать как уважительные причины, препятствующие истцу обращению с заявлением к ответчику как до достижения им 23 лет, так и далее, судом не установлены.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013 г., указано, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Законом меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому судам надлежит выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными суды удовлетворяют требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.
Таким образом, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
С заявлением о включении в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории детей, оставшихся без попечения родителей, и об обеспечении жилым помещением истец к ответчику либо в уполномоченный орган по прежнему месту жительства не обращался до достижения возраста 23 лет, доказательств уважительности причин, по которым истец не мог быть своевременно поставлен на учет, суду не представлено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит правильным вывод суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что вынесенным решением нарушаются его права, являются несостоятельными.
Из материалов дела следует, что Иваськив Е.В. не состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Доказательств того, что истец до достижения 23-летнего возраста обращался за постановкой на соответствующий учет граждан, но ему было в этом необоснованно отказано, в материалы дела не представлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не учел Постановление Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 N 397, которым утверждены Правила формирования списка постановки на учет лиц из категории детей, оставшихся без попечения родителей, которые достигли возраста 23 лет, к которым относится истец, основаны на ошибочном толковании указанного Постановления, согласно которому регламентированы Правила включения в список указанной категории граждан, которые по объективным причинам, в том числе подтвержденным решением суда, не были включены в список, хотя имели на это право, а не потому, что они сами до достижения возраста 23 лет не реализовали свое право.
Непривлечение к участию в деле органов опеки, опекунов истца, Минсоцтруда РК в качестве третьих лиц на правильность выводов суда не влияет. Кроме того, истец с таким ходатайством к суду первой инстанции не обращался.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке. Доводы апелляционной жалобы, как и позиция истца в суде первой инстанции, основаны на неправильном понимании и толковании норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 12 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Иваськива Е.В. – без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 03 августа 2021 года.
Председательствующий
Судьи