Решение по делу № 33а-6686/2020 от 31.08.2020

УИД 38RS0016-01-2020-001080-72

№ 33а-6686/2020

Судья 1 инстанции Кайзер Н.В.

Судья-докладчик Усова Н.М.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

4 сентября 2020 г.                             г. Иркутск

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Медведевой Н.И.,

судей Бутиной Е.Г., Усовой Н.М.,

с участием прокурора Валеевой Ю.Р.

при секретаре судебного заседания Ореховой Е.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-661/2020 по административному иску Галайбиды Виталия Владимировича к Нижнеилимской территориальной избирательной комиссии о признании незаконным и отмене решения Нижнеилимской территориальной избирательной комиссии от 10 августа 2020 г. № 173/1347

по апелляционной жалобе Галайбиды Виталия Владимировича на решение Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 20 августа 2020 г.,

установила:

в обоснование административного иска указано, что Галайбида В.В. дал согласие баллотироваться кандидатом на должность главы Новоигирминского городского поселения, предоставив 21.07.2020 в территориальную избирательную комиссию (далее ТИК) все необходимые документы. Поясняет, что он открыл счет в банке, ему выдали один экземпляр подписного листа, поскольку он является самовыдвиженцем.

03.08.2020 административному истцу выдали подтверждение о приёме документов для регистрации на должность главы Новоигирминского городского поселения.

После принятия подписных листов, член избирательной комиссии проинформировала административного истца о неправильном сборе подписей, поскольку графы 2, 3, 4, 6 и 7 должны заполнять сами избиратели. При этом пояснила, что о неправильном заполнении подписных листов ей стало известно только 01.08.2020.

О том, что Галайбида В.В. не допущен к выборам, административный истец узнал из телефонного разговора с председателем ТИК.

Полагает, что ТИК обязана была проинформировать его о правильном заполнении подписных листов.

Считает, что неважно, чьей рукой заполнены графы, поскольку заполнение граф 2, 3, 4, 5 одной рукой и одним почерком является более логичным и разборчивым.

С учетом уточнения просил суд признать незаконным и отменить решение Нижнеилимского ТИК от 10.08.2020 № 173/1347 об отказе в регистрации Галайбида Виталия Владимировича кандидатом на должность главы Новоигирминского городского поселения и обязать Нижнеилимскую ТИК рассмотреть вопрос о регистрации Галайбиды В.В. в качестве кандидата на должность главы Новоигирминского городского поселения.

Решением Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 20.08.2020 в удовлетворении административного иска Галайбиды В.В. отказано в полном объёме.

Не согласившись с постановленным решением суда административный истец подал апелляционную жалобу. В обоснование доводов жалобы указал, что размножив подписной лист в необходимом количестве, он сам стал собирать подписи и определил, что форма выданного ему образца для сбора подписей не пригодна, так как имеет узкие строчки для заполнения. В связи с чем, сохранив форму, он увеличил строки по ширине.

Собрав необходимое количество подписей, он принес их в ТИК. Член избирательной комиссии, при приеме подписных листов сообщила, что они неверно оформлены. На вопрос, почему ему раньше не объяснили, как собирать подписи, он получил ответ, что они сами об этом узнал три дня назад. Таким образом, члены ТИК так же не знали об изменениях, внесенных 23.05.2020 в Федеральный закон № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

07.08.2020 он узнал, что ему отказано в регистрации в качестве кандидата. Полагает, что отсутствие информации по верности заполнения подписных листов является недоработкой ТИК, к которой также относит и выдачу ему подписного листа в формате, в котором практически невозможно производить запись из-за узких строчек.

Указывает, что сведения о судимости не скрывал. Судимым не являлся. Обращает внимание, что ранее трижды участвовал в выборных кампаниях, однако ТИК не указывал в качестве оснований для отказа в регистрации наличие скрытой судимости.

Ссылаясь на достоверность подписей в представленных им подписных листах, считает признание их недействительными результатом недоработки ТИК.

Просит решение Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 20.08.2020 по данному административному делу отменить и удовлетворить административный иск в полном объёме.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор Нижнеилимского района Иркутской области Грищенко С.А. и председатель Нижнеилимской ТИК Юмашев Н.И. просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Руководствуясь ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие административного истца Галайбиды В.В., административного ответчика Нижнеилимской ТИК, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела, представивших заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Заслушав доклад судьи, заключение прокурора, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67-ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ (далее Федеральный закон № 67-ФЗ) решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

В силу ч. 10 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.

В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном ст. 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 ст. 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

В соответствии с п. 1 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии в том числе необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с п. 17 данной статьи).

В соответствии с пп. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

Аналогичная норма содержится в п. 7 ч. 1 ст. 63 Закона Иркутской области от 11.11.2011 № 116-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области» (далее закон Иркутской области № 116-ОЗ).

Согласно п. 3 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.

По результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (п. 6.1 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ).

Недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи (п. 6.3 п. 6.1 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ).

Недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, участниками референдума, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, внесенных в этот подписной лист, а также если фамилия, имя, отчество указаны избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи; пп. «л» п. 6.4 п. 6.1 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ.

В соответствии с пп. «д», «е» п. 24 ст. 38 основаниями для отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата; сокрытие кандидатом сведений о судимости, которые должны быть представлены в соответствии с пунктом 2.1 статьи 33 настоящего Федерального закона.

    Судом установлено, что решением Думы Новоигирминского городского поселения № 104 от 18.06.2020 года на 13.09.2020 года назначены выборы главы Новоигирминского городского поселения.

На основании решения Избирательной комиссии Иркутской области от 14.12.2015 г. № 100/1164 сформирована Нижнеилимская ТИК.

    Решением Нижнеилимской ТИК от 19.06.2020 № 156/1177 и приложением к нему определено количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата на должность главы Новоигирминского городского поселения – 40 подписей или 0,5 процента от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории данного муниципального образования. Максимальное количество подписей составляет 44. Пунктом 2 указанного решения установлено, что проверке подлежат все подписи избирателей и соответствующих им данным об избирателях, содержащихся в подписных листах, представленных для регистрации кандидатов.

    Как следует из материалов дела, 21.07.2020 Галайбида В.В. выразил свое согласие баллотироваться на должность главы Новоигирминского городского поселения как кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, представив необходимые документы для регистрации, а также подписные листы избирателей в количестве 9 штук, сброшюрованные в 1 папку, всего 44 подписи.

    Согласно итоговому протоколу проведения проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата на должность главы Новоигирминского городского поселения Галайбиды В.В. от 05.08.2020, в результате проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей, представленных в поддержку выдвижения кандидата, рабочей группой, созданной решением Нижнеилимской ТИК от 19.06.2020 № 156/1171, установлено следующее: количество заявленных подписей избирателей 44, количество представленных подписей избирателей 44, количество проверенных подписей избирателей 44, количество подписей избирателей, признанных недостоверными и (или) недействительными 44 (100%), количество достоверных подписей 0.

Согласно ведомости проверки подписных листов, рабочей группой выявлено 44 недействительные подписи (папка 1 лист 1-8 строка 1-5, папка 1 лист 9 строка 1-4), поскольку дата внесения подписи выполнена не избирателем.

В ответе ГУ МВД России по <адрес изъят> Номер изъят от Дата изъята на запрос Нижнеилимской ТИК, указано, что по данным ИЦ ГУ МВД России по Иркутской области, Галайбида В.В., Дата изъята года рождения, осужден Дата изъята Нижнеилимским районным судом Иркутской области по Номер изъят УК РФ к 2 годам лишения свободы с применением ст.73 УК РФ, условно, с испытательным сроком 1 год. Освобожден от наказания по постановлению ГД ФС РФ от 18.06.1999 «об амнистии».

    Решением Нижнеилимской территориальной избирательной комиссии Иркутской области № 173/1347 от 10.08.2020 Галайбиде В.В. отказано в регистрации кандидатом на должность главы Новоигирминского городского поселения по основаниям, предусмотренным п.п. «д», «е» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ.

    Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, проверив доводы административного истца, исследовав подписные листы, ответ ГУ МВД России по Иркутской области на запрос Нижнеилимской ТИК, содержащий сведения о судимости Галайбида В.В., суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое решение Нижнеилимской ТИК является законным и отмене не подлежит.

    Выводы суда подробно мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности.

    Доводы апелляционной жалобы о непринятии судом во внимание доводов о том, что установленная форма подписного листа делает физически невозможным его заполнение, отклоняются судебной коллегией.

    Согласно п. 8 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 7.1 и 8 к настоящему Федеральному закону.

    Указанные нормы продублированы в абз. 2 п. 1 ст. 57 Закона Иркутской области № 116-ОЗ.

    В соответствии с примечанием к приложению № 8 Федерального закона № 67-ФЗ подписной лист изготавливается для заполнения только с одной стороны и должен содержать пять строк для проставления подписей избирателей.

    Доводы жалобы о ненадлежащем исполнении сотрудниками Нижнеилимской ТИК своих обязанностей, повлекших предоставление административным истцом неверно заполненных подписных листов, отклоняются судебной коллегией, поскольку нормами действующего законодательства обязанность по разъяснению кандидатам требований по заполнению подписных листов на территориальные избирательные комиссии не возложена.

    Ссылка апеллянта в жалобе на незнание о наличии у него судимости, не может быть принята во внимание, поскольку ничем не подтверждена.

    Избирательное законодательство не требует от кандидата представления справки органа внутренних дел о наличии (отсутствии) судимости; указанные сведения излагаются в произвольном форме. При этом Галайбида В.В., являясь лицом, в отношении которого вынесен обвинительный приговор, не мог не знать, когда и по каким статьям Уголовного кодекса Российской Федерации он был осужден.

    В целом апелляционная жалоба повторяет доводы административного иска и не содержит обоснованных доводов о допущенных судом нарушениях норм материального и процессуального права, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, являющихся основанием для отмены или изменения решения суда, которые судебной коллегией также не установлены.

    Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

    На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда

    определила:

    решение Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 20 августа 2020 г. по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

    Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

    Судья-председательствующий    Н.И. Медведева

    Судьи    Е.Г. Бутина

        Н.М. Усова

33а-6686/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Галайбида Виталий Владимирович
Ответчики
Нижнеилимская территориальная избирательная комиссия
Суд
Иркутский областной суд
Судья
Усова Наталья Михайловна
Дело на сайте суда
oblsud.irk.sudrf.ru
31.08.2020Передача дела судье
04.09.2020Судебное заседание
10.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.09.2020Передано в экспедицию
04.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее